Влияние музыки чайковского на развитие ребенка

      Тема методического доклада: «Роль музыки П.И.Чайковского в воспитании и обучении детей в классе фортепиано».  

Тезисы: 

1. Специфика эстетической жизни ребенка.

2. Выбор программы для учащихся в классе фортепиано.

3. Пианизм П.И.Чайковского. Проблемы интерпретации фортепианных циклов «Детский альбом» и «Времена года».

4. Музыка П.И.Чайковского как целый мир, воплощённый в звуках.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: всё прекрасное, в какой бы оно ни было форме, привлекает и увлекает дитя. Ребёнок любит и музыку, и сказку, и рисование, и сценические представления. Влиятельную роль на эстетическое развитие детей оказывает сказка. Корень сказок – это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образы, чтобы выразить в них детские чувства.

        Конечно, мир ребёнка сложен и богат. Он заключает в себе не только игры и развлечения, но и первые мысли о Боге, тайне жизни и смерти, смутные еще порывы зарождающей чувственности…

                 Приходя учиться в музыкальную школу ребенок не ищет прежде всего знания – а ищет выражения и питания своей внутренней жизни, творчества, и мы должны помочь детям в этом.

      Одной из важных забот преподавателя является выбор программы. Это дело  очень тонкое и ответственное. Чтобы предлагаемая педагогом программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания. Я в своей практике обязательно каждому учащемуся включаю в учебную программу произведения Петра Ильича Чайковского. Это и пьесы из «Детского альбома» и из «Времен года», это и различные переложения его опер, балетов для сольного и ансамблевого музицирования и многие другие сочинения. Абсолютно все учащиеся моего класса не остаются равнодушными к музыке Чайковского и с удовольствием учат и исполняют написанные им произведения. Даже более могу сказать – это любимый композитор моих учеников и они с огромным интересом и восторгом принимаются за освоение новой данной им пьесы П.И.Чайковского.

              Чайковский очень любил детей и ценил в них непосредственность и глубину чувств. По воспоминаниям современников, в самом композиторе было «что-то детское,..он, как ребёнок, мог играть с детьми и любил детские забавы, отдаваясь им с искренним увлечением». «Петр Ильич считал, что с детьми надо разговаривать не как-нибудь особенно, приноравливаясь к ним, а просто, как со взрослыми…»

Превосходный методический материал для работы с детьми – «Детский альбом» П.И.Чайковского. Не так уж много существует сборников детских фортепианных пьес, которые по притягательности и по счастливой своей судьбе могли бы сравниться  с ним. Этот цикл фортепианных пьес был написан композитором в 1878 году. Как известно, Чайковский создавал свой «Детский альбом» под влиянием «Альбома для юношества» Шумана, музыку которого он горячо любил. В одном из писем он писал: «Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

            Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремится в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем её многообразии, не приукрашивая её, не избегая её тяжелых сторон, но стараясь выявить в ней прежде всего самое прекрасное. Зная, что дети любят во всём правду и, играя в свои незатейливые игры, хотят, чтобы всё в них было «настоящее», композитор стремится дать в своих пьесах пусть небольшую частичку, но подлинной жизни. Он хочет, чтобы чувства его маленьких героев были искренни и глубоки. Оттого даже в пьесах, связанных с образами игрушек, автор воплощает вовсе не «кукольные», а настоящие, человеческие переживания. Он заставляет нас искренне сочувствовать горю маленькой девочки по поводу утраты любимой куклы («Похороны куклы») и радоваться вместе с ней её счастью при виде новой игрушки («Новая кукла»).

              Прекрасно понимая роль народного элемента в воспитании ребёнка, композитор создает немало детских пьес, в основу которых положены народные песни и танцы («Вальс», «Полька», «Мазурка», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»).

           «Детский альбом» писался Чайковским с учётом возможностей юных пианистов. В то же время в детском цикле как в капле воды отразились характерные черты «взрослого» фортепианного стиля композитора.

          Пианизм Чайковского – «поющий». «Детский альбом» даёт прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучения навыкам игры legato. Объединение мелодической линии, умение обозначить кульминационные точки и подвести к ним, а также найти главную кульминацию пьесы, осознание роли пауз как элемента выразительности и умение вести мелодию «через паузы» – все эти задачи ярко представлены уже в тех пьесах, с которых обычно начинается знакомство с «Детским альбомом», – «Болезнь куклы» и «Старинная французская песенка».

         Для фортепианной фактуры Чайковского характерна роль аккордового типа изложения. В «Детском альбоме» почти не встретишь длинных гаммообразных пальцевых пассажей, очень редко представлены арпеджированные аккомпанементы.

        В узко-пианистическом смысле «Детский альбом» можно назвать «школой крупной техники». В основе его пианизма – свободные, «крупные» движения, ощущения цельной руки при цепких пальцах. Чайковский считал, что развитию пальцевой беглости должно предшествовать овладение  навыками крупной техники, прививающей ощущение свободы движений.

          Создавая цикл, Чайковский учел особенности детских рук. Во всем сборнике почти нет октав или  аккордов, расположенных шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьеске мы не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками. Нижний регистр (контр- и субконтроктавы) вообще не используется, а звуки в самых высоких октавах встречаются только в пьеске «Песня жаворонка».

         Проблема педализации в цикле тесно связана с фактурными особенностями. В насыщенной фактуре «Детского альбома» почти всё можно удержать пальцами, без помощи педали. Но это, разумеется, ни в коей мере не отменяет широкого применения педали, которая здесь во многом имеет тембровую, красочную функцию, обогащает и наполняет звучание. Для преодоления неудобств изложения важно и связующее значение педали, помогающей справиться с «неловкими» для пальцевого соединения последовательностями.

            Художественные достоинства «Детского альбома» П.И.Чайковского позволяют поставить его в один ряд с лучшими произведениями композитора, написанными для взрослых, поэтому трудно переоценить значение этого сборника в педагогическом репертуаре детских музыкальных школ. Автор предъявляет к юным исполнителям достаточно высокие профессиональные требования, так как считает это необходимым условием их творческого роста.

             «Альбом» Чайковского до сих пор служит примером того, как можно писать для детей просто, увлекательно и вместе с тем содержательно, как надо приобщать ребёнка к большому жизненно правдивому искусству, как пробуждать любовь к народной музыке, не только своей, отечественной, но и к иноземной. Предлагая образцы разнообразных кантиленных пьес, композитор создает превосходную школу пения на фортепиано. «Альбом» представляет исключительную ценность и с точки зрения ознакомления с различными жанрами музыкальной литературы, а в связи с этим и воспитания чувства метроритма. Полифоническая насыщенность ткани многих пьес создает предпосылки для успешного развития полифонического мышления ребёнка.

             К пьесам «Детского альбома», несомненно, тянутся «нити» от другого фортепианного цикла Чайковского – «Времена года» (вспомним «Песню жаворонка» и в том, и в другом сборнике).

             Этот цикл  – одно из популярнейших произведений русской классики. Он создавался Чайковским в 1875-76 г.г. по заказу издателя музыкального журнала «Нувеллист» Н.М.Бернарда, который публиковал ежемесячно по одной пьесе в течение 1876 года.

            Музыка цикла состоит из лирических и жанровых пьес, на создание которых Чайковского вдохновляла русская природа, русские обычаи. По словам композитора, он испытывал «святой восторг» при общении с природой. « …Я еще не встречал человека, – писал Чайковский, – более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».

            Каждая пьеса содержит настроение или сюжет, связанные с одним из месяцев года в России (за исключением «Баркаролы», где само название и характер звучания наводят на мысль о южном пейзаже).

            Изучение пьес цикла «Времена года» Чайковского можно начинать лишь в старших классах ДМШ (исключение составляют особо одаренные дети). Исполнение этих произведений требует определенного уровня пианистического мастерства, развитого воображения, слуховой культуры.

          В каждой пьесе возникают свои задачи, прежде всего в передаче образа в его развитии, в необходимости пережить все градации настроений, заложенных в музыке; только прочувствовав, услышав музыку своим внутренним слухом, можно найти нужные средства выразительности (трудно переоценить мысленную – без инструмента – работу над произведением).

                Педагог не ошибется в выборе пьесы, соответствующей возможностям ученика, если будет иметь ясное представление о трудностях, с которыми ему предстоит столкнуться.

            Одной  из главных трудностей, встречающихся в этих пьесах (как в целом и во всем творчестве композитора), является оркестровая природа изложения музыкального материала. Вполне обоснованно можно провести параллели между оркестровым письмом Чайковского и фортепианной фактурой его пьес, в которой также все её составляющие элементы наделены художественным смыслом и известной самостоятельностью.

            Оркестровое мышление в фортепианной музыке ставит перед пианистом целый ряд конкретных задач: выбор туше, приемов артикуляции, близких по характеру звучания к манере игры на струнных инструментах оркестра (staccato, spiccato, detache, pizzicato).  Всё это требует творческой работы по активизации тембрового слуха, музыкальных представлений, поиску адекватных звуковых воплощений на инструменте.

Следующие трудности касаются формы и темпа:    

    1. Трехчастная форма всех пьес выдвигает проблему контраста крайних частей и средней части, трактовки 3-й части как варианта, связанного с дальнейшим развитием образа или как повтора 1-й части без изменений (учитывая, однако, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»).                   2. Быстрые темпы некоторых пьес требуют мобилизации исполнительской воли, умения в заданном времени осмыслить и прослушать фактуру. Результатом такой работы будет точный выбор темпа, соответствующего уровню мастерства и мышления пианиста.

           Хотелось бы напомнить, что педагоги, ежедневно играющие на своем инструменте, «прощупавшие» фактуру произведения своими пальцами, добьются несравненно более высоких результатов в работе с учениками, чем педагоги не играющие.

           Богатство образов, яркость и разнообразие средств музыкальной выразительности, содержащихся в цикле «Времена года», создают простор для фантазии музыканта, возможность возникновения многочисленных трактовок, вариантов исполнительских замыслов.

                  Каждую пьесу можно воспринимать как картинку природы или народной жизни, поэтому ассоциации с живописными произведениями русских художников могли бы оживить фантазию ученика.

             В те годы, когда Чайковский писал свои сочинения, в домашнем музицировании были широко распространены фортепианные переложения оперной, оркестровой, вокальной и танцевальной музыки.

                  Для игры в четыре руки нередко приспосабливали сольные фортепианные пьесы. Их играли на различных инструментах или же пели под аккомпанемент рояля. Нельзя не заметить, что некоторые пианистические «неудобства» (например, трудные для ребёнка аккомпанементы в таких пьесах из «Детского альбома», как «Вальс», «Немецкая песенка» и др.) мгновенно снимаются в случае переложения музыки для ансамблевого музицирования. Кстати, подобная работа привносит в изучение пьес элемент творчества. Для работы рекомендую: Детский альбом П.И.Чайковского в переложении Л.Жульевой в четыре руки. Это замечательный сборник, оформленный иллюстрациями и стихами, который не оставит равнодушными ваших учеников.

      Фортепианная музыка Чайковского – целый мир, воплощенный в звуках. Его фортепиано – это и человеческий голос, и инструменты симфонического оркестра, и звуки природы, и голос человеческой души и сердца…

Используемая методическая литература:

1. Смирнова М.В. Из золотого фонда педагогического репертаура. СПб.2009

2. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского. М.2003

3. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.1996

4. Майкапар А.Е. «П.И.Чайковский. Времена года». Челябинск, 2007

5. Айзенштадт С.А. «Детский альбом П.И.Чайковского». М.2013

6. Прибегина Г.А. «Петр Ильич Чайковский». М.1990

Источник

Влияние классической музыки в  психоэмоциональное  развитие ребенка.

 Музыка — это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств гармоничного развития личности.

Сегодня важность музыкального воспитания возрастает как никогда, поскольку в нашем современном мире реальное общение часто подменяется виртуальным, а человеку необходимо находить для себя способы эмоционального самовыражения.

Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и очень эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала.

Занятия музыкой включают в работу все отделы мозга ребенка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память. Обучение пению помогает повысить успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух.

Медицинские и психологические исследования подтверждают положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки.

Как отмечалось выше, музыка оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу человека. Известно, что роль эмоций исключительно велика в освоении окружающего мира, в творческих открытиях, в интеллектуальном познании, которое также эмоционально, – его поддерживают состояния вдохновения, радости, подъема.

В познании человеком самого себя роль эмоций определяющая – именно чувства придают смысл и значение человеческому существованию.

Многие научные исследования  свидетельствуют, что люди, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, более успешны в жизни, как личной, так и профессиональной. Именно с помощью и посредством музыки проблемы воспитания эмоционального интеллекта решаются наиболее эффективно и естественно.

Развивая музыкальный кругозор детей, важно знакомить их с лучшими образцами классической музыки, используя наиболее яркие и доступные по продолжительности звучания части произведений.

Дети должны ее слушать музыку мировой музыкальной культуры, учиться под нее двигаться, по возможности петь и играть в ансамблях, использовать в детских театральных постановках.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта и других композиторов-спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмическую музыку: (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Они хорошо воспринимают и народную музыку с теми же эмоциями.

На протяжении всего дошкольного детства, круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируется начало музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики сочиняли музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей – П. Чайковского, Э. Грига, А. Гречанинова, Р. Шумана, С. Майкопара и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений.

Моцарт – один из музыкальных гениев, которые создали гениальную музыку. Если искусство настоящее, оно будет жить вечно. Музыка Моцарта создана для расслабления и углубления внутрь себя.

Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает целебное воздействие на весь организм в челом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье.

Для того, чтобы воздействие музыки было наиболее эффективным, педагогу нужно создавать на занятиях благоприятную обстановку. Общение с детьми должно быть доброжелательным и спокойным. Музыкальное занятие направлено на то, чтобы дети не только получали новые знания и умения, но, главное, делали это с удовольствием и радостью.

Источник