Влияние музыки на развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Если Вы хотите чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.

  Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыка играет огромную роль в познании ребенком мира. Последние зарубежные исследования в области раннего развития показали, что именно музыка является мощным активатором для развития  интеллекта и способностей ребенка. Музыка способствует более активной работе всех систем в коре больших полушарий, в результате чего дети становятся более активными, развитыми, смышлеными. Именно поэтому необходимо слушать с ребенком классическую музыку во время беременности мамы и заниматься с детьми музыкой в раннем возрасте. Доказано, что дети, которые в раннем возрасте или даже еще до рождения слушали классическую музыку, имеют уровень общего интеллекта (IQ) выше, чем дети, которые были лишены такой возможности.

Всем известно, как маленькие дети любят приплясывать, притопывать, раскачиваться под звуки понравившейся им мелодии. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей слух, чувство ритма, интерес к этому виду искусства, стимулировать их потребность в творчестве.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они  развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности и фантазию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

Интеллектуальное развитие дошкольников в дошкольных учреждениях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.

Ведущая роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит восприятию музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. Профессор В.В.Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием – мышлением». Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Музыкальная деятельность включает в себя и посильное детям исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения и игры на музыкальных инструментах развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой музыкальной способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом оказывает влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

В оркестровке музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста уже сами могут решить поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки.

Танцы. Основу танцев составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности.

Стоит отметить, что занятия музыкой благоприятно влияют на успеваемость и обучаемость ребенка. Это связано с тем, что благодаря музыке у детей развивается усидчивость и улучшается восприятие информации. Во время обучения в школе такие навыки помогают достичь успехов и хорошо учиться. Ученые объясняют данное явлением тем, что при недостаточном развитии взаимосвязи между полушариями человеческого мозга появляются трудности в процессе обучения в школе. А музыка способствует усилению межполушарных связей мозга.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. На развитие всех перечисленных качеств и направлено музыкальное воспитание дошкольников.

Одна из проблем, интересующая педагогов – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального  (умственного) развития дошкольника.  Эта  взаимосвязь  была актуальна ещё в древности. Например,  занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

           Прежде чем стать для ребёнка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Музыкальный руководитель должен научить ребёнка слушать и слышать музыку, но это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.

Д. Б. Кабалевский  видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, искусство стать грамотным слушателем, человеком, которому музыка приносит  радость и высшее наслаждение, требует умения  понимать музыку, откликаться сердцем  и умом на то, что создал композитор, думать и переживать.

          Музыкальное развитие ребёнка, направленное  на понимание музыки как вида искусства, осуществляется  в различных видах музыкальной деятельности. Слушание-восприятие  способствует  формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды  деятельности (пение, музыкально-ритмическая, музицирование) удовлетворяют потребность ребёнка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Например, музыкально-ритмическая деятельность.

         Музыкальное искусство формирует потребность  в творческой преобразовательной деятельности. Важно научить ребёнка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

 Тенденцией к  «интеллектуализации  музыкальности» объясняется интерес к выявлению связи между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения ребёнка через творчество.

           Итак, создаваемые музыкальными играми условия  способствуют музыкально-творческой деятельности детей; проявлению индивидуальных творческих способностей ребёнка; пробуждению чувства достоинства, уверенности в себе, самореализации;  разностороннему формированию личности ребёнка.

 Игровые задания можно использовать в качестве самостоятельного дидактического средства обучения, поскольку их содержание и структура содержит все необходимые условия для реализации задач по музыкально-творческому и интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников.

Источник

Актуальность исследования заключается в том, что дошкольное детство является сенситивным периодом развития способностей, в структуре музыкальности ведущее место занимает такая способность как эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость формируется в активной музыкальной деятельности. Занятия музыкой являются практически основным средством музыкального воспитания детей в дошкольном учреждении. От правильности и основательности первых шагов зависит дальнейший процесс музыкального формирования ребенка.

Теоретические основы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в условия реализации ФГОС предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования.

Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. 

Современные требования системы дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Воспитатель должен:

– оперировать теоретическими понятиями образовательных стандартов;

– осуществлять реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

– организовывать взаимодействие с участниками образовательного процесса.

Одним из видов музыкальной деятельности является слушание музыки. Важность  этой  деятельности в том, что она позволяет при использовании разнохарактерных музыкальных произведений обогатить музыкальный опыт и восприимчивость  детей старшего дошкольного возраста.

Исследованием данной проблемы занимались Г.А. Вартанян, Т.А. Данилина, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и другие.

Цель работы: рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания дошкольников.

Задачи работы:

1.     Рассмотреть влияние  музыки   на  музыкально-эстетическое  воспитание детей старшего дошкольного возраста;

2.     Изучить организацию и проведение работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений;

3.     Провести анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: контрольная работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Влияние  музыки   на  музыкально-эстетическое  воспитание детей старшего дошкольного возраста

Музыка – сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное [Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения, 2015].

Музыкальное воспитание в детском саду не ставит целью раннюю профессиональную подготовку. Цель – «раскрыть окно» в этот непонятный, привлекательный звучащий мир и тем самым обогатить личность ребенка. 

Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано.

Гармонический и полифонический слух развивается значительно позже.

Можно определить, в каком настроении человек, как к собеседнику расположен. Музыкальный слух, в той или иной степени , существует у каждого человека, и кто его активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом. Музыкальное развитие в раннем возрасте подразумевает формирование музыкального слуха, благодаря которому возникает умение на интуитивном уровне различать высоту звука, его тембр, темп, динамику голоса или инструмента. На базе полученных представлений далее прививаются музыкальная память и мышление. Если родители хотят, чтоб их ребёнок имел музыкальные способности, нужно развивать эти качества, что сделать под силу каждому. Сначала дети повторяют слова не совсем правильно, потом более точно, позже вырабатывается чёткое произношение. Чем лучше музыкальный слух у малыша, тем быстрее он научится хорошо разговаривать. В более старшем возрасте музыкальное воспитание требуется для полноценного личностного развития ребёнка. Чтобы он скорее научился говорить, нужно читать ему сказки, рассказывать что-то. Для усовершенствования речи необходимо чётко произносить слова, не коверкать их и исправлять малыша, если он выговаривает звуки не правильно.

По утверждению Т.А. Данилиной: «органы чувств необходимы детям для постижения окружающего мира, потому от их развитости во многом зависит и общее умственное развитие. Слух здесь имеет одно из главных мест. Малыши очень чувствительны к внешним воздействиям, в число которых входит и музыка. Наиболее высока такая восприимчивость в возрасте от 18 месяцев до 3 лет, именно в этот период важно пробудить интерес к музыке и не упустить момент. Необходимо, чтобы ребенок понимал музыку, переживал её, воспринимал верно, и размышлял над ней» [Данилина, 2017].

Дети старшего дошкольного возраста воспитываются в подготовительной к школе группе. Название группы определяет социальное ее назначение. Развиваются умственные способности детей, обогащается музыкальное мышление. Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и настроение (веселая, грустная, ласковая). Они уже соотносят произведения к определенному жанру: бодро, радостно, тихо, немного грустно. Здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Одни дети дают лишь краткие ответы, а другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка выражает разные чувства, переживания.

Индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности. Рассмотрим следующий вид музыкальной деятельности деятельности – детское исполнительство, которое осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Его основное качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передавать настроение произведения, чистоту певческих интонаций, точность и красоту движений. Пение является доступным видом исполнительства. По мнению отечественных и зарубежных педагогов, пение имеет большое значение. 

Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая навыками пения, негромко, правильно интонируя. Разучивание и исполнение песни занимает основное место и время в обучении пению. Основная задача обучения – заинтересовать детей, привить им любовь к пению.

По определению  Г.А. Вартанян, «музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. Они соответствуют запросам детей дошкольного возраста. В основе игры чаще всего программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры. Многие музыкальные игры вначале построены на зафиксированной последовательности движений, продиктованных музыкальными средствами, а затем в игре проводятся соревнования в ловкости, быстроте движений, моменты свободной непринужденной игре» [Вартанян, 2011].

Хороводы чаще всего проводят под народные песни. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли.

Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг) – состоят из знакомых элементов движений, которые чаще всего повторяются на припев (что соответствует характеру, структуре музыкальных пьес). Методы и приемы обучения пению и ритмике в известной степени сходны между собой. В тесной связи друг с другом используются разные методы, о которых уже шла речь – наглядно-слуховой, наглядно-зрительный и словесный.

Большое значение приобретает метод упражнения, многократного повторения.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Н.П. Аникеева утверждает, что «задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей» [Аникеева, 2014].

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных ­средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку,  как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем,  их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

З.Т.Абрамова пишет: «Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам  эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности» [Абрамова, 2016].

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания  ребёнка-дошкольника.

Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности. Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника получает ребенок дополнительную информацию о музыке, но и при самостоятельных действиях детей и выполнении ими творческих заданий.

Таким образом, методы обучения разнообразны, вариативны, они хорошо дополняются многочисленными приемами. Каждая игра имеет свои особенности.

Источник