Влияние мата на развитие ребенка

Влияние мата на развитие ребенка thumbnail

По первоначальному замыслу божьему, дар слова дан нам для того, чтобы обратится с молитвой к богу, своему небесному родителю, для общения с людьми на началах любви и мира и выражения своих творческих талантов.
Обладание словом, делает человека личностью, возвышает над животными и приближает к образу божьему. Тварями бессловесными, называют в Православном мире, животных. Для животного, язык – это орган вкуса. Для человека язык – основа проявления личности.

Чем совершеннее язык, тем выше уровень развития и культуры народа в целом. Всем миром признано, что русский язык один из самых богатых и выразительных и поэтому весьма печально, что обладая таким прекрасным, могучим и великим языком, многие русские люди отказываются от него и в общении друг с другом и используют жалкое подобие человеческой речи – мат.

Сквернословя, человек использует дар слова, для проявления своей внутренней нечистоты
, и через слово изливает из себя душевную грязь. Этим он оскверняет в себе божий образ, по которому был создан. В медицинской практике есть случаи, когда при определенных параличах, человек не может сказать ни одного нормального слова, но без запинки говорит целые выражения, состоящие только из мата. Это явление очень удивляет, так как свидетельствует о том, что матерная речь формируется по совсем иным нервным цепочкам, не так, как обычная человеческая речь. Таким образом, идет демонстрация дьявольской власти над парализованным телом. Получается что мат – это язык контакта с демоническими силами.

У древних славян мат приравнивался к проклятию.
Подобное его применение зафиксировано в славянской письменности. В болгарской хронике слово «изматерили» обозначало не «обругали», а просто «прокляли». В христианстве появились большое количество поучений в защиту человека против матерщины. Православные священники рассматривают ее как видимую черту бесовского поведения. С матерщиной вел борьбу царь Алексей Михайлович, в своем указе 1648 года он требовал не применять сквернословия. За использования непотребных слов было жестокое наказание, вплоть до казни. В XIX веке грубая брань вернулась в основу языка рабочих. Сегодня язык бесовский звучит у политиков, актеров, певцов и юмористов. Всех не перечислить.

Ученые, исследуя феномен мата, пришли к выводам
, что от его использования страдает нравственность и общее здоровье человека. Они доказали эмпирическим путем, что произнесенное или услышанное матерное слово несет в себе энергетический заряд, который негативно воздействует на человека. Несколько лет ученые вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был только мат, а вторая группа наблюдаемых не использовала вообще грубых слов. И что же показали эти наблюдения? У людей, применяющих мат, обострились хронические заболевания. У другой группы состояние организма было на много лет моложе их паспортного возраста.

Приходят все новые и новые подтверждения нехорошего воздействия мата на человека
. Влияет он на мужскую потенцию и женственность. Мужчина, разговаривая нецензурной лексикой, получает в награду бесплодие. А организм женщины перевоплощается на мужской лад. Бранные слова приводят человека к темным силам. А как спасаться детям от такого наводнения мата? Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети заметно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан.

Современная литература и кинематограф сильно засорен сквернословием, в самых разнообразных формах. Бывает открытым текстом, где под пищалку, а порой заменяют похожими словами, когда герои, как бы спотыкаются на первых буквах, при этом дают понять, что хотели сказать, если было бы разрешено. Якобы так все более жизненно, натурально и значительно ярче. Конечно же, ярче, но не художественнее. Порой страх казаться человеком необразованным толкает человека на просмотр фильмов, телепередач или чтение грубых произведений. Культура человека начинается именно с умения сознательного ограничения животных грубых инстинктов.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит о грехе сквернословья с болью:
«Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? — О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни»

(Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 212).

Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено!

Источник

Ильина Лариса Николаевна
В современном обществе употребление ненормативной лексики приобрело масштабы эпидемии, она проникла в литературу, в кино, в средства массовой информации, для многих матерная речь становится нормой. Обучающиеся школы, не имея стойкого иммунитета к этой словесной инфекции, заражены ею уже в первом классе.
Почему наши дети так часто матерятся? Кого они копируют? Как с этим бороться?
Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности или в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.
Так, дети 2 – 5 лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.
В возрасте 5-7 лет основной движущей силой является бунт против того “как надо”. При этом мат дети употребляют осознанно, прекрасно понимая, что этого делать нельзя.
В период с 8 до 12 лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых, чувствуя себя увереннее и думая, что так можно заставить себя уважать и бояться.
К 12-14 годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Но к этому возрасту мат уже перестает удовлетворять культурные потребности ребенка. Многие ребята осознают, что не могут эффективно адаптироваться к социальным требованиям. Причины своих проблем в первую очередь они ищут в себе (низкая самооценка), в кругу общения (стремление самоутвердиться), часто – в материальной области, но не в образе жизни.
В настоящее время система воспитания в обществе и отношение взрослых к подрастающему поколению мало учитывают особенности их личностного становления, приводя к конфликту с ребятами, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер. Стремясь его преодолеть, многие дети прибегают к агрессивным формам поведения, а проблема агрессивности молодежи вызывает сегодня глубокое беспокойство.
Известно, что агрессивные действия различны по форме и причиняемому вреду. Различают физический, косвенный и вербальный виды агрессии. Хотелось бы остановиться именно на проявлении подростками вербальной агрессии, представляющей собой выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань), отрицательных эмоций, например: недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти и оскорбления. Произнесение в чей-либо адрес грубых, насмешливых и язвительных слов как раз является не чем иным, как проявлением вербальной агрессии. Такие слова порой воспринимаются более болезненно, чем агрессивные действия, они глубоко ранят человека. Вспомните, когда вас самих обругали грубо, грязно (не важно, по поводу или без повода), начинает сильно колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. Если представить, что человек нередко попадает в такие ситуации, то возникает определенная цепочка: обида – стресс – нервные расстройства – конкретные заболевания.
Михайлин Вадим Юрьевич, доктор философских наук, кандидат филологических наук теоретически доказал, что русский мат идентичен индоевропейским словесным формулам заклинаниям, используемых в древних тайных, мужских союзах. Члены военных мужских обществ, молодые воины, проходили инициацию, в момент которой в юношу вселялся звериный дух, вызываемый силой магических заклинаний – матерным языком. Посвящение молодежи в воинов заключалось в усвоении юношами типичных волчьих черт, волчьего поведения, волчьего языка, матерного языка. Зная историю происхождения мата мы должны понимать, что МАТ- пробуждает звериный дух, разрушает душевно-духовную суть современного человека. Он утверждал, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, имеет отклонения в области психологического здоровья и процесс его дальнейшей деградации продолжается. Неэффективность процессов мышления, отраженная в нецензурных выражениях, свидетельствует о снижении адаптационных возможностей организма, примитивизации личности, повышенной вероятности принятия ошибочных решений, использовании не лучших образцов поведения.
Сквернословие наносит вред здоровью не только окружающих, но и самому матерщиннику.
Доказательством тому служит и исследование доктора биологических наук, академика института квантовой генетики П. П. Горяева о влиянии мата на здоровье человека. С помощью созданного им прибора, переводящего слова в электромагнитные колебания, ученый доказал, что эти колебания влияют на молекулы наследственности. Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только подорвать здоровье, вызвать болезнь, но и в конце концов убить человека. Ненормативная лексика пагубно воздействует на генетический код матерщинника, фиксируется в нем и определяет плохую наследственность.
В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России они существуют.
Расхожей стала философия, что без мата жить невозможно. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от раздражения, выпустить пар. По утверждению известного психофизиолога и врача Л.Китаева-Смыка, мат действительно снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Однако, по результатам его исследований, человек прибегает к мату тогда, когда он не уверен в своей состоятельности, чувствует свою неполноценность, т.е. пытается таким образом самоутвердиться.
Многолетние наблюдения И.Б. Белявского, доктора биологических наук, показали, что у сквернословов очень быстро появляются возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. У людей, не употребляющих «крепких» словечек, общее состояние организма, как правило, на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.
Опираясь на результаты исследований П.П. Горяева; руководителя научного центра экологического выживания и безопасности Г.С. Чеурина; работы врача – психофизеолога Л. Китаева-Сныка; И. Б. Белявского; уникальные исследования японского учёного Масару Эмото, были выделены характеристики отрицательного влияния мата на жизнедеятельность человека.
Характеристики отрицательного влияния мата:
снижает уровень интеллекта
негативно влияет на окружающих
заразителен
разрушает биополе человека
от него трудно отучиться
разрушает сознание, мироощущение
обедняет речь, обедняет словарь и мышление
ведет к деградации человека
порождает вседозволенность в поступках
делает психику бесчувственной, лишенной совести и стыда
повышает агрессию, делает человека злым, неуправляемым
приводит к гормональным расстройствам
искажает структуру ДНК
приводит к мутации
приводит к бесплодию
– Ну, гад, сейчас ты у меня получишь!
– Сам козлина, не буду больше с тобой играть!
(Из диалога двух малышей)
Ребенок начал ругаться матом! Что делать? А так как ребёнка нужно воспитывать с раннего детства, то и на речь своего малыша нужно обращать внимание, ещё тогда, когда он совсем мал.
Каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Все мы стремимся прививать детям хорошее воспитание, учим их уважать взрослых, не обижать маленьких. Однако иногда в нашу продуманную, устоявшуюся систему воспитания вдруг врываются своеобразные «звоночки», и вся она рушится на наших глазах.
Малыш, еще вчера только научившийся складывать слова в предложения, говорить свои первые «мама» и «папа», вдруг начинает залихватски ругаться матом, виртуозно вкручивая бранные словечки в свою речь. Не позволяйте вашим родительским рукам опуститься, решайте проблему последовательно и четко, выработайте у ребенка своеобразный фильтр, который убережет его от употребления ненормативной лексики!
Итак, шаг первый. Выявите источник негативной информации. Мы все люди разных профессий, и для некоторой профессиональной среды, например, для водителей транспорта, моряков, представителей рабочих профессий, да и вообще чисто мужских коллективов ненормативная лексика, скорее, норма в общении, чем отступление от правил. Возможно, в вашей семье есть человек, который употребляет бранные слова в повседневной жизни. Поговорите с ним, настойчиво убеждая в необходимости прекратить их употребление при ребенке.
Однако иногда источником бранных слов выступает детское дошкольное учреждение, школа. В этом случае предупредить влияние на вашего ребенка будет сложнее, возможно, нужно будет поговорить с воспитателями, учителями, поскольку они вхожи в ситуацию и смогут принять должные меры. Однако бывает, что эти меры не дают должных результатов, и ваш малыш снова и снова приносит из школы или садика новые бранные слова. Ни в коем случае не отчаивайтесь! Не отсекая «источник», можно добиться положительного результата и отучить любимое чадо от использования ненормативной лексики!
Шаг второй. Как же нам поступать, когда ребенок вдруг выдает нам бранную тираду. Первый напрашивающийся ответ – поругать. И многие родители постоянно используют методику «кнута», услышав от ребенка ненормативную тираду. Однако, это действие будет не совсем верным с позиции психики ребенка. Восприятие ребенка таково, что он, преподнося нам ту или иную новую для него информацию, внимательно наблюдает за нашей реакцией. Такая позиция необходима малышу, чтобы понять смысл данной информации, своеобразное познание мира через своих родителей и других, авторитетных для него людей. И чем активнее наша реакция на воспроизведенные ребенком слова и фразы, тем чаще малыш будет стремиться ее получить.
В данном случае наиболее приемлема для родителя следующая позиция: пропускать бранные слова мимо ушей, не выражая своего мнения о предмете, то есть ни положительного, ни отрицательного. Этим простым способом мы постепенно вызываем у нашего ребенка потерю интереса к новому объекту в его речи. Родители своими грамотными действиями могут вполне скорректировать речь своего ребенка, особенно на ранних этапах развития речевого аппарата.
Родители должны быть действительно родителями для детей, причем не только биологическими. Они не должны терять свой авторитет перед детьми. А то иногда получается, что родители говорят ребенку что, то или иное делать «нельзя», а сами прямо при нем это же и делают. А это убивает родительский авторитет в глазах ребенка. И в итоге ребенок идет на улицу, где возможно из-за обиды на родителей или чего-то подобного и начинает набираться «плохого».
Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Подрастающее поколение нужно воспитывать, прививать им основы толерантного, терпимого отношения к другим и друг другу. И в первую очередь, на собственном примере, ведь мы для них образец поведения. В китайской пословице сказано «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю»
Наберитесь терпения, возможно период отвыкания вашего малыша от бранных слов будет длительным, но при соблюдении последовательной стратегии вы, несомненно, преуспеете!

Читайте также:  Где купить историю развития ребенка в новосибирске

Используемые источники:
1. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Флинта, 2003.
2. Владимир Анисимов. Обойдемся без выражений!. Сквернословие как проявление вербальной агрессии Журнал «Здоровье детей» №01/2009
4. Михайлин В. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. – М.: НЛО, 2005, с. 331-360.

Источник

Маты – не обычные слова. Их никто не учит в учебных заведениях, но они всем известны. Их можно услышать на улице, в маршрутке или кабинете, но если произнести самим в присутствии чужого ребенка – на вас оглянуться и злобно хмыкнут.

Мы поговорили с учителем и психологом, чтобы узнать так ли страшна нецензурная лексика, узнали почему эти слова когда-то запретили и что думают дети о матерящихся педагогах.

Что такое маты и откуда они взялись

Мат – это экспрессивная и табуированная лексика, которая включает в себя вульгарные, грубые и непристойные выражения, употребление которых порицается общественной моралью. В русском языке к матам относят 4 слова: «*уй», «*изда», «*бать» и «*лядь» и их всевозможные производные.

Когда именно возник мат неизвестно. Одни из первых письменных упоминаний мата есть в древнерусских берестяных грамотах XII—XIII вв. Например, в записке от Радослава к Хотеславу написана фраза: «ѧковебратеебилежѧ» («Якове, брате, *би лежа»), которая означает «не оригинальничай, будь как все».

Советский филолог, семиотик и лингвист Борис Успенский пишет, что мат использовался в славянских языческих ритуалах, связанных с плодородием. В язычестве Земля считалась женским символом, а небо, оплодотворяющее ее дождем – мужским. Земля была «беременна» урожаем и «рожала» хлеб. Мифологический мотив оплодотворения Земли и стоит за представлением славян о матах как о лексике, связанной с совокуплением. Матерные слова оскверняют Землю-мать, которая в представлении славян должна быть чиста (поэтому самоубийц «нельзя» хоронить на хорошей земле, а покойников специально подготавливают к захоронению).

Читайте также:  Развитие ребенка в социуме шпоры по социальной педагогике

Влияние мата на развитие ребенка

Филолог Алексей Плуцер-Сарно считает, что мат произносили в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе, которая содержится в половых органах.

После появления христианства, вместе с обрядами исчезла и культовая магическая функция мата. В то же время табу на его употребление вне священных ритуалов сохранилось в бытовом языке и закрепилось в культуре.

Матерщина стала считаться чертой бесовского поведения и приписывалась чертям, лешим и домовым. Христианство запретило мат как и другие проявления язычества.

Считалось, что употребление мата оскорбляет трех матерей: ту, что родила человека, Богородицу и Мать – Сыру Землю.

Почему в языке есть маты?

Лингвист Михаил Осадчий считает, что бранная лексика есть в любом языке и чем больше людей говорят на этом  языке, тем больше в нем матов. По его мнению, языку нужны матерные слова, иначе они бы уже исчезли из обихода.

Использование матов, то есть табуированной, нелитературной лексики, по мнению Бориса Успенского – это выражение антиповедения, желание человека нарушать существующие культурные запреты. Возможно, тяга к табуированному и есть причина живучести и необходимости этой лексики.

Украинский лингвист Леся Ставицкая считала, что употребление нецензурных слов в литературе когда-то стало вызовом и формой сопротивления писателей. По ее мнению, хорошие тексты с такой лексикой пишут Юрий Андрухович, Сергей Жадан и Лесь Подревянский.

Какие бывают маты?

В каждом языке маты посвящены какой-то конкретной теме и это связано с культурными особенностями народа. Например, самое большое оскорбление для немцев – это обвинение в нечистоплотности, так как в их культуре высоко ценится телесная чистота. Поэтому матерные слова Германии связаны с темой удовлетворения естественных потребностей тела.

Влияние мата на развитие ребенка

В русском и английском языках маты затрагивают сексуальную сферу жизни, а в украинском – больше распространена копроректальная лексика.

Четкого официального перечня ни русских, ни украинских матов нет. Законодательно в РФ к русским матам причисляют слова «*уй», «*изда», «*бать», «*лядь» и все их производные. По мнению автора нескольких томов «Словаря русского мата» Алексея Плуцер-Сарно, таких выражений как минимум 3,8 тыс.

Читайте также:  Вопросы для развития интеллекта у ребенка

В украинском словаре нецензурной лексики Леси Ставицкой «Українська мова без табу. Словник нецензурної лексики та її відповідників» около 5 тыс. слов и стойких выражений, среди которых около 30 – непроизводных украинских обсценных (т.е. грубых бранных) слов. Главными среди них можно считать: «*івно» и «*рака».

Зачем люди матерятся?

Значение главных обсценных слов, из которых постоянно рождаются новые матерные слова всем известны. Однако мы используем слова, образованные от них, чтобы выразить совсем другие смыслы: начиная от эмоций негодования и заканчивая восторгом.

Российский лингвист Владимир Жельвис выделяет 27 функций ненормативной лексики, вот некоторые из них:

  •      для эмоциональной разрядки,
  •      чтобы понизить социальный статус адресата,
  •      чтоб установить контакт между равными людьми,
  •      для дружеского подбадривания или подтрунивания,
  •      чтоб устроить словесную дуэль,
  •      чтобы насмехаться вдвоем над третьим,
  •      для самоподбадривания,
  •      для самоуничижения,
  •      чтобы показать себя «человеком без предрассудков»,
  •      чтобы оспорить культурную норму,
  •      как символ сочувствия угнетенным классам,
  •      для эпатажа,
  •      чтобы «передать адресата во власть злых сил»,
  •      чтобы реализовать магическую функцию мата,
  •      чтобы ощутить власть над «демоном сексуальности»,
  •      чтобы демонстрировать половую принадлежность говорящего,
  •      как бунт,
  •      для искусства, чтобы подчеркнуть язык,
  •      выразить агрессию,
  •      как восклицание.

Какие плюсы использования матов?

Кроме того, что маты помогают объяснять местным гопникам, что это тоже ваш район, с их помощью можно выражать эмоции и понимать эмоции других людей, снимать напряжение, делать свою речь более серьезной и проявлять агрессивность. Также ругань помогает легче справляться с болью.

Психологи колледжа Марист в США обнаружили, что испытуемые, которым позволили повторять ругательное слово во время неприятной процедуры, справлялись с болью дольше и оценивали процедуру как менее дискомфортную по сравнению с людьми, которые повторяли во время процедуры нейтральное слово.

В чем минус использования матов?

Мат это табуированная лексика. Кроме того, что людей, которые ее используют, общество может считать невоспитанными и не подчиняющимся общественным нормам правилам, употребление нецензурной брани в общественных местах это нарушение Административного кодекса Украины. По статье 173 нецензурная брань – мелкое хулиганство. За него можно получить штраф от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан, попасть на общественные работы на 40-60 часов или на исправительные работы на 1-2 месяца с отчислением 20% заработка. Также можно получить административный арест на срок до 15 суток.

Влияние мата на развитие ребенка

При этом в законодательстве нет определения нецензурной брани. То есть если ваше дело о нарушении общественного порядка дойдет до суда, суд сам будет определять было ли высказанное вами слово нецензурным.

Как дети воспринимают маты в разном возрасте?

Отвечает Мирослав Гринберг — педагог, психолог, методист, тренер нескольких детских лагерей в Украине и Грузии:

Бранная лексика — часть лексики любого языка. Изучая язык, дети осваивают и эту его составляющую. Это закономерно и необходимо. Ругань — это эмоциональная реакция на ситуацию, и ругаются даже маленькие дети, едва овладевшие речью. Ребенок учится матерным словам у окружающих взрослых — в семье, потом у других взрослых и детей.  

Реакция ребенка на маты зависит от его окружения. Если в семье принято материться — ребенок относится к матам спокойно и легко их употребляет. В детском саду, а потом в школе ребенок начинает понимать, какие слова где можно говорить, а какие — нет. В большинстве случаев маленький ребенок реагирует на мат с удивлением или возмущением: «Дядя (тетя) говорит плохие слова!».

Подростки реагируют на мат по-разному. Для них матерная ругань может являться показателем «взрослости». Они чаще понимают, когда и где можно использовать такие слова. Неуместная матерщина вызывает у них негативную реакцию.

Дети примерно до 2-го класса считают, что учитель никогда не говорит плохие слова. Потом начинают догадываться, что педагог тоже человек и тоже может ругаться.

Если учитель матерится в присутствии детей, это сразу резко снижает его авторитет, ведь такой педагог не понимает элементарных вещей — когда и где можно употреблять бранные слова. Педагог материться не должен.

Чаще матерятся дети, которые слышат маты с детства или в кругу общения которых много матерятся. Матерятся все подростки — и отличники/отличницы с примерным поведением, и девочки/мальчики из интеллигентных семей.

Важно не то, что ребенок матерится, а то, где и как он это делает. Материться в своей компании или компании сверстников может быть уместно, а в чужих компаниях или при родителях и учителе — нет.

Как влияет использование мата в семье на ребенка?

Рассказывает детский психолог-консультант, преподаватель Национального педагогического университета им. Драгоманова Илона Рашковская:

Единого универсального правила, как нужно общаться в семье нет. Каждая семья устанавливает свои нормы общения и решает, какие слова у них приемлемы, а какие – нет. Также нельзя говорить по поводу уместности или неуместности использования мата. Для кого-то нецензурная лексика это нормальный способ общения, а для кого-то – абсолютно неприемлемый.  

Как реагировать на мат ребенка?

Рассказывает Илона Рашковская:

Детей не обязательно ограничивать в использовании матов. Главное не акцентировать на них внимание. Если мат сказал дошкольник, это лучше проигнорировать. Когда мат говорит ребенок младшего школьного возраста, стоит спросить, где он узнал это слово, что оно значит, но большого значения этому не придавать. Скорее всего, дети где-то услышали выражение и сами не понимают его значения. Если ребенок спрашивает вас что это значит, стоит объяснить, что это плохое слово и его не стоит употреблять.

В любом случае на мат детей стоит реагировать спокойно. Если у родителя будет эмоциональная реакция на определенное слово, то у ребёнка возникнет эмоциональная связь с этим словом. Он увидит, что именно из-за этого выражения у родителя возникают особенные эмоции и потом может использовать его, чтобы вызвать нужную реакцию родителя.

Даже если ребёнок рос в семье, где не принято материться и сам он никогда не использовал такую лексику, в подростковом возрасте ситуация меняется. Вокруг ребенка другие подростки матерятся и он тоже начинают так разговаривать. Это придаёт подросткам «взрослости и крутости». Такой период проходящий.

Источник