Влияние музыкального фольклора на развитие ребенка

Я много лет работаю музыкальным руководителем в детском саду. За долгие годы работы не раз приходилось мне отмечать, что огромное влияние на музыкальное воспитание детей имеет народный фольклор в самых различных его формах, он помогает детям лучше понять красоту и поэтичность музыкальных произведений, лучше усвоить материал, вызывает интерес к предмету и позволяет украсить проведение любого мероприятия. Поэтому я хочу поделиться в этой статье с другими музыкальными руководителями.

Детям свойственно стремление подражать, ребенок стремится познать все, что происходит вокруг и встроиться в окружающий мир. Ребенок, который свои первые семь лет прожил в гармонии с окружающим миром, имел достойные примеры для подражания усваивает все, что ему нужно для дальнейшей жизни. Необходимо дать ребенку в его первом стремлении возможность свободно появляться и тогда развитие его мышления, памяти, чувств, воли будет происходить успешно, но по своим законам. Пробуждать слишком рано сознание ребенка не дав ему времени «поспать» – значит  закладывать в него зародыш раннего старения и ранних болезней. Четырехлетние «старички», которые не умели хорошо говорить, а многие знали что и чего не надо, рано обучались чтению, счету, письму и т.д. Но как обстояло дело с творческой фантазией у таких детей? Такие дети не умеют играть, это маленькие скептики. Известно, что дети, которые не наигрались в детстве, потом испытывают в этом дефицит всю жизнь. Очень важно, чтобы дети просто играли. Они при этом развивают свою фантазию, мышление, волю. Воспитатели детского сада должны постоянно учится и  работать над собой, создавая условия, при которых  ребенок испытывает радость от пребывания в группе, укрепляет свои жизненные силы и свободно развивается, бережно относится к личности.

 Дети, у которых отсутствует пища в виде сказок, детских песен, свободных игр, общения с природой и здорового образа подражания, ищут духовную пищу в других вещах – телевизоре, компьютерных играх, а затем и боевиках.

Задача взрослых – не засушить наши «цветы жизни», пусть эти маленькие расточки будущей индивидуальности пребывают в душевной оболочке любви и мудрости взрослых, чтобы окрепли собственные духовно-душевные силы, чтобы дети ушли в свой срок в школу, а своесемилетие встретили открытыми, не закомплексованными , жизнерадостными и уверенными в себе. И тогда в дальнейшем они сами смогут различить добро и зло, правду и ложь.

Существует мнение, что взрослому человеку невозможно что-то в себе изменить, «какой я есть – такой есть», часто можно слышать от взрослых. Конечно, работать над собой – дело нелегкое. Посмотреть на себя со стороны, заглянуть в свою душу, признать свои недостатки, ошибки, промахи – не просто. Осознание своих недостатков, изживание их, способность признать свою вину перед другим человеком и перед ребенком, способность простить другого – это великое благо.

Самовоспитание  – это осознание своих недостатков, умение забывать причиненное тебе зло, умение нести в мир добро и любовь.

Фольклор – это богатство народного творчества, то, что дошло до наших дней, то лучшее, что запечатлено народом и сохранено. Народное искусство помогает усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи, его черты характера.

Фольклор – это синтез поэзии и музыки, движения. Содержащаяся в фольклоре мудрость дает возможность в приятной и интересной форме обучить ребенка тому или иному навыку. Дети с интересом воспринимают образное содержание потешек, прибауток, считалок, дразнилок, песенок, попевок. У детей становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, представление образа. Фольклор развивает чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, слух, голосовые возможности ребенка а так же импровизацию, коммуникативность, чувство ансамбля.

С рождения с помощью детского фольклора взрослый утанавливает контакт с ребенком с помощью колыбельных, попевок, приговорок. Н активизирует малыша, когда у него не сформированы действие и внимание. Народные песни – самое совершенное средство музыкального воспитания. Нас привлекает простота построение мелодии, богатство и разнообразие содержания.

Русская народная песня воспитывает эстетический вкус, вызывает отзывчивость, чувство на красоту мелодии, стиха. Увлеченность народными песнями создает условия для проявления творческого начала. Дети отражают свои впечатления в своих рисунках, импровизируют , фантазируют в играх, в инсценировках. В потешках заложена динамика, дети чувствуют ритм, динамика вызывает желание двигаться. Используя потешки, мы вызываем у детей ритмичный бег, подпрыгивание, движение галопом, перепрыгивание с ножки на ножку, сужение, расширение круга.

Все это способствует общему физическому развитию. Игры с пением (хороводы) раскрепощают детей, вызывают фантазию, устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движениями. Фольклор вызывает чувство любви к родному искусству. Мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к стране.

Детский фольклор дает нам возможность на ранних этапах жизни приобщить ребенка к народной поэзии. Еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими произведениями. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха.

Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. В это время начинаем формирование ребенка как личности, становление его характера. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в этом возрасте зарождается любовь к ней. Для ребенка это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он играет и живет,  это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.  Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, мы используем в своей работе народные песни, пляски, игры, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративного и прикладного искусства. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, воспитывает любовь к русской музыке. Самая простая народная мелодия с хорошей гармонизацией и в хорошей музыкальной обработке становится ярче, выразительней, воспринимается детьми с большим чувством, воспитывает музыкальный вкус.

Игры фольклорного характера строятся на народном творчестве. Следует выбирать игры, которые были бы ребенку близки и понятны.  Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. Включение потешек, которые тесно связаны с народными песнями,  делает игры более запоминающимися. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более яркой, интересной и содержательной. Детям нравятся игры с ложками.

Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно ( перед игрой с пальчиками – загадываем про них загадку). Распределение ролей должно быть справедливым – по считалке.

Игры на материале детского фольклора  дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и в выразительных движениях – реализация в театрализованной деятельности. Инсценирование бывает в разных видах. Например, дети передают содержание потешки , прибаутки, с помощью пластических движений тела, выразительной мимике и жеста. Детям фольклор близок и интересен, с помощью фольклора дети играют  – набираются ума-разума, становятся добрее, учатся понимать шутку, радоваться. Детский фольклор помогает установить контакт с детьми, помогает в обучении детей чистой и выразительной речи, развивает чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

Попевки, колыбельные, колядки.

Пение   – важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в воспитании ребенка, развивает интерес и любовь к музыке. Самое совершенное средство музыкального воспитания –  народные песни. В них привлекает простота построение мелодии, богатство, разнообразие содержания , яркая образность, юмор. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют их петь в младшем детском возрасте. Попевки – в младшей группе «Ладушки», «Зайчик ты зайчик», «Петушок».

«Колядки» – пелись с пожеланием благополучия в будущем земледельческом году   – славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями ( «Воробушек летит, хвостиком вертит. А вы, люди, знайте, гостей принимайте, Новый год встречайте!»).

Пестушки – это песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Знакомство с художественными произведениями начинается с малых форм – народного поэтического творчества – пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, небыличных песенок. Детский фольклор активизирует действие и внимание.

По содержанию произведения народно-поэтического творчества – образны и многоплановы. В них оживают явления природы, например, «Ночь пришла –темноту привела», «Солнышко-ведрышко, обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят».

Особенностью детского фольклора является его гибкость применения: имя ребенка можно заменить не меняя рифмы: «Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая». Дети начинают понимать эмоциональные состояния человека (смеется, плачет, радуется), его физические состояния (боль, голод, усталость и т.д.). Дети учатся ориентироваться в окружающем мире. Обогащение дошкольников новыми знаниями  и впечатлениями, создание у них бодрого и радостного настроения – это способствует развитию творческой активности.

Произведение детского фольклора:

1)    Побуждают заинтересованность детей.

2)    Помогают подвести к восприятию музыки и ее образного содержания.

3)    Учат коллективным действиям.

4)    Учат эмоционально откликаться на музыку.

5)    Помогают инсценировать игры, песни, стихи.

6)    Отрабатывают согласованность движений с характером и формой музыкальных произведений.

7)    Помогают эмоционально передавать  игровые образы.

8)    Учат детей изменять движения в соответствии с характером произведения (ритмичная ходьбы, перестраивание в шеренги, в колонны, в круг; притопы, хлопки, кружение, подскоки). В пении учат правильному дыханию, звукоподражанию, дикции – чистоте инсценирование.

Детский фольклор воспитывает устойчивый интерес к музыке, выдержку – развивает эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, быстроту реакции, активизирует внимание, учит петь – выразительно, напевно, мелодично – отчетливо произносить слова, петь с динамическими оттенками, начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки.

На материале детского фольклора ребенок учится разнообразным выразительным движениям, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик и т.д. Движения сопровождаются яркой мимикой, жестами. Ребенок учится быть эмоциональным в речи и в показе движений.

Особое место в работе с детьми по освоению  в материале фольклора отводится место шутке, веселью, детской радости  (игры, дразнилки, шутливые диалоги).

Методика работы.

Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст – исполнять выразительно, ребенок повторяет движения взрослого, подражая ему. Необходимо и уметь выделять наиболее важные слова. В зависимости от образа менять силу голоса (громко-тихо), мелодику фраз(низко говорит медведь, высоким голосом птичка и т.д.). Детский фольклор будит фантазию.

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества – актуальная, но трудно разрешимая задача. Народ, не помнящий своего прошлого, не будет иметь и будущего,  что мы можем сейчас наблюдать по событиям на Украине, где к власти пришли фашисты.

Детские колядки, заклички, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни должны занять не последнее место в музыкальном образовании будующего гражданина своей страны.

Не даром в них черпали вдохновение прославленные поэты и композиторы.

Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность, творчески развивает ее, учит детей видеть и переживать красоту. Фольклор дает ребенку познать действительность, историю, национальные обычаи своего народа, его черты характера.

Создатели народной музыки пели о нелегких условиях жизни людей, о повадках птиц и животных, воспевали силу взаимовыручки и совместного труда.

Природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений – все это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности натуре ребенка. Игра является фундаментальной ее основой . Через игры формируется детское художественно-образное мышление. Народные игры передают обычаи и традиции национальной культуры. Игры должны доставлять удовольствие и радость, не быть нудной тренировкой, учебными заданиями. Без игры у ребенка нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Ребенок в игре проявляет свои мысли, чувства и фантазии, самостоятельность, творческие способности.

В репертуаре музыкальных игр большое место занимают игры фольклорного характера. Знакомя ребенка с детства – мы даем ему представление о своем народе. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. И тут нам на помощь приходит детский фольклор, который лежит в методике «Слово и движение». Каждую потешку, прибаутку, приговорку мы с ребенком обыгрываем вместе.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком, с его пальчиками и ручками.

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, деревьям).

Приговорки – обращение к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучают детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые кратко, метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка или в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят людей.

Докучные сказочки – у которых нет конца и их можно обыгрывать.

Самые любимые игры для детей те, где нужно ловить друг друга. Они развивают ловкость, сообразительность («Кот и воробей», «Лиска-лиса», «Солнышко»).

Интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки («Заморожу» – дети принимают различные позы, не двигаются какие то мгновения).

Или игры на координацию движений («Корабль плывет»)

В игре каждый ребенок может самореализоваться. 

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление –  это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых  отношений между взрослым и ребенком. Взрослые должны активно использовать жесты, поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях, помогают установить контакт с ребенком.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, приговорок.

Какие движения дети выполняют?

1)Прежде всего это мелкая моторика – движения самомассажа, потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, сбрасывание ее себе на лицо. Поглаживание ладонью одной руки другой, потом наоборот. Поочередное смыкание всех пальцев с большим с надавливанием подушечек пальцев. Образное движение « кормим птиц» – массаж кончиков пальцев от мизинца к указательному пальцу, пожимая их о большой палец. Щелчки  каждым пальцем с большим – активизация работы кончиков пальцев. Потирание указательным пальцем одной руки указательного пальца другой-образное упражнение «строгаем». Постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

2) Шевеление пальчиков.

3) Поочередное пригибание пальцев к ладони, сначала с помощью, а затем без помощи другой руки.

4) Разведение пальцев и их сведение.

5) Хлопки – обычные, скользящие, сверху одна ладонь, а потом другая, хлопки ладонями, сложенными чашечками.

6) Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

7) Помахивание кистями сверху вниз.

8) Вращение кистей-кулачков – фонарики.

Движение всей рукой тоже разнообразны:

– мы рисуем солнце, показываем радугу, изображаем хлопком гром, вдвоем пилим дрова.

-строим домик,

-показываем тучи большие и маленькие.

Развитие мелкой моторики руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Главное требование в играх рукой – развивать как правую, так и левую руку.

Народное искусство является самым гениальным, самым высоким видом искусства – это то, что запечатлено народом, что народом сохранено и донесено через столетия до наших дней. Что же относится к детскому фольклору? Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова, движения. Ребенок , как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а затем самостоятельно ритмизированно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор ограниченно входит в повседневную жизнь малышей, стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознании себя, играя с ребенком. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт, а затем и эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом любви и добра.

Ласковый говорок прибауток, пестушек, закличек, приговорок, считалок вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения заботы, нежности, веры в его ум, силу, красоту.

Источник

Статья на тему: «Значение музыкального фольклора в развитии детей дошкольного возраста».

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в современном мире. Художественно  – эстетическое развитие, и в частности музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Народная культура как и жизненный опыт передаются изустно от взрослых к детям. Шлифование содержания из поколения в поколение позволяет им стать, своего рода образцами норм поведения, а так же воспитания и обучения им детей дошкольного возраста.

В наше время повсеместно наблюдается процесс оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей, населенный в большей части словами надерганными из иностранных языков, социальных сетей, а так же фильмов и мультипликационных фильмов сомнительного качества. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Кроме этого дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором.  Фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то есть современная художественна среда. Их обязательно нужно знакомить с культурой своей родины и всем, что непосредственно с ней связано. Развитие детей должно происходить через познания культурного наследия. Дети должны не только знать культурное наследие, но и быть способными его приумножать. Фольклор — именно та, доступная детям, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало. 

Детский фольклор – это особенная область устного народного творчества, куда входит материал из разных источников. Именно детский фольклор служит средством формирования эстетического и нравственного фундамента ребенка, развивает его ассоциативное и образное мышление. А уже благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности. Тем самым формируется его индивидуальность.

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Народная музыка, в отличие от современной популярной, создавалась не для слушания. Она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей. Кроме того, многие произведения были созданы самими детьми. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства предков. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского музыкального фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском музыкальном фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.

Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

На сегодняшний день главная задача музыкального руководителя в области  воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора это повернуть детей лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Одной из наиважнейших задач является показ красоты русского языка через фольклор, выраженной в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах и пр. А так же формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей, т.к. песни, потешки, припевки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них. Они легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. С помощью фольклора можно заинтересовать детей, довести до них этические нормы, привить любовь к родному языку. Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста должен подбираться в соответствии с народным календарем.

     Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей, помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры, на доступных детям, народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение, что позволяет подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком. Необходимо уже с дошкольного возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Важно научить детей относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Пусть это понимание пока будет примитивным, но оно значимо для личности.

Существует большое количество жанров фольклора: это песни, традиции, праздники, сказки. Сюда также относят изделия мастеров: резьба по дереву, народные костюмы, народные промыслы.

       Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Поистине, песня – душа народа. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей. Ребенок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё, с чем  он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка народную песню ничем нельзя заменить. Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Русские народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие уменьшительно-ласкательных слов, мелодичность, задушевность тона, вызывают у ребят желание говорить красиво и складно, развивают чувство ритма. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.  В ней столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен  понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Детям очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни.

       Колыбельные песни появились в глубокой древности. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению. В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Колыбельная – это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире, и начальные представления о жизни. Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке. Народная поэзия и народная музыка колыбельной, сливаясь воедино, несут в себе красоту чувств и сопереживаний. Эстетические впечатления детства закладывают нравственную основу воспитания человека.

       Колыбельные песни – удивительный дар прошлого. Это та ниточка любви, которая связывает мать и дитя. Слушая колыбельные песни, ребёнок купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности от бед. Во всем этом очень нуждается и современный ребенок. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам. Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит, возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

       Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку – обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

Народные игры и хороводы. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего, в игре, игрой». Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.

      Главная особенность игры – её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.     Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

       Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

       Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.)

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции и выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).

А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывет»). Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознанно  различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

       Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым, развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

      Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

       Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

       Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Дети разного возраста отдают предпочтение разным жанрам фольклора. К примеру, детям младшего возраста очень близки колыбельные песни, потешки, игра на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры, когда пальчики в игре превращаются в «сорок», «мышек», «братцев», а ладошки в простейшие музыкально – ритмические инструменты (молоточки, тарелочки, палочки и т. д.), которые выполняют нужные музыкально-ритмические действия. Периодическое повторение пройденного (разученного) репертуара, закрепляет у детей уверенность в собственных умениях, развивает желание петь самостоятельно, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения, импровизировать, инсценируя хорошо знакомые песни, потешки, попевки, используя необходимую атрибутику, знакомые танцевальные движения, игру на музыкальных инструментах.

Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки, частушки, небылицы, они тонко чувствуют юмор. События, разворачивающиеся в небылицах, могут быть совершенно невероятные, нереальные и это укрепляет в детях понимание подлинных, реальных событий, связей вещей и явлений. Режиссура песен в старших группах усложняется, появляются характерные роли: лирические («Пошла млада», комические («Из-за рощи зеленой», задорные («Жил я у барина»). Особое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется импровизации – это важная ступень, ведущая к театрализованной деятельности. Дети любят игры-хороводы, в которых сюжет текста превращается в небольшое театрализованное действие («Как задумал старый дед»). При распределении ролей, обращаю внимание старших дошкольников на характер, манеру поведения персонажей, предлагаю использовать при обыгрывании сценки, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки и т. д.). Запоминание старинного текста в некоторых стихах и песнях развивает память и мышление детей, народные костюмы, предметы домашнего обихода (домашняя утварь) вызывают неподдельный интерес.

Исполнение народных песен, частушек, танцев, хороводов, игра на музыкальных народных инструментах, не только развивают музыкальные способности, но и сближают между собой самых разных, не похожих друг на друга детей. В процессе этой деятельности ребёнок приобретает личный музыкально- фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» знакомой русской народной мелодии. Углублённая работа в данном направлении помогает развивать у детей свободное владение телом, музыкальный слух, воображение и фантазию, более глубокое постижение содержания музыки. Дети приобретают собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогащая его запасом разнообразных двигательных упражнений, помогающих раскрыть способности каждого ребёнка, его сценического творчества, способности к импровизации, нестандартности мышления и психологического раскрепощения средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Одним из приоритетных направлений фольклора в дошкольном учреждении является знакомство детей с традиционными и обрядовыми праздниками, их важной чертой является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Русские календарные праздники – уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Русские народные праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально-благоприятную обстановку. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех частушки.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет св