Влияние музыкального образования на развитие ребенка

Влияние музыкального образования на развитие ребенка thumbnail

Влияние музыкального образования на развитие детей

Благотворное влияние классической музыки на человечество уже давным-давно доказано. Проводились многочисленные исследования, подтверждающие, что классическая музыка улучшает настроение, самочувствие, память и даже здоровье. Если у родителей возникает вопрос о надобности ознакомления ребенка с музыкой, на этот вопрос безусловно нужно ответить «да».

Когда рождается ребенок, помимо удовлетворения первичных, базовых потребностей (а именно еда, лекарства, кров над головой, сон и т.п.), он нуждается в развитии. Ребенок должен произнести свое первое слово и впоследствии говорить, а так же считать, читать, писать, двигаться. Обучение музыке как нельзя лучше способствует улучшению языка и памяти ребенка, развитию моторики, так как во время процесса обучения задействовано левое полушарие головного мозга, отвечающее именно за эти аспекты.

Ознакомление ребенка с классической музыкой можно начинать прямо с его рождения, включая произведения для прослушивания хотя бы на 10-15 минут в день. Например, музыка Моцарта расслабляет и умиротворяет, а музыка Штрауса настраивает на веселый, бодрый лад. Ребенка можно знакомить с творчеством разных композиторов, и впоследствии будет понятно, чье творчество наиболее ему импонирует.

Начинать знакомство с музыкальными инструментами следует с так называемых детских инструментов – ксилофона, треугольника, свирели, маракасов. Со временем станет очевидно, к чему больше тянется ребенок. Разумеется, все дети разные. Подбирать музыкальный инструмент для обучения нужно с учетом особенностей психики и характера. Так, подвижному и веселому ребенку подойдут, например, ударные инструменты, в то время как спокойному и созерцательному – клавишные.  

Кроме игры на инструментах как таковой, немаловажны и другие творческие дисциплины, преподаваемые в музыкальных школах – хоровое пение, танцы, музыкально – ритмические упражнения, музыкальная теория, различные развивающие игры. Все это помогает ребенку получать разностороннее творческое развитие, лучше чувствовать ритм, такт, взаимодействовать с окружающим миром. Занятия в группах, а так же выступления способствуют социализации ребенка, помогают развивать ему навыки общения, умение держать себя в обществе, побеждать стеснение и комплексы.

Уроки музыки незаменимы для детей, отстающих в развитии. Например, детям с синдромом аутизма музыка помогает раскрыться, обрести гармонию между внутренним «я» и окружающим миром, побороть свою замкнутость. Для детей с различными нарушениями дикции занятия музыкой не менее эффективны, чем уроки с врачами-логопедами, а игра на духовых инструментах помогает побеждать разные болезни дыхательной системы.

Со временем у каждого ребенка появляется желание проявить себя в обществе. Уроки музыки как нельзя лучше помогают в этом – ребенок может выступать на праздничных концертах в школе, участвовать в спектаклях, музыкальных и танцевальных конкурсах. Все это бесценный опыт, который будет непременно полезен в дальнейшей жизни. А с каждым успехом повышается самооценка и вера в собственные силы.

Эмоциональная сторона развития ребенка с помощью музыки имеет огромное значение. Классические музыкальные произведения вызывают огромный спектр чувств и ощущений – от радости до печали, от смеха до слез, от бодрости до умиротворения. Знакомясь с различными произведениями, ребенок знакомится с этой самой эмоциональной палитрой. В дальнейшем у ребенка выработается хороший вкус, позволяющий ему оценивать музыкальные произведения и быть избирательным.

Большая ошибка родителей состоит в принуждении занятиям музыке. Вместо удовольствия у ребенка появляется негативное восприятие занятий, постоянный стресс. Как результат – желание заниматься музыкой пропадает. Так же очень многое зависит от учителя. Если одно из самых прекрасных, что есть в этом мире – музыку, учитель преподносит скучно и без любви к своему делу, а еще хуже – с агрессией и негативом, у ребенка искажается представление о музыке, вплоть до полного отвращения. Музыка, как и любой вид искусства, материя тонкая, и при обучении нужен особый подход.

Разумеется, не каждый ребенок пойдет по пути профессионального музыканта, певца или дирижера, но в любом случае, навыки, приобретенные за время изучения музыки, окажутся полезными на жизненном пути.

Источник

Влияние музыкального образования на развитие

Личности ребенка.

Исследования последних лет все чаще и чаще указывают на большие возможности художественного образования, в том числе музыкального, в плане развития личности ребенка, тем самым подтверждая идею воспитания посредством искусства, выдвинутую еще Аристотелем.

Между тем, большинство работ в области музыкальной педагогики в основном посвящены изучению интенсивности и качества взаимодействия ребенка с искусством и практически не рассматривают социально-психологических последствий его влияния на человека.

Проведенные исследования позволили выявить как позитивные, так и негативные последствия занятия музыкой в детстве. Экспериментом было охвачено 149 учеников начальных классов, в том числе 54 ученика детских музыкальных школ и школ искусств. Для оценки личности был выбран многофакторный личностный опросник Р.Кеттела СРQ, который описывает личность ребенка в контексте 12-ти взаимосвязанных элементов, отражающих ее внутреннюю сущность и поведение: интеллект, сила Я, обособленность, конформность, осторожность, добросовестность,смелость, мягкость, склонность к чувству вины, напряженность, самоконтроль поведения, возбудимость.

Было также проведено психолого- педагогическое обследование 42 учеников выпускных классов, имеющих или не имеющих музыкальное образование. Программа психолого- педагогического обследования включала в себя тест оценки внимания ,, Корректурная проба,, Бурдона, тест Спилбергера –Ханина ( личностная тревожность и реактивная тревога), а также ретроспективный анализ успеваемости за период с 1 по 10 классы. Были также проанализированы результаты вступительных экзаменов 325 абитуриентов, занимавшихся и не занимавшихся в детстве музыкой.

Полученные результаты продемонстрировали, с одной стороны достоверно более низкий уровень внимания и успеваемости у старшеклассников, занимавшихся в детстве музыкой. Данные факты представляются парадоксальными, поскольку абитуриенты этой группы продемонстрировали более успешные результаты на вступительных экзаменах. Вероятной причиной более низкой успеваемости и показателей корректурной пробы школьников, занимавшихся в детстве музыкой, могло быть систематическое переутомление детей, досуг которых значительно сокращен из-за дополнительных занятий в музыкальной школе. При этом осознание своего отставания в учебе от сверстников может служить почвой для так называемой ,, Гиперкомпенсации,,, которая в конечном итоге и обеспечивает успех на вступительных экзаменах в ВУЗ.

Вместе с тем нельзя сказать, что занятия музыкой имели только негативные последствия для изученной группы. Так, результаты психологического обследования показали более высокий уровень устойчивости внимания ( хотя и при меньшей продуктивности выполнения работы), а также большую устойчивость этих детей к эмоциональному стрессу.

Психометрическая оценка личностных черт младших школьников показала, что ученики, не занимающиеся музыкой, получили достоверно более высокие оценки по шкале ,, конформность- доминантность,,, что считается психологической подоплекой нарушения поведения и дисциплины у детей младшего школьного возраста. Дети, занимающиеся в музыкальных школах и школах искусств, оказались более доброжелательными и послушными, осторожными и менее конфликтными. Также отмеченным достоинствам сопутствует меньшая независимость и смелость этих детей.

Также получены достоверно более высокие показатели по шкале ,,смелость- робость,,, что говорит о большей устойчивости школьников этой групп к эмоциональной угрозе, обусловливая доброту, отзывчивость, эмоциональные и художественные интересы.

Результаты, полученные по шкале ,, чувство вины,,, показали, что дети, испытавшие благотворное влияние занятий музыкой, оказались более жизнерадостными и спокойными. Правда необходимо отметить, что показатели по этому фактору, отражающему напряженное беспокойство и тревожность, достаточно велики у школьников обеих групп.

Завершают картину показатели, полученные по фактору ,,напряженность- расслабленность.,, Известно, что личности с высокой оценкой по этой шкале характеризуются эмоциональной неустойчивостью с преобладанием пониженного настроения, страдают расстройством сна, имеют агрессивные тенденции в поведении. Что обусловлено наличием большого количества неудовлетворенных потребностей. Доказано, что младшие школьники, занимающиеся музыкой, имеют более низкие показатели напряженности по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися музыкой. Также не исключено, что занятия музыкой в детстве способствуют сглаживанию невротизирующего диссонанса между запросами и возможностями.

Статью подготовила преподаватель фортепиано ДМШ № 1 города Костаная Поддудник Елена Николаевна.

Источник

Сегодня мало таких родителей, которые задумываются о музыкальном образовании своих детей. Многие родители считают, что музыкальное образование не так важно, как например: юридическое, экономическое или филологическое. Наставляют своих детей, говоря: «Изучай иностранный язык, учи хорошо историю, математику…» и т. д., внушая тем самым своим детям мысль, что им нужны только те знания, которые пригодятся в жизни.

А что родителям еще остается говорить, ведь жизнь заставляет выбирать кратчайший путь к финансовому благополучию. Действительно, зачем тратить драгоценное время на изнурительные репетиции, которые изнуряют не только детей, но и самих родителей. Повезет если инструмент по специальности фортепиано, а не скрипка, например или виолончель. При занятиях на этих музыкальных инструментах дома, смычек играет не только на самой скрипке, но и на нервах самих родителей и нервах соседей по подъезду.

Но не всегда такое негативное отношение было к музыкальному образованию детей. Совсем недавно родители старались дать детям не только среднее, но и музыкальное образование, несмотря на неудобства и хлопоты, связанные с этим. И правильно делали, ведь музыка прививает не только любовь к творчеству и развивает душевные и духовные качества, но и помогает детям развить коммуникабельность и мыслительные способности. Очень часто дети, которые занимаются музыкой, отличаются от других ровесников грамотностью, трудолюбием, терпением и силой воли.

Смотря на всё это можно сделать выводы, что родителям кроме минусов, стоит замечать и плюсы в музыкальном развитии детей, понимая при этом, что потраченное время и силы могут принести их детям плоды в будущем.

Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи.

Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

Поговорим о взаимодействии двух составляющих: музыка и живопись. Исследования в области когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы человеческого сознания, обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

«В течение 9 месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8–9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга. Перед авторами стояли задачи: 1) можно ли говорить о врожденной предрасположенности к музыке, или это результат образования; 2) улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи. Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что даже через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам. Они показали лучшие результаты по чтению, смогли преодолеть скованность в речи. Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы. Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые, и не воспринимали их слова в штыки». (По материалам Steinway.com)

А если коснуться ещё одного взаимодействия таких компонентов, как музыка и ораторское искусство, то увидим, что связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи — это зона Вернике и зона Брока.

И как же не остановиться на одном из важных факторов — музыкальный интеллект. Мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой. (Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship).

Теоретическое обоснование детских занятий («Музыка с мамой» С. и Е. Железновы). Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение — необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми на музыкальных занятиях ребенок использует и развивает многие свои способности, в частности:

–          улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;

–          развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;

–          формируются навыки вербального и/или невербального общения;

–          ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;

–          развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет еще и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

Исследователями отмечено заметное положительное влияние музыкально-ритмических игр на детей: формирование хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

В настоящее время проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные — употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша. Но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредоточиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим, у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре.

И самое время, на мой взгляд, озвучить факты о пользе обучения детей музыке. Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта и вообще улучшает общее самочувствие человека. Музыка способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы.

Ученые из Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили, что под музыкальный аккомпанемент двухлетние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой один или два раза в неделю помогают увеличивать словарный запас, развивать простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию.

Обучение речи — процесс долгий и трудный. Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у таких детей помогает музыка. Был проведен эксперимент с маленькими детьми, которым была сделана кохлеарная имплантация.

В ходе занятий с ними по развитию речи использовались музыкальные инструменты и игрушки, а также дети слушали различные музыкальные произведения и песни. Как показал эксперимент, дети после таких занятий стали более спонтанно общаться между собой и тем самым лучше познавали свою родную речь. Как считают сами исследователи, музыка — одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми. (Metodika_issledovaniya_muz._razvitiya).

Медицинское обоснование этих фактов нашли американцы: специалисты из медицинской школы Гарварда обнаружили, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpuscallosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на четверть.

Музыка Моцарта помогает недоношенным детям быстрее набирать вес и делает их более сильными. Это было доказано результатами экспериментов, проведенных израильскими медиками в Медицинском центре Тель-Авива, сообщает издание LiveScience. Двадцать малышей, родившихся раньше срока, были поделены на две группы: одной единожды в день по 30 минут давали слушать произведения Вольфганга Амадея Моцарта, а второй музыку не проигрывали вовсе. Для эксперимента была выбрана музыка Моцарта, поскольку в 1993 году в ходе эксперимента учащиеся колледжа лучше справлялись с пространственно-временными задачами, если слушали сонату австрийского композитора по 10 минут в день. Это явление получило название «эффекта Моцарта». Эксперимент с младенцами длился два дня. По окончании выяснилось, что после прослушивания музыки дети из первой группы становились спокойнее и расходовали меньше энергии, чем те, кто попал во вторую группу. Когда ребенок расходует мало энергии, ему не требуется много калорий для роста; как следствие, он быстрее набирает вес и растет. (По данным — livescience.com.)

Но для достижения положительного эффекта важно, чтобы ребенок стремился заниматься сам, без традиционного напора со стороны родителей.

Основываясь на результатах исследований, ученые разных стран предлагают увеличить долю уроков музыки в школьной программе и поставить ее в один ряд с математикой, чтением и правописанием.

Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем не поющие дети. Родителям важно развивать способности ребенка с самого раннего детства. Начинать надо с дыхательных упражнений — игр, которые может выполнить любой ребенок.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность определенных музыкальных произведений. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

В каждом человеке с рождения заложен потенциал, который стремится к раскрытию. Иными словами стремление к самовыражению заложено в нас на генетическом уровне и является такой же потребностью, как стремление утолить голод, жажду, создать комфортные условия жизни. Просто она находится на самом верху пирамиды потребностей, поэтому многие ее игнорируют, что лишает человека возможности быть по-настоящему счастливым.

По словам учёных, музыкальная деятельность на протяжении жизни может расцениваться как стимулирующие когнитивные упражнения, делающие мозг более подготовленным и приспособленным к проблемам старения. Поскольку обучение игре на музыкальных инструментах требует многих лет практики, это занятие может создавать альтернативные связи в мозге, которые способны компенсировать ухудшение познавательных способностей в старости.

И надо помнить, что музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на музыкальном инструменте может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к здоровью вашего ребенка.

Литература:

1.         Битова А. Л. Музыкотерапия. — Сайт: https://www.gloria-lucia.com/

2.         Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М., 2008. — 208 с.

3.         Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru

4.         Заваденко Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 1.– С. 58–61.

5.         Источник: https://guitarline.ru/2010/05/11/o-polze-muzykalnogo-obrazovaniya/

6.         Классика — забытое прошлое. Книга. Автор — В. И. Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004

7.         Лохов М. И. Плохой хороший ребенок / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. — СПб, 2003.- 384с.

8.         Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. — СПб., 2001. — 254 с.

9.         Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 1997.

10.     Музыка в нашей жизни. Автор — Н. Д. Зельницкая.1998. Астрель.Тула.

11.     Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in-ancient_time.ru

12.     Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки. www.rognovsergey.ru

13.     Музыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». Страницы в интернете. www.zdoroviemagazin.ru

14.     Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. — 281 с.

15.     Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М., 2006. — 400 с.

16.     Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — М., «Владос», 1999. — 176 с.

17.     Психология. Т. И. Волкова.2002год. ЭКСМО. Москва.Стр.345–380.

18.     Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru

19.     Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship // J. of Aesthetic Education. Vol. 20. ¹ 4. P. 31–38.

20.     Хинич М. Слушать музыку. — Сайт: https://www.best-manual.com/

21.     Шарапановская Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. — М., «Сфера», 2005. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, музыкальное образование, головной мозг, игра, родитель, способность, иммунная система, мозг музыкантов, невербальное общение.

Источник