Влияние литературы на личностное развитие ребенка
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей и воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста по привлечению ребенка к книгам и способствующие развитию речи детей.
Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год назван «Годом литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, а особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка.
Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему истории о добрых волшебниках и злых колдунах, королях и королевах, богатырях и разбойниках. Это повлияло на Пушкина в будущем, он вырос и сам стал сочинять волшебные сказки, основой которых послужили рассказы его няни.
Такие всеми любимые и простые в запоминании стихи Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок качается», помогают с раннего детства пробудить у детей светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность и заботливое отношение к живому. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. [5, с. 22]
Воздействие этих произведений длительно. Ярко воспринятые и пережитые нами картины и образы проходят вместе с нами через всю жизнь. Мы не перечитываем каждый месяц Пушкина или Толстого, Маяковского или Горького. Не ходим каждую неделю в «Третьяковку», чтобы насладиться живописью Репина или Сурикова, Пластова или Грекова. Не часто посещаем консерваторию, чтобы услышать творения Бородина или Мусоргского, Шостаковича или Прокофьева. Но образы их произведений живут в нас и оказывают влияние на наш духовный мир. Они сами — частица этого мира.
Писатели раскрывают в детстве истоки становления населения земли, попадают во внутренний мир малыша, постигая сложность и глубину нрава молодого жителя нашей планеты, раскрывают, как складывается персона в противоборстве ясных и темных начал, как она улавливает удовлетворенность и горечь мира, его гармонию и противоречия. Главное, что характеризует творчество лучших писателей, — доверие к детству, уважение к подрастающему человеку, умение видеть в нем потенциальные возможности и задатки, перспективы развития. [2, с. 47]
Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.
В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. [3, с. 84]
Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент. Выразительность языка раскрывается для детей в народных сказках; точность слова и последовательность отражается в рассказах; в стихах улавливается музыкальность речи. Лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение будет соответствовать интересам малыша, запросам и т. д.
По мере взросления детей продолжают знакомить с образной литературой. Это знакомство будет опираться на ранее заложенный материал в дошкольном возрасте. В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих детей стала примером в жизни. В процессе чтения, как это уже давно установлено отечественными психологами, у детей возникает первое и самое сильное впечатление от прочитанной книги. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус. Недооценивать чтение — значит лишать ребенка радости познания и наслаждения прекрасным, обеднять его нравственно-эстетическое развитие! [2, с. 63].
К сожалению в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг. Чтобы привлечь любовь к книге нужно: во-первых, понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стишки, показывать яркие иллюстрации. Во-вторых, показать личный пример. Очень часто дети хотят быть похожими на родителей. Тем самым происходит мотивация. В-третьих, следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли.
Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время. [4, с. 67]
Роль родителей в этом процессе немаловажна. С детства дети окружены любовью и заботой родителей. На кого как не на них им ровняться. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Читая и разбирая все прочитанное вместе с ним у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, а следовательно сформированными как личность».
Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания. Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка. Пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. [5, с. 188]
Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие. [5, с. 190]
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайна разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.
Литература:
- М.М. Рубинштейн, Воспитание читательских интересов у школьников, Учпедгиз, М., 1950, с. 89
- А.М. Докусова, Эстетическое воспитание, Учпедгиз, М., 1963, с. 58
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.:Педагогика, 1979. — с. 192
- С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67
- В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, дошкольный возраст, формирование личности ребенка, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.
Источник
ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.
Дошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, – это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности.В соответствии с принципом единства деятельности и сознания в отечественной психологии первостепенное значение в детском развитии придается активности самого ребенка и тем видам деятельности, в которых он участвует, как считает А.Н. Леонтьев.
Под развитием личности ребенка дошкольного возраста в психологии понимают широкий спектр качественных изменений, которые впервые возникают в данный период [3, с. 270].
Известные психологи и литераторы: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и многие другие уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка и призывали с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.
Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н.С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции [1, с. 343].
Влияние художественной литературы на нравственное развитие детей раскрывается в работах Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Е.А. Флериной и др. Л.М. Гурович отмечает, что старшие дошкольники видят в поведении литературного героя не только ярко выраженные внешние чувства (страх, слезы, смех), но и более сложные, скрытые мотивы поступков [2, с. 509].
Ребенок дошкольного возраста только входит в мир человеческих отношений, сложных и многообразных, художественная литература облегчает этот процесс. В результате слушания художественных произведений, разучивания наизусть, пересказывания обогащается образное мышление, становится выразительнее детская речь. Всё это проявляется, совершенствуется и закрепляется в творческих рассказах, которые свидетельствуют о степени развития самостоятельности художественно-речевой деятельности, влияет на формирование мировоззрения ребёнка, на его нравственно-эстетическое развитие, улучшает творческий потенциал, формирует гражданскую позицию.
Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.
Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка выводит его за рамки личных наблюдений, открывает новое.
В работах Д.Б. Эльконина мы находим описание исследований, которые дают представление о том, как дети дошкольного возраста понимают литературные произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихи, басни).
В ходе ряда исследований, описанных Д. Элькониным, было установлено, что понимание ребенком смысла литературного произведения находится в тесной связи с его композицией. Если композиция сказки такова, что она вводит ребенка в ситуацию и вызывает у него состояние содействия, то тем самым повышается эффективность понимания ребенком литературного произведения.
Понимание литературного произведения в дошкольном возрасте глубоко своеобразно, делает вывод Д.Б. Эльконин. Оно не носит характера чисто интеллектуального акта и не опирается на чисто словесное рассуждающее мышление. Основной особенностью процесса понимания является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи [3, с. 270].
Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Художественная литература воздействует на чувства и мышление ребенка, способствует развитию децентрации и эмоциональной эмпатии, развивает его восприимчивость и гуманное отношение к социальной действительности.
Художественная литература позволяет ребенку осознать мир человеческих взаимоотношений, способствует развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольника становлению личностного отношения к социальной действительности, оказывает большое влияние на развитие самосознания ребенка и улучшения его положительного самоощущения.
Таким образом, художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует возникновению у детей эмоционального отношения к окружающей действительности, формирует произвольность в поведении и общении.
Источник
Статья
«Формирование личностных качеств дошкольников
средствами художественной литературы»
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования его личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Действительно, нельзя научить ребенка защищать правду, добро, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.
Художественная литература – одна из форм освоения мира; она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно – эстетических чувств и соответственно качеств.
Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести, понимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.
Во все времена людям свойственно испытывать одни и те же чувства: радость, горе, любовь, грусть и пр. Накоплен огромный эмоциональный опыт.
В художественной литературе эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического – важнейшая отличительная черта формирования личности. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям.
Как был убежден В.А.Сухомлинский, воспитание – прежде всего, книга и живые человеческие отношения. Умная, вдохновенная книга, как он полагал, нередко решает судьбу человека. Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя. «Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя»*. Проанализировав, можно выделить следующие личностные качества, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы:
__________
*А.В.Сухомлинский, «О воспитании». М., 1975, с.177.
Вежливость – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините». (Э. Мошковская, «Волшебное слово»);
Уважительность – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать. (Е. Михаленко, «В дороге»);
Честность – умение говорить правду про себя в любой ситуации.
(Л.Н.Толстой, «Косточка», Е.Михаленко «Признание»);
Совестливость – способность испытывать чувство стыда за свои поступки. (Л.Н.Толстой «Два товарища», В.Осеева «До первого дождя», Л.Пантелеев «Трус»);
Сострадательность – умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно. (В.Катаев, «Цветик – семицветик»;
Скромность – умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным. (Г.-Х.Андерсен, «Дюймовочка»);
Дружелюбие – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку. (Сказки «Теремок», «Рукавичка»).
Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина страны.
Так, В.Г.Белинский, анализируя книги для детского чтения, выявил некоторые закономерности восприятия литературного текста детьми разного возраста, сформулировал педагогические требования к детской книге. Ребенок познает окружающее также, как и взрослый, но у него длительное время познание образное преобладает над логическим, фантазия является одной из преобладающих форм психической деятельности.
Белинский утверждал: «Для детских выводов, доказательств, логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы»*.
Он неоднократно подчеркивал: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон…
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа – развитие чувства любви и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее»**.
________________
*В.Г.Белинский, полн. собр. соч. том 2, с. 372.
**Искусство и педагогика: Из культурного наследия России 19-20 вв. Хрестоматия. Автор-сост. М.А.Верб, 2 изд., доп. Псков, 2002, с.176.
Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи ее ребенку, помогает выработать определенное оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребенка к окружающему миру.
Книги играют важную роль в повседневной жизни. С помощью правильно выбранной книги читатели совершенствуют свои знания, повышают уважение к себе (самоуважение), невольно переживают с героями конфликты, проясняют их значение и лучше понимают других людей. Отождествляя себя с героями книг, читатели осознают, что является частью человечества и не одиноки в своей борьбе с реальностью. Чтение повышает уровень знаний человека и заставляет оценить себя объективно.
Дети, испытывающие трудности, читая о других детях с такими же проблемами, смогут найти альтернативу для самих себя. В книгах можно найти возможное решение проблемы, они помогают избежать сложных ситуаций, чреватых возникновением новых проблем. Сталкиваясь с крушением иллюзий и переживаниями, надеждами и разочарованиями, успехами и неудачами в вымышленных ситуациях, ребенок приобретает опыт и может применить его в реальных жизненных ситуациях.
Читая книги, дети понимают, что не только они испытывают страхи и переживания. Находя сходство между собой и вымышленными или реальными персонажами, ребенок отождествляет себя с ним и, решая их проблемы, делает это и для себя.
Идентификация читателя с литературным персонажем не имеет границ. Ребенок, видя маму, папу или какого-то важного для него персонажа в рассказе, сможет лучше понять и оценить реального человека.
Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности. Малыш готов, прежде всего, эмоционально откликаться на все окружающее: он видит новое; открывает мир, людей, природу; верит, выдумывает; сам пробует свои силы в разных областях. У дошкольников велика потребность в познании. Активно участвуя в процессе познания, он получает убедительные, яркие, наглядные ответы на свои вопросы, обогащая собственный опыт. «Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, – писал выдающийся российский литературовед Д.С.Лихачев, – она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам»*.
________________
*Д.С.Лихачев, «Письма о добром и прекрасном». М., 1989г.
Литература по своей природе лишена той непосредственной зрительной наглядности в изображении событий или облика человека, которая присуща живописи, зато она обладает огромной силой идейного воздействия, способностями воспроизведения существенных сторон общественной жизни, показа жизненных конфликтов в их развитии, анализа глубочайших переживаний.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир в разнообразных красках и звуках: он тянется к красивому, яркому; испытывает радость общения с природой, с ее поэтическим образом в сказках, потешках, стихотворениях.
Изображение природы в детской литературе оказывает большое влияние на чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.
Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а те, в свою очередь, обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют восприятию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.
Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные произведения, образы которых показывают наблюдаемые в действительности явления природы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Отбирая художественные произведения, надо помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.
Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.
Воспитанию нравственных чувств, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В.Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М.Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е.Чарушина («Волчишко», «Медвежонок») и др.
В этих произведениях с забавными интересными сюжетами мир природы вызывает добрые чувства, ласковую улыбку, смех.
Рассказы М.Пришвина открывают детям природу как мир тончайшей и светлой поэзии, наполненной настроением, раздумьями человека. Это бесконечная радость постоянных открытий. Большой мастер короткого рассказа, страстно влюбленный в природу, Пришвин передает свои знания и любовь читателю. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.
Большое значение в воспитании детей имеет ознакомление с поэтическими произведениями. На смену первым потешкам, которые придавали эмоциональный характер обстоятельствам и повседневным делам, сопровождали и подсказывали различные формы игры с ребенком, приходят песенки об окружающем мире, природе, труде, об уходе за животными. Эмоциональная окраска помогает малышу полюбить все это. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей традиции и мировоззрение ее носителей.
Немаловажно с помощью произведений вызвать у ребенка не только сопереживание героям, но и активное сочувствие, побуждающее к внутреннему содействию.
Однако недостаточно развивать у детей чувство сопереживания чужой беде. Гораздо труднее научить их радоваться успехам и достижениям других, особенно сверстников. Для этого также можно обратиться к художественной литературе. Сначала следует обратить внимание ребят на то, как умеют радоваться взрослые и дети (особенно последние) радостям других. Например, Золушка радуется красоте своих сестер, которые будут блистать на балу в королевском замке, в то время как она должна будет переделать много тяжелой работы и т.д.
Немаловажно отношение детей к родителям, а также бабушкам и дедушкам. В художественной литературе имеются сюжеты о детях без родителей; описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, эмоционально представлены стремления таких персонажей вновь обрести дом и родителей. Можно особо выделить тот факт, что каждый ребенок горячо и нежно любим дома, что его возвращения вечером из садика с нетерпением ждут все домашние, что эту безграничную любовь и нежность надо ценить и помнить о том, как плохо и одиноко детям, лишенным этой любви (нанайская сказка «Кукушка»).
Необходимо очень аккуратно относиться к художественному слову, ведь слово воздействует очень сильно и оставляет иногда неизгладимый след в психике ребенка. Художественное слово ни в коем случае не должно быть назидательным: «Это произошло потому, что… Если вы будете так поступать, с вами произойдет то же самое». Художественное слово должно быть созидательным, абстрактным: «Где – то, с кем – то, произошло то – то…». Нужно суметь вызвать эмоциональный отклик в душе детей, не навязывая им «правильную» модель поведения, а вызывая у них желание, поступать тем или иным образом.
Литература:
- «Пришли мне чтения доброго…», З.А. Гриценко,
М. «Просвещение», 2004г.
- «Эстетическое воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугина,
М., 1985г.
3 . «Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет»,
И.Ф.Мулько, М., ТЦ «Сфера», 2006г.
4. «Детское речевое творчество как условие полноценного общения».
О.Ельцова, Л.Крицкая,Н.Шадрова, «Дошкольное воспитание», №12,
2009год.
Источник