Влияние матери на развитие ребенка

«Маму нужно слушать!» Кто бы подумал, что в этих, довольно часто произносимых словах, действительно кроется большой смысл? Исследования показали, что голос мамы — один из важнейших активаторов развития мозга. Конечно, всем ясно, что, услышав голос матери, ребёнок успокаивается. Многие беременные женщины разговаривают со своим ребёнком и замечают, что он реагирует даже внутриутробно. А после рождения такие дети более спокойные и успешно развиваются. Но работает ли это с подрастающими детьми? Оказывается, да. 

Экспериментально доказано, что ребёнок распознаёт голос матери за доли секунды, при этом разные отделы его мозга начинают активно работать. Голос незнакомой женщины такого влияния не имеет. Оказывается, мамин голос влияет даже на обмен веществ. Уровень окситоцина повышается, а кортизола — снижается. Окситоцин участвует в формировании отношений «мать — ребёнок», вызывает благожелательное отношение к человеку, улучшает способность понимать чужие эмоции и настроение. Кортизол же участвует в развитии стрессовых ситуаций и депрессии. Следовательно, под влиянием материнского голоса психоэмоциональное состояние ребёнка стабилизируется, его настроение улучшается, а сопротивляемость стрессу повышается.

Целительную силу материнского голоса подчёркивал российский психиатр Борис Зиновьевич Драпкин — создатель методики «Терапия материнской любовью». Уникальный метод основан на психоэмоциональной общности мамы и ребёнка и лечебных свойствах голоса мамы. Мама даёт ребёнку позитивные установки, что влияет на весь организм ребёнка.

Не менее важен и тактильный контакт матери и ребёнка. Всем известно про «8 объятий в день», но все ли мамы этому правилу следуют? Когда ребёнок маленький, то обычно он получает необходимое количество телесного контакта с матерью, но, по мере взросления, объятий и поцелуев становится всё меньше и меньше. Учёные доказали, что физический контакт положительно влияет на умственное и физическое развитие ребёнка и необходим даже подросткам. Ласковые и заботливые прикосновения родителей (здесь, в отличие от голоса, важны именно оба родителя) стимулируют у ребёнка выработку гормона роста и формирование нервных импульсов (связей между нейронами).

Когда до ребёнка дотрагиваются, формируется его самоощущение. Он осознаёт свою значимость и понимает, что его любят. Но этот процесс имеет и обратное влияние: он стимулирует материнский инстинкт, пробуждает в женщине мать. И для отца физический контакт с ребёнком способствует установлению тесной связи с ним и раскрытие всей палитры отцовских чувств.

Отношения между родителями и детьми нужно строить с первых дней внутриутробного развития и до взросления. Потеря контакта с ребёнком в подростковом возрасте — это следствие недостаточного общения в предыдущие периоды его развития.

Поглаживание, купание, массаж, совместные игры, объятия, поцелуи, разговоры, поддержка, уважение, поощрение… Ребёнок должен постоянно чувствовать родительскую любовь и собственную значимость. Тогда из него вырастет уверенный и самодостаточный взрослый человек. 

Меня зовут Марина Володина, я психолог. Провожу индивидуальные консультации по скайпу и в консультационном офисе в Москве, рядом с м. Баррикадная. Закончила МГУ, имею ряд передовых специализаций по психологии и индивидуальной психотерапии. Стаж практической работы более 17 лет. Я работаю с разными проблемами и задачами: психологическими травмами, депрессией, трудностями во взаимоотношениях, фобиями, паническими атаками, утратой и другими неприятными состояниями и воспоминаниями. Связаться со мной можно по тел/WhatsApp 8 926 909 14 82 или написать на почту vitera2007@ya.ru

Более подробно на моем сайте, где также можно посмотреть копии документов о моем образовании https://resursclub.com/consultancy​​​​​​​ 

Мой инстаграм:

Подписывайтесь на мой канал о профессиональной психологии. И спасибо вам за лайки ❤️                                                    

Источник

Статья на тему:

«Влияние матери на развитие личности ребёнка.»

(Автор: Енамукова Нафисет Ильясовна учитель математики)

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии,

медицины, биологии поведения, физиологии, психологии. В последнее время

появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность

материнского поведения для развития ребёнка, множественность культурных

и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных

исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как

самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного

подхода для его исследования.

Для ребёнка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является

мать. Мать -это не только тепло, уют, внимание. Это -мир солнца, любви,

добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит,

каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие

ребёнка всегда задерживается — психически, физически, интеллектуально,

эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев

лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике

ребёнка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить

в будущем.

Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего

проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаём в полной мере

роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека

обстановка в семье в этом возрасте. А ведь то, каким вырастет человек,

во многом определяется тем, кто держал ребёнка на коленях, вёл его за руку,

пел песни и рассказывал сказки.

Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже

необходимо. От влияния матери во многих отношениях зависит будущий

характер ребёнка, в её руках находится возможность дать его

пробуждающимся мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности её священны. В воспитании своих детей мать должна действовать с полным бескорыстием, не стараясь приобрести над ними исключительного влияния, которое могло бы подавить их самостоятельность или дать их душевным способностям одностороннее направление.

Читайте также:  Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка

Роль матери может исполнять родная мать, свекровь, тёща или даже кто-то

из друзей. Бог даёт нам мать, чтобы она заботилась о нас, кормила и растила

нас. Она отчасти исполняет для нас роль самого Бога. Мать или человек, взявший на себя её функции, ответственен за то, каким вырастет ребёнок.

Религиозные вожди и политики, великие мыслители и художники нередко

говорят о влиянии, которое мать оказала на всю их жизнь. Работа

матери – самый важный, самый тяжкий и низкооплачиваемый труд.

Большинство детей мечтают о нормальных, взаимно удовлетворяющих

отношениях с одним из главных людей в своей жизни — с матерью. Однако

реальность далека от идеала. Проблемы могут возникать в различных областях. Дети испытывают:

  • неспособность к общению с матерью;

  • отказ матери признавать друзей;

  • недостаток свободы, невозможность отделить свою жизнь от материнской, чтобы при этом не утратить её любовь;

  • отсутствие связи с матерью и взаимное непонимание;

  • неумение отказать матери или поспорить с ней;

  • необходимость скрывать своё истинное «я» и изображать совершенство;

  • вину за то, что им не удалось осуществить мечты и ожидания матери;

  • огорчение из-за того, что мать не в состоянии понять их боль;

  • возмущение материнским эгоцентризмом.

Учеными психологами были выделены несколько типов матерей: «Мать-

призрак», «Мать — фарфоровая куколка», «Мать — охотник за скальпами»,

«Властная мать», «Мать — бос». Рассмотрим подробнее эти пять типов

отклонения от правильного процесса воспитания, начиная с недостатка

любви и нежности и заканчивая неумением отпустить выросших детей в

самостоятельную жизнь.

1.Мать – «Призрак».

Мать – «призрак», по большей части физически и морально отсутствующая

мать. Нельзя сказать, что она дурно обращается со своим чадом, но её

чувства в основном всегда закрыты для ребёнка. Он не учится от своей

матери открытости и близости с другим человеком.

Такая мать прибегает к насилию, уничтожая любую возможность контакта,

контролирует эмоции и тем самым не допускает установления тесной связи,

заслоняет своими требованиями подлинное «я» ребёнка. Она оставляет

ребёнка в одиночестве, в результате чего он утрачивает способность доверять

кому-либо, испытывает личные трудности и потому не обращает внимания

на ребёнка. Мать – «призрак» ведёт себя так, что ребёнок не может ничем

поделиться с ней, боясь огорчить или рассердить её.

Общий и печальный итог в любом случае — ребёнок не может установить

такую связь с матерью, которая обеспечила бы ему эмоциональный ресурс,

необходимый для дальнейших отношений с людьми.

Последствиями такого воспитания являются отстранённость, замкнутость, недоверие, враждебность, агрессия, переоценка отношений, пустота, наркотическая зависимость, безнадёжность и бессмысленность

существования.

Невозможно переоценить роль матери в этом процессе. Для ребёнка

единственное утешение в беде — надёжные объятия матери. Когда ребёнку

больно, мать приносит ему облегчение и утешение, и несчастье растворяется

в чувстве безопасности и благодарности. Это должно повторяться

множество раз, и тогда человек научится предвидеть конец своих страданий

и в душе его разовьётся добродетель, именуемая надеждой: умение ждать

несомненной победы добра, невзирая на любые тяжкие обстоятельства.

Теплота и сочувствие являются основой безопасности и доверия, которых

так не достает человеку, выращенному матерью – «призраком». Эти качества

перекидывают мост над бездной и помогают отделившейся части души

перейти из прошлого в настоящее и слиться с целым.

2.Мать – «Фарфоровая куколка».

Мамочка – «фарфоровая куколка» очень легко «бьётся». Она не в состоянии справиться с неприятной или напряжённой ситуацией. Она не умеет

устанавливать границы, контролировать себя и своё окружение, не готова

иметь дело с взрослым миром и в особенности, не пригодна для материнства.

Всё это проявляется в её поведении как матери: проблемы ребёнка подавляют

её, захлёстывают точно так же, как её собственные проблемы. Это становится

очевидным, когда ребёнок выражает какие -нибудь сильные чувства. Хотя

мамочка – «фарфоровая куколка» любит своё дитя, она мгновенно пасует

перед его паникой, яростью, печалью или страхом. Сила этих чувств пугает

её и она не знает, как с ними быть. Такие матери не замедлят наказать своих

детей за неправильные чувства, часто упрекают своего ребёнка за чересчур

сильные негативные проявления. Мать – «фарфоровая куколка» живёт в

собственном насыщенном болезненными эмоциями мире и воспринимает

всё через их призму. Когда её ребёнок находится в разладе с реальностью,

сквозь эмоции ребёнка для неё проступают её собственные страхи и

растерянность. Неконтролируемое «я» матери поднимается на поверхность,

и это её пугает.

Дети «фарфоровых куколок» неизбежно сталкиваются с проблемами в отношениях с самыми важными для них людьми. Они развивают трудный для себя тип отношений, отвергая близость, в которой нуждаются. Не доверяя своим чувствам, считая эту область жизни опасной, они живут так, словно жизнь сводится исключительно к мышлению. Такому ребенку требуется, чтобы кто-то сдерживал его эмоции. Кроме того, ребенку надо научиться принимать то, что ему дают. Он должен принять любовь, помощь, заботу, в результате чего обретет исцеление.

  1. Мать — «Властная мать»

Не только мать – «фарфоровая куколка» нагружает ребенка проблемами, тянущимися из детства во взрослую жизнь, но и та мать, которая не поощряет в нем самостоятельности, самоидентификации и ответственности. Властная мать постоянно устанавливает контроль за своим ребенком. Она контролирует его везде и во всем. Ни один поступок или решение ребенка не проходит без пристального присмотра матери. Мать не дает ребенку почувствовать вкус жизни. Она решает за него все его проблемы, вплоть до того, в чем ему идти в школу или гулять. Из-за этого у детей подавляется собственная точка зрения, то есть Подавляется собственное «Я».

Читайте также:  Куда водить ребенка в 3 года для развития

Впоследствии ребёнок становиться неспособным говорить «нет», у него

появляется страх перед близостью и боязнь отдать себя, состояние тревоги и приступы паники. Такой ребёнок безответственный, неорганизованный, он склонен винить других.

Властная мать не позволит ребенку вести собственную жизнь, отделиться, отойти от нее, сделать шаг в сторону или поперек, в результате чего произойдет одно из двух: либо ребенок будет сломлен, либо он будет бороться с матерью, утверждая свою личность.

  1. Мать – «Охотница за скальпами»

«Охотница за скальпами» не допускает, чтобы ее ребенок испытывал негативные эмоции, признавал свои утраты. Идеальному человеку не пристало переживать чувство вины или стыда, неудачи и потери. Выросшие дети «охотницы за скальпами» хранят такой образ своего идеального «Я», который даже не назовешь человеческими. Их идеальное «Я» не испытывает нормальных человеческих чувств: слабости, страха, гнева.

Такая мать хочет, чтобы ее ребенок был абсолютно идеален. Она не допускает проявления слабости у своего чада, сдерживает самоуверенность ребенка, помогает ему отказаться от идеалистических представлений о себе и о мире, оживляет разные стороны ребенку: как хорошие, так и дурные. Мать — «охотница за скальпами» хочет, чтобы ее ребенок был поводом для гордости, независимо от того хочет он этого или нет.

Дети, воспитываемые такой матерью, испытывают тревогу, вину, стыд, часто впадают в депрессию, появляются вредные привычки и зависимость. Выросшие дети «охотниц за скальпами» часто стараются как можно лучше подать себя при общении. Можно сказать, что другой стороной своей личности они не располагают. Они изо всех сил стремятся угодить партнеру и ни в чем его не разочаровать, они всегда начеку, чтобы не допустить ошибку и не обнаружить свои недостатки.

  1. Мать – «Босс»

Хорошая мать не только питает ребенка — она смотрит на него также с точки зрения будущего, то есть она постоянно помнит, что в ребенке скрывается взрослый человек. Она всеми силами старается вывести эту взрослую личность на свет.

Хорошая мать хочет, чтобы сын или дочь стали равными ей и любому другому человеку. Она помогает развитию равноправной личности друга, а не большого ребенка. Проблема равенства здесь связана с выходом в мир зрелой по-взрослому функционирующей личности. Другими словами, властная мать наносит рану в самое средоточие самостоятельной личности ребенка, а мать – «босс» подрывает его способность стать независимым, нормально функционирующим взрослым человеком. Мать учит ребенка подчиняться властям на собственном примере, ведь она сама соблюдает правила. Она не будет постоянно ворчать на своего босса, она платит налоги и принимает наставления церкви, которую сама себе выбрала. В тоже время мать утверждает и свой авторитет по отношению к семье, устанавливая домашние правила и требуя, чтобы им следовали. Мать учит ребенка сомневаться в авторитетах и принимать их, избегая двух крайностей: она не хочет вырастить ни робкого подлизу, нуждающегося в постоянном одобрении «сверху», ни вечного мятежника, неспособного работать в команде.

При таком воспитании ребенок постоянно ощущает себя ниже других. Ему кажется, что он не в состоянии принимать решения, и он предпочитает передоверить руководство другим людям. Он боится вызвать раздражение, обнаружить хоть какие-то способности, соображение, силу. Он так страшится неодобрения , что готов лебезить. Они отказываются от успеха, хотя по объективным данным вполне могут на него рассчитывать. Существует еще и другое проявления ребенка. Он ведет себя авторитарно, стремится руководить другими и контролировать их действия. На самом же деле он тоже чувствует себя « младшим», но усвоенный им стиль общения позволяет компенсировать это ощущение. Иногда оба стиля проявляются одновременно.

Чтобы войти в мир взрослых, ребенок обязан научиться общаться с другими людьми, а не только с мамой. Он должен узнать, как следует завязывать отношения с людьми разного возраста того и другого пола, совершенно неодинаковыми по характеру и склонностям. В основном ребенку предстоит иметь дело со сверстниками. Нужно научиться вкладывать эмоциональный «капитал», приобретенный в отношениях с родителями, в те связи , из которых в свое время вырастет новая семья, дружеский круг, церковная община, группа поддержки, трудовой коллектив. Мать должна активно способствовать зарождению и развитию этой дружбы, хотя именно с помощью этих связей ребенок в свое время покидает отчий дом.

Исходя из выше сказанного, материнская любовь содержит и удовольствие , и страх, и боль, и агрессию, и раздражение, и мечты. Данные качества у нее есть в «разной пропорции». Ее отношения можно расположить на прямой от ненависти – через равнодушие – к граничащей с безумием восторженности. Представление о « достаточно хорошей матери» включает в себя необыкновенно тонкое сочетание самоотверженности и эгоизма, способности предоставить ребенку безграничную поддержку и любовь и своевременное ограничение своей опеки.

Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно провести ту границу, когда «включилось» хотя бы частичное осознание важности влияния матери во взаимодействии с ребенком.

Источник

https://is.gd/FsQBKG

Читайте также:  История развития ребенка по педиатрии

Жизнь ребенка начинается еще задолго до его рождения. Как бы странно не звучала эта фраза. А суть в том, что мама чувствует своего малыша и начинает общаться с ним, уже когда он только поселился у нее в животике.

Между ними возникает связь, но не только физическая. Эмоциональное состояние матери уже в утробе хорошо передается малышу. Когда вам весело – он улыбается, когда вы напуганы – он морщится вместе с вами.

Ученые проводили исследования, в ходе которых наблюдали на УЗИ состояние детей в соответствии с состоянием будущей мамы. Плацента, которая призвана защищать детей от негативных воздействий, как оказалось, совершенно не защищает от передачи эмоций. Гормоны матери передаются плоду, и он чувствует все, что чувствует она.

Все бы хорошо, успокоилась мама, передались гормоны, и малыш бы тоже успокоился. Но как бы не так. Крохе требуется гораздо больше времени на то, чтоб прийти в себя. Поэтому беременным женщинам всегда советуют смотреть только на красивые вещи, испытывать приятные эмоции и избегать стрессов.

Пишут, что раньше были даже специальные дома для беременных женщин, где они могли спокойно подготовиться к рождению малыша.

Оно и не случайно. Женщины во время беременности могут вести себя не как обычно. Они становятся более плаксивыми и раздражительными. Тут для родственников будущей мамы важно понимать, что это не ее капризы, а серьезная перестройка в ее организме. Ей сейчас как никогда нужна помощь, внимание и защита.

Нельзя оставлять беременную женщину наедине с ее переживаниями, потому что самой справиться ей очень трудно, а пока она ищет, как исправить свои переживания, страдает еще и ребенок.

Дети, рожденные от благоприятной беременности, как правило более спокойные и приспособленные к жизни в последствии. Потому что еще до рождения получили уверенность в том, что их любят и они желанны в этом мире.

Так что же после рождения ребенка? Понятно, что с мамой происходит еще одни колоссальные изменения. Теперь все ее внимание и внимание окружающих сосредоточено не на ней самой, а на новорожденном малыше. Она больше не предоставлена сама себе, и ее потребности уходят на второй план.

Первые месяцы жизни ребенок очень тесно контактирует со своей матерью, уже конечно не так, как когда он находился в ее животе, но он очень зависим именно от нее. Именно от матери ребенок получает еду, уход и чувство защищенности.

Ребенок с мамой по-прежнему являются одним целым. Может быть замечали, что, когда вы находитесь в раздраженном и уставшем состоянии, ребенок начинает тоже капризничать. Все это не спроста. Дети все еще чувствуют эмоциональное состояние мамы, в каком настроении она находится.

https://is.gd/hNOqoY

Пока ребенок маленький – он очень часто плачет. И это нормально. Так он выражает свою потребность в чем-либо. Но бывает так, что ребенок сухой, здоровый, накормленный и спать еще не пора, а он все капризничает и плачет. Вот тут стоит присмотреться к своему собственному состоянию.

Понятное дело, кричащий ребенок радости не прибавляет, но тут важно дать себе возможность отвлечься и отдохнуть. Может, вы слишком устали или чем-то расстроены, а ваш ребенок настроился на вашу волну и таким образом пытается поддержать своего любимого человека. Да, лучше бы он в такие моменты мирно засыпал, но он еще слишком мал, чтобы уметь приободрить правильно.

В своей материнской практике я часто замечала такую вещь – мне было трудно уложить ребенка спать. Я могла по часу качать ее с бутылочкой для кормления на фитболе, потом начинала нервничать, что у меня это плохо получается, бывало даже, что срывалась и плакала потом. Но ничего не поделаешь, думала я, так вот засыпает мой ребенок.

Но однажды мы приехали к моим родителям в гости, и остались там ночевать. И там я очень долго мучилась, пытаясь уложить своего ребенка спать. Ситуацию спасла бабушка. Она взяла с свои теплые и спокойные руки ребенка. И каково было мое удивление, когда через пять минут она вышла из комнаты. Без ребенка на руках! Малыш почувствовал тепло и спокойствие и смог наконец заснуть.

Вспомните ситуацию, когда вы сильно переживали из-за экзамена, например. Вам было тяжело уснуть, а сам сон был прерывистым и коротким. То же самое и с маленькими детками.

Поэтому очень важно избегать стрессов для здоровья и крепкого сна. А эти два понятия очень тесно взаимосвязаны. Особенно у маленьких деток.

Молодой маме жизненно важно отдыхать и отвлекаться от бытовых проблем.

Нужно не стесняться и не бояться просить помощи. В конце концов это нужно не только матери, но и ребенку. Довольная мама – довольный малыш! Когда мама счастлива, она может часами играть с ребенком, заниматься им с радостью, и тогда процесс познания этого мира маленьким человечком пойдет быстрее и эффективнее.

Он не будет бояться уронить что-то, потому что мама будет его ругать. Он будет строить замки, доставать из шкафов утварь, бросать с высоты, которая ему уже доступна, предметы не для баловства, а для развития!

Будьте спокойны и счастливы сами, и тогда ваш ребенок будет расти и развиваться быстро и легко!

Источник