Влияние матери на развитие речи ребенка

Одним из условий присвоения детьми вербального опыта является речевая среда – совокупность речевых проявлений, в которых происходит развитие ребенка (Е. И. Тихеева, А. И. Максаков, Ф. А. Сохин, Т.Н.Ушакова и др.). Среди характеристик гармоничной речевой среды, наиболее значимыми нам представляются: отсутствие нарушений слуха, речи, психических заболеваний у взрослых; прочные отношения с взрослым, чутко реагирующим на потребности ребенка; отношение к ребенку как к активному участнику речевых взаимоотношений; наличие достаточных в количественном и качественном отношениях образцов речи; возможность обогащения словарного запаса за счет доступа к необходимой информации о значении слов; возможность широкого и свободного приобретения чувственного опыта как базы для овладения речью, а также предсказуемость и безопасность, дающие ребенку возможность предвидеть события и осуществлять правильный выбор.

В первые годы жизни ребенка основополагающее влияние оказывает семейная речевая среда. Семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая как фактор социализации занимает значительно более высокий ранг, чем детский сад, школа и другие социальные институты формирования личности [1].

Проблема изучения семейной речевой среды, несмотря на многовековую историю, до сих пор остается дискуссионной (Б. Прейер И.А. Сикорский, Д. Селли,  У. Друммонд, А.К. Левоневский, В.А. Благовещенский, К. Бюлер, Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, Е.А. Аркин, Н.Х. Швачкин, Г.Л. Розенгард-Пупко и др.). Особое влияние семьи на становление речевой функции определяется ранним периодом воздействия семейного инпута. В работах В.М. Бехтерева, Н.Н. Ланге, П.Ф.Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского этот период называется периодом «первого детства». В современных исследованиях употребляются термины «младенчество» и «ранний возраст». Семейный инпут (совокупность воспринимаемой ребенком речи) является в этот период определяющим стимулом речевого развития. Недаром П.Ф. Лесгафтом было введено понятие «ребенок семейного возраста».

История изучения влияния матери на развитие ребенка насчитывает уже более полутора сотен лет. В 20 веке изучение нарушений развития ребенка и их связи с особенностями его взаимодействия с матерью послужило основой разработки диадического подхода, основы которого заложены в работах Р. Шпица и Г. Коблинера. В рамках этого подхода основополагающим оказывается диадное взаимодействие в системе «мать – дитя». Оно осуществляется на физиологическом и психическом уровнях, соотношение которых в онтогенезе меняется [2]. Материнская любовь обеспечивает ребенку идентификацию, базовый механизм развития личности [3, 4].

Феномен идентификации, понимаемый как присвоение человеком человеческой сущности, в вербальном контексте можно рассматривать как процесс отождествления ребенка с другим человеком, группой. Представляется возможным говорить о нескольких формах речевой идентификации. В ее интериоризированном варианте обеспечивается само «присвоение» вербального опыта, «вчувствование» в речевой образ другого. У младенца в процессе взаимодействия с матерью вырабатывается паралингвистическая знаковая система: мимика, улыбки, жесты и цепочка предречевых вокализаций. Происходит отождествление материнско-детских средств общения и достигается определенная степень взаимоидентификации [5].

В работах В.Штерна, Дж.Боулби, Р.Мухамедрахимова, М.Папаушек, М.Тревартона, Н.Л.Плешковой отмечается, что ребенок и мать биологически приспособлены для вхождения в двусторонний диалог. Мать является хорошим интерпретатором ребенка: она склонна оценивать его поведение как намеренное, еще до того, как ребенок сможет выразить желание, понятным для других способом. Способность ребенка выражать интенции при помощи жестов и слов во многом зависит от того, насколько мать была успешным интерпретатором.

Получили распространение термины «infantelicited social behaviour» («вызванное младенцем социальное поведение»), обозначающий поведение взрослого, имеющее функции, необходимые для выживания и развития младенца, «motherese», обозначающий материнскую речь и «child directed speech» – «речь, обращенная к ребенку».

Материнская речь – феномен, привлекающий к себе пристальное внимание педагогов, психологов, филологов, рассматривается в качестве главного источника информации о лингвистических характеристиках и структуре родного языка. Считается, что новорожденный младенец способен выделить обращенную к нему речь матери из фона других женских голосов с первых дней жизни, что, вероятно связано с пренатальным опытом плода [6].

Исследования материнской речи, выполненные в различных языковых средах, позволяют сделать вывод об универсальности акустических признаков материнской речи, обращенной к детям на ранних этапах онтогенеза (А.Д.Громова, Е.Е.Ляксо, L. Leonard, С.Милявски,T. Simon и др.). К специфическим характеристикам материнской речи, обращенной к ребенку, относятся: повышение частоты основного тона, удлиннение паузы между высказываниями, подкрепление позитивных вокализаций, наличие мелодически окрашенных, функциональных слова, утрированный интонационный контур, сохранение полной структуры предложения, отсутствие перестраивания на ходу, частые повторы, сопровождаемые изменением порядка компонентов. Их смысл заключается в приспособлении  речи к возможностям ребенка. Содержание материнской речи касается исключительно того, что происходит «здесь и сейчас» и является предметом непосредственного восприятия ребенка. Используются вариабельные интонации и яркие фонетические контуры. Обратная связь состоит в уточнении смысла, распространении и перестраивании реплик ребенка, наличии поясняющих переспросов и новых моделей для повторения [7].

Что касается второй составляющей – особенностей материнской речи, используемой вне обращения к младенцу, то они задаются, прежде всего, лингвистическими параметрами материнского языка (А.М.Антипова, Т.М.Николаева З.А.Сахарова и др.). Несмотря на существенные различия отдельных национальных языков (отрывистость / плавность, постоянное / непостоянное ударение, характер направленности мелодических линий), существенно разнящиеся в разных языках, имеются и достаточно выраженные индивидуальные различия в речи матерей – носительниц одного и того же языка. Это различия в темпе и интонационные особенности, свойственные коммуникативному стилю матери.

Вопрос о влиянии коммуникативного стиля взаимодействия интересует многих исследователей (А.И.Иванова, И.А Чистович, Э.И.Столярова и др.) Так А.И.Иванова выявила четыре основных стиля взаимодействий. Первый, названный «оптимальным», предполагает, что мать с удовольствием общается с ребенком, выслушивает его. Во втором случае («мать молчит, ребенок говорит»), мать, молча, выслушивает речевую продукцию ребенка. Ребенок, пытаясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон, чрезмерно подключая мимику и жестикуляцию. Третий вариант – «оба молчат», возникает в случае, если ребенок, не привыкший, что с ним разговаривают, уже и не пытается вступить в контакт. Четвертый – «мать агрессивна» предполагает, что мать часто проявляет вербальную агрессию по отношению к ребенку – кричит, ругает. Автор отмечает высокий процент встречаемости второго, третьего и четвертого стилей и их негативное влияние на присвоение детьми речевого опыта [8].

Важнейшая роль матери в присвоении ребенком речевого опыта заключается также в том, что мать постоянно повторяет звуки и мимику ребенка, тем самым, предоставляя ему возможность использовать свое лицо как «биологическое зеркало», «биологическое эхо» (Х. Папушек, К.Солоед). Мать дает ребенку возможность отвечать на ее обращение так, чтобы эти ответы были понятны ей, а затем и «чужим» взрослым. В исследованиях Е. Бейтс и М. Томазелло имеются указания на то, что частотность совместного внимания в паре «мать – младенец» является хорошим предсказателем роста словаря.

Матери постоянно демонстрируют младенцам артикуляцию, перенимая которую, дети учатся воспроизводить звуки. Как только дыхание развивается настолько, что ребенок научается управлять своими вокализациями, он в режиме «биологического эха» с матерью начинает модулировать мелодию из первых базовых звуков. В свою очередь мать, при помощи различных интонационных мелодий передает хорошо дифференцированную информацию и первые категориальные послания, переработка которых подготавливает почву для дальнейших вербальных посланий. Младенец в «соавторстве» с матерью упражняется в различных технических приемах и развивает способности, «релевантные» речи: обучается продуцированию звуков; распознаванию и следованию правилам диалога; комбинированию голосовых проявлений с невербальными. Факторами позитивности диалогов в диаде «мать – младенец» являются их длительность и постоянство [9].

Наконец, важнейшая функция материнской речи заключается в том, что мать производит «отшлифовку» речевой продукции ребенка. Она подхватывает, повторяет произнесенное им, корректируя в звуковом и лексико-грамматическом отношении, таким образом, создавая «постояннодействующие» образцы речи [10].

В специальной педагогике рассмотрен особый акцент данной проблемы –  взаимодействие матери с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (Е.Р.Баенская, В.Л. Рыскина, Е.А.Стребелева, О.Г.Приходько и др.). Подчеркивается, что такое взаимодействие затруднено и требует специального обучения матери. Сталкиваясь с неактивностью или специфической активностью ребенка, мать может постепенно отказаться от намерения наладить взаимодействие. Так может быть запущен механизм вторичных коммуникативных проблем особого ребенка. Например, при нарушении зрения – это затрудненный контакт глаз, отворачивание от матери и поворот головы на бок (которое может быть вызвано желанием воспринимать материнскую речь), что вызывает у матери тревогу и мешает установлению нормального диалога. Контакт с матерью у детей со слуховой недостаточностью вначале обычно не затруднен. Он компенсирован за счет ярких эмоций младенца, выраженного глазного контакта, однако вскоре становится резко специфичным. При эмоционально-волевых нарушениях, в частности, раннем детском аутизме отсутствие глазного контакта и эмоционального отклика приводит к тому, что мать либо отказывается от попыток поддержать контакт, либо агрессивно контролирует ребенка. Трудности взаимодействия имеются и в случаях интеллектуальной недостаточности ребенка. Матери в этих случаях бывает трудно поддерживать положительный эмоциональный образ ребенка, который необходим для гармоничного взаимодействия, поэтому наблюдаются искажения «настраивания». Это выражается в сокращении длительности контакта глаз, нарушении очередности вокализаций, неяркой реакции на поведение матери.

Обобщая представления о роли матери в создании, можно сказать, что речевая среда по отношению к ребенку раннего возраста в большинстве случаев «задается» матерью.

Вышесказанное позволяет предположить, что нарушение взаимодействия в диаде «мать-ребенок» («материнская депривация»), может спровоцировать у детей нарушение  процесса речевого развития.

Данное предположение в настоящее время проверяется нами в ходе опытно-экспериментального исследования по теме «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с задержкой речевого развития, воспитывающихся в замещающих семьях». В ходе констатирующего эксперимента получены данные, подтверждающие предположение о том, что воспитание в условиях дисгармонии взаимоотношений в диаде «мать-ребенок раннего возраста» выступает фактором, вызывающим у детей нарушения речи. В раннем возрасте они обозначаются термином «задержка речевого развития».

Из обследованных 124 детей, возраст которых составлял от 18 месяцев до 3 лет, признаки задержки речевого развития по отношению к среднестатистическим нормативам, были выявлены у 81. При этом стаж проживания детей в замещающих семьях колебался от шести месяцев до полутора лет. Большинство детей (68) имели разной продолжительности опыт воспитания в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 10 детей имели лишь опыт воспитания в неблагополучной кровной семье; 3 ребенка – опыт воспитания в  нескольких типах замещающих семей (сначала – опекунских, затем – приемных). Дальнейшие интересы нашего исследования связаны с изучением педагогического потенциала замещающей семьи  и особой роли замещающей матери в преодолении и предупреждении задержки речевого развития у детей раннего возраста.

 Ссылки на источники:
1. Лисина, М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста / Лишенные родительского попечительства. – М.: Просвещение, 1991. – С. 37-42.
2. Винникот, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя: руководство по начальным взаимоотношениям / Д.В. Винникотт. Пер. с англ. А. Гинзбурга.– Екатеринбург: Литур. 2004. – 77 с.
3. Там же.
4. Иванова, А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. – 2004. – № 4. – С.42 – 45.
5. Винникот, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя: руководство по начальным взаимоотношениям / Д.В. Винникотт. Пер. с англ. А. Гинзбурга.– Екатеринбург: Литур. 2004. – 77 с.
6. Там же.
7. Иванова, А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. – 2004. – № 4. – С.42 – 45.
8. Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. – М.: Жизнь и мысль, 1999. – 192 с.
9. Елагина, М.Г. Некоторые особенности общения детей раннего возраста со взрослыми, способствующие возникновению у них речевых коммуникаций // Экспериментальное исследование по проблемам общей и педагогической психологии: сб. научн. тр. – АПН СССР, НИИЭП. – 1975. – С. 22
10. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. – М.: Владос, 2000. – 240 с.

Источник

Елена Репецкая
Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка»

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил 3. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

Четыре возможных стиля общения матери и ребенка:

1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль – «Мать агрессивна».

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью

Стиль общенияНарушение речи, % – Нет – Слабые – Сильные

«Оптимальный» — 48% —39% — 13%

«Мать молчит, ребенок говорит» — 30% — 53% — 17%

«Оба молчат» — 27% — 43% — 30%

«Мать агрессивна» — 33% — 40% — 27%

При материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки», сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

Источник

“Дети нуждаются в вашем присутствии и любви больше, чем ваших подарках!” 
Д. Джексон

Ранний возраст – от 0 до 3 лет – это период активного развития речи ребенка. Именно в этот период малыш делает свои самые первые шаги в овладении речью на родном языке, произношению слов и фраз, осваивает ключевые правила человеческого общения и учится понимать интонационные нюансы в речи взрослых людей!

С рождения на развитие детской речи оказывает сильное влияние окружающая ребенка семейная обстановка. Современные родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, а нередко им и сказать-то друг другу нечего. Многие родители не задумываются о том, что это приводит к дефициту речевых контактов: невостребованности речи, неразвитости культуры общения в семье, а как следствие – задержка речевого и общего развития ребенка. Попробуем раскрыть часть семейных ситуаций и внутрисемейных отношений, влияющих на развитие речи детей раннего возраста.

Отказ от медикаментозного лечения!

У большинства детей, обращающихся в лабораторию, имеются неврологические и сенсо-моторные проблемы, решение которых даже при хорошей коррекционно-педагогической работе невозможно без сопутствующего медикаментозного лечения, назначаемого детским неврологом. Но в ходе сбора информации и разговора с родителями выясняется, что есть родители, которые отказываются от медикаментозного лечения.

Отдаленность в воспитании ребенка со стороны отца.

В раннем возрасте детей отец более отдален от общения и воспитания ребенка, чем в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это в значительной мере связано с тем, что в этот период времени отцы решают задачу материально-финансового обеспечения семьи и развития собственной карьеры. Тезис отцов: «Подрастет, поумнеет – тогда поиграем и поговорим! Я устал! Я зарабатываю деньги!».

И все вопросы, связанные с развитием и воспитанием ребенка ложатся на хрупкие мамины плечи.

«Молчаливая мама»

Встречается не мало «молчаливых» мам. Сказать что они не заботливые – это не так! У таких мам ребенок накормлен правильно, ухожен, игрушки, какие необходимы – куплены, но мама не считает нужным разговаривать с ребенком. Тезис у таких мам простой: «Что я сейчас с ним буду разговаривать… Подрастет, наговоримся». А потом оказывается, что не можем говорить – возникают проблемы в речевом развитии.

В данном случае речь заменяется на тактильные контакты, на двигательные воздействия, на смену игрушек, что не допустимо в раннем возрасте. Дефицит общения в первый год жизни может привести к угасанию потребности в общении, к отставанию в развитие речи. У «неговорящих» родителей и дети неговорящие. Формирование словаря и дальнейшее его обогащение невозможны без общения ребенка с взрослым.

Ограждение ребенка от осваивания окружающей среды.

Речь ребенка задерживается и в том случае, если с ребенком слишком «понимающие» и «добродушные» родители – бровью повел, жест какой-то сделал – все, бросились выполнять. «На – мой миленький! Только не плачь!». Мало того, особенно ярко это проявляется на занятиях со специалистом – когда мама начинает совершать какую-то операцию вместо ребенка – не дождавшись его реакции и действия. А уж если специалист – будет настаивать на своем и провоцировать ребенка на ответную реакцию (вербальную или голосовую): «Что вы, он сейчас обидится, и будет плакать!» – реакция мамы. Современные родители не дают ребенку возможность проявить себя – полазить, открывать шкафы, играть с водой, крупами и т.д. Одна категория родителей – слишком «заботливых» по отношению к ребенку придерживается такого мнения: «Он испачкается! Это не безопасно! Он промокнет!». Другая категория родителей: «Он все испачкает, испортит! А мне потом убирать, отмывать!».

Родители должны обеспечить ребенку возможность ползать и исследовать окружающие предметы: рассматривать, ощупывать, облизывать, бросать и т.д., – у ребенка должны накапливаться различные ощущения (тактильные, вкусовые и др.), на основе которых у ребенка формируется целостный образ мира. Только тогда, когда ребенком обследован этот предмет, мы можем обозначить этот предмет словом. Происходит освоение нового слова и вхождение его в словарь ребенка (сначала пассивный, а затем в активный).

Создание в домашней среде вседоступности.

Родители создают в своем доме развивающую среду – покупают много разных развивающих игрушек, книжек. Приносят домой и отдают детям: «На, играй!». Хотя решающее значение в этот возрастной период приобретает показ игрушек. Каждую новую игрушку следует обыгрывать с ребенком так, чтобы он понял ее функцию, принял ее с пониманием и радостью. Должна состояться встреча с новыми предметами – причем эмоциональная, заразительная (как положительного, так и отрицательного заражения). Пример: «Ах! Посморти какая ложечка!!!! Это Олина ложечка!!! Ни у кого нет такой красивой ложечки! Оленька будет кушать этой ложечкой кашку!! Вкусную, сладенькую кашку!!!» Показывая предмет ребенку необходимо добиться зрительного сосредоточения на нем.

Помогая ребенку осваивать игрушки, родители приучают ребенка сознательно подражать взрослому, на полном серьезе и целенаправленно. У малыша развивается кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи.

Продолжительное использование соски и «бутылочное» питание.

Продолжительное (около года и даже до 2,5 лет) использование соски тормозит психическое развитие ребёнка, мешает его полноценному дыханию и, что очень важно, общению с родителями. С соской во рту, малыш не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению. Кроме этого, язык, привыкнув находиться во время сосания пустышки между зубами, останется там и при произнесении слов. Большинство звуков приобретёт межзубное звучание, которое в народе называют «шепелявым». Помимо этого – регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У малышей продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение соски бутылочки или пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба.

Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Приведённые примеры, – далеко не полный перечень речевых проблем, спровоцированных соской. Постоянное «затыкание» рта соской (чаще необходимого) может стать причиной того, что ребенок поздно начнет разговаривать. Ребенок может решить, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться с миром жестами – ведь он привык не раскрывать рта из-за соски. Ребенок просто может себе внушить, что намного легче общаться при помощи жестов и указывать на предметы пальцем, потому что он привык, что его рот всегда занят соской.

Долгое «бутылочное» питание и постоянное кормление малыша протертой пищей негативно влияет на становление речи у ребенка. Ведь еда является не только «подпиткой» организма всеми необходимыми витаминами, она еще способствует развитию артикуляционного аппарата, благодаря которому ребенок правильно выговаривает звуки и слова. У детей, в рацион которых не вводятся продукты твердой консистенции, и привыкших исключительно к жидкой и протертой пище, не развиваются жевательные навыки, вследствие чего не стимулируется мышечный тонус языка, нарушится вкусовое восприятие.

Питание из бутылочки очень часто приводит к психологическим последствиям, то есть, у малыша нет доверия к родителям, он не может справиться со своими эмоциями. Введением твердой пищи в рацион ребенка поможет избежать ряда проблем в освоении речи ребенком.

Неправильная речевая среда.

Многие родители, считая, что ребенок маленький – сюсюкают с ним. В общении с детьми раннего возраста можно и нужно использовать уменьшительно-ласкательные слова – ложечка, кашечка, рученька и др. Ребенок должен слышать правильную формулировку слова. Родитель должен называть предмет четко, не ломая язык, выговаривать каждый звук. Обращаясь к ребенку, обеспечить ему возможность хорошо видеть ваше лицо (глаза, губы).

Заставление ребенка говорить.

Многие родители совершают ряд ошибок при обучении ребенка говорить. Они начинают просить или заставлять ребенка: «Повтори!! Скажи!!». Или еще хуже: учат ребенка произносить буквы: «Скажи буква Б», или произносить слова так как они пишутся, а не произносятся. Например: СОБА-КА, ПО-КА, и др. Для ребенка эти слова ничего не означают, потому что в речи ив жизни ему показывали «САБАКУ», а теперь просят показать и сказать СОБАКА».

Родители не умеют играть!

Они заставляют ребенка «идти заниматься». Хотя мы знаем, что взрослые помнят себя только с 6-7 летнего возраста, когда нас сажали за парты и учили. Так и взрослые, начинают учить детей раннего возраста как в школе, забывая о том, что для такого ребенка естественно – играть! Ребенок не обязан учиться, пока ему не исполнится 5-6 лет!

Обширное информационное поле.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. Ученые установили, что проблем с развитием речи становится всё больше. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. На первом месте в списке вредных факторов — телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь — это может привести к психологическим и речевым комплексам.

Ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов, он может произносить длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Бесконтрольный просмотр мультфильмов.

Если в раннем возрасте предоставляется ребенку возможность слишком много смотреть мультфильмы (даже хорошие, развивающие) – это выльется в последующем в определенные проблемы. Оказывается что эта зрительная гиперстимуляция (когда ребенок смотрит на мелькающие образы, картинки) блокируется развитие слухового восприятия, т.е. восприятие информации на слух.

Использование гаджетов.

Знакомство с «умной техникой» у наших детей происходит чуть ли не в первые дни после рождения: родители бегают вокруг коляски с фотоаппаратами, снимая чадо в разных ракурсах, суют ему мобильник, чтобы переслать прабабушке, а та могла умилиться первым «агушкам», потом и к веб-камере подносят для пущего эффекта… И совсем скоро эти удивительные вещи начинают вызывать у малыша такой жгучий интерес, какой и не снился всем погремушкам и плюшевым мишкам вместе взятым.

Почему так происходит? Ну, во-первых, вспомните – как часто в течение дня малыш видит у вас в руках телефон или планшет? Пока вы проверяете почту, пишете смс, болтаете с подругой? Многие из нас вовсе не расстаются с гаджетами, причём мы уже просто не замечаем того, какое важное место они занимают в нашей жизни. Как продолжение собственной руки. А вот малыш – замечает. И естественно, ему становится интересно, что это за чёрная (серая, белая, зелёная) коробочка у мамы или папы. Он стремится подражать вам, это естественно: если бы вы постоянно ходили в обнимку, скажем, с поварёшкой, ребёнок бы и ей интересовался в первую очередь. А таинственная коробочка ещё и пиликает, в ней всякие яркие картинки, куча разных кнопочек, на которые так весело нажимать и смотреть, что происходит.

Кнопочки – это отдельный разговор: детей они просто завораживают. Пульт от телевизора прятать приходилось? Вот то-то же. Почему малыш упорно предпочитает ваш планшет своему зелёному слонику? Потому что слоник он и есть слоник, а телефон – тысяча игрушек одновременно. И фонариком посветить, и музыку послушать, и с бабушкой поговорить, и картинки посмотреть, и змейку по экрану погонять… – надо только знать, какую нажать кнопку. Техника интерактивна, в этом всё дело: ребёнок вступает с ней в общение. Безусловно, планшет или телефон — это спасение для родителей, особенно если малыш беспокойный, постоянно требует внимания к себе, не хочет играть один – потому что не умеет или ему не интересно играть одному. Все же надо иногда и взрослым кушать заниматься делами. Вне дома — тоже палочка-выручалочка. Если, например, ребенок не желает сидеть спокойно в кафе или орет всю дорогу в машине. И развеселить заболевшего ребенка — тоже вариант.

Гаджет увлекает мгновенно, как наркотик, малыш вряд ли будет обращать внимание на окружающий мир. Никакие другие игрушки, даже яркие интерактивные так не “съедают” внимание. Попробуйте дать ребенку игрушечный телефон, с виду такой же, как у мамы, скорее всего он на него и не взглянет. Тем не менее, большинство специалистов все равно не советуют знакомить с гаджетами детей до двух лет. В первые два года жизни ребенка его мозг увеличивается в 3 раза. А к росту побуждает именно воздействие внешних стимулов, и это должны быть реальные предметы, либо рассказы родителей, а не картинки на дисплее и записанные звуки.

Ребенку важно общаться с родителями, слышать звук их голоса, это формирует навыки речи и коммуникации. Использование гаджетов в раннем возрасте ведет к утрате авторитета родителей. Потому что дети узнают новое от планшета, а мама и папа перестают в итоге восприниматься как источник надежных знаний о мире вокруг. Если уж и давать ребенку младше двух лет планшет, то это не должно выглядеть мама готовит на кухне, папа на работе, а малыш сам по себе играет. Нужно играть с ним, объяснять.

Мы всё-таки живем в XXI веке – в веке цифровых устройств. И ребёнку жить в таком мире. И, быть может, вовсе и не плохо, что у него с малолетства появляются навыки обращения с техникой. У наших детей будет совершенно иное мышление, и это необходимо принять.

Вывод: для благополучного развития речи ребенка в раннем возрасте необходимо создание комфортной семейной обстановки: организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого и игрового материала, демонстрация образцов правильной речи, проговаривание всех действий ребенка, эмоционально близкие отношения с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжелых социально-бытовых условий в семье. Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга необходимо сопутствующее лечение, назначаемое детским неврологом. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект!

Автор:
Аркадьева Л.В. учитель-логопед ГБУ ДПО ЦСО Центр специального образования

Все статьи

Источник