Влияние конструирования из бумаги на развитие ребенка

Евгения Ларева
Консультация для родителей «Значение конструирования из бумаги и картона для развития ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Значение конструирования из бумаги и картона на развитие ребенка дошкольного возраста.

Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению к школе.

Эти виды деятельности значительно расширяют кругозор детей, их знания о свойствах материалов и возможностях их применения на занятиях дошкольники постигают первые навыки планирования предстоящей работы. Учатся намечать последовательность её выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приемы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними.

Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал.

Работа с бумагой и картоном способствует эстетическому развитию:- дети правильно учатся подбирать цветные сочетания

– грамотно составлять композицию

– выбирать форму

– привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.

Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Конструирование развивает представления о возможностях предметов, дети учатся моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Помимо развития интеллекта в задачу учебной деятельности входит развитие творческих способностей и воображения детей. Бумажное конструирование, о котором речь пойдёт речь полностью соответствует этому требованию, загружая обе руки, тем самым развивая творческие способности детей, которые позволят им создавать нечто новое, неповторимое и оригинальное. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт. Задача состоит в том, чтобы создать все условия для успешного развития ребёнка. Современные программы ДОУ направлены на формирование всесторонне развитой личности. Особо положительное влияние на развитие ребенка оказывает продуктивная творческая деятельность детей.

Важный аспект, от которого зависит успешное обучение детей в дальнейшем – развитие мелкой моторики рук. Слабость движения пальцев и кистей рук приводит к затруднению овладения различными полезными навыками. Развитие мелкой моторики рук способствует успешному формированию отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.

На заре человеческого существования жесты были основным способом общения. Именно движения руки давали возможность понять, что имеет в виду собеседник, формируя первичный язык, помогающий объединиться людям в племена. Уже после жесты стали сопровождаться выкриками и восклицаниями. И ещё долго жестикуляционная речь оставалась неразрывной от словесной речи. При этом с каждой эпохой люди становились способны выполнять всё более тонкую работу. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. И в наши дни механическое развитие руки тесно связано с развитием мышления и речи. Хорошее развития мелкой моторики обычно означает, что у ребёнка хорошо развита речь, память, внимание и он умеет рассуждать логически.

И в этом случае конструирование и моделирование из бумаги является одним из эффективных средств активизации творчества дошкольников, поскольку они способствуют формированию множества конструктивно-пластических умений, необходимых для овладения другими видами творчества. При этом важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства. Из бумаги можно сделать массу всего интересного, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных. Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами. Занятия по моделированию и конструированию из бумаги не требуют особых приспособлений, специального оборудованного рабочего места. Достаточно листов бумаги и минимума инструментов, которые есть у каждого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, клей). А фигурки оригами и вовсе можно складывать где угодно, в любой ситуации – ведь необходимы лишь руки да лист бумаги.

Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребенок сумеет выполнить самые разнообразные изделия – игрушки, сувениры, плоскостные и объемные композиции.

Конструирование и моделирование из бумаги, с одной стороны,дает много свободы: отдельные детали любой формы можно вырезать,но с другой – это добавляет сложности: необходимо четко представлять окончательный результат. Каждая из известных техник конструирования и моделирования из бумаги может использоваться в работе с дошкольниками. Так, например, на занятиях оригами дети учатся складывать из квадратного листа бумаги простейшие фигурки птиц и животных, кораблики, домики, машинки, цветы и много других интересных поделок. Из них можно составлять различные композиции, совмещая детали бумагопластики и оригами.

Первыми детскими игрушками-самоделками из бумаги становятся лодочки, пароходики, кораблики, самолетики, шапочки, коробочки, выполненные путем складывания и сгибания газетной или белой бумаги. На первый план выдвигается скорее утилитарная направленность игрушки, а ее художественность, красочность оформления отходят на второе место.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка от года до трех лет

Возможность же изготовлять поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Дети испытывают чувство эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Разнообразные поделки используются в играх, служат украшением детских комнат и групповых помещений в детских садах. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям или друзьям.

Обучение техникам конструирования и моделирования из бумаги предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит деятельность, то есть создание оригинальных творческих работ.

Конструирование и моделирование из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера (что немаловажно для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом).

Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, детей обучают аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Увлекательные занятия позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.

Кроме того, эти занятия развивают коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что занятия по конструированию и моделированию позволяют организовать досуг детей дошкольного возраста как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Изготовление простых бумажных игрушек вводит ребенка в удивительный мир конструктивно-пластического творчества.

Перед тем как приступить к обучению детей основным техникам и приемам конструирования и моделирования, следует познакомить их с правилами безопасной работы с бумагой, клеем, ножницами. По краю бумаги нельзя проводить пальцем; нельзя водить краями бумаги по коже.Ножницами следует пользоваться очень осторожно: не размахивать ими, не оставлять ножницы в раскрытом виде; передавать ножницы можно только в закрытом виде и кольцами вперед.Клеем нужно пользоваться очень аккуратно: не допускать попадания клея в рот и в глаза (при попадании немедленно промыть теплой водой, по окончании работы с клеем тщательно вымыть руки.

Обучение техникам конструирования и моделирования из бумаги предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит деятельность, то есть создание оригинальных творческих работ.

Конструирование и моделирование из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера (что немаловажно для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом).

Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, детей обучают аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Увлекательные занятия позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.

Кроме того конструирование из бумаги развивает коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что конструирование и моделирование позволяет организовать досуг детей дошкольного возраста и дома. Изготовление простых бумажных игрушек вводит ребенка в удивительный мир конструктивно-пластического творчества.

Перед тем как приступить к обучению детей основным техникам и приемам конструирования и моделирования, следует познакомить их с правилами безопасной работы с бумагой, клеем, ножницами. По краю бумаги нельзя проводить пальцем; нельзя водить краями бумаги по коже.Ножницами следует пользоваться очень осторожно: не размахивать ими, не оставлять ножницы в раскрытом виде; передавать ножницы можно только в закрытом виде и кольцами вперед.Клеем нужно пользоваться очень аккуратно: не допускать попадания клея в рот и в глаза (при попадании немедленно промыть теплой водой, по окончании работы с клеем тщательно вымыть руки.

Источник

«Влияние конструирования из бумаги в технике оригами на развитие умственных и творческих способностей дошкольника».

                                                                                         Автор:

                                                                                       Касьянова Н. О., воспитатель второй              

Читайте также:  Гвоздев развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка скачать

                                       категории

                                                                                          Давно смотрю влюбленными глазами.

                                                                                         На древнее искусство – Оригами.

                                                                                        Здесь не нужны волшебники и маги,

                                                                                        Здесь нечего особенно мудрить,

                                                                                        А нужно просто взять листок бумаги

                                                                                       И постараться что-нибудь сложить.

                                                                                                                                Долидудо Т.А.

           Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми  становятся те, которые построены  на  принципе  общения и  игры. Кроме того ребёнок должен видеть и понимать к чему он стремится,  он должен ощущать результат своей деятельности.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет оригами. Оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

            Использования оригами в образовательном процессе в первую очередь, конечно же, связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность   мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

            Как воспитатель я вижу актуальность данной темы на современном этапе при подготовке школьника к письму. В школе на первом этапе обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью  зрительно- двигательной координации. Все это может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для  накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

             Так же я считаю, что оригами способствует развитию   творческих способностей детей.  Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект

        Кратко остановлюсь на истории оригами.

Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой. Искусство оригами своими корнями уходит  в древний Китай, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовали в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после  второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и  попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Читайте также:  У моего ребенка отставание развития речи

        С середины XVIII века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии бумажные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике.

        Изучив историю искусства оригами и взяв во внимание то, что техника оригами способствует развитию умственных и творческих способностей детей, мною была создана программа дополнительного образования  «Оригами».  Работу  по данной программе  веду в ДОУ на протяжении двух лет.

        Необходимость создания  была продиктована еще и тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги.  Существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует.   Необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге в ДОУ, хотя бумага это самый доступный и безопасный  материал для работы детей.

Основной целью данной программы является развитие умственных и творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги в технике оригами.

         Задачи, которые я поставила перед собой для достижения цели:

1.Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомера, логического мышления, воображения.

2.Познакомить детей с базовыми формами оригами.

3.Обучать техническим приёмам  и способам создания различных поделок.

4.Формировать умение следовать устным инструкциям, работе по схеме.

5. Воспитание волевых качеств: усидчивости, терпения, старательности, умения доводить работу до конца.

6. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами

             Для работы мною были приобретены методическое пособие «Оригами для дошкольников» автор С.В. Соколова. Оно посвящено работе с детьми среднего и старшего возраста. В него вошли конструкции, при складывании которых применяются доступные детям способы работы с бумагой. Материал изложен с учетом постепенного усложнения, начиная с очень простых приёмов складывания. Подбор фигур ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира.

   Организация работы программы дополнительного образования:

  • Проводиться 1 раз в неделю
  • Продолжительность: 25-30 мин
  • Количество детей: 15
  • Форма организации деятельности детей на занятии дополнительного образования: фронтальная – одновременно со всеми детьми.

Необходимые условия программы дополнительного образования это:

а) создание пооперационных карт-схем;

б) возможность демонстрации детских работ;

в) материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей;

г) литература, иллюстрации.

Методы и приемы

В процессе занятий используются различные методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), показ с объяснением образца выполнения последовательности работы, рассматривание иллюстраций, практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам), оказание индивидуальной помощи.

Оригами знакомит детей на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения.

            Для достижения положительного результата в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

            Мной были разработаны  для родителей консультации: «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Роль оригами в развитии детей». Буклет «Поделки – оригами»: как  дети дома учат своих  близких делать такие же фигурки.

            В процессе работы я увидела, что дети занимаются с большим удовольствием.  Детям и мне самой просто нравиться делать необычные вещи из обычного материала. Я увидела в лицах детей удивление,  а в процессе работы интерес. А еще больше удивления я наблюдала у родителей, когда они видели работы своих детей.

Результаты мониторинга доказывают эффективность и целесообразность использования оригами в учебно – воспитательном процессе.

        Таким образом, использование техники оригами в учебно – воспитательном процессе способствует всестороннему развитию личности ребенка, а значит, является эффективной методикой работы с детьми дошкольного возраста.

         Литература:

1. Афонькин С.А., Афонькина Е.Ю. Как возникло и развивалось оригами. М., 1998.,
2. Долженко Г.И. 100 оригами/ А.Ю. Долбишева, В.Н. Куров. Ярославль, 2008.,
3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. Пособие для студентов высш. пед. уч. зав. М., 2002.,

4.Ольга Сухаревская. Оригами для самых маленьких. Айрис Пресс- Москва.2012.,

5. Г.Э.Эм. Путешествие в страну Оригами. (1 и 2-ой год обучения). Легион. Ростов- на –Дону.2014.

Источник