Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Если Вы хотите чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.

  Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыка играет огромную роль в познании ребенком мира. Последние зарубежные исследования в области раннего развития показали, что именно музыка является мощным активатором для развития  интеллекта и способностей ребенка. Музыка способствует более активной работе всех систем в коре больших полушарий, в результате чего дети становятся более активными, развитыми, смышлеными. Именно поэтому необходимо слушать с ребенком классическую музыку во время беременности мамы и заниматься с детьми музыкой в раннем возрасте. Доказано, что дети, которые в раннем возрасте или даже еще до рождения слушали классическую музыку, имеют уровень общего интеллекта (IQ) выше, чем дети, которые были лишены такой возможности.

Всем известно, как маленькие дети любят приплясывать, притопывать, раскачиваться под звуки понравившейся им мелодии. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей слух, чувство ритма, интерес к этому виду искусства, стимулировать их потребность в творчестве.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они  развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности и фантазию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

Интеллектуальное развитие дошкольников в дошкольных учреждениях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.

Ведущая роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит восприятию музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. Профессор В.В.Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием – мышлением». Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Музыкальная деятельность включает в себя и посильное детям исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения и игры на музыкальных инструментах развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой музыкальной способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом оказывает влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

В оркестровке музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста уже сами могут решить поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки.

Танцы. Основу танцев составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности.

Стоит отметить, что занятия музыкой благоприятно влияют на успеваемость и обучаемость ребенка. Это связано с тем, что благодаря музыке у детей развивается усидчивость и улучшается восприятие информации. Во время обучения в школе такие навыки помогают достичь успехов и хорошо учиться. Ученые объясняют данное явлением тем, что при недостаточном развитии взаимосвязи между полушариями человеческого мозга появляются трудности в процессе обучения в школе. А музыка способствует усилению межполушарных связей мозга.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. На развитие всех перечисленных качеств и направлено музыкальное воспитание дошкольников.

Одна из проблем, интересующая педагогов – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального  (умственного) развития дошкольника.  Эта  взаимосвязь  была актуальна ещё в древности. Например,  занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

           Прежде чем стать для ребёнка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Музыкальный руководитель должен научить ребёнка слушать и слышать музыку, но это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.

Д. Б. Кабалевский  видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, искусство стать грамотным слушателем, человеком, которому музыка приносит  радость и высшее наслаждение, требует умения  понимать музыку, откликаться сердцем  и умом на то, что создал композитор, думать и переживать.

          Музыкальное развитие ребёнка, направленное  на понимание музыки как вида искусства, осуществляется  в различных видах музыкальной деятельности. Слушание-восприятие  способствует  формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды  деятельности (пение, музыкально-ритмическая, музицирование) удовлетворяют потребность ребёнка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Например, музыкально-ритмическая деятельность.

         Музыкальное искусство формирует потребность  в творческой преобразовательной деятельности. Важно научить ребёнка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

 Тенденцией к  «интеллектуализации  музыкальности» объясняется интерес к выявлению связи между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения ребёнка через творчество.

           Итак, создаваемые музыкальными играми условия  способствуют музыкально-творческой деятельности детей; проявлению индивидуальных творческих способностей ребёнка; пробуждению чувства достоинства, уверенности в себе, самореализации;  разностороннему формированию личности ребёнка.

 Игровые задания можно использовать в качестве самостоятельного дидактического средства обучения, поскольку их содержание и структура содержит все необходимые условия для реализации задач по музыкально-творческому и интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников.

Источник

                  Доклад

на тему : «Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста».

Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, и его благотворное влияние на здоровье были замечены ещё в древности. В эпоху возрождения английский врач Роберт Бертон издал научный труд о силе лечебной музыки, с этого времени многие врачи начинают применять музыку для лечения многих заболеваний.  

«Как вы думаете, какие результаты может приносить ежедневное прослушивание хорошей музыки детьми?»

Влияние музыки на развитие ребенка

  Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и Моцарта, он очень быстро научится их различать. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, а дети способны ощущать чувства композитора. И это прекрасно.

Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах.  И такое образное мышление позволит ребенку быстро усвоить материал любой сложности.

Влияние музыки на здоровье детей

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

Влияние музыки на психику ребенка

 Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния ребенка, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.

  Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать.

А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится.  Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность.

Пение обладает большими возможностями для коррекции речевых недостатков и нарушений в дошкольном возрасте. Подобная музыкальная деятельность способствует исправлению нечеткого произношения, устранению «съедания» окончаний в словах, лечению заикания и устранению других проблем логопедического характера.

На занятиях по пению проводится множество упражнений, обладающих большими возможностями для развития речи дошкольников:

  1. артикуляционная гимнастика – выполнение определенных упражнений, содействующих развитию мышц речевого аппарата. Голосовой аппарат ребенка в дошкольном возрасте еще не сформирован: как известно, у детей тонкие голосовые связки, малоподвижное небо. Регулярные занятия по его развитию способствуют постановке голоса, формированию правильного произношения звуков, слогов, слов, развитию плавности речи;
  2. дыхательная гимнастика – несложные упражнения, направленные на развитие навыков правильного дыхания; дети учатся правильно брать дыхание и осуществлять экономный расход воздуха во время пения, говорения, кроме того, эти упражнения обогащают кровь кислородом и способствуют общему оздоровлению организма;
  3. распевки способствуют выработке интонационной выразительности, правильного произношения звуков. В качестве распевки можно использовать вокализы – пение гласных звуков на несложные мелодии («ре – ми – фа – ми – ре» и др.) в разной тональности. Часто используют слоговое пение («ми – ме – ма – мо – му») на одном звуке, а также пение восходящих и нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и – а – у», «е – о – а»;
  4.  песни-упражнения (несложные, повторяющиеся мелодии и попевки) развивают голосовой аппарат ребенка, в настоящее время в дошкольных учреждениях применяются авторские песенки (Н.А. Метлова, В.К. Колосовой и др.), а также народные песни-попевки. Часто эти упражнения проводятся комплексно, с использованием элементов других видов музыкальной деятельности (ритмические и игровые упражнения, игра на музыкальных инструментах). Такие виды пения расширяют активный словарный запас ребенка, улучшают произношение звуков и слов, расширяют диапазон детского голоса [1]. 

Таким образом, музыка:

• Способствует формированию нейронных связей, а именно от их количества зависят все умственные способности. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации.

• Помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей. В древней Греции музыка считалась, собственно, частью математической науки. Все дело здесь в ритме и скорости музыки, эти параметры помогают ребенку научиться ориентироваться во времени, точнее оценивать различные временные отрезки.

• Стимулирует развитие речи. Это влияние осуществляется двумя путями. Первый, непосредственный, — это пение. Подпевая любимым песням, ребенок тренирует артикуляцию и восприятие речи на слух, причем делает это с большим удовольствием, без принуждения. Известно много случаев, когда регулярное пение помогало избавиться от заикания и других дефектов речи. Второй путь — опосредованный. Звуки музыки стимулируют образование нейронных связей в участках мозга, которые отвечают за распознавание и построение речи.

• Улучшает концентрацию внимания и кратковременную память, что положительно сказывается на любых занятиях. Кроме того, положительные эмоции, которые вызывает музыка, мотивируют и стимулируют ребенка, то есть он охотнее выполняет задания взрослого.

• Активизирует развитие творческих способностей, причем даже тех, которые не связаны напрямую с музыкой. Прослушивание Эмоционально «богатой» музыки — классической, эстрадно-джазовых композиций пробуждает фантазию ребенка. Он начинает представлять чувства тех, кто написал мелодию, пытается понять, о чем она. Таким образом, музыка дает толчок к развитию образного и абстрактного мышления. Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение, которое вызвала мелодия.

• Приобщает к миру музыкального искусства, обеспечивая эстетическое развитие ребенка. Занятия в детском саду, уроки музыки в школе ставят эстетическое развитие своей целью, однако ведущую роль здесь также играют родители.

• Повышает уровень развития музыкальных и творческих способностей детей.

• Стабилизирует эмоциональное благополучие ребёнка.

• Поддерживает и сохраняет психологическое здоровье.

• Организует благополучный психологический климат в группе.

Музыкотерапия в дошкольном образовательном учреждении

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.   Существует много различных методик в этом направлении, к примеру, слушание правильно подобранной музыки с выполнением игр и психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

В ДОУ музыка необходима в течение всего дня. Но она не должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток и деятельности детей.

Хорошо, если утром в группе будет встречать воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть и не совсем заметная, но всё- таки психологическая травма, связанная с отрывом от дома, поэтому одной из оздоровительных задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад! И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки со звуками природы. Дети и воспитатели в таком случае будут на подсознательном уровне успокаиваться.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде «Подъём!». Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания.

Возбуждающая, громка музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям.

Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка.

Один из ведущих специалистов-педиатров Михаил Лазарев, считал, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на ребёнка ещё до его рождения, способствует формированию костной структуры плода. Под звуки гармоничной музыки и ребёнок будет развивать гармонично.

Музыка наиболее доступное средство воздействия на ребёнка в условиях дошкольных учреждений. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.

Приобщение к музыке должно начинаться с детства с учётом возрастных особенностей. Малыши должны слушать спокойную, мелодичную, ласковую, классическую, музыку специально созданную выдающимися композиторами. Нельзя обрушивать на детей грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы попсы или рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные, то есть светлые и оптимистичные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир.

Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта, «Шутку» Баха.

Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как:

• «Лунная соната» Бетховена;

• «Ноктюрн соль-минор» Шопена;

• «Свет луны» Дебюсси.

Для снятия эмоционального напряжения прекрасно подойдут:

• вальсы или мелодии для флейты, скрипки, фортепиано;

• музыка Вивальди;

• Бетховен;

• Брамс «Колыбельная»;

• Шуберт «Аве Мария».

Избавиться от тревожных переживаний и неуверенности помогут мажорные, но не слишком быстрые мелодии:

• мазурки Шопена;

• вальсы Штрауса;

• П. И. Чайковский «Сладкие грёзы»;

• П. И. Чайковский «Времена года» (февраль)

Уменьшат раздражительность и нервное возбуждение:

• «Итальянский концерт» Баха;

• «Симфония ля-минор» Бетховена;

Поднимут настроение произведения:

• Моцарта;

• П. И. Чайковского;

• отрывки из оперы «Кармен» Бизе;

• «Времена года» Вивальди,

• «Менуэт» Генделя;

• скрипичная музыка;

Улучшат активность и жизненный тонус ребенка:

• ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского)

Музыка для встречи детей:

• А. Лядов «Музыкальная табакерка».

• Песни группы «Барбарики».

Музыка для засыпания:

• П. Чайковский «Танец феи Драже».

• Ф. Шуберт «Аве Мария».

Музыка для пробуждения:

• Э. Григ «Утро».

• Н. Римский –Корсаков «Полёт шмеля».

Таким образом, влияние музыки на ребенка огромно. Поэтому знакомить малыша с миром классической музыки нужно как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость.

Литература

1. Завадова Т. Е. Музыка и воспитание. – М.: Красико-Принт, – 2005.

Источник