Влияние матери на эмоциональное развитие ребенка
https://is.gd/FsQBKG
Жизнь ребенка начинается еще задолго до его рождения. Как бы странно не звучала эта фраза. А суть в том, что мама чувствует своего малыша и начинает общаться с ним, уже когда он только поселился у нее в животике.
Между ними возникает связь, но не только физическая. Эмоциональное состояние матери уже в утробе хорошо передается малышу. Когда вам весело – он улыбается, когда вы напуганы – он морщится вместе с вами.
Ученые проводили исследования, в ходе которых наблюдали на УЗИ состояние детей в соответствии с состоянием будущей мамы. Плацента, которая призвана защищать детей от негативных воздействий, как оказалось, совершенно не защищает от передачи эмоций. Гормоны матери передаются плоду, и он чувствует все, что чувствует она.
Все бы хорошо, успокоилась мама, передались гормоны, и малыш бы тоже успокоился. Но как бы не так. Крохе требуется гораздо больше времени на то, чтоб прийти в себя. Поэтому беременным женщинам всегда советуют смотреть только на красивые вещи, испытывать приятные эмоции и избегать стрессов.
Пишут, что раньше были даже специальные дома для беременных женщин, где они могли спокойно подготовиться к рождению малыша.
Оно и не случайно. Женщины во время беременности могут вести себя не как обычно. Они становятся более плаксивыми и раздражительными. Тут для родственников будущей мамы важно понимать, что это не ее капризы, а серьезная перестройка в ее организме. Ей сейчас как никогда нужна помощь, внимание и защита.
Нельзя оставлять беременную женщину наедине с ее переживаниями, потому что самой справиться ей очень трудно, а пока она ищет, как исправить свои переживания, страдает еще и ребенок.
Дети, рожденные от благоприятной беременности, как правило более спокойные и приспособленные к жизни в последствии. Потому что еще до рождения получили уверенность в том, что их любят и они желанны в этом мире.
Так что же после рождения ребенка? Понятно, что с мамой происходит еще одни колоссальные изменения. Теперь все ее внимание и внимание окружающих сосредоточено не на ней самой, а на новорожденном малыше. Она больше не предоставлена сама себе, и ее потребности уходят на второй план.
Первые месяцы жизни ребенок очень тесно контактирует со своей матерью, уже конечно не так, как когда он находился в ее животе, но он очень зависим именно от нее. Именно от матери ребенок получает еду, уход и чувство защищенности.
Ребенок с мамой по-прежнему являются одним целым. Может быть замечали, что, когда вы находитесь в раздраженном и уставшем состоянии, ребенок начинает тоже капризничать. Все это не спроста. Дети все еще чувствуют эмоциональное состояние мамы, в каком настроении она находится.
https://is.gd/hNOqoY
Пока ребенок маленький – он очень часто плачет. И это нормально. Так он выражает свою потребность в чем-либо. Но бывает так, что ребенок сухой, здоровый, накормленный и спать еще не пора, а он все капризничает и плачет. Вот тут стоит присмотреться к своему собственному состоянию.
Понятное дело, кричащий ребенок радости не прибавляет, но тут важно дать себе возможность отвлечься и отдохнуть. Может, вы слишком устали или чем-то расстроены, а ваш ребенок настроился на вашу волну и таким образом пытается поддержать своего любимого человека. Да, лучше бы он в такие моменты мирно засыпал, но он еще слишком мал, чтобы уметь приободрить правильно.
В своей материнской практике я часто замечала такую вещь – мне было трудно уложить ребенка спать. Я могла по часу качать ее с бутылочкой для кормления на фитболе, потом начинала нервничать, что у меня это плохо получается, бывало даже, что срывалась и плакала потом. Но ничего не поделаешь, думала я, так вот засыпает мой ребенок.
Но однажды мы приехали к моим родителям в гости, и остались там ночевать. И там я очень долго мучилась, пытаясь уложить своего ребенка спать. Ситуацию спасла бабушка. Она взяла с свои теплые и спокойные руки ребенка. И каково было мое удивление, когда через пять минут она вышла из комнаты. Без ребенка на руках! Малыш почувствовал тепло и спокойствие и смог наконец заснуть.
Вспомните ситуацию, когда вы сильно переживали из-за экзамена, например. Вам было тяжело уснуть, а сам сон был прерывистым и коротким. То же самое и с маленькими детками.
Поэтому очень важно избегать стрессов для здоровья и крепкого сна. А эти два понятия очень тесно взаимосвязаны. Особенно у маленьких деток.
Молодой маме жизненно важно отдыхать и отвлекаться от бытовых проблем.
Нужно не стесняться и не бояться просить помощи. В конце концов это нужно не только матери, но и ребенку. Довольная мама – довольный малыш! Когда мама счастлива, она может часами играть с ребенком, заниматься им с радостью, и тогда процесс познания этого мира маленьким человечком пойдет быстрее и эффективнее.
Он не будет бояться уронить что-то, потому что мама будет его ругать. Он будет строить замки, доставать из шкафов утварь, бросать с высоты, которая ему уже доступна, предметы не для баловства, а для развития!
Будьте спокойны и счастливы сами, и тогда ваш ребенок будет расти и развиваться быстро и легко!
Источник
Связь между мамой и ребенком сохраняется на всю жизнь, а первые месяцы и годы жизни она особенно прочная. Доказано, положительные эмоции мамы оказывают огромное влияние на здоровое развитие ребенка.
Анастасия Гавриленко – детский и семейный психолог – подробно рассказала нам, как настроение мамы влияет на состояние малыша.
Связь “мама и малыш” устанавливается ещё до рождения ребенка.
Эмоции, которые мама испытывает во время беременности, передаются малышу.
В утробе матери ребенок защищен плацентой от многих опасных веществ, но не от материнских гормонов. Поэтому когда будущая мама о чем-то тревожится и переживает, в ее крови выделяются гормоны кортизол и адреналин, которые также поступают к малышу. Под влиянием гормонов ребенок перенимает психологическое состояние мамы. Научно доказано, что ещё не родившийся ребенок уже может грустить и плакать.
Поэтому эмоциональное состояние будущей мамы очень важно.
Уже во время беременности происходит закладка психики и нервной системы ребенка, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.
Что такое эмоциональная связь с малышом?
Эмоциональная связь – это то, что позволяет маме понимать своего ребенка без слов. Именно качественная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и поддерживать его в нужный момент. Это работает и в обратную сторону – ребенок через звуки, интонации, прикосновения и взгляды понимает и чувствует маму. Это глубокая связь, основанная на близости и доверии.
Примеры эмоциональной связи:
• мама формулирует желания малыша, когда он ещё не освоил речь и жестикуляцию
• мама по тембру крика младенца распознает, в чем причина дискомфорта
• мама на расстоянии может почувствовать, что ребенок проснулся – у нее вдруг приходит молоко
Что помогает маме формировать эмоциональную связь?
• Развитие и доверие интуиции
• Множественный физический контакт с ребенком: носить в течение дня в разных положениях, обнимать, танцевать с ним, гладить и т.д. Именно телесный контакт знакомит малыша с границами своего тела, его возможностями и ограничениями.
• Грудное вскармливание (когда оно маме в удовольствие)
• Внимательное общение, контакт глаз.
Как настроение мамы влияет на поведение малыша?
Даже самые маленькие дети считывают мамино настроение через “невербалику” и очень чутко понимают, что сейчас маме плохо. Какой бы она ни пыталась казаться радостной и веселой.
• Дети смотрят на мимику, положение бровей, уголков рта, взгляд – тяжёлый, легкий. Они с рождения изучают маму по мимике и показывают то, что видят, копируют те же выражения лица. Как бы синхронизируются с мамой и начинают испытывать те же эмоции и чувства!
• Голос – это один из мощных инструментов влияния на ребёнка. Дети чувствуют интонацию, тембр речи.
В утробе и при рождении первые ощущения ребенка – тактильные. И только потом постепенно вступают в работу все органы чувств: он слышит, осязает, ощущает вкус. Поэтому прикосновения – это одна из базовых психологических потребностей ребёнка. Если их недостаточно, ребёнок обязательно будет об этом сигнализировать.
Задача мамы – понять о чем этот сигнал!
Если этот контакт есть, он нежный и ласковый – ребёнок это чувствует и отвечает взаимностью. Если мама нервничает, устала, обессилена, озабочена какими-то проблемами, то и ребёнок чувствует это, потому что её прикосновения менее ласковы или могут быть даже грубы.
Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с малышом, это положительно отражается на всех сферах его развития:
• Возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя мамину поддержку.
• Физические данные развиваются по возрасту – те самые “вовремя сел, вовремя пошел”, о которых так беспокоятся мамы.
• Формируется эмоциональный интеллект: ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознает свои потребности и желания, что станет залогом его счастливой жизни.
Ребенок способен понять гораздо больше, чем можно подумать. Когда ваш малыш капризничает “без причины”, обратите внимание на себя. Ведь вы и есть проводник в мир чувств и эмоций вашего ребёнка!
Источник
Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности, становится препятствием для социализации. Родившийся ребенок, почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады — мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которых у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях[3, с.71].
Забравшись на руки к матери, ребенок стремится исследовать ее лицо и другие части тела. Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, ему необходимо пойти навстречу. Со своей стороны мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Так, подражая отцу, младенец в 2–20-дневном возрасте показывает язык. Однако сильная привязанность сможет возникнуть лишь, если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках или в кроватке. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными сигналами (мать и ребенок). Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и, в значительной мере, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во-первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.
Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:
- – мать как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласка, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;
- – мать как источник удовлетворения потребностей ребенка (в пище, желаемых предметах);
- – мать как посредник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая или реже интенсифицирующая их воздействие.
L.J. Yarrow указывает на значительную взаимосвязь между раздражителями, исходящими от матери, и одновременным развитием ребенка в период младенчества. При этом прогресс в развитии он определял по тесту Кетелла для детей в возрасте 6 месяцев. Четыре фактора материнского ухода имеют высокую степень корреляции с результатами тестов развития: стимуляция развития, адаптация к раздражителям, масштабы физического контакта[8, с.92].
Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать–дитя зависимостью младенца от матери. Этологическая концепция на передний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейся врожденной мотивационной системой. В соответствии с этим пониманием и мать и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери — импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» посредством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи). Возможно, что корни этого заложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери. Запечатление (импринтинг),происшедшее у плода, связывают с материнскими сердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца — травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровень эмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца, которые при ее приближении снова хорошо слышны, — источники чувства безопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннего напряжения. В формировании материнского чувства критический период — 24 часа после рождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на рукаху матери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. На ранней стадии возникновения привязанности между матерью и ребенком особое значение имеет тесный телесный контакт между ними. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное впечатление — любовь. Если все-таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать нечувствительной к потребностям малыша. Мать может решить, что он благополучен. В этом случае она не обеспечит ему всего необходимого для формирования привязанности.
С 6-го месяца телесный контакт заменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образ родительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физический контакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Устрашающая ситуация еще вызывает у него потребность в физическом контакте, однако порог такой реакции повышается с возрастом. Таким образом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороны стремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успевает выполнять их желания. Этологи видят усилия матери и ребенка в том, чтобы находиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительно беспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды[9, с.106].
Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца:
- 1) здоровые отношения между матерью и ребенком;
- 2) качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию;
- 3) положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;
- 4) реципрокность и синхрония отношений «мать–дитя» как основной элемент положительного характера привязанности между ними;
- 5) несменяемость первичного воспитателя младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов);
- 6) снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития.
Источник
Хочется затронуть очень важную тему для каждого человека. А именно поговорить о роли матери в жизни ребенка. О том, какое влияние она оказывает на него и его будущее.
Мама это первый и самый важный человек на свете. И именно материнское влияние оказывает, наверное, главную роль на будущее детей. И поэтому очень важно увидеть себя со стороны, для того чтобы взять ответственность за свои действия совершенные по отношению к детям. Это важно знать, хотя бы для того, чтобы не думать, что во всем что происходит с детьми, виноваты только сами дети. Давайте начнем с нас матерей. Нам посвящают песни, стихи, даже праздник посвятили в честь нас. Но всегда ли мы этого заслуживаем? Да, благодаря нам, рождаются дети. Мы их любим и заботимся о них. Но всегда ли наша любовь и забота о них, ведет к счастливому, безмятежному детству? И как мы проявляем себя с ними? Все ли наши действия идут им на благо? Это статья поможет посмотреть на себя со стороны. И понять, как мы взаимодействуем с детьми и какое влияние на них оказываем.
И так представлю вам несколько образов матери, личностные черты которых неблагоприятно влияют на психоэмоциональное развитие ребенка. Их описал А. И. Захаров в книге ” Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез”. Возможно, ознакомившись с ними, вы увидите себя. Не отрицайте, если это так. Потому – что это важно для ваших детей.
- Образ «Царевны – Несмияны». И так такая мама всегда чем-то озабочена, обеспокоена, принципиальна и честолюбива, эмоционально сдержана, никогда не смеется. Также ее сдержанность распространяется на проявление любви и отзывчивости. К детским шалостям и непосредственности относится строга, так как считает это пустым времяпрепровождением. Больше всего боится избаловать ребенка, поэтому постоянно читает мораль, выискивает недостатки. Всегда поступает подчеркнуто правильно. И поэтому, не проявляет к ребенку любовь.
- Образ « Снежной королевы». Такая мама любит повелевать, держать всех на расстоянии. Она жестока и непреклонна, холодная и не отзывчивая. Равнодушная, эгоистичная, расчетливая. И любую критику в свой адрес воспринимает как злой умысел.
- Образ «Спящей красавицы». Такие мамы склонны к мечтательности, они воспринимают окружающий мир через призму пессимизма и депрессии. Они заторможенные и самовлюбленные. Они пребывают в идеализированном мире, находясь в постоянном поиске « идеального» принца. Разочарованная и отстранённая от внешнего мира и от своих детей.
Эти три образа объединяет, то, что они:
всегда молоды и прекрасны;
много времени уделяют себе;
учитывают только свою точку зрения;
высокомерны по отношению к тем, кого считают ниже себя;
стремятся, во что бы то ни стало доминировать в отношениях;
больше всего боится остаться без восхищения и внимания.
- Образ «Унтер Пришибеев» Недостаточно чуткая, грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности. Она легко раздражается и выходит из себя. Она часто выражает свой гнев и раздражение. Нетерпима к слабостям и недостаткам, придирчива. Часто прибегает к физическим наказаниям, злопамятная.
- Образ «Суматошной матери» Она неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях непостоянная, она часто впадает в крайности. Часто взрывается, кричит, из всего создает трагедию из ничего и бурно на это реагирует.
- Образ «Наседки» Она жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, ограничивает самостоятельность детей, старается предупредить любые трудности, часто мнимые. Ограничивает общение со сверстниками, старается все сделать за ребенка.
- Образ «Вечного ребенка» проявляется в том, что она еще не повзрослела. Она по-детски капризна и обидчива. Она драматизирует любые события, в своих действиях часто противоречива. Жизнь считает очень сложной, дети для нее обуза. Сама себя считает жертвой и постоянно ищет поддержки, покровительства. Не может справиться с самыми простыми проблемами своих детей, постоянно сдает их «на поруки». Часто чувствует себя беспомощной и бессильной.
Приведенные образы могут взаимодополнять друг друга и их тенденции в отношениях к детям. Дети таких матерей часто страдают неврозами и впоследствии перенимают черты характера и поведения. Часто в таких случаях говорят « яблоко от яблони не далеко падает».
Образ матери всегда идеализируется в обществе и ассоциируется только со светлыми и чистыми красками, где в каждом оттенке отображается любовь и чистота. Самый известный является образ Девы Марии. И тем сильнее на ее фоне контрастируют образы матерей с их не идеальными проявлениями.
Источник