Влияние микросоциальных условий на развитие ребенка

Влияние микросоциальных условий на развитие ребенка thumbnail

§ 3. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи пришли к выводу, что главные причины детских неврозов и психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых дети страдают нервными заболеваниями. К ним следует отнести:

1) жесткое доминирование одного из супругов — родителей;

2) коммуникативный барьер между отцом и ребенком, а также ограничение влияния отцов на процесс семейного воспитания;

3) конфликтность семейных отношений, нарушение межличностных взаимоотношений между родителями;

4) несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.

Кроме того, семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка и его эмоционально-волевой сферы. Дети с педагогической запущенностью чаще всего встречаются в семьях, где родители страдают различными психическими заболеваниями и алкоголизмом, в конфликтных семьях, в семьях, где отсутствует один из родителей и создаются условия безнадзорности.

В беседе с родителями следует:

1) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;

2) оценить тип семейного воспитания;

3) установить причинно-следственные связи между типом семейного воспитания ребенка и особенностями его развития и поведения с учетом данных медицинского и психологического обследования;

4) сопоставить тип семейного воспитания ребенка, особенности его развития и личностные характеристики.

Л. И. Захаров в работе «Неврозы у детей и их лечение» показывает прямую зависимость между типом нервной системы (темпераментом) и типом неправильного воспитания.

Типы неправильного семейного воспитания

Гипоопека. Это такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности, попытке «улучшить характер» или, наоборот, в равнодушном попустительстве.

Гиперопека. Чрезмерная родительская забота о ребенке, выражающаяся в необычной привязанности, преданности ребенку. Дети находятся в центре внимания, они объект восхищения, завышенных ожиданий родителей. Родители идут на поводу у своего ребенка, оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Такой тип воспитания встречается в семьях, где родительские надежды и чаяния оказались неосуществленными. Родители стараются заставить детей реализовать все, что не осуществилось в них самих. В некоторых семьях старшим детям поручается уход за более младшим и беспомощным членом семьи.

Противоречивое воспитание. Различное отношение к ребенку и своим обязанностям в отношении к нему со стороны членов семьи, приводящие к тому, что в одной и той же семье возникают разные образцы воспитания.

Смена воспитательных приемов в зависимости от динамики семейной жизни.

Перечисленные типы семейного воспитания могут существенно нарушить нормальное психическое развитие ребенка. Учет их является обязательным в общей оценке психического развития ребенка.

Социальная характеристика семьи

Наименование групп семейФакторы, характеризующие данную группу семей
1-я группа семей (оптимальная)Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная
2-я группа семей (хорошая)Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная
3-я группа семей (удовлетворительная)Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная
4-я группа семей (неудовлетворительная)Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная

Источник

Пусковым элементом всякого психического и речевого развития, является зарождение интенции общения, т.е. смутного, неосознаваемого желания вступать в процесс коммуникации. Важной составляющей развития малыша становится появление у него собственного желания общаться. Такое желание заложено в родовую память новорожденного только как потенциальная возможность. Будет ли реализована данная ребенку потенциальная возможность или нет, зависит от его ближайшего взрослого окружения. В частности от умения родителей эмоционально насыщенно общаться с новорожденным, затем и с малышом.

Поэтому важной частью диагностики становится изучение ближайшего социального окружения, формирующего эмоциональную и психоречевую сферы ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка раннего возраста включает в себя семью, педагогов и детей, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение. В речевой среде семьи закладываются основные коммуникативные и языковые компетенции.

Среди микросоциальных условий, оказывающих влияние на развитие ребенка раннего возраста, можно выделить следующие:

· структура семьи (нуклеарная (Ссылка внизу страницы семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми)) или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

· материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень дохода, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

· краткая характеристика родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

· психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами;

· речевая среда.[5]

Последние исследования выявили, что в основном на развитие речи ребенка раннего возраста влияет мать [26]. Материнское поведение, во всем многообразии его проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша.

Специфика речевого общения взрослых с маленькими детьми подчеркивается в многочисленных исследованиях в психолингвистике, педагогике, антропологии и логопедии.

Специфические формы речи, обращенной к ребенку, отражают следующие термины: инпут, baby talk, mother’s-, father’s-, parental speech, caretaker speech, nursery language; child-directed speech, infant-directed speech. [20]. В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. Эта речь обладает рядом особенностей: использование нераспространенных предложений; частые повторы, сопровождаемые перестановкой членов предложения; отсутствие сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов; большая часть слов относится к разряду ономатопей; богатая интонационная окраска; ситуативность речи; коррекция (шлифовка) речи ребенка [27].

Первые языковые средства ребёнок принимает из той речевой среды, в которой находится. Мы можем увидеть понимание языковых средств в эмоциональном реагировании ребёнка в общении со взрослыми.

Таким образом, основные задачи данного этапа обследования:

· изучение условий семейного воспитания;

· изучение потребности общения с близким взрослым;

· изучение естественной языковой среды;

· исследование эмоционального реагирования ребенка.

Методы изучения:

· анкетирование родителей (приложение 1.1);

· анкетирование воспитателей групп (приложение 1.2, разделы анкеты для воспитателей 1,2,3,8,9,10,11);

· наблюдение за общением близких взрослых с ребенком при расставании в детском саду утром и при встрече вечером (таблица 2.);

· наблюдение за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях (таблица 2.1.1);

· наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка в группе (таблица 2.1.2.).

Таблицы включены основные параметры позволяют зафиксировать положительные (+1 или +2) и отрицательные (-1или -2) характеристики семейного окружения, естественной речевой среды и эмоционального реагирования ребенка.

Условия воспитания ребенка

Таблица 2.1. Стимуляция потребности общения близким взрослым М

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования   Чтение детской литературы дома Стимуляция речевого развития взрослым Всего
каждый день несколько раз в неделю редко оречевление совместных действий учат имитировать речевые звуки в игровой форме просят повторить или сказать  
заняты взрослые ребенок отказывается слушать  
      +2 +1 -1 -2 +2 или -2 +1 или -1 +1 или -1  
            

Ключ к заполнению таблицы

Чтение детской литературы дома:

– читают каждый день – +2;

– читают несколько раз в неделю – +1;

– читают редко: заняты взрослые – 1 балл; ребёнок отказывается слушать – 2 балла.

Стимуляция речевого развития взрослыми:

– оречевление совместных действий – +1;

– учат имитировать речевые звуки в игровой форме – +1

– просят повторить, сказать – +1.

Таким образом, по показателю «стимуляция общения близким взрослым» суммируются все баллы ребенка, по таблицам 2.2, 2.3 и 2.4.

Максимально возможное количество положительных баллов у ребенка по данному показателю – +7, максимально возможное количество отрицательных баллов – – 7.

Таблица 2.1.1. Общение родителей с ребенком (M1)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Общение родителей с ребенком утром при расставании Общение с ребенком при встрече Всего
помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят оставляют ребенка и сразу же уходят помогают ребенку одеться самому интересуются у педагога, как прошел день быстро одевают и забирают не интересуются, как прошел день  
      +2 – 2 – 1 +2 +2 -2 -1  

Ключ к заполнению таблицы

Общение родителей с ребенком утром при расставании:

– помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик (этот вариант предполагает мотивацию общения через деловое сотрудничество) – +1.

– раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят- -2;

– оставляют ребенка и сразу уходят – -1;

Последние два варианта опосредовано свидетельствуют об элементах гиперопеки (сами все делают за ребёнка потому, что так быстрее и удобнее для взрослых) или занятости родителей и отсутствии времени на стимуляцию потребности общения или о непонимании родителями необходимости стимулировать потребность общения в деловом сотрудничестве с ребенком.

Общение с ребенком при встрече вечером:

– помогают ребенку одеться самому (вариант мотивации общения посредством делового сотрудничества) –+ 2;

– интересуются у педагога, как прошел день – +2;

– быстро одевают и забирают – -2;

– не испытывают интереса – -1.

Последние два варианта могут опосредовано свидетельствовать о занятости родителей или об отсутствии понимания необходимости стимулировать потребность общения через деловое сотрудничество с ребенком.

По этому показателю максимальное количество баллов для одного ребенка – +6, минимальное – -6.

Таблица 2.1.2. Общение ребенка с родителями (М2)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Общение ребенка с родителями утром при расставании Общение ребенка с родителями при встрече Всего
целует родителя и машет рукой «до свидания» поплачет
и успокаивается
никак не реагирует на расставание истерически рыдает и держит за ноги радуется, «отвечает» на вопросы родителя радуется, инициирует беседу получает конфетку (или что-нибудь другое) и дает возможность себя одеть не испытывает никаких эмоций не хочет идти из группы  
      +2 +1 -2 -1 +2 +2 -2 -2 -1  
              

Ключ к заполнению таблицы



Источник

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует:

а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;

б) оценить тип семейного воспитания;

в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка;

г) сопоставить тип семейного воспитания с особенностями умственного и личностного развития ребенка.

Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания.

Гипоопека — такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве.

Гиперопека — чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхищения родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод. Этот тип воспитания часто встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Противоречивое воспитание — различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возникают разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъявляет к нему требования, не соответствующие его психофизическим особенностям.

Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом образовательного учреждения (при его отсутствии — другим педагогом). В процессе проведения социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:

– уровень образования родителей;

– общий культурный уровень семьи;

– материальную обеспеченность;

– жилищно-бытовые условия;

– особенности взаимоотношений в семье;

– наличие у родителей вредных привычек;

– состояние здоровья родителей.

Проанализировать полученные социологические сведения помогут данные, приведенные в таблице 2.

Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности кор-рекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье. Подходы к изучению особенностей родителей, межличностных отношений в семье, пути и методы психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, описаны в главе 8.

Очень важными разделами комплексного изучения детей с отклонениями в развитии являются психологическое и логопедическое исследования.

Источник

Цена: 1
Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    3
1. Характеристика микросоциума    4
2. Микросоциальные условия и их влияние на развитие ребенка    7
Заключение    17

 
Введение

Развитие человека — это реализация его имманентных (внутрен¬не присущих) задатков, свойств.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружа¬ющей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства куль¬турных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и са¬мореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимо¬действия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные катего¬рии людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе самоизме¬нения человека.

1. Характеристика микросоциума

Микросоциум — это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформаль¬ные группы жителей.
Влияние микросоциума на процесс развития детей и подростков зависит от его объективных характе¬ристик и субъективных характеристик самого человека. 
Микросоциум обладает  рядом характеристик.
Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или посе¬лок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.
С пространственными тесно связаны архитектурно-планировоч¬ные особенности микросоциума: в селе или поселке — это ком¬пактная или разбросанная застройка; в городе — микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, со¬отношение малоэтажной и высотной застройки, открытость — зам¬кнутость придомовых пространств, наличие, количество и каче¬ство малых архитектурных форм и т.д.

2. Микросоциальные условия и их влияние на развитие ребенка

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. 
Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.
Однако, нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.

Источник