Влияние культуры на развитие ребенка
Изображения обезьяны бизнеса / Shutterstock
От обучающие игрушки в руководящие принципы правительства и подробные отчеты о прохождении питомника, есть много ресурсов, которые помогут родителям отслеживать и облегчать развитие своих детей. Но в то время как есть уловки, которые мы можем использовать, чтобы научить детей говорить, считать, привлекать или уважать других, удивительно большая часть того, как они развиваются, определяется культурой, в которой они растут.
Развитие ребенка – динамичный, интерактивный процесс. Каждый ребенок уникален в взаимодействии с окружающим миром, и то, что они призывают и получают от других и окружающая среда, также формирует то, как они думают и ведут себя. Дети, растущие в разных культурах, получают конкретный вклад от своей среды. По этой причине существует множество культурных различий в отношении убеждений и поведения детей.
Язык – один из многих способов, которыми культура влияет на развитие. Мы знаем от исследований взрослых что языки создают, как люди думают и рассуждают. Более того, содержание и фокус того, о чем люди говорят в своих разговорах, также различаются в разных культурах. Еще в младенчестве мамы из разных культур разговаривать со своими детьми по-разному, Немецкие матери склонны сосредотачиваться на потребностях, пожеланиях или их детях как личности. С другой стороны, матери африканской племенной группы Nso больше ориентированы на социальный контекст. Это может включать взаимодействие ребенка с другими людьми и связанные с ним правила.
Масаи дети. Синдромида / Shutterock
Это раннее воздействие влияет на то, как дети посещают себя или свои отношения с другими – формируют свой имидж и личность. Например, в странах Западной Европы и Северной Америки дети склонны описывать себя вокруг своих уникальных характеристик, таких как «Я умный» или «Я хорошо рисую». Однако в азиатских, африканских, южно-европейских и южноамериканских странах дети чаще описывают свои отношения с другими людьми и социальными ролями. Примерами этого являются «Я ребенок моих родителей» или «Я хороший ученик».
Поскольку дети в разных культурах отличаются тем, как они думают о себе и относятся к другим, они также запоминают события по-разному. Например, когда дошкольников попросили описать недавний особый личный опыт, европейско-американские дети предоставил более подробные описания, вспомнил более конкретные события и подчеркнул свои предпочтения, чувства и мнения об этом больше, чем китайские и корейские дети. Азиатские дети вместо этого больше ориентировались на людей, которых они встречали, и на то, как они связаны с самим собой.
Культурные последствия воспитания
Родители в разных культурах также играют важную роль в формировании поведения детей и моделей мышления. Как правило, родители – это те, кто готовит детей к взаимодействию с более широким обществом. Взаимодействие детей со своими родителями часто выступает в качестве архетипа о том, как вести себя по отношению к окружающим, изучая различные социокультурные правила, ожидания и табу. Например, маленькие дети обычно развивать разговорный стиль, похожий на их родителей, – и это часто зависит от культуры.
Получите последние новости от InnerSelf
Европейско-американские дети часто предоставляют длинные, продуманные, самофокусированные повествования, подчеркивающие личные предпочтения и автономию. Их стиль взаимодействия также имеет тенденцию быть взаимным, по очереди разговаривая. Напротив, учетные записи корейских и китайских детей, как правило, короткие, ориентированные на отношение, и проявляют большую озабоченность авторитетом. Они часто принимают более пассивную роль в разговорах. Те же культурные различия во взаимодействии также очевидны, когда дети поговорить с независимым интервьюером.
Дети в западном мире больше доверяют родителям. Gargonia / Shutterstock
Культурные различия во взаимоотношениях между взрослыми и детьми также влияют на то, как ребенок ведет себя социально. Например, в китайской культуре, где родители берут на себя большую ответственность и власть над детьми, родители более авторитетно взаимодействуют с детьми и требовать послушания от их детей. Дети, растущие в таких условиях, с большей вероятностью будут выполнять просьбы своих родителей, даже если они неохотно делают это.
В отличие от этого, китайские дети-иммигранты, которые растут в Англии, ведут себя так же, как английские дети, которые менее склонны следовать родительским требованиям если не желаете.
От класса к суду
По мере того, как мир становится все более глобализованным, знания о культурных различиях в мышлении детей, их памяти и о том, как они взаимодействуют со взрослыми, имеют важные практические последствия во многих областях, где вы должны понимать психологию ребенка. Например, учителям может потребоваться оценить детей, которые приходят из разных культур. Знание того, как дети, исходящие из другой культуры, думают и говорят по-разному, могут помочь учителю лучше взять интервью у них, например, в рамках устного академического теста.
Еще одна важная область – судебные расследования. Осознавая, что китайские дети склонны вспоминать подробности о других людях и быть краткими в своем первоначальном ответе на вопросы, могут позволить исследователю предоставить больше времени, чтобы описательная практика подготовила ребенка к ответам на открытые вопросы и предложила им последующие вопросы.
Кроме того, зная, что китайские дети могут быть более чувствительными и соответствовать авторитетным деятелям – и более послушны преступнику в семье – интервьюеру, возможно, потребуется больше времени на создание взаимопонимания, чтобы помочь ребенку расслабиться и уменьшить свой воспринимаемый авторитет. Они также должны быть готовы проявлять терпение с нежеланием раскрывать злоупотребления в семьях.
В то время как дети уникальны и развиваются в своем собственном темпе, культурное влияние на их развитие явно значительно. Это может даже повлиять на то, как быстро дети достигают разных этапы развития, но исследования по этому сложному вопросу все еще неубедительны. Важно отметить, что знание культурных различий также может помочь нам определить, что общего у всех детей: ненасытное любопытство в мире и любовь к окружающим людям.
Об авторе
Чинг-Ю Хуан, преподаватель психологии, Борнмут университета
Эта статья изначально была опубликована в Беседа, Прочтите оригинал статьи.
Похожие книги:
{amazonWS: searchindex = Книги; ключевые слова = культурное обучение детей; maxresults = 3}
Источник
Влияние культуры на развитие ребенка
Современная психология развития признает, что «развитие в равной степени является и процессом биологического роста, и процессом присвоения ребенком культурных ценностей». Все основные теории развития подвергаются проверке все в новых и новых культурах.
Представляется очевидным, что на физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Казалось бы, при анализе физического развития правомерна абсолютистская позиция, согласно которой оно инвариантно. В частности, есть множество свидетельств того, что рефлексы новорожденного (сосательный, шагательный, прикосновения) не зависят от культуры и формы организации общества. Не зависит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение своих родителей. Но в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Во всяком случае, исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей.
Дж. Брунер полагает, что фактором, формирующим выбор стержневых для социального развития человека ценностных ориентации (индивидуалистической или коллективистической), является интерпретация взрослыми ранних действий ребенка.
Не вызывает сомнений, что культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие младенца, прежде всего формирование у него чувства привязанности к взрослому, так как возникновение привязанности свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную силу. В результате проведения большого количества исследований в странах с разными культурными традициями установлено, что последовательность развития комплекса привязанности универсальна, но существуют и значительные межкультурные различия.
Необходимость учета влияния культуры совершенно очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. В частности, как уже отмечалось, всесторонней проверке во многих культурах подверглась теория Ж. Пиаже. Цель сравнительно-культурных исследований в этом случае состоит в попытке четко и недвусмысленно ответить на вопрос: является ли последовательность развития женевских детей, установленная Пиаже, действительно универсальной или на нее каким-либо образом влияет культура? Представляется, что прийти к разрешению этой сложной проблемы можно, лишь ответив на ряд более частных вопросов, которые и ставятся в конкретных исследованиях.
Первый вопрос – неизменен ли порядок следования стадий интеллектуального развития? Отвечая на этот вопрос, психологи единодушно признают, что стадии интеллектуального развития во всех – или, по крайней мере, во всех исследованных – культурах протекают в зафиксированном Пиаже порядке.
Второй вопрос – един ли для всех культур возраст, который Пиаже связывает с каждой стадией интеллектуального развития? Так как между культурами выявлены серьезные возрастные различия в достижении детьми стадий конкретных и формальных операций, исследователи отвечают на этот вопрос отрицательно. В целом во всех случаях темп развития в неевропейских культурах оказался более медленным, что, безусловно, свидетельствует о значительном влиянии культуры и среды.
М. Коул и С. Скрибнер выделили три вида факторов, влияющих на результаты в решении задач Пиаже детьми, принадлежащими к традиционным культурам.
1. Характер деятельности членов определенной культуры (или ее отдельной группы). Так, дети мексиканских гончаров в сравнении с детьми, родители которых имели другую профессию, достигали значимо лучших результатов в решении задач на сохранение массы и количества предметов из глины.
2. Участие в учебных ситуациях, которые характерны для школ западного типа. Действительно, дети из Сенегала и с Новой Гвинеи, посещавшие подобную школу, использовали в своих суждениях конкретные операции намного эффективнее, чем их не ходившие в школу сверстники из тех же деревень.
3. Участие в социальном взаимодействии с людьми из западных культур или соприкосновение с западными интеллектуальными ценностями. Например, результаты группы австралийских аборигенов со средней степенью контактов с европейско-австралийс-кой культурой были во всех случаях лучше результатов детей с низкой степенью контактов. А результаты не обучавшихся в школе китайских детей из Гонконга, страны, где закреплены западные интеллектуальные ценности, сопоставимы с результатами западных школьников, обучавшихся в школе.
Третий вопрос – существуют ли межкультурные различия в результатах решения задач разного типа внутри каждой стадии интеллектуального развития? На этот вопрос можно дать положительный ответ, так как во многих исследованиях обнаружены значительные вариации порядка, согласно которому дети приобретают различные познавательные навыки в рамках каждой из стадий. Полученные данные подтвердили гипотезу Дейсена о связи между значимыми с точки зрения той или иной культуры бытовыми навыками и познавательными навыками ее членов.
В целом следует признать, что проверка теории Пиаже в различных обществах выявила большее влияние культуры на интеллектуальное развитие ребенка, чем предполагалось первоначально.
Поисками механизмов влияния культуры и общества на ход развития психики ребенка занимался Л.С. Выготский и его последователи. Исследование, проведенное А.Р. Лурия (1902-1977) в Узбекистане, со всей очевидностью показало, что с изменением основных форм деятельности в быстро трансформирующемся обществе радикально изменяется и структура познавательных процессов. Эти результаты позволяют сделать более общий вывод, что высшие психические процессы обусловлены культурой.
Источник
В свете нарастания остроты конфликтов молодежной среде
повышается значимость понимания закономерностей социализации детей и
подростков, на которые оказывает влияние специфика культуры, в которой
развивается ребенок. Как известно, социализация направлена на формирование
принятой в культуре модальной личности, которая включает в себя основные
конфигурации черт, которые необходимы для воспроизводства и дальнейшего
существования культуры. На социализацию существенное влияние оказывает тип
родительского воспитания, хотя он во многом сопоставим с влиянием таких
институтов социализации как детский сад и школа, а также широкое социальное
окружение. Наша задача – рассмотреть только специфику воздействия на
социализацию ребенка только его ядерной семьи в аспекте культуры.
Основное отличие в воспитательных воздействиях взрослых
является придание ими различной значимости тем или иным возрастным периодам
ребенка (Д. Мацумото), а также различное содержательное наполнение стадий
психосоциального развития, выделенных Э. Эриксоном. Можно утверждать, что
существует взаимосвязь между принятым в культуре нормативным вариантом
прохождения стадий развития и ее параметрами, выделенными Г. Хофстеде. При
этом каждый из параметров культур оказывает наибольшее воздействие на одну из
психосоциальных стадий.
Коллективизм- индивидуализм оказывает наибольшее влияние на
младенчество и формирование у ребенка таких качеств как эмоциональная близость
к матери или отстраненность. Это явление находит свое отражение в
сравнительных исследованиях привязанности к матери и выделении оптимальных ее
типов (уверенная в США, избегающая в Германии, амбивалентная в Японии).
Дистанция власти очень важна для развития ребенка в раннем
возрасте. Высокая дистанция (Россия, Албания, Китай) определяет сверхконтроль в
воспитательных воздействиях родителей, низкая – способствует воспитанию ранней
самостоятельности, акцентирует необходимость индивидуальной свободы, умения
делать выбор, осознавать его и нести за него ответственность ( Германия,
Англия, Австрия, Швеция).
Когда ребенок активно начинает осваивать окружающий мир – в
дошкольном возрасте- большое значение начинает оказывать уровень избегания
неопределенности. Низкий уровень (Великобритания, Дания, Швеция, США)
способствуют формирования у детей инициативности, свободной поисковой
активности. Высокий (Греция, Испания, Япония, Франция, Бельгия) -активности,
ограниченной общественными правилами (нельзя капризничать, драться нехорошо) и
авторитетом старших (можно, то что разрешают).
Когда приходит время формирования у ребенка компетентностей
(младший школьный возраст) феминность – маскулинность определяют основные
устремления ребенка. В феминных культурах (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия)
акцент делается на обучение детей сотрудничеству. Важным является соблюдение
их прав. К учебной успешности отношение довольно лояльное. К примеру, в Швеции
до 6 класса не ставятся отметки, родители не имеют представление об успешности
детей. В маскулинных (Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Мексика)
для детей важны личные достижения, обязательная успешность. Соблюдение
обязанностей строго регламентируется.
Вывод. При наличии общих закономерностях развития детей и
подростков культура существенно влияет на процесс и итоги их социализации.
Источник
Влияние художественной культуры на развитие
личности дошкольника
В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы влияния культуры на становление личности ребенка-дошкольника.
Исследования Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Е.Б. Горловой, Л.С. Колмогоровой, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, Н.Е. Щурковой и других показывают, что содержанием педагогических и социально психологических образований в структуре личности ребенка являются следующие компоненты культуры: коммуникативный, физический, детский игровой, познавательный, нравственный, трудовой, экологический, ценностно-ориентировочный, художественно-эстетический, психологический, исторический, досуговый, информационный, а также компонент «Я – сам».
На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа играет особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества.
Одним из главных показателей становления личности будущего школьника является сформированность основ художественной культуры, которые включают в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.
Данные компоненты интегрируются в определенные качества личности, и от уровня культурного развития личности зависят:
- оперирование знаниями и умениями в области искусства;
- ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах;
- умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом;
- владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;
- сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности; желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
- владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).
Художественная культура личности является интегральной характеристикой личности, оказывающей определяющее влияние на предпочтение и содержательные аспекты активности личности в сфере потребления культуры. Как и взрослые люди, дети с различным уровнем художественной культуры нуждаются в различных подходах для того, чтобы общение с искусством выступило для них как фактор развития личности.
В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты. Следует отметить, что приобщение ребенка к миру искусства – изобразительного искусства, музыки и театра – может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления.
В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве – и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Задача педагогов и родителей – создать необходимые условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной деятельности. Искусство в своей зрелой и развитой форме не может быть освоено ребенком. Однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка.
Формирование художественной культуры необходимо активно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, мыслительные и творческие процессы: восприятие, воображение, память, анализ, синтез, внимание, наблюдательность, эмоциональность и т. д.
Таким образом, развитие художественной культуры личности это, прежде всего, процесс окультуривания человека, поскольку в приобщении к самой культуре, представленной в произведениях искусства, памятниках прошлого и предметах настоящего, происходит приобретение, усвоение культурных норм, понимание специфики отражения в художественных образах окружающего мира, познание культуры: ценностей, традиций, обычаев разных народов.
Источник