Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка
«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!
С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.
Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.
Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!
В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.
Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.
Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…
Источник
Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребёнка.
Учёными и работниками дошкольных учреждений давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А это, в свою очередь, залог дальнейшего его успеха в школьной и будущей жизни.
Как известно, дети уже после первого года их жизни начинают интенсивно овладевать многими новыми действиями, ранее им не известными: такими, как застёгивание пуговиц одежды, нанизывание бусинок на нитки и т. д., что способствует развитию у них, так называемой, малой моторики. А это в свою очередь совершенствует его координацию движений, речь, внимание, мышление, воображение, зрительную память и т. д.
Разнообразие мелкой моторики способствует раннему речевому развитию малыша и на его общие интеллектуальные способности. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем интеллектуальном развитии малыша.
Развитая мелкая моторика и речь способствуют ребёнку быстрее находить общение с окружающими, в сравнении со сверстниками с плохо поставленной речью и скудным запасом мелкой моторики.
Но как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у трёхлетнего малыша?
Для этого предложите ему выполнить ряд заданий в форме игры.
Попросите его, например, собрать матрёшки, пирамидку; завязать и развязать на ленточке или шнурках узелок, нанизать на нитки бусинки, застегнуть пуговицы на верхней одежде. И при этом обратите внимание:
1. На темп выполнения задания;
2. На напряжение кистей и пальцев;
3. Правильность выполнения действий.
Если ребёнок выполнил все задания без затруднений, то это значит, что у него мелкая моторика сформирована хорошо.
Но если в процессе выполнения заданий у него что-то не получилось: например, пальчики оказались малоподвижными, то это явный признак недостаточно сформированной мелкой моторики, на что ежедневно следует уделять больше времени.
Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук у малыша (мелкой моторики), положительно влияет на функциональное развитие речевой зоны коры головного мозга. А в дальнейшем это способствует более быстрому освоению техники письма.
Но как проверить степень развития мелкой моторики рук и их ловкость у малыша?
Для этого применяется ряд специальных упражнений. Одним из таких упражнений является проверка с мячом. Берётся мяч диаметром 10 сантиметров и предлагается ребёнку бросать и ловить этот мяч с расстояния одного метра. Броски и ловлю мяча можно проводить как индивидуально, так и парно.
Малая моторика и координация рук считается хорошей, если ребёнок бросил и поймал мяч более 24 раз за 30 секунд.
При выполнении упражнения необходимо, прежде всего, обращать внимание на правильность её выполнения, а затем и на скорость.
Это упражнение можно использовать для развития пальцевой моторики, как на занятиях физической культуры, так и в домашних условиях.
При формировании мелкой моторики, для развития рук и пальцев, наряду с упражнением с помощью малого мяча диаметром 10 см., можно использовать и теннисные мячи.
Следует отметить, что дети с удовольствием катают их по полу. Но задача педагога заключается не только в том, чтобы ребёнок просто катал теннисный мяч по полу и тем самым развивал свою мелкую моторику рук и ног, а чтобы при этом у него одновременно развивалось и умственное мышление. А для этого педагог усложняет это задание.
Так, например, катаем мяч по кругу только подушечками пальцев и при этом проговариваем звук «О»;
2. Катаем теннисный мяч вперёд-назад и проговариваем звук «Р»;
3. При сжимании мяча произносим звук «М»;
4. Перекатываем мяч из одной руки в другую под звук «П».
При этом очень важно видеть настрой ребёнка, его готовность к занятию, увлечённость. Если ребёнок вялый, то вначале необходимо дать несколько игровых, но не сложных заданий, как например, подбросить и поймать мяч, ударить мяч о пол и подпрыгнуть. И только после того, как ребёнок заинтересовался происходящим, можно переходить к занятию.
Занятие с мячом, обычно, рассчитано на 15-20 минут. Оно состоит из подготовительной и основной части.
Подготовительная часть составляет 3-5 минут. Ребёнок в это время выполняет уже знакомые ему движения. Педагог оценивает степень их освоения, вносит, при необходимости, более сложную форму выполнения задания.
В основной части занятия педагог дает новые задания с учетов индивидуальных особенностей ребенка.
Упражнения с теннисными мячами можно выполнять в любом положении (сидя, стоя, лежа и т.д) При их выполнении необходимо обращать внимание и на дыхание, так как часто при выполнении сложных двигательных действий у ребенка учащается или наоборот задерживается дыхание. И в итоге это приводит к переутомлению.
Для развития мелкой моторики и умственного развития малыша мы предлагаем комплекс упражнений, которые можно выполнять как в детском саду, так и в домашних условиях:
1. Мяч в опущенных руках на выдохе поднимаемся на носочки и поднимаем руки вверх. При этом произносим протяжно звук «УХ!».
2. Мяч прижат двумя руками к груди, сжимаем мяч и произносим «П».
3. Мяч между ладоней, катаем его с небольшим приседом и протяжно произносим звуки А, У, О , И.
4. Мяч на поверхности, катаем мяч вперед и назад ребром ладони и проговариваем Р.
5. Обхватываем мяч правой и левой рукой, проговаривая АМ., АП, АК, АВ и т.д.
6. Мяч лежит на поверхности ребенок поочередно касается каждым пальцем мяча и произносит ДА, БА, МА, КА и т.д.
7. Мяч лежи на поверхности, ребенок постукиваем по мячу, и произносит ТУК, ТУК
8. Ребенок перекладывает мяч из одной руки в другую и произносит Б, П, Ш, Ч. Все звуки произносятся на выдохе.
Данный комплекс можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. Главное, чтобы педагог мог контролировать все действия и во время поправлять.
В заключительной части выполняются упражнения на восстановления дыхания и пальчиковая гимнастика. Детям очень нравится в конце занятия потрясти пальчиками, проимитировать игру на пианино, и т.д.
Не надо забывать , что работа с детьми ведется не только воспитателями, но и родителями, поэтому все домашние задания должны выполняться в соответствии с требованиями педагогов и родителям необходимо прислушиваться к их советам.
На развитие мелкой моторики и умственного развития ребёнка немаловажное значение имеет выбор игрушек для малыша. Для этой цели более подходят игрушки с мелкими деталями, шнуровкой, палочками и сквозными отверстиями. Чем больше деталей у игрушки, тем лучше. Среди игрушек малыша обязательно должны быть пазлы, мозаика, конструктор, которые развивают одновременно мелкую моторику, мышление, воображение и полезные навыки. С возрастом детали конструктора должны уменьшаться.
Помните, что детям, чья мелкая моторика рук развита хуже, сложнее даётся письмо в начальной школе из-за того, что их пальцам и кистям не хватает элементарной ловкости. Поэтому, таким детям трудно справиться с палочками и крючками на бумаге.
Развивать мелкую моторику рук никогда не поздно. Поэтому, давайте ребёнку больше разных упражнений. И тогда письмо для него станет любимым предметом в школе. Научившись писать без усилий, учёба для ребёнка уже не будет казаться сложной, утомительной и неинтересной.
Источник
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
Доклад на тему:
«Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»
Подготовил материал:
педагог дополнительного образования Митина О.Н. детское объединение «Золотая бусинка»
Липецк-2016
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В.А.Сухомлинский)
Издавна существуют такие высказывания как «рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца». Случайно ли внимание человека к своим рукам? Несомненно, нет. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию. И руки играют в этом процессе немаловажную роль. Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Еще в Древнем Китае люди отметили, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием умственных способностей. Они полагали, что делая особые упражнения для пальцев и массируя на руках определенные точки, можно привести тело и разум в гармонию. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Но, не только восточные мудрецы знали о чудесных свойствах мелкой моторики. Еще наши предки из поколения в поколение передавали забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга человека. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки – видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем возрасте ребёнка большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкальных, конструктивных и трудовых умений, а также развитию первоначальных навыков письма.
Для развития мелкой моторики у ребёнка используются следующие приёмы:
1.Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.
2.Пальчиковые игры. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.
Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения.
3. Продуктивная деятельность. Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности – это рисование, лепка из солёного теста, пластилина, глины, а также рукоделие. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В системе педагога Марии Монтессори особое место отводится работе с бисером и бусинами. Такие занятия достаточно хорошо развивают мелкую моторику, ведь даже для того, чтобы переложить бусинку с места на место, необходимо иметь ловкие пальчики. Занятия бисероплетением привлекательно для детей. Начинать, конечно, лучше с самого простого. Начальным этапом является плетение на проволоке. Эта работа может быть доступна для детей, начиная с четырёхлетнего возраста. Базовые умения – поочередное нанизывание бисера двух цветов на проволоку. В последующем можно предложить ребенку плести более сложные маленькие фигурки, используя разные виды проволочного бисероплетения. (Приложение №1)
Развитие мелкой моторики у учащихся в детском объединении «Золотая бусинка»
Развитие мелкой моторики рук является одной из задач общеразвивающей программы «Бисерное рукоделие».
С цель исследования динамики развития мелкой моторики рук учащегося в процессе бисероплетения в течение учебного года в детском объединении проводится диагностика.
(Приложение№2)
Мелкая моторика, умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающая среда – идеальная основа для развития умственных способностей ребёнка.
Приложение №1
Выполнение маленьких игрушек с помощью бисера и проволоки в детском объединении «Золотая бусинка»
Выполнение творческого проекта «Подводный мир» Выполнение пасхального сувенира для мамы в группе первого года обучения (младший школьный возраст) в детском объединении «Золотая бусинка»
Изготовление «Божьей коровки» из бисера и проволоки. Совместная работа ребят дошкольного возраста и их родителей в центре раннего развития «Изумрудный город».
Приложение №2
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук учащихся и качества освоения материала по бисероплетению в группе первого года обучения в детском объединении «Золотая бусинка»
итого
1
7л
5
5
5
5
5
4
5
5
5
4
5
2
6л
5
5
4
5
5
5
4
5
5
5
5
3
6л
5
3
4
4
4
3
5
4
4
4
4
4
7л
3
3
4
3
3
3
3
4
3
3
3
5
6л
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
6
7л
5
4
4
4
4
5
4
4
4
4
4
7
7л
4
5
4
4
4
4
4
5
4
4
4
8
7л
5
5
5
5
5
5
5
4
5
5
5
9
6л
3
3
4
3
3
3
3
4
3
3
3
10
7л
4
4
4
4
5
5
4
4
4
4
4
11
6л
5
5
5
5
4
5
4
5
5
5
4
12
6л
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
Уровень развития:
1-очень низкий
2-низкий
3-средний
4-выше среднего
5-высокий
3/3=25%
4/3=25%
5/6=50%
3/4= 25%
4/2=15%
5/6=50%
3/1=10%
4/7=65%
5/4=35%
3/3=25%
4/4=33,5%
5/5=41,5%
3/3=24,9%
4/4=33,6%
5/5=41,5%
3/4= 33,6%
4/2=16,6 %
5/6= 49,8%
3/3= 24,9%
4/5= 41,5%
5/4= 33,6%
3/1= 8,7%
4/6=49,8 %
5/5= 41,5%
3/3=24,9%
4/4=33,6%
5/5=41,5%
3/3=24,9%
4/5=41,5%
5/4=33,6%
3/3=24,9%
4/5=41,5% 5/4=33,6%
3=21,25%
4=44,6%
5=34,15%
3=27,7%
4=41,7%
5=30,6%
Таблица результатов диагностики:
Уровень развития
«1»
очень низкий
«2»
низкий
«3»
средний
«4»
выше среднего
«5»
высокий
Мелкой моторики рук
0%
0%
21,25%
44,6%
34,15%
Уровень усвоения изучаемого материала
0%
0%
27,7%
41,7%
30,6%
Анализ результатов диагностики:
Цель диагностики. Выявить уровень развития мелкой моторики рук и усвоения изучаемого материала в процессе бисероплетения
Срок диагностики: декабрь 2015 года
В диагностике принимало участие: 12 детей
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
– беседа, игра
– объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод
– самостоятельная работа учащихся
– творческие выставки учащихся
Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:
По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:
Низкий уровень – 0%
Средний уровень – 21,25% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук)
Выше среднего – 44,6% (И.Ф. детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль)
Высокий уровень- 34,15% (И.Ф. детей,хорошовладеют навыками и умениями работы с инструментами и материалом)
По критериям качества освоения изучаемого материала по бисероплетению
Низкий уровень-0%
Средний уровень – 27,7% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям качества усвоения материала (И.Ф. детей, из-за индивидуальных особенностей ребёнка, И.Ф. детей, из- за пропусков детского объединения по болезни)
Выше среднего – 41,7% (И.Ф.детей, имеют затруднения в работе при использовании различных видов проволочного бисероплетения)
Высокий уровень- 30,6 % (И.Ф. детей, хорошо освоили технику проволочного бисероплетения,самостоятельно выполняют работу согласно схемам плетения)
Вывод.
В группе первого года обучения уровень развития мелкой моторики рук и освоения изучаемого материала по бисероплетению составил выше среднего.
Приложение №3
с воображением
с речью мелкая моторика
взаимодействует со зрительной и двигательной
памятью
с вниманием с координацией
с мышлением с наблюдательностью
Информационные ресурсы:
1.Бердыхова Я. «Мама, папа занимайтесь со мной» – Ярославль, 2002г.
2.Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста» – М.: Просвещение,1991г.
3.Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» – М.: Просвещение, 2000г.
4.ВенгерЛ.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» – М.: Просвещение, 2005г.
5.Евдокимова Е. С. Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» – М.: Мозаика-Синтез, 2007г.
6.Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» – М.: Мозаика-Синтез ,2005г.
7.Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. СПб.,2000г.
8. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.
Интернет-ресурсы:
Источник: https://freeref.ru/wievjob.php?id=925403 Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67370/
Источник