Влияние музыкальной школы на развитие ребенка

Влияние музыкальной школы на развитие ребенка thumbnail


Дополнительное образование играет немаловажную роль для развития умений и навыков ребёнка. А в условиях негативного социального окружения поможет оградить школьника от его влияния. Многим родителям непонятно, зачем ребёнку музыкальная школа. Приведём 10 поводов для помощи мамам и папам в принятии решения, а также обозначим некоторые минусы обучения.

Преимущества обучения ребёнка в музыкальной школе

Рассмотрим главные плюсы обучения:

  1. Стимуляция работы мозга. Учёными давно доказано, что занятия музыкой развивают мозг. В течение периода обучения малышу придёться заучивать множество мелодий, что прекрасно тренирует память. Любое музыкальное произведение имеет строгое строение. Крупные сочинения делятся на части, которые, в свою очередь, распадаются на более мелкие фрагменты. В таких условиях ребёнок приучается мыслить структурированно, логично. Мышление является высшей формой познавательной деятельности человека. Оно тесно связано с интеллектом, который есть совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания. Обучение музыке непременно положительно скажется на процессе усвоения стандартной школьной программы.

    Василий Сухомлинский, легендарный педагог, говорил: Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие

  2. Развитие математических способностей, умение пространственно мыслить. Любой неправильный ход нарушает стройность музыкального произведения. Всё как в математике — ошибся в расчётах, получил неверный результат. А такой предмет, как сольфеджио (обязательный для изучения во всех музыкальных школах) обнаруживает прямые связи с математикой. Многие высшие и профессиональные учебные заведения предпочитают принимать абитуриентов с музыкальным образованием.

    «Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.» – писал выдающийся немецкий философ и математик Вильгельм Готфрид Лейбниц

  3. Лучше усваиваются иностранные языки. Музыка и язык — братья-близнецы. Фразы, предложения, точки, запятые, восклицания, интонация, ритм — всё это есть и в мелодии, и в речи. Дети, которые играют на инструменте или поют, легче усваивают иностранные слова, быстрее овладевают грамматикой.

    Основоположник немецкой романтической оперы, композитор Карл вебер писал: «Музыка — поистине общечеловеческий язык.»

  4. Формирование необходимых личностных качеств. Современная школьная программа обладает высокой сложностью. Детям без специальной подготовки и помощи родственников достаточно сложно демонстрировать успеваемость по всем предметам. Ребёнку нужны такие качества, как мужество, терпение, воля, дисциплина, выносливость, упорство, выдержка, уверенность в себе и другие. Занятия музыкой помогают развивать перечисленные свойства, которые очень востребованы не только в школьной жизни, но и имеют огромное значение для взрослого периода человека.

    «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.» — писал Аристотель ещё в 4 в. до н.э

  5. Развитие мелкой моторики. Великий педагог В. А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка сосредоточен на кончиках пальцев. Развитию мелкой моторики уделяется серьёзное внимание в дошкольных учреждениях. Родители, которые не водят детей в сад, должны обязательно обеспечить необходимое количество игрушек и упражнений для тренировки пальчиков дома. Освоение музыкального инструмента происходит именно руками. Кнопки, клавиши, смычки, струны — всё это прекрасно тренирует мелкую моторику ребёнка. Результатом такой работы станет интенсивное развитие мышления, интеллекта и речи.
  6. Формирование умений правильно планировать свой день. Занятия в музыкальной школе имеют чёткое расписание. В младших классах, как правило, родственники доставляют малыша на занятия. Постепенно ребёнок овладевает навыками правильного планирования учебного дня, недели, месяца. Он распределяет время на поездки до школ, приготовление уроков, отдых. Данный опыт непременно пригодится и во взрослой жизни.

    Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

  7. Приобщение к классическому искусству. Ребёнок, который с раннего возраста приобщается к мировой классической музыке, не сможет воспринимать бессмысленные звуки современной эстрады. Классика воспитывает чувство вкуса, утончённости, благотворно действует на эмоциональное состояние, развивает творческие способности, речь, память.

    Классическая музыка развивает чувство красоты и вкуса

  8. Воспитание артистизма. На протяжении всего периода образования в музыкальных школах педагоги организуют экзамены и различные конкурсы. Выходя на сцену, ребёнок учится владеть эмоциями, правильно себя подать, стремится выразить настроение исполняемого произведения, демонстрирует определённый уровень мастерства.

    Музыкальная школа развивает умение, с одной стороны, держать себя в руках в волнительные минуты, а с другой — развивает артистизм и способность выступать перед большой аудиторией

  9. Возможность участия в краевых, международных конкурсах. Цель таких выступлений — научить ребёнка играть или петь на сцене. На начальных этапах это могут быть местные концерты для родственников, педагогов, учеников. При достижении ребёнком определённых положительных результатов возможно участие в городских, районных и даже международных конкурсах.
  10. Начальное музыкальное образование закладывает базу для дальнейшего профессионального роста. Те дети, которые обрели большую любовь к музыке, имеют возможность продолжить образование на профессиональном уровне. Обретение любимой специальности — залог счастливой, успешной, полноценной жизни.

У людей, согласно различным исследованиям, прослушивание определённых композиций классической музыки может вызывать кратковременное (порядка 10 минут) улучшение пространственно-временного восприятия, что иногда называют эффектом Моцарта.

Список можно продолжать, но для принятия решения и этого вполне достаточно. Остальные плюсы «всплывут» по мере обучения музыкальному искусству.

Видео: педагог по классу фортепиано о том, с какого возраста обучать ребёнка музыке

Сложные моменты обучения

Конечно, нужно сказать и о трудностях, их не так много. Минусы могут быть не в самом образовании. Существует ещё организация учебного процесса, которая построена людьми.

Некоторые преподаватели предъявляют к ученику слишком завышенные требования. И некоторые родители, в свою очередь, мечтают сделать из ребёнка Моцарта.

Иногда встречаются педагоги, несдержанные на язык и эмоции. В таком случае изначальная заинтересованность ученика тает, как снег. Результатом бывают слёзы, непонимание, выяснение отношений. Конечно, радости к обучению это не добавит. К счастью, немудрых преподавателей всё-таки меньшинство. Большая часть влюблена в своё дело.

Неделикатный педагог способен отбить у ребёнка любовь к музыке навсегда

Перед приёмом в школу ребёнку нужно обязательно пройти контрольное прослушивание. Не все дети справляются с экзаменом.

Стандартное обучение длится около 8 лет, в неделю занятость составляет примерно 4–5 часов. В программу входит 4–5 предметов, по каждому из которых нужно делать домашнее задание. При этом не все родители способны помочь в приготовлении уроков.

На период обучения требуется приобретать выбранный музыкальный инструмент. Надо сказать, что это покупка будет заметна для семейного бюджета среднестатистического гражданина, даже если приобретать бывший в употреблении. К тому же по мере роста ребёнка инструмент нужно менять.

Поэтому семья, которая выбирает для своего малыша музыкальное образование, должна быть морально, физически и материально готова к преодолению трудностей.

Видео: плюсы и минусы музыкальной школы глазами ребёнка

Освоение музыки — огромный труд для всех участников процесса (педагогов, детей, родителей). Плюсы, которые получает ребёнок, обучаясь в музыкальной школе, несопоставимы по сравнению с минусами. Главное, чтобы родители понимали, что именно от их решений зависит качество жизни детей.

Источник

Я знаю, что эта наша музыкальная история может закончиться в любой момент. Но у меня нет цели заставлять ребенка учиться до конца, для получения диплома. Есть цель давать ему возможность развиваться и раскрывать свои способности и интересы.

В самом начале обучения сына в музыкальной школе, конечно, я сомневалась, размышляя о том, стоит или нет нагружать ребенка и занимать его время. Ведь можно выбрать какие-то другие занятия. Конечно, я наслышана о том, что для выпускников музыкальных школ, зачастую семь лет обучения заканчиваются тем, что инструмент выносится за пределы видимости на долгое время, если не навсегда. Но сын настойчиво музицировал на синтезаторе, прикрывая глаза, и изображал виртуозного пианиста. Поэтому мы пригласили репетитора, для того, чтобы понять есть ли у ребенка способности к музыке. НА тот момент

Занятия музыкой должны быть обязательными, а не дополнительными для деток. Так утверждают специалисты в области когнитивного развития. Ведь во время игры на клавишных инструментах в мозгу происходит настоящий фейерверк. Задействованы оба полушария мозга и активно развиваются межполушарные связи. Ребенок приобщается к прекрасному и воспитывается эстетически. Но правда в том, что обучение в музыкальной школе для вашего ребенка может стать увлекательной и интересной дорогой в мир прекрасного, а может обернуться сплошным испытанием и принудиловкой. И это зависит от многих факторов, но прежде всего от интересов ребенка и подхода родителей к процессу обучения.

Обучение ребенка музыке требует от родителей участия, по крайней мере, на первых этапах, ему нужна помощь. И если вы решаете вопрос «нужна ли вашему ребенку музыкальная школа» приведу аргументы «за и против», которые помогут с выбором.

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка 1 года до 5 лет

В первую очередь, если вы приняли решение отдать ребенка в музыкальную школу, важно выбрать подходящий инструмент и преподавателя, который найдет подход к вашему ребенку и будет учитывать его особенности в усвоении материала, а также уделять внимание выбору музыкальных произведений в процессе обучения.

Какие проблемы могут возникнуть при обучении в музыкальной школе?

  • Ребенку может не понравится сам процесс обучения. Многочасовые занятия по отрабатыванию навыков подходят не каждому.
  • Музыкальное образование наряду с обязательной школьной программой создают большую нагрузку и занимают много времени. У ребенка может не оставаться сил и времени на другие занятия или простую игру и прогулки.
  • Публичные выступления, которые являются неотъемлемой частью обучения, вызывают стресс у многих деток.
  • Классические произведения или инструмент может в процессе обучения перестать нравится ребенку. При этом его мечты об исполнении современной музыки в рамках учебной программы будет невозможно реализовать. Выходом из этой ситуации может являться дополнительные занятия в музыкальных кружках и/или смена музыкального инструмента.
  • Иногда ребенку могут потребоваться дополнительные уроки репетитора для подготовки к экзаменам или конкурсам. Это повлечет за собой дополнительные траты и время на отрабатывание трудных пьес.
  • В обязательную программу музыкальных школ, наряду с уроками игры на инструменте, входят уроки сольфеджио и хоровые занятия. Кроме того в старших классах добавляются занятия по «истории музыки» и «музыкальной литературе». Это потребует дополнительного времени и дополнительных посещений музыкальной школы. Здесь важно учитывать удаленность школы от вашего дома.

Что дает музыкальное образование?

  • При условии, что ребенок занимается и имеет способности к музыке, обучение в музыкальной школе дает самостоятельную профессию, с которой ваш ребенок может связать свою жизнь.
  • Процесс разучивания музыкальных произведений требует большой работы одновременно обоих полушарий мозга. Это колоссальное развитие, ведь музыкант читает ноты, нажимает определенные клавиши, контролирует мелодию, ритм, громкость и длительность звуков, соблюдает указанные в нотах прием игры и аппликатуру («каким пальцем какую ноту нажимать»).
  • Музыка совмещает лингвистические и математические функции левого полушария с творческими функциями правого полушария. Всё это способствует развитию межполушарных связей.
  • Развивает коммуникативные, социальные способности, логику, стратегическое планирование, внимание к мелочам и эмоциональный интеллект.
  • Улучшает умственную (то есть интеллектуальную) функцию мозга.⠀
    Даже если ребенок слушает музыку, а вы помогаете ему ее понимать – это тоже хорошая тренировка мозга.
  • Развивает память. Ведь для исполнения музыкального произведения работает сразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, моторная (двигательная), образная, логическая, ассоциативная.

Все «плюсы» обучения игре на музыкальном инструменте, несомненно, весомее «минусов», но только при условии, что ребенок занимается музыкой с интересом, а не идет на урок как на каторгу.

По опыту многих мам могу сказать, что не часто дети могут осознанной без дополнительной мотивации отрабатывать задания дома, доводя мелодию до совершенства. Часто бывает, что схватив ноты, ребенок теряет интерес к оттачиванию штрихов. Здесь от родителей потребуются усилия, но не для того чтобы заставить чадо сесть за инструмент, а чтобы заинтересовать и мотивировать на выполнение нужной работы. И часто именно этот вопрос становится камнем преткновения в обучении ребенка. И от того, как вам удастся выйти из такой ситуации, будет зависеть успешность обучения ребенка и его отношение к музыкальным занятиям в целом.

Вот несколько советов, которые помогу вам сделать время обучения ребенка в музыкальной школе не тягостным испытанием, а интересным приключением.

  • Не заставляйте ребенка чрезмерно долго «сидеть» за инструментом. Возможно, для него подойдут занятий не два часа к ряду, а несколько подходов по 20 минут.
  • Предложите помимо школьной программы разучить какое-то произведение, которое выберет сам ребенок. Это отлично мотивирует и дает чувство радости от исполнения любимого произведения.
  • Если ребенок обучается игре на фортепиано, возможно вместо классического инструмента стоит приобрести электро-пианино с различными функциями и звуками, для того чтобы ребенок мог не только оттачивать навыки по заданию, но и музицировать по своему желанию. Это развивает интерес к инструменту.
  • Помогайте разбираться в трудных частях пьесы, пусть ребенок вам читает ноты, простукивает ритм, показывает аппликатуру.
  • Смотрите вместе видео с виртуозной игрой, посещайте концерты. Устраивайте домашние концерты и восхищайтесь победами ребенка. Придумайте что, то чтобы создать правильное окружение для ребенка. Например, пикник с его «коллегами» по музыкальной школе.
  • Не сравнивайте результаты вашего чада с другими учениками. Сравнивайте его сегодняшние успехи с тем, что бы раньше.
  • Если ребенок в какой то момент отказывается продолжать обучение, внимательно разберитесь в причинах. Он устал. Ему не подходит преподаватель. Ему стал не интересен инструмент. Не редко бывают случаи, что после смены инструмента (например, вместо фортепиано, он выберет барабан) ребенок успешно заканчивает школу, и продолжает с удовольствием заниматься музыкой для своего удовольствия.
Читайте также:  Упражнения для развития недоношенного ребенка

Мудрости и терпения, нам, родителям!

Источник

Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка

       Все дети – прирожденные музыканты. Это научный факт. Любой малыш еще задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий. Но музыка – это не только удовольствие, это мощный инструмент развития мозга ребенка.

       Каким же образом музыка помогает мозгу малыша развиваться? Для того чтобы мозг ребенка активно развивался, необходимо стимулировать его клетки с помощью различных сенсорных сигналов, то есть нужно обеспечить ребенку достаточное количество разнообразных впечатлений: зрительных, слуховых, осязательных и т.д. Все эти сенсорные сигналы стимулируют развитие определенных зон мозга. Ученые считают, что если попытаться вырастить ребенка в полной изоляции от всяких ощущений у него не будет вообще никаких психических процессов.

       Но восприятие музыки – это особый сенсорный опыт. Ученые выяснили, что в нашем мозгу нет отдельной зоны, отвечающей за восприятие музыки. Поэтому, когда мы слушаем музыку, работают оба полушария головного мозга. Слушая музыку, мы стимулируем деятельность огромного количества нервных клеток – нейронов, а также налаживаем межнейронные и межполушарные связи.

       Как показали многочисленные исследования, музыка значительно улучшает речь, память детей дошкольного возраста, способствует развитию зрительного восприятия и внимания.

       Музыкальное развитие – необходимая часть подготовки к школе. Исследуя трудности школьного обучения, нейропсихологи пришли к выводу, что у большинства детей, которые плохо учатся, недостаточно развиты внутриполушарные и межполушарные связи в коре головного мозга. При этом вполне возможно, что этих детей рано начали учить читать и считать, так как многие родители уверены, что умение читать и считать – гарантия успеха в школе.

       Проблема в том, что если маленького ребенка учить исключительно чтению и счету, игнорируя другие деятельности, стимулируется развитие только левого полушария головного мозга. Это не соответствует типу мышления ребенка дошкольного возраста, потому что до 7-9 лет правое полушарие головного мозга ребенка в норме функционирует активнее, чем левое.

       Занятия музыкой гармонизируют работу мозга, поэтому, пожалуйста, не считайте их чем-то второстепенным. Важность музыки для развития личности поняли еще древние философы, которые считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создает внутри человека такой же порядок и гармонию как в космосе. Платон так же считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными. Современные исследования полностью подтвердили эти теории.

       Итак, музыку слушать полезно. С этим уже никто не спорит, особенно после того, как в 90-е годы 20 века был открыт так называемый «Моцарт-эффект». Ученые Калифорнийского университета выяснили, что после десятиминутного прослушивания музыки Моцарта испытуемые более успешно решали различные интеллектуальные задачи. Об этом много писали в газетах, но почему-то умолчали о том, что у студентов, которые принимали участие в этом эксперименте, «Моцарт-эффект» сохранялся не более 15 минут после прослушивания музыки.

       «Моцарт-эффект» очень интересен для исследователей, но ученые, открывшие его, считают, что для получения настоящих «интеллектуальных выгод» от музыки обязательно нужно серьезно изучать музыку и принимать участие в различных видах музыкальной деятельности. Оказывается, если заниматься музыкой регулярно и длительно, происходят серьезные изменения в коре головного мозга, мозг работает эффективнее. И этот факт сохраняется навсегда!

       Поэтому, музыкальное занятие предполагает не только слушание музыки, но и активное включение детей в разные виды музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, музицирование.

       Общая идея занятий музыкой – это интеграция различных видов музыкальной деятельности, и все занятия получаются авторскими. Любой из вариантов разными путями способствует получению вашим ребенком «интеллектуальных выгод».

Источник