Влияние музыкальных дидактических игр на развитие ребенка

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных  способностей детей дошкольного возраста.

Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным в отношении становления музыкальности. Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.  Решить данную проблему может только педагог, владеющий теоретическими знаниями в музыкальной педагогике и психологии, и имеющий практический опыт. Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить  каждый из элементов.

Одним из таких элементов, который мы будем рассматривать в нашей статье, являются дидактические игры. Так как восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний и опыта, задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике и т.д.), учить различать произведения по жанру, характеру, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов.

  Исходя из вышеизложенного, актуальным в педагогической практике в современных условиях является разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывая  у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Вышеуказанные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию нового. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.

Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются:

  • формирование  у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме;
  • научить разбираться в соотношении звуков по высоте;
  • развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;
  • побуждение их к самостоятельным действиям.

Как и любая другая, музыкально – дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.

В процессе своей работы в МАДОУ «Центр развития ребенка –  детский сад №33 «Радуга», нами был сделан вывод о том, что применение музыкально – дидактических игр дает возможность провести занятие более полно и содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений, и даже слушанию музыки. Дидактические игры нами применяются с первой  младшей группы. В основном  это игры на развитие звуковысотного  слуха, тембровой окраски.

С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки,  инструменты, наглядные пособия.

В качестве методической помощи  музыкальными руководителями  МАДОУ «Центр развития ребенка –  детский сад №33 «Радуга»,  используется авторская методика Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»[3. с. 3]. «Данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. У детской музыкальности есть свои законы и ступени развития…У  нее есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру. Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр – вот формы, которые адекватны ребенку, а это и есть элементарное музицирование» [3. с.6].

Цели и задачи, которые были нами поставлены, заключаются в следующем:

– формирование у детей эмоционально – радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании;

– знакомство детей с различными музыкальными инструментами (колокольчиками, бубенцами, погремушками и т.д.);

– развитие слуховых и телесных ощущений равномерной метрической пульсацией;

– формирование слуховых и телесных ощущений основных выразительных средств музыки: музыкальных темпов (быстро-медленно), контрастной динамики (громко-тихо), средств выразительности (грустно-весело);

–  развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со словом, инструментами, наглядными пособиями, слушанием музыки.          

На занятиях нами применяются различные дидактические игры, которые направлены [2]:

1. На развитие певческих способностей,  например, такие, как: «Музыкальная лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». С помощью данных игр-распевок  дети  тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки  вверх и вниз.  В качестве методического материала нами используется «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Данное пособие  играет немаловажную роль в развитии слуха и ритма. Иллюстрации «Музыкального букваря» нами  используются в качестве демонстрационного материала. Например,  прослушав  песенку «Качели»  ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху) и показать на картинке.

В игре «Где мои детки?» дошкольники учатся  определять звуки по высоте, отвечая тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке [2]. Дети с удовольствием играют в эту игру и твердо знают, что у мамы голосок ниже, чем у ее деток. Еще нами применяются детские любимые игрушки: медведя, волка, зайчика, мышку, птичку. Задание заключается в том, чтобы, прослушав музыку, найти соответствующую игрушку (в более старших группах можно попросить поставить на соответствующую  ступеньку по высоте).

     2. Развитие чувства ритма. Для этого нами  используются распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, « Андрей-воробей»,   «Чики-чики-чикалочки» и др. Одновременно с пением, детей просят прохлопать ритм, в дальнейшем простучать на бубне или др. музыкальных инструментах. Упражнение  «Веселые ладошки» также используется нами, в качестве развивающего ритмическое чувство: под веселую ритмичную музыку дети выхлопывают ритмический рисунок. В качестве музыкально-дидактических игр, развивающих чувство ритма нами используются ударные инструменты: погремушки, бубны, треугольники.     3. Активизацию  внимания  и памяти при помощи игры «Волшебный волчок», где играется вступление к знакомой песне, а дети пытаются ее угадать.

      4. Развитие воображения и представления о  характере музыки (веселая или грустная), музыкальных жанрах (пеня, танец, марш). В данном разделе используется активным образом слушание музыки. Для этого мы прослушиваем инструментальную, вокальную музыку русских и советских композиторов (особенно незаменимым здесь является  «Детский альбом»    П. И. Чайковского) [5]. Дети делятся своими впечатлениями, придумывают короткие истории. Для того  чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к наглядным пособиям. Это могут быть иллюстрации картин русских художников, картинки из любимых сказок или изображения разного настроения. Для закрепления пройденного материала хорошо использовать музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, и подбирать к ней картинку. В средних группах нами используется музыкально-дидактическая игра «Волшебные танцы» на определение танцевального жанра музыки: марш, русский народный танец, полька. Здесь используются иллюстрации с различными видами танца, изучаются характерные движения. Изучая жанр марша, нами используется музыкально-тематическое занятие на данную тему: «Марш в музыке, движении, сказке»[4]. Дети стоят в кругу и выполняют упражнение «Ходить бодрым и спокойным шагом» (музыка М. Робера). Затем определяют, сколько частей в этом упражнении и как нужно идти под музыку первой части – бодрым шагом, и как нужно идти под музыку второй части  – спокойным шагом. Далее обсуждается  характерные черты марша: отчетливый ритм, бодрое настроение, то, что под него удобно считать раз-два, раз-два. Прослушав,  старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки», поговорить о чувствах, которые вызвала эта песня.  Спросить у детей, почему именно солдаты пели задорные маршевые песни спросить, а знают ли дети песню с таким же характером?  Для примера, нами используется песня «Праздничная песенка» (М. Красева, сл. Н. Саксонской).  Можно попросить одного ребенка исполнить эту песенку на барабане, а другие промаршеруют. Далее послушать музыкальное произведение композитора Ивара Арсеева «Солдаты маршеруют», но, не называя названия, дети должны придумать ему название (различные варианты), затем сказать, что это походный марш.  В начале пьесы музыка звучит тихо – отряд приближается издалека. В середине музыка звучит громко – солдаты проходят мимо нас. В конце пьесы музыка звучи тише и тише – отряд уходит. Затем вводится небольшое задание: вместе с музыкой сыграть на барабанах (в начале – тихо, в середине – громко, в конце – тихо).  

 Еще марши бывают сказочные. Композитор Михаил Иванович Глинка написал марш для злого и хитрого Черномора, другой композитор Петр Ильич Чайковский – сочинил «Марш деревянных солдатиков». Детям  предлагается,  взять в руки игрушечное оружие и пошагать как солдаты. На этом  занятие может быть окончено.

         Хотелось бы отметить и немаловажную роль музыкального руководителя при проведении музыкально-дидактических игр. На своих занятиях он должен создать атмосферу комфорта и доверия, в которой ребенок может почувствовать себя музыкантом, а также развивать способность слушать и наблюдать. Музыкальный руководитель должен уметь дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на музыкальных инструментах, а также поддерживать интерес к музыке из занятия в занятие, чтобы это стало непрерывным процессом.

Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем,  от того,  как они будут работать совместно,  зависит успешность  проведения музыкально-дидактических игр.  Перед занятием мы стараемся объяснить игру воспитателю,  чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему.  Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Своей главной задачей мы считаем развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что  особенно важно, формирует творческую личность ребенка.

Литература:

  1. Комисарова Л. Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
  2. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  3. Тютюнникова Т.Э. Просто, легко. весело. – Музыкальный руководитель. –  №5. –  2009. – С.4-7.
  4. Кулешова С. А. Марш в музыке, движении, сказке. – Музыкальный руководитель. – №4. – 2008. – С.11-12.
  5. Чайковский П.И. Детский альбом: полное собрание сочинений для фортепиано. Том IV. – М.: АО «Скорпион», 1994. – 133с.

Источник

   Влияние  музыкально-дидактических игр на развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкальных способностей.

        Современная педагогика исходит из положения, что развитие музыкальных способностей у детей, это процесс подчиненный общим психическим закономерностям развития творческих способностей, при условии применения соответствующих методик.  Так как музыкальное воспитание предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на человека и рассматривается как средство общего гармонического развития личности, формирования нравственно – эстетического вкуса и потребностей несомненна его необходимость и значимость в педагогическом процессе детского сада. На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления. Главным компонентами музыкальных способностей являются:

звуковысотный слух (мелодический и гармонический);

тембровый;

динамический;

ритмический.

Мелодический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одного голосной мелодии. Гармонический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к многоголосной мелодии.

Динамический слух – способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить полярные градации динамики (громко – тихо) и постепенный переход от громкого к тихому звучанию и наоборот.

Тембровый слух определяется в процессе прослушивания звучания русских народных инструментов, в музыкально-дидактических играх.

Ритмический слух – способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить эмоциональную выразительность музыкального ритма.

 Музыкально-дидактических игры на развитие у детей музыкальных способностей: звуковысотного, тембрового и ритмического слуха.

Для развития звуковысотного слуха:

“Три поросенка”

“Ступеньки”

Игра “Три поросенка”

Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой “фа” первой октавы нарисовано мордочка поросенка в синей шапочке – Нуф-Нуфа; под пластинкой “ля” первой октавы – поросенок в красной шапочке – Наф-Наф; под пластинкой “до” второй октавы – поросенок в желтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. Каждому играющему по три картинки с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. “Посмотрите, дети, какой красивый дом, – говорит музыкальный руководитель. – Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: “Я Ниф-Ниф” (поет и играет на фортепиано “до” второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет “фа” первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше (поет и играет “ля” первой октавы). Затем музыкальный руководитель играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто это поет. Дети должны поднять картинку с изображением шапочки того поросенка, который спел песенку. Если большинство детей правильно угадали, кто поет, то музыкальный работник вращает диск по планшете и в окошечке появляется поросенок. Если дети неверно угадали, то в окошечке никто не появляется, и тогда музыкальный руководитель играет опять этот же звук, а дети проверяют свои картинки.

Игра “Ступеньки”

Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик).

Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано мелодию, вызванный ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки, вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

Для развития тембрового слуха:

“Догадайся, кто поет?”

“Слушаем внимательно”

Игра “Догадайся, кто поет?”

Ход игры: Дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тилиечеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет “жмурке”, который стоит в центре круга. “Жмурка” должен отгадать, кто спел второй куплет.

Игра “Слушаем внимательно”

Игровой материал: Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведения, и найти их на столе.

Для развития ритмического слуха:

“Веселые матрешки”

“Определи по ритму”

“Прогулка”

Игра “Веселые матрешки”

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей – маленькие. “Большая матрешка учит танцевать маленьких”, – говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу не сложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Игра “Определим по ритму”

Игровой материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры: Музыкальный руководитель выступает в роли ведущего. Он исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится ребенок, который ни разу не ошибся.

Для различения ритмических рисунков использовались знакомые детям песни Е. Тимичевой:

“Небо синее”

“Смелый пилот”

а также использовалась русская народная песня

“Андрей-воробей”

и русская народная прибаутка

“Барашеньки”

Игра “Прогулка”

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. “Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять по залу, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице”, – музыкальный руководитель ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. “А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!”, – передает бег. Дети повторяют “Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю”, – музыкальный руководитель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. “Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок”, – быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. “Но вдруг на небе появилась туча, закрыло солнышко, и пошел сильный дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень”, – постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. “Испугались ребята и побежали в детский сад”, -быстро и ритмично ударяет молоточком.

Кроме выполнения этих заданий дети должны передать ритмический рисунок, выложив на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: “Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю”. Ребенок выкладывает широкие карточки.”Пошел частый, сильный дождь”. Ребенок выкладывает узкие карточки.

Источник