Влияние личности педагога на развитие личности ребенка

Влияние личности педагога на развитие личности ребенка thumbnail

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Влияние личности педагога на развитие личности

ребенка дошкольника.

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых)обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности.» Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность дошкольника сложна, глубока и многогранна.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет, развивает ребёнка, как личность.

Роль педагога в развитии ребенка – это повседневная работа с детьми, знание их способностей, интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формысозидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

Источник

   Роль педагога в формировании личности ребенка

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Это очень древняя профессия. Воспитание, развитие, обучение, образование детей очень сложный процесс, требующий от родителей и педагогов огромного терпения и, конечно же, любви к детям. 

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, развивает духовно. И только педагог развивает ребёнка, как личность. Воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня.

Так что же такое личность? Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Читайте также:  Карточки для развития речи ребенка по методике

Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — учебы. Как только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый — учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников.

Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя.

Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.

Читайте также:  Развитие ребенка 8 лет развитие тела

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  • формирование мотива предстоящей деятельности;
  • использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  • обучение учащихся различным способам переработки информации;
  • личностно-ориентированный подход;
  • опора на сильные стороны ученика;
  • опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.

Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической  компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической  подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

Учитель, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть более ориентирован на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Все мы, конечно, понимаем, что воспитание неразрывно связано с обучением, оно идет ежедневно в ведущей деятельности учащихся. Ребенок фактически впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, воспитывающий эффект которой зависит не только от ее содержания, но и от характера ее организации, проведения и оценки ее результатов.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью, даже подобием личности.

Источник

Значение личности педагога в развитии и самореализации личности ребенка

Психотерапия – терапия душой. Этимология этого слова помогает понять его суть. В слове «психотерапия» два корня: «психо» (в переводе «душа») и «терапия» (в переводе «уход, забота, лечение»). По аналогии с арт-терпией – терапией искусством и трудотерапией – терапией трудом, можно сказать, что психотерапия – это не терапия души, а терапия душой. Таким образом, следует отметить, что психолог работает прежде всего собой, а уже потом можно говорить о методиках и формах работы. Полагаю, что то же самое можно сказать о педагоге дополнительного образования. Дети – самые тонкие психологи, они эмпатичны, восприимчивы, безошибочно определяют настроение и состояние того, кто находится рядом. Педагог занимает чрезвычайно важное место в жизни своего воспитанника, является образцом для подражания. Дети копируют модели поведения, способы контактирования с окружающим миром. Поэтому педагогу так необходимо непрерывно работать над собой, самосовершенствоваться, развиваться; соответствовать современному социуму, быть мобильным, творческим, умеющим видеть и решать проблемы, находить и применять нужную информацию.

Из-за информатизации общества, разросшейся сети Интернет, образовательной средой для современного учащегося является не только школа и учреждения дополнительного образования, но и весь мир. Ребенку трудно ориентироваться в таком обширном потоке информации самостоятельно. Он, зачастую, не имеет нужного ориентира развития. Для этого ему на помощь должен прийти мудрый, знающий, справедливый педагог. В основе учебной деятельности дополнительного образования, бесспорно, лежит сотрудничество педагога и учащегося, ведь только благодаря субъект-субъектному взаимодействию возможно установление прочного дружеского контакта. Главное, к чему стремиться педагог – развить способность к самообучению, сформировать те базовые ценности, которые станут вектором самостоятельного развития ученика.

Человек – животное социальное (по Аристотелю), без общества он существовать не может. Поэтому в процессе становления личности так важно полноценное разностороннее общение со сверстниками и взрослыми. К сожалению, в современном мире с обилием социальных сетей многие больше общаются виртуально, а реального общения не хватает. Кроме этого многие дети и подростки испытывают некоторые трудности в общении: не знают, как вести себя в конфликтной ситуации, как понимать и выражать свои чувства, как слышать и реагировать на чувство другого.

Читайте также:  Причины задержки физических развитий у ребенка

Полагаю, что помощником и учителем конструктивного общения должен стать именно педагог в учреждении дополнительного образования, потому что именно здесь учащиеся проводят свое свободное время и получают те знания, которые не успевают освоить в стенах общеобразовательной школы.

Казалось бы, мы с самого детства непрерывно общаемся. Каждый человек в той или иной мере обладает коммуникативными навыками. Поэтому возникает справедливый вопрос: какова необходимость в отдельном курсе «Азбука общения», который нацелен на развитие компетенции социального взаимодействия. Под компетентностью социального взаимодействия понимают умение взаимодействовать с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями; умение вести себя в конфликтных ситуациях, погашение конфликтов; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого человека (раса, национальность, религия), а также опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные разным ситуациям решения.

Курс «Азбука общения» помогает получить ответы на многие интересующие вопросы, поговорить с товарищами о себе и о них. Но, полагаю, это не главное, что происходит на занятиях, главное – это искренний интерес педагога ко всем  участникам группы, который распространяется на детей, со временем они начинают охотнее говорить о себе, потому что остальные с вниманием слушают, искренне задают вопросы.

Работая с детьми, я проявляю неподдельный интерес, инициирую разговор о каждом, о чувствах, впечатлениях, которые возникают в процессе работы, внимательно слежу за реакцией всех членов группы в ответ на слова одного из них. Иногда иду за энергией группы, меняя запланированный ход занятий, чтобы удовлетворить актуальные потребности подростков. На занятиях каждый имеет время и пространство для проявления себя, для обозначения собственных потребностей, социально одобряемого выражения своих чувств.

Одной из отличительных особенностей учреждений дополнительного образования является то, что ребята посещают занятия только если хотят их посещать. Осознание этого факта накладывает большую ответственность на педагога: он должен быть всегда интересен учащимся. Этого можно достичь только постоянно развиваясь и самосовершенствуясь. В современном мире у подрастающего поколения нет пиетета к старшим. Они чаще всего общаются с взрослыми на равных, а именно поэтому так важно вызывать интерес к общению и желание учиться. Трудно не согласиться с тем, что в настоящее время дети превосходят взрослых во многих навыках. Например, они быстрее ориентируются в бесконечно меняющейся жизни. Поэтому процесс обучения протекает в обе стороны, не только дети учатся у педагога. Если старшие поколения воспитаны на авторитете взрослых, то современные дети не боятся своей правоты. И на слова педагога «нельзя» они без зазрения совести спрашивают: «почему нельзя?». Они не боятся спорить, задавать вопросы, поэтому так важно быть подкованным и осведомленным, ведь ответ: «потому что так нужно»,- явно не является удовлетворительным для них.

Современным детям сложно без общения. Им важно всегда быть на связи, они ценят тех, с кем легко и приятно быть в одной компании, хотят развивать в себе компетенции социального взаимодействия. Задача педагога – быть мудрым наставником, верным другом, интересным собеседником. Нельзя не согласиться с английской пословицей: «не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя».

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Пригожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя // Интернет-журнал “Эйдос”. 2006. – 24 с.
  3. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
  4. Кэррел, С. Групповая психотерапия подростков / С. Кэррел. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
  5. Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с.

Источник