Влияние кружков на развитие ребенка

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

В статье«Зачем ребёнку кружки и секции?»мы уже говорили о пользе дополнительных занятий для ребёнка. Сегодня рассмотрим этот вопрос глубже и подробнее разберём, как и на что влияет дополнительное образование.

Дополнительное образование оказывает большое влияние на ребёнка: даёт возможность удовлетворить свои интересы, самореализоваться, выбрать жизненные ценности и ориентиры развития.

Многие родители не осознают истинной ценности дополнительного образования и рассматривают его лишь как досуг и способ уберечь ребёнка от пагубного влияния общества или лени. На что ещё могут повлиять занятия в кружках и секциях?

Итак, дополнительные занятия

  • Снижают уровень подростковой агрессии

Исследовательское тестирование, проведённое среди рязанских семиклассников показало, что подростки, не занимающиеся в кружках или секциях, в целом, более подвергнуты различным видам агрессии, чем подростки, получающие дополнительное образование. Однако степень агрессивности подростков колеблется в зависимости от направления секции или кружка.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Так, например, подростки, занимающиеся самбо, более склонны к проявлению физической агрессии (что характерно для единоборств); ребята, которые занимаются бальными танцами или в музыкальной школе, чаще других прибегают к косвенной агрессии, а вербальная агрессия чаще встречается у подростков, которые нигде не занимаются.

Также подростки, посещающие объединения дополнительного образования детей, менее обидчивы и подозрительны, а также менее враждебны к окружающим, поэтому занятия в различных секциях положительно влияют на формирование характера ребёнка.

  • Помогают определиться с будущей профессией и стать лучше

Детское увлечение вполне может стать путём всей жизни. Примеров масса: олимпийские чемпионы – лучшие выходцы из спортивных школ, или же журналисты, которые начинали с участия в творческих объединениях. Кроме того, обучающиеся занимают призовые места во всевозможных конкурсах и олимпиадах, участие в которых предоставляют учреждения дополнительного образования.

  • Позволяют отдохнуть и получить удовольствие

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Результаты тестирования, проведённого совместно с учениками 7-11 классов Ленинградской области показали, что главная мотивация более половины подростков, занимающихся в кружках и секциях – это получение удовольствия и релаксация. Вне школы это помогает снять стресс, отвлечься от школьных и домашних занятий, а также развить свои способности.

Но это не значит, что дети, получающие дополнительное образование не интересуются основным школьным образованием. Наоборот, доля тех, у кого выражена познавательная мотивация учебной деятельности выше среди детей, занимающихся в кружках и секциях (52% против 44%).

Дети, получающие дополнительное образование, в два раза реже испытывают отсутствие мотивации к учёбе (их доля всего 5% против 10% тех, кто не получает допобразование).

  • Повышают успеваемость в школе

Исследователи из НИУ ВШЭ выяснили, что если ребёнок ходит хотя бы в один кружок или секцию, то его средний полугодовой балл существенно выше (4,07 против 3,93) ребёнка, не посещающего дополнительные занятия. Также прослеживается связь между количеством дополнительных занятий и средним баллом: у школьников, которые ходят на два вида занятий, средний балл уже 4,14.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Важно и то, что школьники, которые занимаются в кружках и секциях, имеют более широкий кругозор и жизненный опыт, что позитивно сказывается на успеваемости в школе, ведь учиться становится интереснее.

Кроме того, дети, получающие дополнительное образование, более собраны. Их досуг структурирован, что позволяет им ответственнее относиться к домашним заданиям и учёбе в школе. Ведь если не сделать «домашку» вовремя, перед тренировкой или дополнительным занятием, то потом свободного времени почти не будет. В таком случае ребёнок будет стараться делать всё быстро и качественно, что опять же положительно скажется на его успеваемости.

Главное – правильно подойти к выбору направления образования и не слишком перегружать ребёнка, чтобы не мешать полноценному становлению его личности.

Распознать, перегружен ребёнок или нет, можно по следующим признакам: изменения в поведении (повышенная раздражённость, нарушенные контакты с людьми); нарушения сна (проблемы с засыпанием, или наоборот – чрезмерно глубокий сон); учащённые жалобы (часто необоснованные) на различные боли, фразы «мне всё надоело» и подобные. Чрезмерные нагрузки ведут к ухудшению здоровья ребёнка, особенно в младшем возрасте.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Читайте также:  Беременность развитие на пол ребенка

Таким образом, грамотно подобранное дополнительное образование – это не только досуг, но и прекрасная инвестиция в будущее ребёнка.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Хотите научить ребёнка грамотно обращаться с деньгами? Вам сюда!

Источник

РОЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.

Цель  кружковой работы:

Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.

3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.

4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.

5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.

6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.

7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.

8. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

Процесс работы:

Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Читайте также:  Божович проблема развития мотивационной сферы ребенка скачать

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.

Для формирования творческого потенциала учащихся на дополнительных занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

–     репродуктивный (объяснительно иллюстративный);

–     воспроизводящий;

–     проблемное изложение;

–     частично поисковый (эвристический);

–     исследовательский.

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает при¬менение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.

2.  Показ. Этап инструктажа.

3.  Попытка выполнения.

4.  Выполнение работы – это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5.  Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).

Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:

Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Решение творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, – побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.

Читайте также:  Разностороннее развитие ребенка в доу

Существует пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности

При организации трудового процесса на занятиях, необходимо также учитывать следующие условия:

–   учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время;

–   содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учащихся для определенного возраста;

–   для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально – техническая база и подобраны нужные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.

Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу.

     Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь…

Источник