Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка thumbnail

«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!

С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.

Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!

В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.

Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.

Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…

Источник

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребёнка.

        Учёными и работниками дошкольных учреждений давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А это, в свою очередь, залог дальнейшего его успеха в школьной и будущей жизни.

        Как известно, дети уже после первого года их жизни начинают интенсивно овладевать многими новыми действиями, ранее им не известными: такими, как застёгивание пуговиц одежды, нанизывание бусинок на нитки и т. д., что способствует развитию у них, так называемой, малой моторики. А это в свою очередь совершенствует его координацию движений, речь, внимание, мышление, воображение, зрительную память и т. д.

        Разнообразие мелкой моторики способствует раннему речевому развитию малыша и на его общие интеллектуальные способности. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем  интеллектуальном развитии малыша.

        Развитая мелкая моторика и речь способствуют ребёнку быстрее находить общение с окружающими, в сравнении со сверстниками с плохо поставленной речью и скудным запасом мелкой моторики.

        Но как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у трёхлетнего малыша?

Для этого предложите ему выполнить ряд заданий в форме игры.

Попросите его, например, собрать матрёшки, пирамидку; завязать и развязать на ленточке или шнурках узелок, нанизать на нитки бусинки, застегнуть пуговицы на верхней одежде. И при этом обратите внимание:

1. На темп выполнения задания;

2. На напряжение кистей и пальцев;

3. Правильность выполнения действий.

        Если ребёнок выполнил все задания без затруднений, то это значит, что у него мелкая моторика сформирована хорошо.

        Но если в процессе выполнения заданий у него что-то не получилось: например, пальчики оказались малоподвижными, то это явный признак недостаточно сформированной мелкой моторики, на что ежедневно следует уделять больше времени.

        Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук у малыша (мелкой моторики), положительно влияет на функциональное развитие речевой зоны коры головного мозга. А в дальнейшем это способствует более быстрому освоению техники письма.

Читайте также:  Реферат рост и развитие ребенка

Но как проверить степень развития мелкой моторики рук и их ловкость у  малыша?

Для этого применяется  ряд специальных упражнений. Одним из таких упражнений является проверка с мячом. Берётся мяч  диаметром 10 сантиметров и предлагается ребёнку бросать и ловить этот мяч с расстояния одного метра. Броски и ловлю мяча можно проводить как индивидуально, так и парно.

        Малая моторика и координация рук считается хорошей, если ребёнок бросил и поймал мяч более 24 раз за 30 секунд.

        При выполнении упражнения необходимо, прежде всего,  обращать внимание на правильность её выполнения, а затем и на скорость.

        Это упражнение можно использовать для развития пальцевой моторики, как на занятиях физической культуры, так и в домашних условиях.

         При формировании мелкой моторики, для развития рук и пальцев, наряду с упражнением с помощью малого  мяча диаметром 10 см., можно использовать и теннисные мячи.

        Следует отметить, что дети с удовольствием катают их по полу. Но задача педагога заключается не только в том, чтобы ребёнок просто катал теннисный мяч по полу и тем самым развивал свою мелкую моторику рук и ног, а чтобы при этом у него одновременно развивалось и умственное мышление. А для этого педагог усложняет это задание.

         Так, например, катаем мяч по кругу только подушечками пальцев и при этом проговариваем звук «О»;

2. Катаем теннисный мяч вперёд-назад и проговариваем звук «Р»;

3. При сжимании мяча произносим звук «М»;

4. Перекатываем  мяч из одной руки в другую под звук «П».

        При этом очень важно видеть настрой ребёнка, его готовность к занятию, увлечённость. Если ребёнок вялый, то вначале необходимо дать несколько игровых, но не сложных заданий, как например, подбросить и поймать мяч, ударить мяч о пол и подпрыгнуть. И только после того, как ребёнок заинтересовался происходящим, можно переходить к занятию.

         Занятие с мячом, обычно, рассчитано на 15-20 минут. Оно состоит из подготовительной и основной части.

Подготовительная часть составляет 3-5 минут. Ребёнок в это время выполняет уже знакомые ему движения. Педагог оценивает степень их освоения, вносит, при необходимости, более сложную форму выполнения задания.

В основной части занятия педагог дает новые задания с учетов индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения с теннисными мячами можно выполнять в любом положении (сидя, стоя, лежа и т.д) При их выполнении  необходимо обращать внимание и на дыхание, так как часто при выполнении сложных двигательных действий у ребенка учащается или наоборот задерживается дыхание. И в итоге это приводит к переутомлению.

Для развития мелкой моторики и умственного развития малыша мы предлагаем комплекс упражнений, которые можно выполнять как в детском саду, так и в домашних условиях:

1.  Мяч в опущенных руках на выдохе поднимаемся на носочки и поднимаем руки вверх. При этом произносим  протяжно звук «УХ!».

2.  Мяч прижат двумя руками к груди, сжимаем мяч и произносим «П».

3.  Мяч между ладоней, катаем его  с небольшим приседом и протяжно произносим  звуки А, У, О , И.

4.  Мяч на поверхности, катаем мяч вперед и назад ребром ладони и проговариваем Р.

5.  Обхватываем мяч правой и левой рукой, проговаривая АМ., АП, АК, АВ и т.д.

6.  Мяч лежит на поверхности ребенок поочередно касается каждым пальцем мяча и произносит ДА, БА, МА, КА и т.д.

7.  Мяч лежи на поверхности, ребенок постукиваем по мячу, и произносит ТУК, ТУК

8.  Ребенок перекладывает мяч из одной руки в другую и произносит Б, П, Ш, Ч. Все звуки произносятся на выдохе.

Данный комплекс можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. Главное,  чтобы педагог мог контролировать все действия и во время поправлять.

В заключительной части выполняются упражнения на восстановления дыхания и пальчиковая гимнастика. Детям очень нравится в конце занятия потрясти пальчиками, проимитировать игру на пианино, и т.д.

Не надо забывать , что работа с детьми ведется не только воспитателями, но и родителями, поэтому все домашние задания должны выполняться в соответствии с требованиями педагогов и родителям необходимо прислушиваться к их советам.

На развитие мелкой моторики и умственного развития ребёнка немаловажное значение  имеет выбор игрушек для малыша. Для этой цели более подходят игрушки с мелкими деталями, шнуровкой, палочками и сквозными отверстиями. Чем больше деталей у игрушки, тем лучше. Среди игрушек  малыша обязательно должны быть пазлы, мозаика, конструктор, которые развивают одновременно мелкую моторику, мышление, воображение и полезные навыки. С возрастом детали конструктора должны уменьшаться.

        Помните, что детям, чья мелкая моторика рук развита хуже, сложнее даётся письмо в начальной школе из-за того, что их пальцам и кистям не хватает элементарной ловкости. Поэтому, таким детям трудно справиться с палочками и крючками на бумаге.

Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка дошкольника

Развивать мелкую моторику рук никогда не поздно. Поэтому, давайте ребёнку больше разных упражнений. И тогда письмо для него станет любимым предметом в школе. Научившись писать без усилий, учёба для ребёнка уже не будет казаться сложной, утомительной и неинтересной.

Источник

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

Доклад на тему:

«Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»

Подготовил материал:

педагог дополнительного образования Митина О.Н. детское объединение «Золотая бусинка»

Липецк-2016

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В.А.Сухомлинский)

Издавна существуют такие высказывания как «рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца». Случайно ли внимание человека к своим рукам? Несомненно, нет. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию. И руки играют в этом процессе немаловажную роль. Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Еще в Древнем Китае люди отметили, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием умственных способностей. Они полагали, что делая особые упражнения для пальцев и массируя на руках определенные точки, можно привести тело и разум в гармонию. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Но, не только восточные мудрецы знали о чудесных свойствах мелкой моторики. Еще наши предки из поколения в поколение передавали забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга человека. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки – видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем возрасте ребёнка большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкальных, конструктивных и трудовых умений, а также развитию первоначальных навыков письма.

Для развития мелкой моторики у ребёнка используются следующие приёмы:

1.Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.
2.Пальчиковые игры. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.
Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения.  
3. Продуктивная деятельность. Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности – это рисование, лепка из солёного теста, пластилина, глины, а также рукоделие. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В системе педагога Марии Монтессори особое место отводится работе с бисером и бусинами. Такие занятия достаточно хорошо развивают мелкую моторику, ведь даже для того, чтобы переложить бусинку с места на место, необходимо иметь ловкие пальчики. Занятия бисероплетением привлекательно для детей. Начинать, конечно, лучше с самого простого. Начальным этапом является плетение на проволоке. Эта работа может быть доступна для детей, начиная с четырёхлетнего возраста. Базовые умения – поочередное нанизывание бисера двух цветов на проволоку. В последующем можно предложить ребенку плести более сложные маленькие фигурки, используя разные виды проволочного бисероплетения. (Приложение №1)

Читайте также:  Центр развития ребенка baby лидер

Развитие мелкой моторики у учащихся в детском объединении «Золотая бусинка»

Развитие мелкой моторики рук является одной из задач общеразвивающей программы «Бисерное рукоделие».

С цель исследования динамики развития мелкой моторики рук учащегося в процессе бисероплетения в течение учебного года в детском объединении проводится диагностика.

(Приложение№2)

Мелкая моторика, умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающая среда – идеальная основа для развития умственных способностей ребёнка.

Приложение №1

Выполнение маленьких игрушек с помощью бисера и проволоки в детском объединении «Золотая бусинка»

hello_html_m14e946e4.jpghello_html_1eccb8c8.jpg

Выполнение творческого проекта «Подводный мир» Выполнение пасхального сувенира для мамы в группе первого года обучения (младший школьный возраст) в детском объединении «Золотая бусинка»

hello_html_2e6fec50.jpg hello_html_3a1f8403.jpg

Изготовление «Божьей коровки» из бисера и проволоки. Совместная работа ребят дошкольного возраста и их родителей в центре раннего развития «Изумрудный город».

Приложение №2

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук учащихся и качества освоения материала по бисероплетению в группе первого года обучения в детском объединении «Золотая бусинка»

итого

1

5

5

5

5

5

4

5

5

5

4

5

2

5

5

4

5

5

5

4

5

5

5

5

3

5

3

4

4

4

3

5

4

4

4

4

4

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

3

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

5

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

7

4

5

4

4

4

4

4

5

4

4

4

8

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

9

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

3

10

4

4

4

4

5

5

4

4

4

4

4

11

5

5

5

5

4

5

4

5

5

5

4

12

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Уровень развития:

1-очень низкий

2-низкий

3-средний

4-выше среднего

5-высокий

3/3=25%

4/3=25%

5/6=50%

3/4= 25%

4/2=15%

5/6=50%

3/1=10%

4/7=65%

5/4=35%

3/3=25%

4/4=33,5%

5/5=41,5%

3/3=24,9%

4/4=33,6%

5/5=41,5%

3/4= 33,6%

4/2=16,6 %

5/6= 49,8%

3/3= 24,9%

4/5= 41,5%

5/4= 33,6%

3/1= 8,7%

4/6=49,8 %

5/5= 41,5%

3/3=24,9%

4/4=33,6%

5/5=41,5%

3/3=24,9%

4/5=41,5%

5/4=33,6%

3/3=24,9%

4/5=41,5% 5/4=33,6%

3=21,25%

4=44,6%

5=34,15%

3=27,7%

4=41,7%

5=30,6%

Таблица результатов диагностики:

Уровень развития

«1»

очень низкий

«2»

низкий

«3»

средний

«4»

выше среднего

«5»

высокий

Мелкой моторики рук

0%

0%

21,25%

44,6%

34,15%

Уровень усвоения изучаемого материала

0%

0%

27,7%

41,7%

30,6%

Анализ результатов диагностики:

Цель диагностики. Выявить уровень развития мелкой моторики рук и усвоения изучаемого материала в процессе бисероплетения

Срок диагностики: декабрь 2015 года

В диагностике принимало участие: 12 детей

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

– беседа, игра

– объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод

– самостоятельная работа учащихся

– творческие выставки учащихся

Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:

По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:

Низкий уровень – 0%

Средний уровень – 21,25% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук)

Выше среднего – 44,6% (И.Ф. детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль)

Высокий уровень- 34,15% (И.Ф. детей,хорошовладеют навыками и умениями работы с инструментами и материалом)

По критериям качества освоения изучаемого материала по бисероплетению

Низкий уровень-0%

Средний уровень – 27,7% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям качества усвоения материала (И.Ф. детей, из-за индивидуальных особенностей ребёнка, И.Ф. детей, из- за пропусков детского объединения по болезни)

Выше среднего – 41,7% (И.Ф.детей, имеют затруднения в работе при использовании различных видов проволочного бисероплетения)

Высокий уровень- 30,6 % (И.Ф. детей, хорошо освоили технику проволочного бисероплетения,самостоятельно выполняют работу согласно схемам плетения)

Вывод.

В группе первого года обучения уровень развития мелкой моторики рук и освоения изучаемого материала по бисероплетению составил выше среднего.

Приложение №3

с воображением

с речью мелкая моторика

взаимодействует со зрительной и двигательной

памятью

с вниманием с координацией

с мышлением с наблюдательностью

Информационные ресурсы:

1.Бердыхова Я. «Мама, папа занимайтесь со мной» – Ярославль, 2002г.

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста» – М.: Просвещение,1991г.

3.Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» – М.: Просвещение, 2000г.

4.ВенгерЛ.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» – М.: Просвещение, 2005г.

5.Евдокимова Е. С. Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» – М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

6.Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» – М.: Мозаика-Синтез ,2005г.

7.Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. СПб.,2000г.

8. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.

Интернет-ресурсы:

Источник: https://freeref.ru/wievjob.php?id=925403 Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67370/

Источник