Влияние музыки на развитие ребенка до года

Влияние музыки на развитие ребенка до года thumbnail

Просмотров 11.2k.

Музыка играет большую роль в воспитании и развитии новорожденных детей. Она помогает ребенку познавать мир эмоций, а у более взрослых детей развивает память, внимательность, усидчивость.

Музыка вызывает у людей разные реакции. Одни мелодии помогают расслабиться, другие — наоборот, бодрят и дают заряд энергии. Большое влияние музыка оказывает и на новорожденных. Ученые даже доказали, что она положительно сказывается на настроении и на развитии крохи. Только взрослые могут слушать любые песни, а вот к подбору музыки для малыша нужно подойти более тщательно.

музыка для новорожденных

Научные исследования последних 30 лет показали, что музыка полезна для новорождённых. Она оказывает мягкое успокаивающее воздействие, создаёт приятный эмоциональный фон, развивает слух и способность улавливать малейшие нюансы звука, что впоследствии помогает при изучении языка, в том числе иностранного.

Можно ли включать музыку новорожденным

Ребенок начинает слышать звуки, еще находясь в мамином животе. С 16 недели он уже слышит стук сердца матери, голоса родителей. После рождения все звуки для малыша становятся более четкими, но в силу физиологических особенностей, его слух остается неполноценным, поскольку продолжают развиваться и формироваться органы, распознающие звуки. Для ускорения этих процессов полезно разговаривать с ребенком, читать ему детские стишки и потешки. Не менее важно ставить грудничку спокойную, мягкую музыку. С первых недель жизни она будет помогать крохе расслабляться, успокаиваться, избавляться от тревоги. Также спокойные мелодии стимулируют интеллектуальное развитие.

Какую музыку полезно слушать младенцам

в силу физиологических особенностей

Новорожденным подходит далеко не вся музыка, а только с определенным эмоциональным окрасом. Мелодии для грудничка должны быть спокойными, позитивными, умиротворяющими — этим критериям полностью соответствует инструментальная музыка, предпочтение должно отдаваться фортепиано и струнным инструментам, особенно скрипке. Музыка должна быть гармоничной, без значительных перепадов громкости, ритма и скорости; Средней длины – длительность одной композиции не должна превышать 5 минут.

Психологи понаблюдали за реакциями младенцев и сформировали список композиторов, музыка которых приносит пользу в разных ситуациях:

  • если у малыша тревога, снять ее помогут Шопен, Штраус, Рубинштейн;
  • чтобы ребенок успокоился, включите музыку Бетховена, Шуберта;
  • расслабиться и снизить напряжение помогут произведения Баха;
  • для хорошего настроения лучшая музыка — это композиции Моцарта и Хачатуряна;
  • если нужно повысить концентрацию внимания, выбирайте произведения Чайковского и Мендельсона.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

ребенок за пианино

Уже не один раз ученные утверждали, что именно классическая музыка лучше всего подходит маленьким деткам и более положительно на них влияет. Довольно часто родители выбирают для своих крох такие произведения, как: «Лунный свет» Дибюсси, «Аве Мария» Шуберта, «Ода радости» Бетховена, «Зима» Вивальди и так далее. Особое внимание стоит уделить музыке Моцарта. О том, что она особым образом влияет на ребенка и его интеллектуальное развитие начали говорить еще несколько столетий назад. Переходы во всех композициях Моцарта созвучны с биоритмами мозга, что при регулярном слушании способно повысить интеллектуальное развитие, внимание и творческие способности вашего ребенка. Большинство специалистов рекомендуют использовать музыку Моцарта именно для новорожденных детей. Наиболее популярными в данном плане композициями есть Опера Волшебная флейта – Ария Папагено, Симфония №4d, Анданте и так далее.

Важно, чтобы музыка нравилась самому малышу, вызывала у него радость и умиротворение. Хорошее «успокоительное» — звуки живой природы: пение птиц, шум морских волн, шум деревьев. Можно ставить новорожденным и песенки из мультиков, сказок, мюзиклов для малышей.

Читаем также: Белый шум: успокоительное для новорожденного

Развивающая музыка и песни для грудничков

Песни, которые поет мама, не только знакомят малыша с миром музыки, но и стимулируют его развитие. Крохе можно петь колыбельные перед сном, а еще песни-потешки при купании, переодевании, занятиях гимнастикой. Сами мамы часто даже не замечают, что начинают петь, занимаясь с малышом. Это одно из проявлений заботы о ребенке. Причем кроха всегда улыбается в ответ на песню мамы — и не важно, есть ли у нее музыкальный слух и вокальные данные.

Чтобы развеселить кроху, попробуйте поставить домашний мюзикл. Такое представление развеселит новорожденного и наполнит его жизнь яркими красками, весельем. Еще импровизированные музыкальные спектакли помогут привить грудничку музыкальный вкус и интерес к творчеству.

Устименко Т.В. Влияние музыки на развитие ребенка

Какую музыку включать нельзя

Несмотря на всю пользу музыки для воспитания и развития малыша, в ее использовании есть ряд противопоказаний.

Психологи и педиатры запрещают включать музыку, когда ребенок спит или отдыхает, единственное исключение – время засыпания и тихая, успокаивающая колыбельная.

Ни в коем случае нельзя надевать крохе наушники. Младенец воспринимает рассеянный звук, а направленный может спровоцировать акустическую травму. Источник звука должен находиться на расстоянии не менее 1,5 м от ребёнка, и, предпочтительнее, чуть выше его. Не используйте дополнительные эффекты.

Малышей младше 6 месяцев не стоит брать с собой в шумные места. Избирательное внимание у детей в этом возрасте еще не развито, поэтому все окружающие звуки для них сливаются в пугающую какофонию.

Новорожденным запрещено включать тяжелый рок, металл, рэп, гранж. Темп и сочетание музыкальных инструментов будут негативно влиять на состояние крохи, возможно даже будет угнетать его развитие.

Нельзя включать музыку очень громко. Рекомендуем с утра включать веселые мелодии, а вечером — спокойные. В день можно прослушивать не более 2-3 классических композиций, общей длительностью не более 10-15 минут, причём это время лучше всего разделить на два периода.

В целом только мамина песня не имеет противопоказаний. Практически от всей остальной музыки придется отказаться, если у ребенка:

  • предрасположенность к судорогам;
  • болезнь ребенка;
  • воспаление уха;
  • повышенное внутричерепное давление.

Музыка для новорожденных на разные случаи

Музыка для сна

Музыка для сна должна быть особенно лиричной. Она должна напоминать течение равнинной реки, быть размеренной и спокойной.

Список подходящих мелодий:

  • Ноктюрны Шопена;
  • Шуберт «Ave Maria»;
  • Бетховен «Лунная соната»;
  • Бах «Хорошо темперированный клавир»;
  • Струнные квартеты и сонаты для фортепиано Моцарта;
  • Классические колыбельные Глинки, Моцарта, Брамса и других композиторов.

Во время бодрствования

Израильские учёные уверены, что прослушивание классической музыки по время бодрствования малышей помогает им вырасти более сообразительными, повышает сопротивляемость организма стрессу и улучшает память.

Такая музыка может быть довольно живой и быстрой, повышать настроение одним своим ритмом.

Список подходящих мелодий:

  • Серенады Моцарта;
  • Токкаты Баха;
  • Бах «Прелюдия до-мажор»;
  • Вивальди «Времена года»;
  • Григ «Утреннее настроение»;
  • Шуберт «Фантазия фа-минор в четыре руки»;
  • Рахманинов «Итальянская полька»;
  • Фрагменты из балета «Щелкунчик» Чайковского, особенно «Танец Феи Драже»;
  • Чайковский «Детский альбом»;
  • Бетховен «Ода к радости»;
  • Глинка «Детская полька»;
  • Фрагменты сказочных произведений Римского-Корсакова: «Шехерезада», оперы «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка»;
  • Паганини «La campanella»;
  • Сен-Санс «Карнавал животных»;
  • Шуман «Детский альбом».

Музыка во время еды

Согласно исследованиям французских учёных, прослушивание детьми классической музыки во время еды повышает аппетит и улучшает пищеварение, особенно у недоношенных малышей или детей, имеющих недобор веса.

[sc name=”rsa” ]

Отмечено, что многие дети подсознательно приспосабливают свой ритм глотания к ритму прослушиваемой музыки. Поэтому важно, чтобы такая музыка не была слишком резкой или торопливой.

Список подходящих мелодий:

  • «Andante» к различным симфониям Моцарта;
  • Оркестрированные сюиты Баха;
  • Вальсы Штрауса;
  • «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик»;
  • Пахельбель «Канон».

Музыкотерапия полезна для новорожденных, но важно подбирать композиции правильно и включать их только тогда, когда это уместно. При соблюдении рекомендаций специалистов музыка будет помогать ребенку полноценно развиваться и познавать этот удивительный мир, который его окружает.

Читаем также:

  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • 10 фактов о пользе музыки и звуков природы для мам и малышей

Лучшая классическая успокаивающая музыка для малышей

Источник

https://www.pinterest.ru/pin/Aai15_D9lj-bldUP_CMwNnefuS1FWW69PAbrVzCUFsu75AIpHKE8gLo/

Музыка — духовный язык материального мира, понятный для всех.
Слушая музыку, люди даже не догадываются, что с древних времен её используют для лечения здоровья человека и его нервов, так как звуки оказывают воздействие как на весь организм в целом, так и конкретно на его эмоциональное состояние.

Все музыкальные произведения обладают определенной энергией, поэтому необходимо подбирать для себя и своего ребенка правильные мелодии.

Успокаивающая музыка помогает человеку привести в равновесие нервную систему и настроиться на позитивное восприятие мира, приводя в итоге к правильным и обдуманным решениям. Медленная расслабляющая музыка пробуждает интуицию и перезагружает осознание реальности. Музыка может обладать невероятными целительными возможностями.

Ученые дали положительную оценку регулярному прослушивании музыкальных произведений Моцарта в процессе беременности и вынашивания младенцев. Целительное свойство музыки Моцарта определяется высокими частотами, которые способствуют улучшению мозговой деятельности человека.

На 4 месяце беременности матери, ребенок уже начинает различать голоса и звуки. Уже с этого момента необходимы для правильного эмоционального развития будущего младенца гармоничные звуки музыки.

Позитивное влияние для новорождённый оказывает музыка многих великих классиков. Она помогает успокаиваться и способствует созданию гармонии, позволяя малышам правильно развиваться.

Новорождённый включают для прослушивания обычно классическую музыку: спокойную, мажорную и умиротворяющую; фортепиано, виолончель, скрипку.

В первый год жизни детям очень важно слышать мамину речь. Пение мамы успокаивает ребенка и, что более важно, всегда вызывают улыбку.  Когда малыш не спит, можно включать весёлые динамичные мелодии и песни.

Но мамам необходимо помнить, что резкие громкие композиции пугают ребенка и истощают организм, приводя к отрицательному психоэмоциональному состоянию в виде раздражительности и депрессии.

Взрослые музыку могут подбирать себе на любой вкус, так как осознанно несут за себя ответственность. Своему малышу подбирать музыку желательно проверенную, в соответствии с рекомендациями ученых.
Отдавайте предпочтение той музыке, которая нравится вам самим, потому что ребенок всегда чувствует позитивные эмоции мамы.
Формирование эстетического вкуса, универсального для людей любого возраста, пола и социального статуса поможет в будущем ребёнку более легко адаптироваться к многообразию музыкальных пристрастий общества.

Под запретом для маленьких детей является прослушивание громкой музыки такой, как тяжелый рок и металл. Такая музыка влияет на мозговую деятельность и эмоциональное состояние негативно и подавляет развитие ребенка. Громко музыку включать не рекомендуется при детях.

Также учёные утверждают, что прослушивание классической музыки помогает более легко перенести стрессовые ситуации и способствует улучшению памяти. Такая музыка повышает настроение своей ритмичностью: Моцарт, Бах, Бетховен, Вивальди, Шуберт, Рахманинов, Чайковский, Глинка, Паганини, Шуман.

Классическая музыка повышает аппетит и улучшает пищеварение детей. Помните, что у ребёнка, обычно тонкий слух, поэтому громкость устанавливайте тише, чем себе. Наушники дают направленный звук и могут травмировать слух ребенка, поэтому их использование запрещено. Источники звука располагают на определенном расстоянии от малыша.

Прослушивание симфонического оркестра не принесут положительных эмоций, так как для малыша это шумно, долго и не интересно. Необходимо, чтобы музыка поднимала настроение и вызывала чувство радости.

Даже если родители не являются поклонниками музыки, в доме должны быть детские музыкальные игрушки для полноценного развития ребенка. С раннего возраста ребенок играет погремушками, затем можно познакомить его с колокольчиками, свистульками, бубном и губной гармошкой.

Музыкальная терапия полезна и детям и взрослым. При правильном подборе, музыка будет помогать ребенку в формировании разносторонней и гармоничной личности.

Во время игр, можно ставить детям песенки из мультфильмов и детские песни. С утра обычно уместны мажорные веселые мелодии.
Релаксирующие мелодии, звуки природы хорошо включать для прослушивания перед сном.

С детьми старше двух лет уже можно разучивать детские песни, что способствует развитию их памяти и речи.
Для меломанов музыка – это средство отдыха, восстановления сил, повышения работоспособности, преодоления стресса и, знакомя ребёнка с музыкой, мы не обязательно вырастим из него музыканта. Музыка развивает в детях чувство красоты, меры, гармонии и созидания.

https://www.pinterest.ru/pin/659707045394942702/?nic=1

Источник

Каждый родитель хочет чтобы его малыш развивался всесторонне,поэтому окружает ребёнка теплом и заботой с самых первых дней жизни, а также ищет интересные занятия.

Для новорожденных большое значение приобретает музыка.Она может активно влиять на малыша успокаивая и убаюкивая его ,а также развлекая.По мимо этого музыка развивает умственные способности малыша и влияет на формирование характера.

Музыка это одно из средств познания окружающего мира,малыш может через неё получать информацию положительно влияющую на его развитие.Важно понимать что у детей до года закладывается основа для дальнейшего развития,поэтому на ранних этапах нужно уделить внимание и музыке .

Колыбельная музыка и её значение для малыша

Колыбельные (успокаивающие) мелодии можно использовать с самых первых дней жизни малыша.Своими распевными мелодиями ,плавными переходами,медленным ритмом они помогут убаюкать любого малыша .Пожалуй это самое первое музыкальное сопровождение которое зародилось, когда ещё только появились люди.

  • Такие песни позволяют ребёнку чувствовать соприкосновение с любящим взрослым человеком,малыш получает чувство защищенности, что в итоге повлияет на доверие крохи к нашему миру . Лучшей музыкой для любого ребёнка был и остается голос его мамы.

Из поколение в поколение передавались колыбельные песни,любимые малышами.В наше время когда ритм жизни ускорился и появились всякие ноу хау игрушки, этому все меньше и меньше уделяется время,на замену голосу маме приходят поющие игрушки,книжки рассказывающие сказки .

Все эти новшества лишь только маме помогают и её освобождает время, но в ущерб малышу. Теряется эта тонкая связь между мамой и ребёнком .Некоторые родители стесняются себя ,своего голоса,того что они не умеют петь,говорят что им “медведь на ухо наступил “.Это в корне не верно.Для ребёнка важно слышать родной голос родителей и то какой он не имеет никакого значения.Когда мама рядом,он чувствует её любовь и ласку и между ними появляется невидимая ниточка связи.

Польза колыбельных мелодий

  • Действие колыбельных как успокоительное

Все колыбельные мелодии медленные ,благозвучные ,распевные и тем самым действуют на ребёнка как успокаивающее ,поэтому когда малыш слышит колыбельную у него снимается тревожность и возбуждение, снижается частота сердечных сокращений,тем самым малыш быстрее успокаивается и засыпает .

  • Развитие памяти

У малыша развивается память,начинает учится запоминать слова.С помощью колыбельных малыш впервые получает представление о мире животных ,птицах и разных предметах .

  • формирование режима дня

является важной частью ритуала отхода ко сну, таким же как купание и кормление,который помогает формировать режим дня, необходимый малышу.

У нас очень много красивых колыбельных песен,как правило в каждой колыбельной есть волшебный герой ,защитница мама,животные готовые помочь. Мама поет про котиков, которые “серые, а хвостики белые”, про баюшки заюшки, про то что “спят твои соседи, белые медведи” а ребенок слушает, конечно он еще не понимает слов, но прекрасно понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает что мама рядом, значит всё хорошо.

Ребёнок еще будучи совсем маленьким запоминает ваш голос,манеру речи,бессознательно запоминает звуки и слова.

Пойте детям ,это мгновения любви между малышом и их родителями ,мгновения взаимного доверия. В дальнейшем возникшее когда-то доверие через какое то время, спустя годы поможет вам найти взаимопонимание с ребёнком .Пойти песни и любите своих детей.

Если понравилась статья ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал .

Источник

Влияние музыки на развитие ребенка

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку.

Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков – все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и как можно раньше начать знакомить с ними своего малыша.

Когда начать? Один из основных каналов восприятия человека – слух. Ребенка звуки окружают еще в утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2–3 месяца ребенок на звуки уже реагирует эмоциями, а с 7–8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.

Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому, спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их дозированно.

Но нужна ли вообще младенцу музыка? Может быть, ему пока рано слушать мелодии? Ученые считают, что музыка может и, в идеале, должна присутствовать в жизни малыша начиная с момента его зачатия.

Установлено, что с определенного момента внутриутробного развития плод слышит музыку, доносящуюся извне, и реагирует на нее. Более того, есть предположения, что музыка влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на умственное развитие.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще – она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила:

 1. Детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии – пусть даже зачастую они самые красивые.

 2.Дети, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор – Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество – вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее воздействие на  интеллект. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий – неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Детям больше всего нравятся его “Маленькая ночная серенада”, Турецкий марш, а также арии из опер “Волшебная флейта”, “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”.

Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, – Петр Ильич Чайковский . Например , фрагменты из его балетов “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро” ,  пьесы из “Детского альбома” и “Времен года”.  Все эти произведения Чайковского  активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить  картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений (“Времена года”), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира (“Детский альбом”), либо… просто потанцевать.

Замечательные мелодии можно найти и у Иоганна Себастьяна Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестную “Шутку” (из Сюиты №2), и божественную Арию (Air) из Сюиты №3.

А еще можно дать малышам послушать увертюры Дж. Россини и вальсы Штрауса, пьесы Л. Бетховена, старинные марши.

          Родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать:

1. живые (не электронные) инструменты, использованные при записи,

2.красивая мелодия,

3. светлый настрой,

4. реакция самого ребенка.

Музыка и здоровье

Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны.

 В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические):

– благотворно влияют на общее состояние;

– успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

– способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль (например, детям с нарушенной перистальтикой кишечника хорошо слушать ритмичные мелодии);

– способствуют концентрации на цели, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.

Есть целое направление – музыкотерапия: мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.

Музыка и способности

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:

 – коммуникативные способности детей,

– развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

– усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

– аккуратность, грамотность, творческие способности,

– усвоение учебного материала,

– формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

 Масаро Ибуку, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, в своей книге «После трех уже поздно» рассказал об одном эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. Причем дети в эксперименте только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах.

 Очевидно, что музыка воздействует на рост нейронов мозга. Но очевидно и то, что детей полезно развивать музыкально, и здесь очень многое зависит от родителей.

Музыка и слух

По статистике только у 5% людей нет музыкального слуха. У остальных 95% если его и недостает, то можно развить занятиями. Поэтому вместо того чтобы с младых ногтей пытаться определять, есть ли у малыша слух, стоит как можно раньше начинать стимулировать его развитие – тогда у крохи и слух вскоре прорежется, и страсть к музыкальным занятиям проявится. И тем самым удастся избежать распространенного феномена – когда слух есть, а желания заниматься музыкой – нет.

Какую музыку слушать?

Конечно, мы не призываем вас воспитывать ребенка в «стерильных условиях», строго определяя, что ему слушать, а чего – нет. Повзрослев, малыш обязательно познакомится с мировым музыкальным наследием, от классики до рока. Но пока психика маленького ребенка, в силу ее хрупкости и незрелости, нуждается в очень бережном выборе музыкального окружения.

Здесь придется учитывать и темперамент малыша, и его настроение, и даже время суток, когда вы поставите ему диск с песенкой или мелодией. Что полезно слушать детям?

Во-первых, классику. Правда, не всю: органные фуги Баха, минорные сочинения Шопена, «взрослые» оперы тяжелы для детского восприятия, они могут тревожить, нервировать их, возбуждать и т. д. Желательно внимательно относиться и к «детским» обработкам: некоторые из них выхолащивают всю палитру звучания, добавляя взамен довольно однообразные «звуки природы». Начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например, Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана.

Родителям важно следить за реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному, может отнюдь не понравиться другому. Внимательно наблюдайте за своим малышом: как он ведет себя во время и после прослушивания? Какой очевидный эффект оказало произведения? Не стал ли малыш капризничать после того, как прослушал? Развеселила музыка или, наоборот (как вы и хотели), успокоила малыша?

Понятно, что чем возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать – например, вторые части сюит и инструментальных концертов. А малышам, чья активность оставляет желать лучшего, ставьте мелодии в темпах «аллегро» и марши. Означает ли это, что в доме, где растет ребенок, исключена любая музыка, кроме классики, звуков природы и избранных детских песен? Что мамы-папы обречены отказаться от любимого джаза, рока или регги?

Отнюдь. Речь идет лишь о двух важных вещах – особенностях детского восприятия и воспитании музыкального вкуса. Даже если кто-то очень любит тяжелый рок, придется признать – существует музыка, однозначно вредная для нежной детской психики: рок, металл, электронная музыка, клубная танцевальная, мелодии с четкими однообразными ритмами. Почему не рок?

Потому что сверхнизкие и сверхвысокие частоты крайне негативно воздействуют на весь организм. Почему не современная поп-музыка? Потому что музыка, которую слышит малыш должна быть гармоничной и соразмерной жизненным ритмам детского организма, а большая часть сегодняшней «попсы» даже в исполнении «звезд», диссонанса, ее ритмы нерегулярны, в ней отсутствует форма. Кстати, это касается и некоторых современных «песен для детей» – не все диски с песенками из мультиков стоит слушать малышам.

 Да и проверенные советские песни подойдут деткам постарше – от года, например. Вы сами предпочитаете джаз, рэп, русский рок? Не расстраивайтесь! По мере роста малыша ему можно и нужно будет включать самую разную (но только настоящую!) музыку. Музыка действительно способна помочь в воспитании и в уходе за малышом.

Считается, что разные произведения воздействуют по-разному.

 – Успокаивают, расслабляют: флейта, скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря, негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана.

 – Снижают чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка, народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса.

– Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л.В. Бетховена.

– Повышают настроение: сочинения В.А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.

– Повышают активность: «Шестая симфония» (часть 3) П.И. Чайковского, увертюра «Эдмонд» Л.В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф. Листа.

– Уменьшают боль: «Симфония No 40» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита «Маскарад» А. Хачатуряна, «Фиделио» Л.В. Бетховена, Полонез Огинского, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона.

– Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К.В. Глюка, пьесы П.И. Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига.

– Активизируют умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В.А. Моцарта, Рондо из его «Маленькой ночной серенады».

– Нормализуют дыхание: григорианские песнопения, народная музыка. Впрочем, у каждого свое восприятие музыки. Если вам не нравится какое-либо произведение или вы видите, что кроха, слушая его, вместо того чтобы успокоиться, наоборот, возбудился, не включайте эту музыку.

 Правила безопасности

 Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные). Понятно, что если малыш адекватно реагирует на мелодию или песенку, не утомляется и не капризничает, вы станете включать ее чаще. Однако «островки тишины», когда кроха отдыхает или слышит только ваш голос, необходимы – нервная система и мозг малыша нуждаются в паузах.

Живая музыка

Особое значение для ребенка имеет живое пение его родных – мамы, папы, бабушки (а затем уже и собственное). Для младенца мамин голос, говорящий или напевающий, – лучшее успокоительное. Напевая крохе колыбельные, частушки и потешки, вы не просто развиваете его музыкально, но и вступаете в эмоциональный контакт. Есть ли у родителей музыкальный слух или его нет, это их волновать не должно – ведь важен сам факт музыкального общения с ребенком. Не стесняйтесь петь своему малышу. Не знаете колыбельных – напевайте спокойные народные песни, сочиняйте песенки по ходу жизни, перелагайте стихи на музыку. Но пару колыбельных все же выучите. Русские колыбельные протяжны, монотонны, напевны, под них любой малыш засыпает быстрее. Они развивают и будущую речь – малыш слышит и запоминает слова родного языка – красивые, многозвучные, разные…

Музыкальные игрушки выбирайте особенно тщательно. Многие из них пользы не принесут: слишком громкие, не выключающиеся, пока не проиграют мелодию до конца, с неестественными для человеческого уха и мозга звуками, произведенными компьютером. Мелодии, которые воспроизводят электронные забавы, должны быть приятными на слух и не раздражающими. А общение с ними малыша пусть будет дозированным.

Отдельная тема – игрушечные музыкальные инструменты. В большинстве своем они вредны – не соответствуют реальному звучанию и расстроены. А вот настоящие музыкальные инструменты, подходящие детям, особенно народные – ложки, трещотки и маракасы с мягким звучанием, бубны, треугольники, ксилофоны и т. д. – отличное решение. С ними, в отличие от музыкальных игрушек, можно творить – простукивать ритмы, сочинять свои первые мелодии, повторять звуки вслед за мамой, подыгрывать звучащим мотивам.

Как заниматься музыкой

В первом полугодии жизни занятия с малышом музыкой, во-первых, носят ознакомительный характер, а во-вторых, укрепляют физическое здоровье крохи, благотворно влияя на его нервную систему. С 6 месяцев можно приступать к развитию у крохи чувства ритма, например, ладошками малыша отхлопывать ритмы, махать с ним ручками и делать массаж под веселые детские мелодии.

После года учим ребенка различать музыкальные инструменты. Для этого выбираем музыку, где есть периоды, когда один инструмент звучит четко, ясно. Инструменты должны быть простыми, с характерными звуками – дудочка, колокольчик и т.п. Для занятий подойдут русские народные песенки, особенно в детской обработке.

Позднее можно подключить и собственную игру на этих инструментах: вы предлагаете ребенку узнать, какой инструмент звучит, а затем просите его найти такой же и произвести звук.

По мере взросления крохи можно будет перейти к изучению жанров, строения музыки и т.д. – но это все потом. А пока главный фактор успеха в музыкальном развитии малыша – отношение к музыке родителей. Если воспринимать занятия как «обязаловку» и главный мотив определять словом «НАДО», можно сформировать не любовь, а только отвращение к музыке.

Если же заниматься себе и малышу в удовольствие, с интересом вместе слушать музыку, разбирать произведения на доступном для ребенка уровне и тем самым этот уровень повышать, это станет неоценимым вкладом в развитие творческой гармоничной личности.

А что делать, если родители сами недостаточно музыкально образованы? Понятно, что – восполнять пробелы вместе с детьми. Начните с малого – найдите в музыке то, что вам самим нравится – поднимает настроение, веселит или же навевает приятную меланхолию. Просто слушайте произведения и получайте от этого удовольствие. Находите другие произведения понравившегося автора или аналогичные по настрою композиции прочих сочинителей. Возможно, вам пом?