Влияние каратэ на развитие ребенка

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Школа № 998

Исследовательская  работа

Тема: “Влияние каратэ на развитие ребенка” 

Автор  работы: 

Комиссаров Кирилл,

ученик 4 класса А

 Руководитель:

Травкина Юлия Александровна,

учитель начальных классов .

Научный консультант:

Травкина Юлия Александровна,

учитель начальных классов .

г. Москва

2015 г.

Введение.

“Человеку многое по плечу.

Доже то, что кажется самым невероятным и фантастическим.”

  Здравствуйте меня зовут Комиссаров Кирилл, вашему вниманию я представляю свой проект «Влияние каратэ на развитие ребенка».

  Я выбрал эту тему не случайно, так как я занимаюсь каратэ два года, и хочу доказать, как влияет каратэ на здоровье детей; на своём примере, на примере других детей и уже состоявшихся учителей по кикушинкай каратэ. Раскрыть эту тему мне помогло:

-Взятие интервью у действующего тренера ( Руденок Ольга Алексеевна- чемпионка мира, мой тренер)

– Использование интернет источника для раскрытие своей темы

– Изучение истории, создание и развитие каратэ

– Личный опыт моих тренировок.

Цель проекта: изучив систему занятий каратэ, я хочу определить как она влияет на развитие детей в будущем.

Задачи проекта:

1 .Понятие « Киокусинкай каратэ-до», история возникновения

2. Рассказать о системе подготовки «Киокусинкай каратэ» в клубе «Квадрат»

3. Как привлечь детей к этому виду спорта.

Предмет исследования: искусство каратэ

Объект исследования: клубы по занятиям каратэ, беседы со специалистами

Методы:

– изучение литературы по теме проекта

– беседа со специалистами

– интервью со специалистами

1. Начало исследования.

В каратэ я пришел в 8 лет. На тот момент я был неуверенным в себе ребенком, с плохой осанкой, со слабым здоровьем. Врачи советовали записать меня в секцию спорта. Было выбрано решение записать меня в секцию каратэ-до Киокусинкай , можно сказать я пошёл по стопам своего папы, он с детства занимался  рукопашным боем, а потом перешел в секцию Кикушин, занимался 3 года у знаменитого тренера Дмитрия Котвицкого. И как говорит ой папа, что после таких тренировок ему ни чего не страшно. про Котвицкого я слышал очень много интересного из рассказа моего папы. Одна из историй, которая меня очень поразила произошла с Котвицким во время прыжка с парашюта на высоте 5000метров  у него  не раскрылся парашют- ни основной, ни запасной, скорость полета достигала ста двадцати км/ч. Он максимально сконцентрировался, собрался, сложился полностью в комок, попрощался со своими родными и приготовился к худшему. Спортсмен отделался ушибами, через две недели он продолжил тренировки. Случай уникальный « Стальной человек» так его прозвали. Вывод; каратисты привычны к тому чтоб выполнять перекаты, бить ногами, то есть у них мышечный каркас достаточный для того чтоб в такой ситуации получить травмы менее опасные для жизни .Все это меня заинтересовало и я выбрал этот вид  спорта, чтоб научиться постоять за себя, за моих родных и друзей, не быть слабым без вольным, стать смелым и укрепить здоровья.

  Мне предложили пробную тренировку, на которую  я пришёл один, очень волновался, вокруг были незнакомые мне дети, у которых уже были достижения в этом виде спорта – пояса. Меня поставили в последний ряд так как я пришел в спортивной одежде (без кимоно). Спустя время я узнал историю и традиции кикусинкай – ставить новичков в последний ряд.

1.1.Кем и где основано каратэ Кикушинкай?

Древние говорили: «Любое мастерство откроется тому, кто старается, и более того, старающемуся открывается и высшее».

Каратэ Кикусинкай это здоровое тело и здоровый дух. Это боевое искусство создано мастером 20 столетия Оямы

 Каратэ-до  «Путь пустой руки», отличается от других стилей отсутствием захвата, бросков. Для победы над противником используются точные удары руками и ногами.

Дети начинают заниматься каратэ с 4 летнего возраста. В процессе тренировок они приобретают уверенность в себе, становятся более собранными и более дисциплинированными.

Ояма Масутацу (1923-1994) – “Божественный кулак”, легенда современного каратэ. Основатель Киокусинкай.

Мастер, чьи заслуги реформатора признают все, даже недруги и завистники, сыграл огромную роль в деле возвращения каратэ-до.

Родился Ояма, в Корее, в 1923 году. В 1938 году, когда ему было 15 лет, он уехал в Японию, где в 1941 году поступил в токийский университет.Там он изучал каратэ под руководством Фунакоси Йоситаки, и вскоре получил 2 дан.

В 1943 году он прерывает свою учебу университете и вступает в армию, где продолжает заниматься каратэ, К концу войны Ояма имеет уже 4 дан.

В 1947 году Ояма побеждает на турнире по каратэ и с этого момента полностью посвящает себя каратэ.

Создавая Киокушин, Ояма стремился разработать такую систему, которая бы позволила человеку подняться над самим собой, превратить тело и дух в сталь выйти за пределы возможного и таким образом познать абсолютную истину Киокушин.

В 1948 году он уединяется в горах, посвятив себя жизни отшельника.

По возвращении в мир в 1949 году Ояма, с целью популяризации каратэ и саморекламы, стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Благодаря активности СМИ и кинокомпаний Ояма стал известен всей Японии.

Ояма обучал каратэ тысячи человек, но лишь единицы могут похвастаться, что видели своими глазами, как он спаринговал. Дело в том, что в 1956 году Ояма получил тяжелую травму колена, и после этого всерьез уже практически никогда не дрался. Поэтому описать его боевой стиль могут лишь те ученики, кто пришел к нему в небольшой промежуток между 1954 и 1956 годами получает официальное название Киокусин кайкан

Читайте также:  Ситуация социального развития ребенка дошкольного возраста

До самых последних дней своей жизни Ояма проводил тренировки в Хомбу, являя собой яркий пример истинного мастера Будо.

Особенности кеокусинкай каратэ-до.

– Борьба в непосредственной близости ( полный контакт)

– Проведение тамэшивари (разбивание досок).

Принципы Масутацу Оямы.

– Боевое искусство начинается и заканчивается вежливостью. Поэтому всегда соблюдай этикет.

– Помни всегда, что в боевом искусстве доверие и благодарность получат великую награду.

– Старайся брать инициативу во всем, однако не разжигай битву первым.

– Даже воин не может игнорировать деньги, но не будь к ним привязан.

– В боевом искусстве очень важна осанка. Следи за тем, как ты выглядишь со стороны.

– Боевое искусство начинается с тысячи дней тренировок, но мастерство приходит лишь через десять тысяч дней.

1.2. Для чего нужно ката?

  Когда в Россию пришёл Киокусинкай, появилось очень много клубов по каратэ. Один из них это клуб «Квадрат» в котором я занимаюсь.    

Детско-Юношеский Спортивный Клуб “Квадрат” был создан в 1999 году на базе ФОК “Торпедо” под руководством Ольги Алексеевны Руденок (черный пояс, бранч – чиф, Чемпионка Мира, неоднократная Чемпионка России). С 2001 года у клуба появился ещё один тренировочный зал, расположенный в районе Братеево, в ФОКе “Братеево”. В этом же году ДЮСК “Квадрат” начинает тесное сотрудничество с ГБОУ “Прогимназия 1723” на Юго-западе Столицы, где была опробована тщательно разработанная программа, которая успешно работает в рамках “дополнительного образования”.

На данный момент в клубе “Квадрат” тренируется около 400 человек, в возрасте от 4 лет. Строгая дисциплина и соблюдение спортивной этики с самых первых тренировок входят в жизнь занимающихся. Успехи юных спортсменов в изучении сложной техники каратэ Киокусинкай достигаются упорными тренировками самих ребят и их тренеров:

Руденок Ольги Алексеевны (3 дан), Власенко Антона Юрьевича (2 дан), Платоновой Надежды Юрьевны (1 дан), Канухина Николая Владимировича (1 кю), Тангриева Рустама Алишеровича (2 кю), Алекберова Руслана Алекберовича (2 кю) и Ефимовой Натальи Юрьевны (2 кю).

За время существования клуба ребята достигли определенных высот, успешно сдают квалификационные экзамены, участвуют в различных соревнованиях и занимают призовые места. Помимо тренировочного процесса клуб принимает активное участие в мероприятиях, проводимых РНФКК и МФОКК. Организует и проводит большое количество спортивных мероприятий, в том числе – ежегодный турнир “Открытый Кубок Руководителя Муниципалитета Братеево”, который стал традиционным. А так же проводит спортивные сборы в Московской области и на побережье Черного моря.

 На спортивных сборах я был дважды. Первый раз я был в апреле 2014 года, поехал сдавать экзамен на белый пояс оранжевую полоску. Экзамен для меня был не тяжелый и спустя две недели я получил свою награду. Во второй раз я на сборы приехал для получения оранжевого пояса, на этот раз было очень тяжело. Помимо ката ,которое мы сдаём на экзамене, мы сдавали экзамен устно: нас спрашивали историю возникновения кикушина, блоки ( нужно показать и сказать названия на японском языке) и спаринговались. В этот раз я не только волновался, но мне было очень страшно, я собрал силу в кулак и сдал экзамен на отлично.

Вывод: Такие сборы очень важны для ребят, ведь на сборах у нас группы смешанные состоят из сильных и слабых спортсменов, есть возрастное различие, где молодые могут работать в полную силу, не боясь травмировать соперника, а старшие могут отработать свою технику, не вкладывая в нее силу. Так же эти сборы готовят ребят к самостоятельности, уверенности в себе и в победе над страхом. Первые мои слова были по возвращению домой: – «Теперь я ни чего не боюсь», да я приехал в синяках, но я почувствовал удары, которых не было на обычных тренировках. Это меня не испугало, и я продолжаю тренироваться.

Воспитанники после окончания средней общеобразовательной школы, продолжают свое обучение в педагогических институтах и в спортивных колледжах при поддержке инструкторов и старших товарищей клуба. Но главное достижением клуба является огромное желание детей посещать тренировки по каратэ Киокусинкай в ДЮСК “Квадрат”.

  После года тренировок, сделали меня выносливей, сильнее, укрепили мой характер, и поданным спортивной комиссии, которую я прохожу каждый год у меня наблюдалась динамика улучшения со стороны сердечно-сосудистой системы, за полгода я сильно подрос, если в сентябре, когда я только начинал тренировки мой рост составлял 135см, то в январе мой рост составил 140см, так быстро, а особенно зимой я еще не рос, первая это заметила моя мама, когда мне стали малы школьные брюки.

1.3. Как занятия каратэ влияют на развитие детского организма?

И я стал интересоваться, как повлияло каратэ на других детей.

При раскрытие этой темы я обратил внимание на те проблемы, которые возникают у детей особенно (школьников):

Читайте также:  Развитие речи ребенка в семье консультация логопеда

– Малоподвижный образ жизни, особенно зимой нехватка света, кислорода, сильные морозы плюс большая нагрузка в школе  приводит к недостаточной мышечной активности, явление, широко распространенное  у школьников. Причиной ограниченного движения детей является частое  времяпрепровождению у компьютера и телевизора. Но с этим можно бороться используя простую процедуру – как ходьба. Быстрая ходьба создает достаточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, тренирует организм, повышает выносливость. Но необходимо, чтоб ежедневно ребенок проходил не менее 2-5 км, но это невозможно, тем самым ограничивая свою двигательную активность, таким образом у школьников вырабатывается привычка к малоактивному образу жизни и это приводит к атрофии мышечной и костной ткани. Слабые мышцы трудно поддерживают туловище в правильном положении, это приводит к сутулости и искривлению позвоночника.

Я бы предложил ввести в школьную программу  элементы каратэ

 Например: для  повышения спортивной выносливости при физических нагрузках, в программу обучения молодых каратэистов  включаются специальные дыхательные упражнения, способствующие улучшению лёгочной вентиляции.  Например, дыхание «Ногарэ»:

-1 вариант –  спокойное дыхание,  вдох выполняется в течении 4 сек. с подтяжкой рук под грудь через нос, выдох  выполняется через рот без звука с опусканием рук вдоль тела  в течении 4 сек. после нагрузки.

– 2 вариант – вдох выполняется очень быстро через нос, с одновременной подтяжкой рук под грудь, производится задержка дыхания на 2-3 сек., затем выдох через рот с разведением рук в стороны в течении 4 сек.

     Таким образом, в каратэ очень много различных дыхательных упражнений. Весь этот комплекс дыхательной гимнастики является обязательным для выполнения и входит в квалификационные требования.

Приходя на тренировку я замечал, что  на занятия каратэ родители не раз приводили слабых, отстающих в физическом развитии детей, с признаками сколиоза и нарушением осанки, не видя другого выхода, ведь лыжный спорт им противопоказан, бег, катание на велосипеде тоже. А в секцию каратэ принимают даже тех, у кого очень плохое зрение или астматический бронхит, т.е. противопоказаний для занятий каратэ практически нет. И уже через год постоянных занятий этим видом спорта тех детей, которые были очень слабыми и без конца болели, наблюдалась улучшение развития физических параметров.  Причина улучшения физического состояния детей заключается в том, что на занятиях кёкусинкай   вводится постепенное увеличение нагрузки, широко используются акробатические элементы и упражнения для укрепления мышц спины, отвечающих за осанку ребенка. Спустя два года постоянных занятий  в секции признаки сутулости исчезли. Дети стали более  выносливыми, и их иммунная система стала  намного лучше противостоять вирусам и инфекциям, т.к. занятия каратэ закаляют детей и укрепляют их иммунитет, потому что все занятия в спортивном зале проводится только босиком.

 Заключение

На состояние  здоровья детей  огромное влияние оказывают негативные факторы  такие как : малоподвижный образ жизни, плохая экология, резкие перепады атмосферного давления, , магнитные бури и т.д. Эти стресс-факторы вызывают такие проблемы, как гипоксия, гиподинамия, признаками которых являются ухудшение самочувствия ребенка, снижение умственной и физической работоспособности, отставание в физическом развитии.

  В данном проекте произведён анализ особенностей физического развития детей   сезонной зависимости физического состояния детского организма. На основе этого анализа, а также имеющегося опыта, для улучшения общего физического состояния учащихся, Я бы предложил внести в школьную программу по физкультуре :

     Комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый на занятиях, а также упражнения на  развитие дыхательной мускулатуры способствует увеличению вентиляции легких и помогает решить проблемы, связанные с гипоксией.

       Регулярные и грамотно дозированные физические нагрузки, ввод элементов подвижных игр на занятиях кёкусинкай каратэ способствуют двигательной активности ребят, укрепляют мышцы, приводят к общему укреплению организма.

        Также занятия каратэ направлены на воспитание преодоления эмоционального напряжения и страхов, выработке положительных психологических качеств, стрессоустойчивости, храбрости. Т.е. каратисты без проблем справятся  с депрессией, особенно в зимнее время.

      Занятия каратэ проводятся босиком, а это дает дополнительный массаж стоп, путем воздействия на важные рефлекторные точки, а также закаливает детский организм, способствуя росту сопротивляемости инфекциям.

 Используемая литература:

1. Масутацу Ояма « Каратэ высшей истины».

2. М.А. Мисакян « Каратэ Киокушинкай».

3.Р. Хацуо « Моя жизнь- каратэ»

4. Р Хацуо « На пути к достижению мастерства».

5. www.sk-kvadrat.ru.

Приложение:

                     Интервью. Мастера Коикушинкай.

  Руденок Ольга Алексеевна- 3 дан,судья 1 категории .Образование высшее, Чемпионка Мира.

  Пришла в каратэ в 13 лет, считала как хобби, одновременно занималась биатлоном. Пришла в каратэ с друзьями.( тренер сказал, что девочкам не обязательно драться) Через полгода нужно было выбирать между карате и биатлоном. Решение было принято после посещения Мастер класса по кумите .Была сложная тренировка после которой поняла , что можно достичь большего, и это стало решающим моментом, остановив свой выбор на каратэ.

               Как повлияло на успеваемость в школе? 

  Каратэ дисциплинирует, учить распределять своё время, помогает быть более собранным. Всё это помогает в учебе.

В первую очередь влияет на сознание ребенка.

Читайте также:  Карточки для логического развития ребенка

  Сергей Осипов. Мастер спорта международного класса, 2-й дан. Член сборной команды Федерации Кекусинкай каратэ-до России. Чемпион мира в тяжелой весовой категории по кекусинкай карат.Чемпион Мира.

В 13 лет записался в секцию каратэ, был выбор бесконтактного каратэ и секция Киокушин. Был выбран Киушин, так как хотел заниматься в полный контакт.

До этого занимался борьбой, самбо.

Причина выбора каратэ? Именно в каратэ есть много возможностей задействовать ноги, необходимость повышать выносливость

Думает, что каратэ- самый интересный вид спорта.

  Дмитрий Котвицкий. Заслуженный тренер России по карате , Мастер спорта по самбо  и дзюдо, выпускник школы «Самбо-70», руководитель отделения контактного каратэ, тренер спортивных классов по самбо, обладатель 4 дана по Кёкусинкай.

Котвицкий начал заниматься самбо в 1968 году, был призёром и чемпионом на турнирах различного уровня — от московских до международных. Каратэ занимался с 14 лет, занимался боксом

 Основатель спортивной школы «Кайман».

Почему Кикушин? Это связанно с тем, что в кикусинкай запрещены удары в голову, то есть, нет той опасности травматизма, которая велика в других видах борьбы. Очень важно сохранить светлую голову свою и учеников.

Это наименее травматичный вид спорта, позволяющий сохранить тело здоровым.

Гордиться тем, что за всю тридцатилетнюю тренерскую карьеру ни один из учеников не получил серьёзных травм.

Источник

Когда родители приводят детей в зал, для занятий карате, то в первую очередь говорят: “Хотим вырастить настоящим мужчиной!” , ” Очень подвижен и активен, хотим его энергию направит в дело!”, “Всех боится, хотим, что бы был смелее!”, “Очень слабенький, чуть живой, может станет сильнее?”, “Хотим, что бы умел постоять за себя!”

То есть ребёнка приводят и за него решают! Родители видят заранее, что хотят. Не учитывают мнение, способности, наследственность, состояние здоровья. Мы принимаем всех! Смотрим , анализируем. Уже через несколько недель грамотный учитель увидит практически все таланты и склонности ребёнка. Даже может догадаться…., что происходит в семье.

Карате, как “инструмент” анализа и понимания очень откровенный. Видны физические качества (быстрота, гибкость, сила, координация), видны психологические характеристики (темперамент, внимательность, способность к мышлению и анализу). Правильное (традиционное) карате способно выстроить скелет молодого организма, симметрично развить мышцы тела, которые будут формировать правильную осанку. И это сейчас очень важно.

У основная массы детей приходящих в зал есть определённые физические недостатки(плоскостопие, искривление позвоночника, гипертонус сгибателей бедра не симметричный). В массе своей очень слабый иммунитет. И вот с самого начала….этикет, культура, постоянное требование быть внимательным, все упражнения, как в левую, так и в правую стороны. Много упражнений на гибкость и силу. Координация движений руками и ногами.

Дети через год становятся другими. Умеют слушать, выполнять задания учителя, дружат между собой, перестают часто болеть, в школе становятся только отличные отметки. Будут ли они дальше каратистами? А это и не важно! Важно, что они будут…точно здоровыми людьми!

Это конечно удобно иметь под “боком” место , куда отвести ребёнка для занятий. Но в действительности эффекта может и не быть. Необходимо обратить внимание на педагога, как он ведёт занятия, понимает ли он в особенностях возрастной категории детей, с которой он занимается? Как дети его воспринимают, является ли педагог лидером , то есть ” признала ли его детская стая”, за своего! Как педагог охватывает всех на занятиях, нет ли блуждающих самих по себе детей, посильны ли задания, которые он им даёт?

Нынешние дети настолько “домашние”, что развитых “улицей” качеств у них напрочь нет. У детей в возрасте 5 лет уже отсутствует природная гибкость. Обычно мышцы задней поверхности бедра спазмированы и не растянуты. Нога в колене не разгибается полностью. В поясничном отделе тоже проблемы. Массово дети с плоскостопием и требуют специальных упражнений для укрепления свода стопы. В координации движений тоже отставание, прыгать на двух и одной ноге не умеют. Занятия карате в этом возрасте превращаются больше в какое то ” медицинское карате”, направленное на восстановление и развитие функций.

Поэтому просто ” пацанчик” с чёрным или каким поясом или бывший спортсмен .., ну ни как не годится в тренера! Тут требуются для работы с детьми отличные академические знания.

Ищите …УЧИТЕЛЯ!

Занятия должны носить систематический характер. Занятия с детьми не могут быть, как в “фитнес клубе”, пришёл по абонементу, отработал и ушёл. Должна быть система. Учёт возможностей ребёнка, планомерное воздействие на его развитие и воспитание. Не должно быть больших перерывов в занятиях. Два раза в неделю не обеспечивают переноса навыка от занятия к занятию. Те учителя и коллективы, которые учат и предлагают двух-разовые занятия в неделю …, то они или не грамотны или лукавят и обманывают, так как научить ребёнка в таком режиме занятий очень сложно, а развить его для каких то спортивных успехов, то практически невозможно.

Имея огромный опыт работы с детьми, хочется рассказать о лучшем, поделиться своими мыслями, поэтому подписывайтесь на мой канал, буду рассказывать много интересного.

Смотрите мой сайт.

Владимир Сидоренко

Тренер по карате.

Стаж занятий более 45 лет.

5 дан.

Спортивный клуб

Источник