Влияние кинофильмов на развитие ребенка

Влияние кинофильмов на развитие ребенка thumbnail



Currently, the movie is the most popular art form among young people. They find themselves in the heroes of movies, using their image of themselves, I copy their behavior and character traits that are not always positive.

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [4 с.104].

В кинопроизводстве любой страны создание фильма преследует не только развлекательные, но и воспитательные цели, так как кино является самым массовым видом искусства. Подростки, пришедшие в кинотеатр или просматривая фильмы в интернете, получают не только удовольствие от просмотра сюжета фильма, но и пример для подражания. Например, если в театре, спектакль могут просматривать около двух тысяч зрителей, то фильмы могут смотреть миллионы людей одновременно, по всему миру. Именно поэтому кино оказывает очень большое влияние на воспитание людей, в частности и подростков.

В.Крылов в своей статье «Кино и его влияние на человека» пишет: «В узком смысле слова кино это фильмы — всякие ужастики, боевики, приключения, мелодрамы и т. д. Жанры кино можно перечислять очень и очень долго. Иногда они смешиваются, изменяются, некоторые исчезают навсегда, а на их место «встают» новые. Так что, в «узком» понимании кино — это искусство создавать фильмы разнообразных жанров. В широком же смысле — это нечто большее, чем просто фильмы. Думаю, никто не будет спорить, что в кино отражаются какие-либо жизненные события, действия или моменты, запечатленные на пленку» [3].

В настоящее время главной проблемой подрастающего поколения является формирования у них нравственного воспитания, так как именно в этот период жизни у человека формируется мировоззрение. Нравственное воспитание подростка формируется под влиянием различных факторов, таких как школа, семья, общение со сверстниками, и конечно же средства массовой информации.

Киноискусство, оказывает большое влияние на подростков. Именно поэтому, в процессе формирования мировоззрения, им необходима определенная ориентация, которая должна решать две задачи: 1 — направлять на подлинные произведения киноискусства, 2 — уберечь от низких, безнравственных фильмов. Так, в своей статье, Кравченко А. А. пишет: «Кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения подростков тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос — потребность в хорошем, серьезном кино. А, в свою очередь, общение с выдающимися произведениями киноискусства создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества» [2].

Действие кино на восприятие человека очень разнообразно. Например, при просмотре комедии, мы получаем положительные эмоции, у нас улучшается настроение. Если же мы смотрим фильмы ужасов, у нас возникают такие чувства как страх, негатив, и отвращение. Но стоит отметить, что на детей фильмы влияют гораздо сильнее, чем на взрослых. Когда ребенок смотрит какой-либо фильм, он выбирает из него положительных и отрицательных героев для себя, девочки представляют себя балеринами, принцессами, и другими положительными героями, мальчики представляют, что они отважные герои, которые спасают людей, и таких примеров достаточно много. Но в настоящее время проблема стоит в том, что современные фильмы могут влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание подростков [1].

Например, в фильме «Хорошие дети не плачут», который был снят Денниисом Ботсом в 2012 году, рассказывается история, главными героями которой являются Экки и Джоэп. Экки обычная девочка, которая училась в 6 классе, играла в футбол, а Джоэп мальчик задира, которого она считала своим врагом. После окончания 6 класса, Экки и ее друзьям нужно было разойтись по разным школам, и она считала, что это не проблема, и они все равно останутся друзьями. Но в один момент ее жизнь очень сильно меняется. После драки с Джоэпом у нее начинается сильное кровотечение из носа, и родители везут ее в больницу, где ей ставят диагноз лейкемия. В период долгого лечения ее посещают ее друзья, но Джоэп не согласен идти к ней. Через какое-то время Джоэп понимает, что должен посетить Экки, и становится для нее лучшим другом, который помогает скрасить последние месяцы ее лечения.

После просмотра данного фильма задумываешься, что иногда нужно отбросить гордость и гнев к человеку, с которым ты не ладил, и если ему нужна моральная поддержка, просто протянуть ему руку помощи. Этот фильм учит ценить жизнь, показывает, что она может измениться в любой момент. Он учит настоящей дружбе, любви, и тому, как, несмотря на разногласия, помогать человеку, который попал в беду.

Еще один фильм, которому хотелось бы уделить внимание, это русский фильм, снятый Андреем Зайцевым в 2015 году, «14+ история первой любви». Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки. Леша неуверенный в себе парень, который влюбляется в Вику, но из-за своей неуверенности не может к ней подойти и постоянно просматривает ее фотографии в интернете. После он узнает, что Вика учится в соседней школе, в ней же учится главный хулиган района, который тоже положил глаз на Вику. Периодически между их школами происходят драки, и это еще больше влияет на решение Леши заговорить с Викой. На одной из дискотек, он решается подойти к ней, после чего у них возникают взаимные чувства любви. Однажды после прогулки Леша провожал Вику домой, но около подъезда их ждал тот самый хулиган, и ей пришлось предложить парню пройти к ней домой. Когда Леша уходил, она решила проводить его до лифта, где произошел первый поцелуй. После этого, когда Леша остался дома один, он приглашает Вику к себе, где все начинается с разговора, после Леша достает из шкафа вишневый ликер, и предлагает Вике выпить. Она соглашается, и, в конце концов, все заканчивается постельной сценой.

После просмотра этого фильма, стало интересно почитать о нем отзывы людей разного возраста. Как ни странно, одним фильм понравился, и они видят в нем нечто трогательное, милое, и хорошее, не задумываясь над тем, как данный фильм может повлиять на самих подростков. Другие же пишут, что этот фильм аморален, так как к нем дети употребляют алкоголь, и в 14 лет делают большие глупости, не думая о дальнейших последствиях.

К сожалению, в наше время мы можем видеть очень много случаев ранней беременности в подростковом возрасте и беспорядочных половых связей, что нередко происходит из-за алкогольного опьянения. Из-за отсутствия должного внимания родителей подростки начинают искать ответы на все свои вопросы в интернете, в окружении друзей и подруг. Нередко подростки совершают необдуманные поступки именно из-за совета своих сверстников. Например, подруги могут посоветовать вступить с половые связи только для того, чтобы сохранить отношения с мальчиком, мальчики могут посоветовать предложить девочке алкоголь, чтобы она вступила с ними в половые отношения. К сожалению, родители не могут уберечь своих детей от этих необдуманных поступков, но могут предотвратить их, если будут больше уделять время своим детям, а не только работе и своей личной жизни. В большинстве случаев ранние половые связи происходят в тех семьях, где царит неблагоприятная обстановка для созревания подростковой психики (неблагополучные семьи).

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка кратко

Современным детям очень просто включить телевизор, зайти в интернет, где можно посмотреть любые фильмы, и самое страшное, что они хотят смотреть фильмы, содержащие пошлость и разврат. Их давно не интересуют добрые, хорошие фильмы, где показывают, как нужно дружить, помогать друг другу, уважать старших. Как же можно уберечь детей от безнравственных фильмов, которые не предназначены для их детской психики? В наше время это сделать будет нелегко. Когда все покупается и продается, телеканалы, не задумываясь, выпускают фильмы, которые могут неблагоприятно влиять на психику подростка. Это связанно с тем, что в настоящее время кино является самым распространенным видом искусства среди подрастающего поколения, и именно в фильмах дети ищут себе кумиров, и от них берут различные маски, и формы поведения.

Среди подростков был проведен опрос, включающий в себя следующие вопросы:

1) Сколько тебе лет? 2) Пол? 3) Какие фильмы предпочитаешь смотреть: а) 14+ б) 16+ в) 18+? 4) Какой жанр фильма ты предпочитаешь смотреть: а) Комедия, б) фантастика, в) мелодрама, г) свой вариант? 5) Смотрел ли ты фильмы «хорошие дети не плачут» и «14+ история первой любви»: а) Да б) нет? 6) Если смотрел, что ты о нем думаешь? 7) Какой твой любимый фильм? 8) Кто твой любимый герой? Почему? 9) Разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя? 10) Разговаривали ли с тобой родители на тему полового созревания?

После обработки результатов, выяснилось: на вопросы отвечали подростки от 14 до 16 лет. В опросе принимало участие 20 респондентов, из которых 70 % были мужского пола, 30 % женского. На вопрос, какие фильмы предпочитаешь смотреть, из всех отпрошенных подростков лишь (53 %) смотрят фильмы 16+, остальные предпочитают фильмы 18+. Большинство мальчиков (68 %) предпочитают смотреть фильмы ужасов и боевики. Из всех отпрошенных подростков 10 % смотрели фильм «хорошие дети не плачут» и 16 % смотрели фильм «14+ история первой любви». На вопросы «разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя» и «на тему полового созревания» подростки ответили так: (57 %) разговаривали на обе темы, (32 %) разговаривали только на тему употребления алкоголя, и (11 %) не разговаривали на эти темы.

Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время, у подростков есть легкий доступ к фильмам, даже к тем, которые предназначены для возраста 18+. К сожалению, дети давно стали вести себя, как взрослые: они начинают употреблять алкоголь, вступают в беспорядочные половые связи, рожают детей. Где же они этому научились? Ответ простой: не последнюю роль в этом сыграли фильмы (18+), которые показывают по телевидению, это социальные сети, в который дети с легкостью заходят, сидят на различных форумах и просматриваю фильмы не для их возраста. К сожалению, причиной такого поведения детей, выступают и родители. Немногие разговаривают со своими детьми на тему употребления алкоголя и полового созревания, в ходе чего дети ищут всю информацию в сети. По-видимому, это связано с тем, что в наше время родители слишком много времени проводят на работе, и у них нет возможности поговорить со своими детьми. Но к сожалению, бывают случаи, когда дети воспитываются в неблагополучной семье, где родителей кроме алкоголя ничего не интересует, и дети предоставлены сами себе.

Как бы нам ни хотелось, фильмы всегда будут показывать подросткам разные модели поведения. К счастью, или к сожалению, прогресс не стоит на месте, и мы не сможем уберечь детей от безнравственных, низких фильмов, мы можем лишь общаться со своим ребенком, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, прививать ему только морально-нравственные манеры поведения, быть в курсе того, что с ним происходит и с кем он общается.

Литература:

  1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000. — 416 с.
  2. Кравченко А. А. Научная статья: Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков. — 2013. — 298–304 с.
  3. Крылов В. А. Кино и его влияние на человека. // https://xquite.ru/life/rub/lkinview.php?id=1.
  4. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — 884–887 с.

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, ребенок, подросток, Вика, время, половое созревание, родитель, употребление алкоголя, подрастающее поколение, фильм ужасов.

Источник

Современный мир совсем непохож на тот, что был лет 20 назад. И сегодня трудно представить ребёнка, который не умеет пользоваться гаджетами. Дети готовы часы проводить перед телевизором или компьютером, обычно – с попустительства родителей, которые не осознают, насколько опасны такие развлечения.

Чем современный кинематограф отличается от того, что выходило на экраны лет 20 назад

А вы заметили, что старые добрые советские фильмы можно пересматривать бесконечно? И сюжет знаком, и реплики актёров знаешь наизусть, а всё-равно каждый раз смотришь, словно впервые. Добрые фильмы несли в себе глубочайший смысл. Не было спецэффектов, были лишь великолепная работа режиссёра и команды актёров.

Эти фильмы помнишь, но смотришь. Современное кино кишит бесконечной стрельбой, отсутствием искренних эмоций и переживаний. Добрые чувства и человеческие качества в фильмах завуалированы. Убивать – круто, любовь унижена до банального секса. И на этом вырастают наши дети.

Что объединяет большинство современных кинолент?

Современное отечественное и зарубежное кино характеризуется зрелищностью. Яркие спецэффекты и компьютерная графика «прикрывают» однотипные сюжеты и часто – посредственную игру актёров. Пользуются популярностью фильмы, которые ничего не имеют общего с реальной жизнью – боевики (да, стреляют у нас, но не каждый же день и не на каждой улице), фантастика (пришельцы и кибер-человеки заполонили экраны кинотеатров).

Насилие – практически в каждом отечественном телесериале. День за днём, года за годом они не сходят с экранов телевизоров, причём ограничений по времени показа нет – боевики показывают и днём, и вечером. И на это вырастают наши дети.

Есть, конечно, исключения…

Разумные родители ограничивают просмотр телесериалов и кинофильмов для своих детей. Но на популярных центральных телеканалах редко увидишь хорошие добрые мультфильмы. Как правило, они демонстрируются на специальных детских каналах, а возраст зрителей – не старше 3–5 лет.

Ребенку-дошкольнику уже неинтересны приключения Смешариков или трёх забавных котят – Коржика, Компота и Карамельки, Лунтика и его друзей. Большинство же мультфильмов для детей старшего возраста – зарубежного производства и крайне редко демонстрируются на наших телеэкранах.

Читайте также:  Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии ребенка

Чем это опасно для психики ребёнка

Давно научно установлено, что все внешние раздражители воздействуют на сознание человека. Видеоматериалы активно используются при обучении малыша и в воспитательных целях. Комбинация видео- и звукового материала максимально воздействует на органы чувств ребёнка.

Слишком сильные эмоции, которые испытывает детский организм, оказывает большое влияние на несформировавшуюся психику. Фильмы для детей – это своего рода модель поведения, поэтому отсутствие ограничений при просмотре телевизора приводит к агрессии, отсутствию нравственных норм у детей. Особенно опасно это в подростковом возрасте.

Лёгкий доступ к фильмам, не предназначенным для детского и подросткового возраста, приводит к тому, что дети ведут себя, как взрослые: они рано начинают пробовать алкоголь и наркотики, вступают в беспорядочные половые связи. При таком образе жизни происходит постепенная деградация человека, а это уже проблема мирового масштаба. Согласны с данным утверждением?

Источник

Виктория Шацкова
Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста.

Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время; во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники); во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль [Петрова Н. Е., 2011].

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определенной социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придает определенную направленность ее деятельности.

По классификации А. С. Школьниковав социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

– Информационно-познавательные: печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т. д.

– Нормативная: с помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.

– Социально-проблемная: СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.

– Интегративная: средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

– Развлекательно-компенсаторная: отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворенность.

– Фоновая: радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным [Зубов Ю. С., 2010].

Представляется правильным констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. То есть СМИ, в основном выполняют функцию развлечения – это, в большинстве своем, не несет подлинной культуры.Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни [Немов Р. С., 2010].

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели поведения, к сожалению, через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира [Петрова Н. Е., 2011].

Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчлененное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. Дети и подростки – личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры.

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня» – пишет В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», – «что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино и телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» [Сухомлинский В. А., 2009].

Одна из самых незаметных катастроф нынешнего века – это синдром «антигероя», который уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. СМИ – мощный инструмент воздействия на умы, они сильны. Современная молодежь буквально травмирована антипедагогикой.

Окружение человека играет огромную роль. Оттого, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также под влиянием средств массовой информации.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в школе по фгос образец

Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды общества является то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное ее расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут.

Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей ее порождающих, зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности младшего школьника специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.

Выделение информационно-психологической безопасности личности младших школьниковиз общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.

Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является школьник с неокрепшей психикой [Смирнов А. А., 2012].

Выбор телевидения, а именно мультипликационных и художественных фильмов, для обсуждения связан с тем,что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. младшие школьники практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а телевизор (видео) дети этой возрастной группы смотрят регулярно.

В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия (угрозы, избиения или убийства). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [Шнейдер Л. Б., 2008].

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание сцен насилия помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия.Наблюдение их по телевидению:

– ведет к усилению агрессивности;

– повышает порог чувствительности зрителей к насилию;

– формирует неадекватные взгляды на социальную реальность.

Для изучения влияния телевидения на агрессивность исследователи используют экспериментальные и корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Джин, Ю. А. Курдюкова, Э. В. Лидская, М. О. Мдивани, Л. В. Матвеева, А. Г. Данилова и др.). Исследования показывают, чем больше насилия в передаче, тем более агрессивным становится ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается.

Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние телевидения. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить школьника противостоять этому.

Согласно исследованиям, младшие школьники много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ, поскольку представляют, что просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведения.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг.Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. В мультипликационных фильмах, транслируемых по нашему телевидению, присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья.

Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок еще не ориентируется в современном кино, поэтому очень важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбирающийся в современном кино и музыке, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.

Телевидение, средства массовой информации в целом обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны сформировать навыки позитивного поведения у младших школьников.

Источник