Влияние математики на развитие ребенка

Консультация для воспитателей

на тему:

«Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка»

Подготовила: Мангушева  В.Ш.,

воспитатель первой

квалифицированной категории МБДОУ № 59 г. Салавата

       Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

      Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.

     Воспитание и обучение в детском саду носит образовательный характер. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

      Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логически мыслить, рассуждать и действовать, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Цель математического развития дошкольников

•  Всестороннее развитие личности ребенка.

•  Подготовка к успешному обучению в школе.

•  Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2.  Формирование предпосылок математического мышления.

3.  Формирование сенсорных процессов и способностей.

4.  Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.

5.  Формирование начальных форм учебной деятельности.

Значение обучения детей математике.

     Обучение ведет развитие, является источником развития.

     Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».

      Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

      Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

     С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

     Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

     Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические знания, умения и навыки.

Физическое

Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз

Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

Эстетическое

Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

     В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.

II. Развитие мышления. 

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

•  наглядно-действенное;

•  наглядно-образное;

•  словесно-логическое.

III. Развитие памяти, внимания, воображения .

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

•  обогащение словаря (числительные, пространственные
предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

•  согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

•  формулировка ответов полным предложением;

•  логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

 VI. Развитие познавательных интересов 

Значение познавательного интереса:

• активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

• расширяет кругозор;

• способствует умственному развитию;

• повышает качество и глубину знаний;

• способствует успешному применению знаний на практике;

• побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

• меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

• оказывает положительное влияние на формирование личности;

• оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Литература

  1. БаряеваЛ. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб., 2002.
  2. Бондаренко А. Н. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Буторина М. Монтессори-материал. Школа для малышей. М.: Мастер, 1992.
  4. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4—6 лет. СПб.: Детство-Пресс, 1998.
  5. Давайте поиграем / Под. ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.
  6. Данилова А В., Рихтерман Т. Д., Михайлова 3. А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 1997.
  7. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М., 1994.
  8. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. М., 1999.
  9. Корнеева.Г. А., Родина Е. В., ХоринаЛ.А. Теория и методика развития математического представления у детей дошкольного возраста. М.: МГПУ, 2001.
  10. Математика до школы / А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Акцидент, 1998.
  11. Математика от трех до семи / 3. А. Михайлова и др. СПб., 1997.

Источник

Зуева Маргарита
Влияние математического образования на развитие ребенка

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Математическая подготовка всегда считалась одним из критериев оценки образованности человека. Сегодня горизонты математического образования расширяются. В связи с переходом к развивающему и личностно-ориентированному обучению, математика как предмет должна формировать интеллектуальную гибкость, исследовательские способности; воспитывать самостоятельность и ответственность личности.

Работы Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгер, В. В. Давыдова, А. А. Смоленцевой и других ученых легли в основу современной методики развития элементарных математических представлений.

Важность обучения дошкольников началам математикиобусловлена целым причин: началом школьного обучения с 7 лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Родители помогают детям освоить математическое содержание в быту посредством ознакомления с трехмерным пространством окружающего мира; формой и величиной реальных объектов окружающего мира;

количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений; временными ориентирами в естественных условиях. Специфика дошкольной математики заключается в том, что воспитатель не только закладывает у детей элементарные представления, но и первым воспитывает у них отношение к математике как науке. Важно, чтобы, предпонятия, формируемые у детей с трех до семи лет, были бы изначально грамотными, и не перегружались и сохраняли познавательный интерес. Принцип научности требует от педагога и детей знания математической терминологии.

Усвоение математических представлений связано с усвоением и воспитанием мыслительных процессов. Ребенок постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия. Полученные умения они имеют возможность закреплять в повседневной жизни, как в детском саду, так и в семье.

Высокий уровень активной мыслительной деятельности дошкольника характеризуется наличием познавательного интереса, проявлением активности, самостоятельности в процессе поиска решения задачи, владением разнообразными мыслительными операциями, осуществлением контроля и самоконтроля.

Признаком подготовленности ребенка к усвоению числа и цифры является выполнение действий с величинами, пользование условной меркой.

Центральное место при этом отводится обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством. Обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольников. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных соотношений «больше – меньше», «равенство – неравенство». Формирование представлений о величине предметов и понимание отношений «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже», «больше – меньше» позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углублять познания о числе.

Форма, как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, т. к. в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е.по сторонам собственного тела: вверху – где голова, внизу – где ноги.

Представление о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине, равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». Только после этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

Наиболее сложно для детей понятие времени. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, погодные явления и т. д.).

Источник

Виктория Жорова
Значение математики в развитии дошкольника

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения образовательного процесса в дошкольном учреждении. Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитиепервичных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе.

«Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.»

Вхождение в мир математики начинается с самого детства.

Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Математика должна занимать важнейшее место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными усвоениями таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Математика – это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуального развития. Она способствует развитию воображения, памяти, эмоций, речи, формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум».

По мнению известных психологов и педагогов (П. Я. Гальперина, Т. В. Тарунтаевой, формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.

Учитывая это, формирование элементарных математических представлений у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения на занятиях,но и в режимных моментах: во время дежурства, на прогулке, в играх.

Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую среду, отвечающую требованиям ФГОС. Чем полнее и разнообразнее подобранный материал, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития. Наличие соответствующего материала позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать память, внимание, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, навыки, умения, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры с математическим содержанием развивают творческие способности, логическое мышление, речь, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача воспитателя состоит в том, чтобы научить их не только считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

Источник