Влияние музыки на развитие ребенка в раннем возрасте
Влияние музыки на развитие детей раннего возраста.
Дети очень близки к Природе, и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача родителей – помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни.
Музыка – воображение – фантазия – творчество – таков путь, идя по которому, ребенок развивает свои духовные силы.
Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником воспитания.
Музыка – одно из средств самовоспитания и могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыка пробуждает энергию мышления даже у самых инертных детей.
Музыкальное воспитание способствует:
– развитию эмоций;
– развитию речи;
– развитию движений;
– обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.
По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10 – 12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4 – 5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям человеческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
На втором году жизни при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
У детей 3 – 4 лет повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений; в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; быстрая или медленная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие, на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижном танце.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация Huawei u8150 ideos nokia 5800 ameres.ru. . Самый дешевый товар, которые производит швейная фабрика продается только в этом магазине. .
Шестой и седьмой год жизни – это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
«Душа ребенка – это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» – писал В. А. Сухомлинский
Источник
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания.
В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, – не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души…» [1, с. 12]. Действительно, восприятие является одним из ведущих видов детской музыкальной деятельности. Оно доступно детям с самого рождения, хотя, как показывают современные исследования психологов, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном периоде.
Ребенок может быстро овладеть музыкальным языком, если будет находиться в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, будет испытывать потребность в ней, любить и понимать музыку.
Примечательно, что если для взрослого человека вся музыкальная деятельность, по определению Б.В. Асафьева, – это триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителями и восприятия слушателями, то для детей первичным является именно восприятие музыки. У детей особенности восприятия зависят от личностных качеств ребенка, внешних условий, а также самого прослушиваемого музыкального произведения.
Музыка может восприниматься различными способами. Так, например, Морис Мартено предложил следующую классификацию:
– «пассивное восприятие – ребенок слышит звук радио, но занят другим делом;
– частично активное восприятие – малыш слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения;
– активное, когда ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее или, слыша мелодию, начинает танцевать» [цит. по 3].
Сколько и как надо слушать музыку в раннем детстве? Действительно ли активное восприятие может проявляться у ребят в столь раннем возрасте? Данные вопросы находят порой противоречивые ответы у исследователей.
В каком количестве можно слушать музыку на занятиях, имея в виду целенаправленное прослушивание произведений?
Н.А. Метлов говорил о недопустимости использования на одном занятии нескольких произведений, но в настоящее время психологами доказано обратное, чем больше дети слушают музыку, тем лучше.
В раннем возрасте дети любят повторять, просят вновь прослушать то, что им понравилось, поэтому возникает некоторая цикличность прослушивания произведений, и в целом за учебный год дети осваивают большое количество музыкальной литературы.
Существует музыка, написанная композиторами специально для детей.
Доступными и наиболее распространенными для детей раннего возраста являются темы природы и животного мира. Издавна тема природы в творчестве композиторов является одной из самых поэтичных и любимых. Даже «взрослая музыка» неоднократно рисует природу во всем ее многообразии. «Эхо» О. Лассо, «Музыка на воде» Г. Генделя, «Времена года» А. Вивальди, миниатюры «Кукушка» Л. Дакена, «Курица» Ж. Рамо, некоторые симфонии И. Гайдна «Утро», «Полдень», «Вечер», «Медведь»; «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, а также произведения романтиков – Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Карнавал животных» К. Сен-Санса; Дебюсси «Танец снежинок», Римского-Корсакова «Полет шмеля» и множество других произведений. Из поколения в поколение откристаллизовались определённые звукоизобразительные приёмы. Наиболее типичным стало звуковое подражание голосам животных и птиц, шумам природы с помощью использования различных специфических штрихов, динамики, различных мелизмов, необычной изысканной ритмики и акцентуации. Эти средства выразительности оказались востребованными и в сфере детской музыки. Так, в «Песне жаворонка» из «Детского альбома» П.Чайковского, «Соловье» А. Алябьева имитируется пение и характерные переклички птиц, как и во «Временах года» А. Вивальди, и в пасторалях Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Дж. Россини. А нисходящий терцовый ход – «кукушкин голос», особая примета и характеристика и в «Кукушке» Л. Дакена, и у К. Сен-Санса «Кукушка в глубине леса» из «Карнавала животных». В таких произведениях дети легко решают предлагаемые задачи: почувствовать общее настроение музыки, выделить в ней звукоизобразительные моменты, услышать яркие средства музыкальной выразительности, определяющие характер того или иного музыкального образа. Дети хорошо слышат звукоподражание в пьесах «Куры и петухи» и «Персонажи с длинными ушами» К. Сен-Санса или «Маленький беленький ослик» Ж. Ибера.
Миниатюры, сочетаемые по принципу контрастности, например «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского, «Веселая песня», «Грустная песня» Е. Подгайца, «Антилопы» и «Черепахи» К. Сен-Санса, помогают педагогу в развитии речи у детей, поиске слов, при определении характеристик произведений. Обязательно педагог подтверждает свои слова наглядными средствами, движениями, мимикой или тактильными прикосновениями («нежная мелодия», «злая», «сердитая» и т.д.)
Поскольку восприятие классической «взрослой» музыки функционирует как самостоятельная часть занятия, то необходимо определить все этапы работы при слушании музыки.
Можно выделить три этапа работы, которые помогают структурировать и организовать процесс слушания музыки на занятиях. Каждый из этапов несет свою функциональную нагрузку и потому должен быть использован.
Подготовительный этап. Важно создать соответственную атмосферу перед прослушиванием, потому что внимание детей раннего возраста неустойчиво, легко рассеивается. Музыка не звучит «невзначай», напротив, дети должны приготовиться услышать ее. Это не просто, поскольку естественная подвижность детей, желание двигаться под музыку в данном случае являются помехой. При первом ознакомительном прослушивании детям не следует ничего говорить. Но обязательно нужно их настроить на восприятие. Удобная посадка на стульчиках или по возможности на ковре – вот то расположение, которое позволяет детям настроиться на ожидание сказки, новой истории. Например, можно на занятиях перед прослушиванием выключать основной свет, создавая таинственное освещение, что также помогает настроиться ребятам на «сказку». Самое главное в любом возрасте перед началом прослушивания «услышать тишину». М. Смирнова приводит удивительно точные слова Г. Нейгауза о роли тишины: «Звук должен быть окутан тишиной, он должен покоиться в тишине как драгоценный камень в бархатной шкатулке» [цит. по 6, с. 106].
Этап восприятия музыки. Музыкальное произведение звучит в аудиозаписи или в живом исполнении педагога. Качество исполнения должно быть достаточно высоким, иначе, получая «некачественную» музыку, дети будут получать негативные эмоции. Большая часть репертуара существует в различных интерпретациях, в разных исполнительских составах, существуют оркестровые и фортепианные версии одних и тех же произведений.
Оценочный этап. Одним немаловажным фактором в процессе слушания музыки, является отсутствие оценочной деятельности до прослушивания произведения. Дети сели, приготовились, звучит музыка, и после окончания звучания произведения педагог может показать картину или игрушку, прочитать стихотворение, т.е. использовать наглядные материалы.
В младшем возрасте, когда дети имеют очень маленький жизненный и музыкальный опыт, весьма велика доля наглядных (наглядно-зрительных) и практических методов и приемов, но в то же время нельзя ими злоупотреблять, нужно дать возможность развитию детского воображения.
О чем следует сказать после прослушивания? Педагог спросит у ребят: «О чем рассказал композитор?» И как подсказку, как помощь в подтверждение детских высказываний покажет ребятам иллюстрацию, подобранную к произведению, отражающую программное или эмоциональное содержание произведения. Часто на помощь приходит игрушка, в зависимости от прослушанного произведения. Дети не могут в полной мере описать то, что они услышали, прочувствовали, но педагог все равно должен оставить право первого слова за ними. Поскольку в настоящее время большинство детей двух лет еще не разговаривают совсем, то педагог ведет диалог от их лица, задав вопрос, сам отвечает на него. Следует постоянно мотивировать детей к ответу, соглашаться или не соглашаться им с мнением педагога, но в любом случае вызывать их ответную реакцию.
При повторном прослушивании, как правило, используется двигательная активность детей для лучшего запоминания и отражения характера произведения. Двигаясь под музыку, ребенок переживает ее как процесс, имеющий начало, развитие и логическое завершение, поэтому большинство музыкальных произведений и после прослушивания используется в других разделах занятий: музыкально-ритмических упражнениях, музыкально-дидактических играх, импровизациях на детских музыкальных инструментах. Задачи при этом могут быть различными.
Например: «Кенгуру» из «Карнавала животных» Сен-Санса. При первом прослушивании ребята рассматривают открытку с изображением кенгуру. Затем дается установка педагога: «Прослушать и определить, что хочется делать под такую музыку?» Ребенок слушает несколько секунд и затем срывается с места. Можно, напротив, заострить внимание на прыжках, музыка будет звучать фоном. В любом случае, после нескольких таких прослушиваний малыш четко запоминает, что это прыгает не зайка, а кенгуру. Как правило, сказать об этом он не может, но его ноги начинают двигаться соответственно характеру произведения! Итак, занятия по слушанию музыки предполагают три этапа работы: подготовительный, связанный с созданием атмосферы прослушивания; само слушание музыкального произведения; оценочная деятельность условно аналитического плана.
В конце учебного года, за время которого прослушалось много интересного музыкального материала, можно устроить для детей конкурс «Угадай мелодию».
Хочется надеяться, что свои приобретенные навыки дети будут использовать в обучении своих родителей и близких культуре слушания музыки, культуре музыкального восприятия.
Литература
1. Метлов Н.А. Музыка детям. М., 1985.
2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
3. Лупан С. Поверь в свое дитя. Гл.10 [электронный ресурс] https://www.znaniesila.com/2007/03/23/sesil_lupan_pover_v_svoe_ditja.html
4. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. М., 2001.
5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М., 2000.
6. Смирнова М. Система воспитания Древнего Востока и современность / Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы исто-
рии, теории, психологии, методологии // Научно-практическая конференция 25-29 октября 1994 г. М., 1997 РАМ им. Гнесиных.
Источник
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста-это важная составляющая в воспитании ребёнка и его общем развитии. Необязательно ставить перед собой твёрдую цель, чтобы ваш кроха стал выдающимся музыкантом. Задача родителей-привить любовь малыша к музыке, показать многогранный мир прекрасных звуков, научить слушать и наслаждаться музыкой. А если вдруг вы заметите одаренность вашего карапуза и его заинтересованность в этой сфере, то необходимо развивать талант, который подарила сама природа.
Влияние музыки на детей. Польза музыки
Психологи считают, что малыш, находящийся в утробе матери уже слышит звуки. Самые четкие и дорогие для него-это голос мамы и её сердцебиение. Еще до рождения карапуза можно начинать заниматься музыкальным развитием: петь песни и слушать правильную музыку.
Многие мамы, находясь в положении, могут заметить, что их малыши в животике могут по-разному реагировать на ту или иную мелодию: кто-то чувствует активное шевеление, кто-то наоборот чувствует, что кроха успокоился. Музыка до рождения способствует развитию различных эмоций. Специалисты отмечают, что дети, которым мамы включали преимущественно классические произведения, осваивают различные навыки значительно лучше.
Когда малыш появляется на свет, он положительно реагирует на знакомые звуки, чувствуя себя в безопасности. Рекомендуется включать малышам спокойную и негромкую музыку как можно чаще.
Некоторые родители ошибочно полагают, что музыкальное развитие детей не имеет никакой пользы для ребёнка. Однако, музыка является важным пунктом в воспитании детей дошкольного возраста. Она благоприятно влияет на психическое и физическое развитие малыша, на его речь, нервную систему.
Польза музыки:
Музыка оказывает положительное влияние на творческие способности малыша. Она помогает развивать фантазию и воображение. Сначала различные мелодии способны вызвать у крохи определённые эмоции, затем малыш может представлять себе образы, а после и изображать на бумаге свои личные ассоциации от прослушанной музыки.
- Музыкальное развитие детей не обходится без прослушивания классической музыки. Ее полезно слушать всем и в любом возрасте. Классика развивает эстетический вкус, музыкальный слух и чувство ритма.
- Прослушивание звуков природы (шелест листьев, пение птиц, звук дождя и тому подобное) успокаивают и убаюкивают малыша.
- Детям, с которыми занимались музыкальным развитием, легче изучать точные науки и иностранные языки.
- Благодаря музыкальному развитию дети становятся более общительными и легче находят общий язык с другими людьми. Если ребенок учится играть на музыкальном инструменте, то такие занятия учат трудолюбию и терпению, воспитывается сила воли.
- Музыка помогает привить любовь ребенка к доброму и прекрасному, расширяет кругозор и развивает интеллект.
Что и как слушать
Безусловно, музыка является одним из факторов, который влияет на эмоциональное состояние человека. Психика у малышей отличается особой нежностью, поэтому молодым родителям важно понимать, какую музыку включать для своего ребёнка.
Прослушиванию музыкальных композиций для детей младшего возраста рекомендуется отводить не более 1 часа в день. Это время можно разделить: например, в первой половине дня включать на полчаса веселые и бодрые песни, а вечером-полчаса спокойной музыки. Включайте музыку во время физических упражнений, или когда делаете зарядку.
Не следует ставить громкость на максимум, поберегите слуховой аппарат малыша. Дети хорошо реагируют на высокочастотный звук, поэтому старайтесь исключить музыку с низкочастотной мелодией.
Не давайте ребёнку наушники! Такой аксессуар негативно влияет на развитие слухового аппарата.
Не торопитесь знакомить своего карапуза с такими музыкальными направлениями, как рок и транс. Эти стили слишком тяжелые для утонченной психики малыша.
Сегодня в мире музыки огромное количество различных стилей, и не все из них подойдут маленькому слушателю. Рассмотрим основные направления, которые будут полезны для прослушивания с детьми младшего возраста и его музыкального развития.
- Классическая музыка остаётся самой полезной и важной не только для детского прослушивания, но и для взрослых. Включайте классику, как можно чаще. Доказано, что музыка Моцарта, Вивальди, Бетховена и других классических композиторов оказывает положительное воздействие на процессы в организме детей, психо-эмоциональное состояние. Дети, которые слушают классическую музыку становятся более терпимы по отношению к окружающим людям. Рок и реп, наоборот, способствуют повышению агрессии.
- Народные песни. Также как и классика показана для детского прослушивания. У ребёнка расширяется кругозор и представление о собственном народе и о своей родине.Такой жанр благоприятно влияет на детскую, ещё неокрепшую психику, способствует духовному развитию.
- Колыбельные. Испокон веков мамы и бабушки всегда напевали малышам колыбельные песни. В настоящее время этот вид музыки все также популярен.Приятные, спокойные колыбельные песни благоприятно влияют на нервную систему малыша, способны успокоить и подготовить ко сну.
- Для музыкального развития детей отлично подойдут бодрые и веселые ритмы. Включив песню из знакомого мультфильма, можно устроить совместные танцы. Тем самым малыш получает позитивные эмоции, радостный настрой.
Конечно, у ребёнка в дальнейшем будут появляться определенные предпочтения в музыке. С точки зрения педагогики и гуманности, не нужно запрещать ребёнку слушать тот или иной жанр.
Нельзя ограничивать свободу выбора своего чада. Такие запреты могут только лишь привести к различным проблемам и конфликтам в семье. Но все-таки в раннем возрасте малыша, отдавайте своё предпочтение вышеуказанным жанрам, тем самым формируя правильное восприятие и понимание музыки.
Развитие музыкально творческих способностей детей
Многие родители полагают, что если в семье нет музыкально одаренных родственников, то и заниматься с ребёнком музыкой смысла нет.
Сам по себе навык если и проявится, то в очень незначительной степени. Любое творческое начало очень важно развивать. И родители играют огромную роль в формировании творческих способностей.
Необязательно стремиться сделать из своего ребёнка второго Моцарта. Достаточно лишь уделять время своему малышу и развивать его в различных направлениях. Чем больше и разнообразнее способы развития вашего чада, тем больше вероятности, что он найдёт свое место в жизни и станет настоящим профессионалом своего любимого дела.
Музыкальное развитие детей не является исключением и очень важно уделить внимание данному способу, как можно раньше.
Ранее музыкальное развитие ребёнка способствует формированию правильного восприятия музыки. Родителям следует показать малышу, какая красивая бывает мелодия, привить любовь к музыке. Каждому возрасту соответствует определенный этап в музыкальном развитии.
Музыкальное развитие детей с рождения до 2 лет
Слуховое восприятие новорожденного намного лучше развито, чем зрение. Ещё находясь в утробе матери, малыш прекрасно слышит её голос. Дети хорошо повторяют речь людей, звуки животных. Исследователи доказали, что детский лепет одинаковый у всех малышей вне зависимости от их национальности.
Самый первый музыкальный инструмент для младенца-это всем известные погремушки. Они воспроизводят разнообразные звуки: звонкие, глухие, трескучие. Покупайте своему крохи различные погремушки, сравнивайте звучание.
Помимо погремушек, существует и огромное количество разнообразных музыкальных игрушек. При покупке очень важно обращать внимание на то, чтобы звук был качественный.
Малышам рекомендуется петь колыбельные песни перед сном, а во время бодрствования включать бодрые и веселые песни. Детям с двух лет можно предложить самостоятельно выбрать песню из предложенных вами. Например, перед зарядкой пусть малыш сам выберет понравившуюся песню или мелодию.
Дайте крохе понять, что значит двигаться под музыку. Включите бодрую песню и изобразите марш или наоборот, под спокойную мелодию плавно двигайтесь.
Музыкальный репертуар для малышей должен быть разнообразным. Помимо различных песен из известных мультфильмов, дети отлично воспринимают легкую джазовую музыку («summertime» Дж.Гершвина, «Осанна», музыкальные композиции Вебера).
Для малышей и взрослых полезно слушать звуки природы (пение птиц, журчание ручейка, шелест деревьев, треск костра).
Всегда обсуждайте с ребёнком услышанное, интересуйтесь, что ему понравилось больше и какие эмоции возникают у малыша. Может случится и так, что кроха испытывает негативные эмоции.
Развитие музыкой детей с 2 до 4 лет с помощью музыкальных инструментов
В этот период жизни малыша можно знакомить с первыми музыкальными инструментами.
Барабан. Такой музыкальный инструмент точно оценит каждый ребёнок. Предложите малышу постучать ручкой, затем пальчиками. Отбейте вместе с малышом ритм. Хотя для карапуза такие действия ещё сложные, но с помощью данных упражнений вы заинтересуете кроху. Палочки лучше пока убрать, чтобы ребёнок не травмировался.
Бубен. Принцип барабана, только ещё добавляются звенящие кольца. Покажите ребёнку, что звук может сопровождать любую песню. Делайте удар на те слоги в словах, которые звучат более четко (в траве сидел кузнечик, совсем как огуречик). Добавить звон бубенчиков можно на протяжные гласные звуки (крыла-а-а-тые каче-е-ели летят, летя-а-а-ат, летя-а-ат).
Очень хорошо на таких инструментах развивать чувство темпа и ритма у малыша. Для этого подойдут быстрые песни, например «танец маленьких утят» и «а может быть ворона» и медленные «песенка водяного», «колыбельная медведица». Показывайте малышу ритм таких песен, стуча пальцами по барабану или бубну.
Также можно отлично продемонстрировать ритм на примере шагов (топ-топ), увеличивая и уменьшая скорость.
Ложки. Таким музыкальном инструментом пользоваться уже сложнее. Потребуется время, чтобы малыш научился держать их правильно и извлекать звук. Возьмите две деревянные ложки, сложите их тыльной стороной друг к другу, а кончики зафиксируйте резинкой. Держать необходимо ложки за кончики, но не крепко. Сначала малышу будет достаточно трудно контролировать силу, необходимо добиться расслабленного состояния руки.
Такой музыкальный инструмент подходит не только для народных песен, но и для других ритмичных произведений («антошка»).
Металлофон. Звучание от такого инструмента разнообразное и звонкое. Здесь также важно держать палочку правильно, сильно не сжимая, иначе звук не получится чистым.
Во всех музыкальных процессах важно и пение. Дети любят подпевать знакомым песням. Обычно у них ещё нет страха к пению вслух. Пойте вместе, хвалите ребёнка. Такое занятие отлично поднимает настроение, малыш получает массу позитивных эмоций.
Музыка для развития детей 4-6 лет
В 4 года дети все также любознательны. В этот период уделите особое вниманию прослушиванию музыкальных композицией. У ребёнка уже сформировался определённый опыт, он уже разбирается в некоторых музыкальных инструментах, и с легкостью может определить звучание того или иного инструмента в мелодии.
В этом возрасте можно знакомить малыша с другими музыкальными инструментами, расширяя его кругозор. Можно включить звучание различных инструментов, а на изображении показать, как они выглядят. Например, из группы клавишных, это пианино; духовые инструменты-труба или флейта.
Походы в консерваторию дадут хороший толчок для начала творческого пути в мире музыки. Также можно совместно просматривать видеозаписи, обсуждая и анализируя увиденное. Узнайте у малыша, каков был ритм и темп у произведения.
Ребёнка можно познакомить с такими понятиями как «минор» и «мажор», «стаккато» и «легато». Не так сложно объяснить малышу значение этих слов: минор-это грустно, мажор-радостно. Скажите малышу, что если во время прослушивания композиции хочется плакать, значит он услышал минорный звукоряд («танец маленьких лебедей»), а если музыка вызывает радость, значит-мажорный («чунга-чанга»). Стаккато-резкое и отрывистое звучание («улыбка»), легато-плавное и замедленное («во поле березка стояла»).
После 4 лет можно даже попробовать с малышом заниматься медитацией под музыку. Приготовьте для своего крохи уютное тёплое местечко, приглушите свет. Включите спокойную и негромкую музыку, объясните малышу, что необходимо закрыть глаза, расслабиться. Начинайте рассказывать добрую историю под тихое звучание мелодий. Заниматься медитацией можно по 20-30 минут. После чего предложите ребёнку нарисовать то, какие образы он представлял, каких он выдел главных героев. Только рассказывайте простую историю, не осложняйте различными событиями. Если малыш не хочет рисовать, просто обсудите с ним ваш рассказ. Такое совместное времяпровождение способствует тёплым взаимоотношениям в семье, ребёнок чувствует себя любимым и счастливым.
С 5 до 6 лет необходимо приступить к воспроизведению музыки. Дети очень любят пошуметь. Создайте домашний оркестр, инструменты можно изготовить самостоятельно из различных банок, коробок и т.д. Подойдёт любой предмет, из которого получится извлечь звук. Включите фоновую музыку и играйте все вместе под её ритмы. Наверняка, у малыша сразу ничего не получится, и он просто будет стучать по предметам. Но не нужно отвлекать малыша, от этого занятия он получает эмоциональное удовольствие. Со временем, ребёнок научиться следовать заданному ритму и темпу.
Игры для музыкального развития детей
Собрать игрушки. Раскидайте по полу небольшие игрушки, малышу дайте коробку или другую емкость. Попросите ребенка собирать игрушки под звучание музыки. Как только музыка останавливается, нужно прекратить собирание игрушек. Затем вместе посмотрите, посчитайте, сколько игрушек карапуз успел собрать. Возможно, принцип такой игры малыш не сразу поймет, играйте таким образом вместе.
Тихо-громко. Включите музыкальное произведение, регулируя звук: делайте то тише. то громче. Также можно и петь ребенку, меняя громкость своего голоса.
Угадать звук. Если у вас есть несколько музыкальных инструментов (например, гитара, барабан, ложки). Сначала поиграйте на инструментах вместе с малышом, дайте ребенку самостоятельно изучить звук каждого их них. Затем попросите карапуза отвернуться или закрыть глаза. Поиграйте только на одном из этих инструментов и спросите кроху: “Что звучало?”. Если малышу трудно угадать, то в этом случае поиграйте, чтобы ребенок видел, затем переложите инструмент и спросите, на чем вы сейчас играли.
Разные звуки. Возьмите какой-нибудь предмет. например, ложку. Ходите с малышом по всему дому, стучите ложкой по различным поверхностям, изучая разное звучание. Такая игра способствует развитию слухового восприятия.
Разные мелодии. Включайте малышу различные песни, музыку. Понаблюдайте за крохой и за его эмоциональным состоянием. Узнайте, какая песня ему понравилась больше.
Как выявить музыкальные способности у ребенка
Если у ребенка есть определенные способности и талант в музыкальной сфере, то выявить их необходимо как можно раньше и развивать в правильном направлении.Как узнать, обладает ли ваш малыш музыкальным талантом?
- Беседуйте с ребенком. После посещения музыкального мероприятия, расспрашивайте малыша о его эмоциях, понравилось ли ему, что конкретно понравилось, а что нет, какой музыкальный темп он услышал и т.д. После таких обсуждений родителям станет ясно, есть ли у малыша интерес к музыкальному творчеству.
- Понаблюдайте за карапузом. Если малыш легко запоминает четверостишия, любит танцевать, петь, пытается таким образом привлечь к себе внимание, то скорей всего, можно говорить об артистичных качествах. Можно попробовать записать ребенка в музыкальный или танцевальный кружок.
- Если у малыша присутствуют музыкальные способности, то у него поднимается настроение, услышав мелодию, начинает двигаться под музыку. Дети после 3 лет хорошо запоминают песни, некоторые даже сочиняют собственные, любят публичное одобрение.
Рекомендации родителям
Для того, чтобы у ребенка появилась любовь к музыке, необходимо с самого рождения окружить кроху правильными музыкальными произведениями.
Всегда акцентируйте внимание малыша на музыку, звучащую в мультфильмах, на улице, в торговых центрах и любых других местах.
Не включайте детям тяжелый рок, транс и композиции с низкими частотами, такая музыка негативно влияет на нежную психику малышей.Ходите со своим крохой на различные музыкальные мероприятия.
Следите за текстом песни. Его содержание не всегда малыш может понять адекватно.
Источник