Влияние коммуникативных игр на развитие ребенка дошкольного возраста
Влияние игры на коммуникативные навыки старших дошкольников
Принимая во внимание все особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника является игра.
Игра – одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строится на основании учета ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой.
Игра в свете ФГОС ДО выступает как особая форма социализации ребенка. Если игра является ведущей деятельностью дошкольника и формой социального опыта, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства.
В последнее время очень многие периодические издания о педагогике и образовании часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это совсем не удивительно, так как личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре потому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, и дети начинают вести более легко, раскованно. Игровое общение очень важно для ребенка. Посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому становится важным использование в дошкольных образовательных организациях именно игровых методик для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.
В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре он может быть, кем захочет – врачом, летчиком, моряком. И это доставляет ему огромную радость.
Интересные игры создают бодрое и радостное настроение, делают жизнь детей насыщенной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
«Игра, – пишет Горький, – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Игра является важным средством воспитания. Ее принято называть «спутником детства». Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок думает, говорит, двигается.
Отношение игры к развитию можно сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера.
Игра – это источник развития, она создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов – все это возникает в игре и ставит ее на высшую ступень развития. Через игровую деятельность ребенок и движется. Только в этом смысле игра может быть названа ведущей деятельностью, то есть определяющей развитие ребенка.
По мнению Л.С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития», то есть возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать в сотрудничестве, к тому, что он сумеет сделать самостоятельно. Эта возможность показывает динамику развития и успешность каждого ребенка. Именно в играх складываются и впервые осознаются детьми их взаимоотношения друг с другом. Играя, дети учатся понимать характер взаимоотношений, получают необходимые коммуникативные умения и навыки. В игре совершенствуются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Игра занимает в жизни дошкольника важное место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Такие исследователи как Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, И.Я. Михайленко считают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее ярко проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра для ребенка является основным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой собственный мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых людей. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. По мнению Д.В. Менджерицкой в основе игровой деятельности лежат следующие положения:
– игра призвана решать общевоспитательные задачи, первостепенной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств;
– игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога;
– особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, различные развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами соревнования).
Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять огромное внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре. В играх с правилами следует обращать внимание на соединение увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия, что привлекает интеллектуальный потенциал ребенка.
То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали многие педагоги и ученые, такие как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В этой связи целесообразно вспомнить мысль С.Л. Рубинштейна: «…в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности…».
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов становления коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
– активно вступают в диалог;
– задают разнообразные вопросы;
– слушают и понимают речь;
– строят общение с учетом ситуации;
– с легкостью входят в контакт;
– ясно и последовательно выражают свои мысли;
– пользуются формами речевого этикета;
– выстраивают свое поведение в соответствии с нормами и правилами.
В старшем дошкольном возрасте начинаются существенные изменения в игровом взаимодействии детей. Если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие, то есть собственно игра, то в этом возрасте – общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры.
В связи с этим при распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей») или решений за другого («Ты будешь моей дочкой»). Однако у них можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет…?»). В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга – они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. При возникновении конфликтов в игре, которые в основном происходят из-за ролей, неправильности действий персонажей, дети стараются объяснить, почему они так поступили, или обосновать несостоятельность действий другого. При этом они чаще всего оправдывают свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым»). Однако детям не всегда удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена.
Вместе с тем очевидно и то, что воспитатель в играх детей приобретает позицию стороннего наблюдателя. Он, прежде всего, обращает внимание не только на детей, которые отказываются участвовать в играх сверстников, отвергаемых ими, но и на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят координировать их с мнениями других детей.
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте требует от детей следующее:
– ставить цель и добиваться ее осуществления;
– сосредоточенности на выполнении игровых действий;
– проявления волевых усилий;
– согласовании своих действий с действиями сверстников;
– инициативности;
– рефлексии (способности осмысливать свои собственные действия);
– эмоциональности, переживания чувств симпатии, сочувствия и др.;
– общительности.
Следует подчеркнуть, что целенаправленное развитие коммуникативных умений у детей может происходить в повседневной деятельности, при помощи различных игр, таких как дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых.
Для ребенка шестого года жизни на первый план выходит смена ролей и своеобразие каждой исполняемой им роли. Дети сначала меняют роли в разных играх, а потом в одной игре. Основная задача взрослого на этом этапе преодоления эгоцентризма – перевести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживании и отношений к другим персонажам игры. Для этого нужно ориентировать ребенка на своеобразие каждой роли, которую он берет в игре, и на изменение ролевых отношений.
Для начала, для того, что бы один и тот же ребенок побывал в разных ролях, организуются игры с похожей тематикой. Например, игры в магазин, больницу, парикмахерскую. При разнице в сюжетах они содержат примерно одинаковые ролевые отношения, типичные для сферы обслуживания. Воспитатель организует игры таким образом, чтобы каждый ребенок несколько раз сменил свою роль. Так, например, в магазине он продавец, а в парикмахерской клиент.
Можно построить целую улицу с различными учреждениями – магазином, больницей, кафе. Есть площадки для отдыха с фонтаном и скамейками. Двигаясь по этой улице и попадая в разные учреждения, каждый ребенок меняет роль. Воспитатель может придумать единый сюжет, объединяющий всю ситуацию. Воспитатель и четверо-пятеро детей, посещая разные учреждения, имеют возможность менять роли и входить в разные отношения. При этом особенно важно, сохранится ли впечатление подлинности игры у детей.
Если раньше была игра за себя, то на седьмом году жизни детей игра разворачивается за другого. Ребенок предвидит действия другого, его возможные поступки и состояния. Возникает своеобразная игра в прогнозы. Взрослый прогнозирует действия и поступки ребенка, выступающего в какой-либо роли, а ребенок предусматривает ответные действия другого персонажа игры.
Общение дошкольника со сверстниками происходит, главным образом, в процессе совместной игры. Играя вместе, дети учатся учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В игре дети учатся общению друг с другом.
Ведущие педагоги и психологи подчеркивают, что там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения проявляются не только ярче, но и формируются наилучшим образом. Исследования, проведенные Смирновой Е.О., свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целеустремленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры. Становление общения со сверстниками предполагает у ребенка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей.
Конкретно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, использовать эти нормы и правила к разнообразным определенным ситуациям. В совместной деятельности постоянно возникают ситуации, которые требуют координирования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от индивидуальных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.
На значимость в формировании реальных взаимоотношений детей указывала А.П. Юсупова, по ее мнению, в игре формируется «общественность» – важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества.
Таким образом, игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков, таких как оказание помощи друг другу, умение действовать сообща, нести ответственность за свои действия, распознавание эмоций других и владение своими чувствами и эмоциями, позитивно относиться к другим людям, уметь сопереживать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать, способность находить правильное решение в конфликтной ситуации.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Источник
Елена Бутова
Отчёт на педсовете «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
Отчёт на педсовете по теме «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» воспитателя Бутовой Е. А.
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе в хождение в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр:
– развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
– развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
– развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Значение коммуникативных игр:
Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Во время работы по данной теме я ставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель:
Помочь детям войти в социальный мир, развитие у детей уверенности в себе, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Существует огромное количество видов и классификаций коммуникативных игр, но в своей работе я использовала игры социально-личностного характера и создала свою классификацию. Представляю её вашему вниманию:
1. Игры успокаивающие – это игры, направленные на создании мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут нам напомнить релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Прибой» и т. п.)
«Поход к морю», «Путешествие на облаке».
«Кто лучше слышит».
2. Игры на доверие – цель данных игр вызвать в детях доверие к своим сверстниками понимание, что на них можно положиться.
«Слепой-поводырь»
«Мои глаза»
3. Игры, построенные на тактильных ощущениях.
«Рука к руке»
«Кто я»
4. Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии. Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу.
«Назови себя», «Волшебный цветок»
«Волшебный стул»
«Подарок другу»
5. Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения. Цель – сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
«Зеркало», «Волшебный мешочек»
«Передача чувств»
6. Игры на развитие внимания. Цель – полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним.
«Я сегодня вот такой!»
«Повторяй за мной»
7. Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Цель – развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
«Ручеёк», «Мамино ожерелье», «Солнышко»
«Водоросли»
8. Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Цель – уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
«Назови ласково», «Вежливые слова»
«Расскажи о…»
9. Игры, вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом – развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
«Игры-ситуации»
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
10. Игры, направленные на развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия – развить умение использовать невербальные средства общения.
«Разговор через стекло».
«Угадай кто это»
11. Игры, направленные на создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости – развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения, развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
«Без маски»
«Липучки», «Паутинка».
Музыка тесно связана с моторно-мышечными и интонационно – речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.
Углубленно работать над использованием коммуникативных игр, именно в системе социально-личностного развития, мы совсем недавно, поэтому о больших результатах говорить ещё рано. Но, тем не менее, прогресс уже есть: дети стали менее конфликтные, слышат друг друга, заботятся. утро у нас начинается с добрых пожеланий себе, другу, окружающим и тепла этих добрых слов мы стараемся сохранить весь день, но, конечно, не всегда получается. Наибольший восторг вызвали следующие игры «Паутинка», «Липучки», «Повторяй за мной» и др. Нельзя не отметить помощь некоторых игр, направленная на снятия злобы и напряжения детей. Это игры «Волшебный мешочек», «Зеркало», «Подарок другу», «Передача чувств». В группу приняли новую девочку, и подружилась группа детей, которых раньше не принимали. Мы пришли к выводу, что коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам. Так как желаемый результат ещё не достигнут, моей задачей будут и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей, привлечь родителей к данной проблеме, помочь им (с помощью консультаций и выставок) в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.
Источник