Влияние музыкальной игры на развитие ребенка

Иванова Светлана Ивановна
Консультация для родителей «Влияние музыкальной игры на развитие ребёнка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Музыкальный руководитель Иванова С. И.

«Влияние музыкальной игры на развитие ребёнка»

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Д. Б. Эльконин говорил, что «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Как часто родителислышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!». И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, игра оказывает на малыша всестороннее действие.

Ни для кого не секрет, что игра в дошкольном возрасте — это еще и ведущий вид деятельности, всесторонне развивающая ребенка. Среди различных видов игр в деятельности дошкольников особое место занимают музыкально-дидактические игры.

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребенка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под нее, пляшут, играют, поют, подпевают. По мнению Г. А. Анисимовой музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальнойигре ребенок выполняет различные задания: его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывается у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. Музыкально-дидактическая игра, как и другие виды игр имеет ряд задач, которые Г. А.Анисимова разделила следующим образом :

1.Коррекционные: – развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм, – координации движения и нормализация их темпа и ритма;- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.Оздоровительные: – укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата; -развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; -развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение); – развитие быстрой двигательной реакции.

3.Образовательные: – обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; – развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; – формирование умственных умений и действий.

4.Воспитательные: – воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры; – эстетическое отношение к окружающему; – развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5. Развивающие: – познавательную активность; – устойчивый интерес к действованию; – саморегуляцию и самоконтроль; – внимание, память, мышление; -ориентировку в пространстве.

Примеры музыкальных игр:

1. Игрушки пляшут.

(игра на развитие чувства ритма)

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих.

Ход икры:

Родитель и дети (Ребёнок) располагаются вокруг стола или на полу.

Родитель: Собрались игрушки поплясать,

Но не знают как, с чего начать.

Вышел заинька вперёд всем пример он подаёт.

Родитель задаёт несложный ритмически рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей (ребёнка) повторить заданный ритм.

Игра повторяется несколько раз. Когда ребёнок хорошо усвоит игру он может быть ведущим.

2. Колыбельная.

Игра на развитие звуковысотной чувствительности.

Цель: Научить ребёнка различать звуки по высоте, показывать движение мелодии.

Игровой материал: куклы или игрушки…

Ход игры: Мама поёт колыбельную песню и качает игрушку; на высокий звук –вверх ;на низкий-вниз. Ребёнок подражает маме.

Спите, куклы (Мишки., баю-баю, звёзды ясные сияют

Смотрит в окна дуб мохнатый все ли спать легли ребята?

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена ребёнком он может петь и качать показывая (качая) ход мелодии вверх и вниз.

3. Кто как ходит.

Игра на развитие музыкальных представлений

Цель: Слышать и определять характер музыки, развивать музыкальное и ассоциативно-образное восприятие и творческие способности детей.

Игровой материал: Музыкальные записи разные по тембру, темпу и т. д. Маски, костюмы животных

Ход игры: Сколько разных зверюшек, вокруг! Слушай внимательно музыку и покажи мне, как двигается этот зверь. Родители включают музыку, ребёнок изображает животное. Малышам нужно показать движения. (Ходит как косолапый мишка, поскакать как зайчик, побежать на носочках как хитрая лисичка и т. д.) со старшими дошкольниками более сложные импровизации с животными (Обезьяна, цапля)

Можно использовать музыкальные игры:

Лётчики на аэродром; Мы весёлые мартышки; и т. д.

4. Солнышко и туча.

Игра на развитие музыкальных представлений

Цель: Развивать ладовое восприятие ребёнка, учит слушать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно=образное и музыкальное восприятие ребёнка.

Игровой материал: зонтик.

Ход игры: Родитель: включает муз запись или поёт

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату (ходят по комнате)

Мы захлопаем в ладоши очень рады солнышку (выполнять движения по тексту)

Мы покружимся немножко очень рады солнышку,

Потанцуют наши ножки очень рады солнышку (выставлять ногу на пятку)

Дождь идёт….

(Родитель открывает зонтик, ребёнок должен прибежать под зонт)

5. Где мои ребятки.

Игра на развитие музыкального слуха и звуковысотной чувствительности.

Цель: упражнять детей в восприятии и различении высоких и низких звуков.

Развивать коммуникативные и творческие способности.

Игровой материал: набор игрушек или картинок животных.

Ход игры: Показывать ребёнку игрушку или картинку с изображением животного. Родитель напевает на одном звуке. голосом подражающем животного.

Где мои ребята, где мои котята? (мышата, поросята, цыплята и т. д.)

Ребёнок: Мяу-мяу! Спеть высоким, ласковым голосом.

Игра продолжается с другими животным по тому же принципу.

6. «ПОСКОК»

Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага.

Скок, скок – поскок продвигаются вперед

Молодой дроздок, прыжками

По водичку пошел, идут мягким пружинным

Молодичку нашел. шагом

Молодиченька, сужают круг

Невеличенька,

/ Сама с вершок, присаживаются

Голова с горшок. прикладывают ладони к щекам

покачивают головой.

Ход игры

Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам – имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка)

Методические рекомендации Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На слова

«сама с вершок» – интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.

7. «ХЛОПЫ – ШЛЕПЫ»

СЛ. НАРОДНЫЕ

Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки.

Ход игры: исходное положение – широко расставив ноги, дети сидят на полу.

/ Хлоп раз, хлопок на слово «хлоп»

/ Еще раз удар ладошек по коленям

на слово «раз»

/ Мы пох лопаем сейчас повтор движений

А потом скорей, скорей ритмичные удары ладошек об

Шлепай, шлепай веселей. пол

Методические рекомендации

Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.

Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе

8. «ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»

Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.

Ход игры:

Тень-тень, поте тень. Ритмичные хлопки по

Села кошка под пле тень. коленям

Налетели воробьи, Взмахивают кистями рук

«крылышки»

Хлопни им в ладошки. хлопки

Улетайте воробьи! Грозят пальчиком

Берегитесь кошки!

9. «КИСКА, БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ

Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,

навык заканчивать движение с окончанием текста.

Ход игры:

Киска, киска, киска, брысь! дети грозят пальчиком

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет, шагают на месте

Через киску упадет!

Бах! приседают

Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано – дети приседают.

10. «ПАРОВОЗ»

Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей

Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садитесь скорее,прокачу: чух, чух!

Ход игры:

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.

Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!

11. «КОТ И МЫШИ» М. Ю. Картушина

(на русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде»)

Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения

с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.

Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.

Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота

На лежанке дремлет кот

-Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот- вытягивают вперед

Разобьет весь хоровод. Руки ладонями вверх

Шевельнул ушами кот- прикладывают ладошки к голове – «уши»

И исчез весь хоровод. убегают на места

Методические рекомендации Текст поется в размеренном темпе, предпоследняя фраза – в замедленном, растягивая слова. А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.

12. «АИСТ И ЛЯГУШАТА» (На мотив белорусской народной польки «Янка»)

Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.

Ход игры:

Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают

Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении

Скачут бойкие ребята-

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит

Погулять, погулять. вокруг

Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать, аист ходит между ними, задевая рукой

пошевелившихся

Методические рекомендации На слова «. погулять, погулять /» должна быть небольшая пауза (остановка, голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово.

13.Дождик :кап!

Ритмическая речевая игра для средней- старшей группы

Развитие чувства ритма

Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.

1.Птица: кар. Кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши)

Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)

Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)

2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)

Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за неё руками)

Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)

Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)

14. ЧТО ЗА ШУМ.ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.

Ведущий включает магнитофон с самыми популярными песнями и через три-пять секунд выключает. Дети должны назвать произведение. Если оно не отгадано, магнитофон вновь включается на несколько секунд.

15. УЗНАЙ ПЕСНЮ ПО НЕСКОЛЬКИМ ЗВУКАМ.

ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.

МАТЕРИАЛ: аудиозапись с разнообразными шумами, например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего на доске мела и др.

Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы озвучиваются голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их воспроизведет и угадает.

Можно использовать готовые музыкальные записи музыкальных игр, которые можно найти в интернете. Которые от вас не требуют особых усилий только включить запись.Например: Весёлый паровозик. (есть для малышей и для старших групп); Заяц и лисичка; Едем на машине; Едем в зоопарк; Лягушки и цапля (Е. Железнова); У жирафа пятна (Е. Железнова); У дедушки Егора (Е. Железнова) И другие…

Будьте здоровы!

Желаю весёлого и полезного времяпровождения с вашим ребёнком!

Источник

Значение музыкальных игр в жизни

ребенка – дошкольника.

Консультация для родителей.

                                     Музыкальный руководитель Базаева Н. Б.

Основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности. 

Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта. В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Рассматривая предназначение музыкальных игр в широком смысле формирования личности дошкольника; музыкальные игры формируют у ребёнка интерес к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности восприятия, развитие музыкальных способностей, коммуникативных и других личностных качеств.

Кроме того, музыкальные игры развивают: эмоциональность, коммуникативность, познавательный интерес и формируют навыки сотрудничества.

Целью  музыкальной игры является эмоциональный и двигательный отклик.

При выполнении заданий идёт процесс узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Вырабатывается:

– умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки;

– ощущать фразировку;

– такты;

– метроритм;

– интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодий.

   -Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка

  • быстроту реакции на звуковое раздражение ,  
  • формирование музыкальных и двигательных навыков,
  • активацию чувств, воображения и мышления.

Задачи музыкальной игры

Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.      

 Оздоровительные:
Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Развитие быстроты двигательной реакции.                         

Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.                                                  

 Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.                                                                   

Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действованию;
Саморегуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.                                                                                                        

 По форме проведения игры подразделяются на:
1.Статистические (стоя или сидя. Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий)
2. Подвижные игры (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности)
3. Игры с речью (развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма)
4. Игры- песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса,  способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания)                                   5.Артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти)                                 6.Ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку) 

ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР.            

 Игры на развитие внимания                                       

Небо, воздух, земля.

  Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры: Дети двигаются под марш по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо»- поднимают руки вверх, «Воздух»- руки в стороны. Движения выполняются без остановок. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.

 За подснежниками.

 Цель: Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематических слух.
Ход игры: Пред игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.
За подснежниками в лес мы сейчас пойдём.
Как кукушечку услышим- подснежник мы сорвём.
Под спокойную музыку  напевного характера русской народной песни дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!»- наклоняются, чтоб сорвать подснежник. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым- ударом в бубен, треугольник, барабан. 

 Игры на развитие памяти 

Повтори ритм.

Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создаёт установку на зрительное и слуховое запоминание.
Глазки, глазки, вы смотрите, всё запоминайте. 
Ножки, ножки, все за мною дружно повторяйте.
Педагог под  музыку показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую- дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение. 

Заяц с барабаном.                                                                                    

Цель: Развивать зрительную и двигательную память. 
Ход игры: Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.
Барабан зайчишка взял, лапкой звуки издавал.
Он по- разному играл, зайчихе- маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи- мамы. Под весёлую музыку «Польки» М. Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями.

 Что изменилось?                                                                                                     

 Цель: Развивать и активизировать зрительную память. 
Оборудование: Стол, игрушки по выбору, колокольчик.
Ход игры: Дети сидят полукругом у стола. Педагог даёт установку на запоминание правила игры: Чтобы память развивать, будем с вами мы играть.
Новое вы назовите, что изменилось- покажите! На звучание ритмической музыки педагог ставит на стол в один ряд игрушки. С окончанием музыки  на столе стоит восемь игрушек. Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами. По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и наблюдают, что изменилось в расположении предметов. Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.

Источник