Влияние музыки на развитие речи ребенка
Юлия Мамаева
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста
Влияние музыки на речевое развитие детей.
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.
В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».
В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.
Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник,так как выполняет сразу несколько функций:
1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.
2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи.Например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д.
Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.
Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
• Например, упражнение для детей младшего и среднего возраста:
ДВЕ ТЕТЕРИ
Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.
Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.
Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,
Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»
Улетели. Помахать руками
• Для детей старшего возраста:
«Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,
Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).
Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,
Указательный – в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,
Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,
Безымянный – притаился
(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).
А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!
(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)
Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)
Надо цепь нам разорвать.
Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.
Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.
Например:
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например: “Жаба Квака” (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
“Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.
«ТРАКТОРА» (Для старших дошкольников).
Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.
Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.
Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом
Из колхозного двора
Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг
Будем землю пахать, выделяют ударные слова
Будем рожь засевать, сильным притопом
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП» (Для младшего и среднего возраста).
Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.
Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой (см. ноты ниже).
Мы ногами топ-топ, топают
Мы руками хлоп-хлоп, хлопают
Мы глазами миг-миг, подмигивают
Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики
Раз – присели, два – привстали, пружинка
Раз, два, приставной шаг влево
Раз, два приставной шаг вправо
Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над головой
В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.
Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.
Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
Вольского муниципального района «Детский сад № 20 «Островок»
г. Вольска Саратовской Области»
Влияние музыки на развитие речи дошкольников
(панорама опыта работы)
Выступление на педагогическом совете
Подготовила
музыкальный руководитель первой категории Казакова Ю.В.
Музыка и музыкально-художественная деятельность — это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть.
Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.
Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.
Музыка – это, прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В младшем возрасте педагог сам рассказывает об услышанном, а в старшем возрасте ребенок самостоятельно высказывается о содержании музыки, о ее характере. Старшие дети сами придумывают небольшие рассказы или истории из жизни, связанные с тем или иным музыкальным произведением. Тем самым у ребенка обогащается словарный запас, связная речь (т.е. не просто отдельными словами, а предложениями).
Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим.
Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.
Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка. В решении коррекционных задач слушание музыки оказывает действенную помощь.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.
При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности (какое? – лучистое). Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляются.
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
В музыкальном воспитании есть еще один раздел, где речь ребенка является одним из самых важных факторов – это театральная деятельность. Здесь ребенок может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребенка здесь играет огромную роль. Поэтому при разучивании сценки педагог уделяет большое внимание не только на эмоции, на движения, но и на правильную речь.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.
Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.
Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.
Исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: лисичка — хитрая и кокетливая, медведь — неуклюжий, но добрый и т. д. Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу образа. А по окончании танца, дети рассказывают, почему был создан тот или иной образ. Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям детей и имеют сюжетно — образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песен или смысл новых слов.
Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Помимо занятий, колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.
Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость. На моих занятиях всегда царит доверительная обстановка. Дети не боятся высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки.
Понимая важность воздействия музыки на речь детей, мы выделяем музыкально – коммуникативную детскую деятельность как одну из эффективных в речевом развитии дошкольников. В своей работе мы решаем следующие задачи:
- развивать у детей умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
- развивать все компоненты устной речи детей;
- развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память;
- совершенствовать развитие общей и мелкой моторики;
- развивать артикуляционные движения;
- развивать мелодико — интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
Для успешного решения данных задач за основу работы по речевому развитию в музыкально — коммуникативной деятельности беру погружение в лексическую тему на основе музыкального материала, многократность повторения речевого материала в разных формах музыкально — коммуникативной деятельности: беседах, речевых ситуациях, играх с правилами, придумывании и отгадывании загадок.
Используемая литература:
- Н.Г. Кононова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников;
- О.С. Боромыкова. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением;
- Г.А .Волкова. Логопедическая ритмика;
- М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей;
- Н.А. Ветлугина. Художественное творчество в детском саду.
- Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.
Источник