Влияние музыкальных занятий на развитие речи ребенка

Юлия Мамаева
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на речевое развитие детей.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник,так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи.Например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

• Например, упражнение для детей младшего и среднего возраста:

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками

• Для детей старшего возраста:

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,

Указательный – в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,

Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Например:

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например: “Жаба Квака” (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

“Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.

«ТРАКТОРА» (Для старших дошкольников).

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП» (Для младшего и среднего возраста).

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой (см. ноты ниже).

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над головой

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Источник

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста.

             Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.

Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

            Культурно – досуговая деятельность представляет собой способ жизнедеятельности людей, состоящий в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на развитие его личности. В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно как на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову, так и в свободное время. Все виды искусства как бы объединяет развлечение, которое дает возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду. Вызывая радостные эмоции, развлечение одновременно закрепляет знание детей об окружающем мире, развивает речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствует становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений.

          Пение. Наиболее близки детям песни. В них связаны музыка и речь, поэтому вокальные произведения наиболее понятны, доступны. Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Повтор важен и для заучивания песен наизусть,  так как дети, еще не овладели навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

            Песни являются хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток в них сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ребенка. На  своих занятиях я начинаю работать  над артикуляцией с самого начала изучения песни: сама четко произношу текст, а затем при повторении детьми обращаю их внимание на то, что все слова должны произноситься четко.  На первых порах мы произносим текст даже утрированно, повторяя трудное слово несколько раз, проговаривая каждый звук, а  особенно окончания слов, которые нередко теряются при пении.

          В песнях есть рифма, сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

         Пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить в домашних условиях, индивидуально или в небольших группах.

        Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем “подстройки” ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни. Также они позволяют добиваться выразительного исполнения. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному темпу и ритму. Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

         Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. После утренников и развлечений,  дети поют понравившиеся песни в свободное время. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Предложим детям ситуацию  «Мы пришли в зоопарк». В зоопарке дети могут изображать разных животных.

         Во время пения  мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы побуждаем детей правильно брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.

          Пение в группах развивает способность работы в команде. Это не только создает основу для будущей работы в коллективе, но и заставляет их слушать друг друга, не отставать и не опережать пение других детей.

Исполнение песен детьми дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность детской речи. Работа над развитием внимания способствует правильному развитию речи в процессе музыкальных занятий.

        Музыка способствует развитию детской речи посредством расширения круга представлений, обогащения слов, с помощью характеристики музыкального произведения, сопровождающей слушание музыки, педагог знакомит детей с новыми понятиями, связанными с содержанием прослушанной музыки, и одновременно обогащает словарь ребенка. Такие понятия, как «весело, радостно, задорно и др.» и  «грустно, печально и др.», расширяя круг детских представлений, способствуют и обогащению словаря.

Так органически входит музыка в самые различные моменты жизни детей, обогащая их новыми образами, новыми понятиями, новыми словами.

          Кукольный театр как вид искусства способствует творческому развитию личности дошкольника, и обогащению его словарного запаса. Спектакль театра кукол расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти. Дети делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Кукольный спектакль находит яркое отражение в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие способности детей.

         Праздник в детском саду – это также радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые.

Каждую программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, активно участвовать в общем веселье. Большое значение имеет выбор одежды детей на утренниках. Красочные атрибуты вызывают у ребят радость, праздничное настроение. Дети могут выступать в национальных костюмах, костюмах сказочных персонажей (лиса, белка, заяц и др.), литературных героев (Буратино, Красная Шапочка, Снегурочка и др.). Такие перевоплощения доставляют детям большое наслаждение, дети обмениваются впечатлениями о своем костюме, костюме товарища.

        К.И.Чуковский, один из лучших исследователей формирования детской речи, указывает, что дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в их смысл: их увлекают ритмика и созвучие стиха. Он также подметил синкретический характер детского поэтического творчества: детские стихи неотделимы от пляски, они её организуют. Дети ни минуты не стоят на месте, то, декламируя стихи, то напевая.

          Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.

 Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку.

         Основой для речевых упражнений служит детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Речевые упражнения служат эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

        Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, строфа, запев – припев) осваиваются детьми в речи легко и просто. Перенесение их после музыкально – речевых упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и будет осмысленным.

       Речевые упражнения – наиболее доступное первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

       Мелкий дождик моросит,               Кап, кап, кап, кап.

       В листьях сада шелестит,                Кап, кап, кап, кап.

       Мокнет мяч у ворот,                        Кап, кап, кап, кап.

       Мокнет поле, огород.                Кап, кап, кап, кап.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных инструментов.

«Звучащие жесты» – это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бёдрам. Огромное количество вариантов возникает в результате их сочетания и комбинирования, помноженное на варианты ритмических формул. Дети, соревнуясь в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты.

Например: « Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки     (Складываем ручки щепоткой и острым концом

                                            показываем вниз по очереди каждой рукой)

Сели на карниз.               (Садимся на корточки.)

Шаловливые сосульки      (Так же)

Посмотрели вниз.           (Наклоняем голову.)

Посмотрели чем заняться?        (Пожимаем плечами)

Стали каплями кидаться.      (Взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!           (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

В конце ребенок придумывает свою песенку сосульки с помощью «звучащих жестов», остальные повторяют за ним.

          Итак, только в синтезе с развитием речи, музыкальное воспитание у детей проходит гармонично и естественно. Музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

 «Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.

Источник