Влияние эмоционального общения матери с ребенком на его развитие

Влияние эмоционального общения матери с ребенком на его развитие thumbnail

Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка
Важность первых трех лет

Ребенок подобен зеркальному шару, который весьма многогранен и в каждой грани отражаемся мы, родители, наши поступки и слова, наше отношение к маленькому ребенку.И то, что мы вложим в него сейчас, как зеркальные грани шарика отразятся на его жизни потом, на его отношении к себе, к миру. И каким будет этот мир для малыша во многом зависит от его родителей- первых людей, с которыми знакомится ребенок еще до своего рождения и которые будут рядом на протяжении всей его жизни.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка свободным, счастливым и самодостаточным! А это зависит от того, насколько хорошо мы занимаемся его воспитанием. Но успешное воспитание невозможно без любви к ребенку, без знания его возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. Поэтому очень важен эмоциональный контакт родителей и малыша с самого рождения, особенно контакт с мамой, которая чувствует своего ребенка еще в утробе: его первое движение, толкание, икание. Сразу после рождения малыш активно участвует в образовании своих первых и главных взаимоотношений с наиболее близким человеком – матерью. Развитие его способностей, с помощью которых он устанавливает социально-эмоциональные связи, происходит через взаимоотношения с ней. Именно улыбку мамы видит ребенок в первые минуты своей жизни. В этот момент и возникает та тонкая, но крепкая нить, которая незримо связывает мать и дитя навсегда! Ведь недаром при звуках голоса мамы ребенок успокаивается и сладко засыпает в ее объятьях, посасывая ее грудь. Он реагирует на голос матери, поворачивая головку, потом начинает улыбаться и тянуть ручки к маме, радостно реагирует на ее появление. Каждый день мама замечает новые проявления развития малыша, это безусловно радует ее. Таким образом к 12 мес. у ребенка на основании взаимодействия развивается некая модель представлений себя и своих отношений с мамой. Эмоциональные отношения с матерью позволяют малышу чувствовать себя безопасно даже в ситуациях, когда мать в действительности не присутствует.

Но вот ребенку исполнился год, он уже совсем не похож на того беспомощного малыша, который мог подолгу сидеть у мамы на руках или манипулировать с предметами и игрушками, предложенными взрослыми. Сейчас малыш уже хорошо стоит на ножках, с каждым днем все увереннее начинает покорять пространство, знакомиться с неведомым до этого предметным миром. В этот период расширяется социальный круг общения ребенка. Личность малыша тоже развивается: появляются первые «дя» и «неть»; малыш тянет маму за руку в ту сторону, куда хочет он, начинает делать то, что хочет он.

Для некоторых мам такое изменение ситуации неожиданно. Многие из них чувствуют, как не справляются с ребенком, то есть теряют контроль над ним. Мамы растеряны, иногда раздражены. Ее роль меняется, меняются отношения с мамой, меняется степень свободы ребенка, но несмотря на это, малыш должен чувствовать любовь. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею. Он еще не имеет представления о самом себе как об отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих. Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя и тактильные ощущения — ласки, поцелуи, объятия, — способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.

Если забота матери о своем малыше была всегда своевременна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко и свободно. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым»

Как говорила Мария Монтессори: «Все мы ошибаемся, но только те, кто с детских лет знал «вкус Победы», «вкус Удачи», каждый раз ошибаясь и «падая» будет вставать идти дальше, чтобы вновь и вновь пробовать и пробовать, чтобы опять ощутить это состояние Я сделал это Сам, у меня Получилось, Я смог!»
Источник: https://schoolmagic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=199%3A2014-04-08-05-32-03&catid=4%3A2011-05-21-06-22-28&Itemid=25

Источник

https://is.gd/FsQBKG

Жизнь ребенка начинается еще задолго до его рождения. Как бы странно не звучала эта фраза. А суть в том, что мама чувствует своего малыша и начинает общаться с ним, уже когда он только поселился у нее в животике.

Между ними возникает связь, но не только физическая. Эмоциональное состояние матери уже в утробе хорошо передается малышу. Когда вам весело – он улыбается, когда вы напуганы – он морщится вместе с вами.

Ученые проводили исследования, в ходе которых наблюдали на УЗИ состояние детей в соответствии с состоянием будущей мамы. Плацента, которая призвана защищать детей от негативных воздействий, как оказалось, совершенно не защищает от передачи эмоций. Гормоны матери передаются плоду, и он чувствует все, что чувствует она.

Все бы хорошо, успокоилась мама, передались гормоны, и малыш бы тоже успокоился. Но как бы не так. Крохе требуется гораздо больше времени на то, чтоб прийти в себя. Поэтому беременным женщинам всегда советуют смотреть только на красивые вещи, испытывать приятные эмоции и избегать стрессов.

Пишут, что раньше были даже специальные дома для беременных женщин, где они могли спокойно подготовиться к рождению малыша.

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка педиатрия

Оно и не случайно. Женщины во время беременности могут вести себя не как обычно. Они становятся более плаксивыми и раздражительными. Тут для родственников будущей мамы важно понимать, что это не ее капризы, а серьезная перестройка в ее организме. Ей сейчас как никогда нужна помощь, внимание и защита.

Нельзя оставлять беременную женщину наедине с ее переживаниями, потому что самой справиться ей очень трудно, а пока она ищет, как исправить свои переживания, страдает еще и ребенок.

Дети, рожденные от благоприятной беременности, как правило более спокойные и приспособленные к жизни в последствии. Потому что еще до рождения получили уверенность в том, что их любят и они желанны в этом мире.

Так что же после рождения ребенка? Понятно, что с мамой происходит еще одни колоссальные изменения. Теперь все ее внимание и внимание окружающих сосредоточено не на ней самой, а на новорожденном малыше. Она больше не предоставлена сама себе, и ее потребности уходят на второй план.

Первые месяцы жизни ребенок очень тесно контактирует со своей матерью, уже конечно не так, как когда он находился в ее животе, но он очень зависим именно от нее. Именно от матери ребенок получает еду, уход и чувство защищенности.

Ребенок с мамой по-прежнему являются одним целым. Может быть замечали, что, когда вы находитесь в раздраженном и уставшем состоянии, ребенок начинает тоже капризничать. Все это не спроста. Дети все еще чувствуют эмоциональное состояние мамы, в каком настроении она находится.

https://is.gd/hNOqoY

Пока ребенок маленький – он очень часто плачет. И это нормально. Так он выражает свою потребность в чем-либо. Но бывает так, что ребенок сухой, здоровый, накормленный и спать еще не пора, а он все капризничает и плачет. Вот тут стоит присмотреться к своему собственному состоянию.

Понятное дело, кричащий ребенок радости не прибавляет, но тут важно дать себе возможность отвлечься и отдохнуть. Может, вы слишком устали или чем-то расстроены, а ваш ребенок настроился на вашу волну и таким образом пытается поддержать своего любимого человека. Да, лучше бы он в такие моменты мирно засыпал, но он еще слишком мал, чтобы уметь приободрить правильно.

В своей материнской практике я часто замечала такую вещь – мне было трудно уложить ребенка спать. Я могла по часу качать ее с бутылочкой для кормления на фитболе, потом начинала нервничать, что у меня это плохо получается, бывало даже, что срывалась и плакала потом. Но ничего не поделаешь, думала я, так вот засыпает мой ребенок.

Но однажды мы приехали к моим родителям в гости, и остались там ночевать. И там я очень долго мучилась, пытаясь уложить своего ребенка спать. Ситуацию спасла бабушка. Она взяла с свои теплые и спокойные руки ребенка. И каково было мое удивление, когда через пять минут она вышла из комнаты. Без ребенка на руках! Малыш почувствовал тепло и спокойствие и смог наконец заснуть.

Вспомните ситуацию, когда вы сильно переживали из-за экзамена, например. Вам было тяжело уснуть, а сам сон был прерывистым и коротким. То же самое и с маленькими детками.

Поэтому очень важно избегать стрессов для здоровья и крепкого сна. А эти два понятия очень тесно взаимосвязаны. Особенно у маленьких деток.

Молодой маме жизненно важно отдыхать и отвлекаться от бытовых проблем.

Нужно не стесняться и не бояться просить помощи. В конце концов это нужно не только матери, но и ребенку. Довольная мама – довольный малыш! Когда мама счастлива, она может часами играть с ребенком, заниматься им с радостью, и тогда процесс познания этого мира маленьким человечком пойдет быстрее и эффективнее.

Он не будет бояться уронить что-то, потому что мама будет его ругать. Он будет строить замки, доставать из шкафов утварь, бросать с высоты, которая ему уже доступна, предметы не для баловства, а для развития!

Будьте спокойны и счастливы сами, и тогда ваш ребенок будет расти и развиваться быстро и легко!

Источник

Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности, становится препятствием для социализации. Родившийся ребенок, почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады — мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которых у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях[3, с.71].

Забравшись на руки к матери, ребенок стремится исследовать ее лицо и другие части тела. Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, ему необходимо пойти навстречу. Со своей стороны мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Так, подражая отцу, младенец в 2–20-дневном возрасте показывает язык. Однако сильная привязанность сможет возникнуть лишь, если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках или в кроватке. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными сигналами (мать и ребенок). Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и, в значительной мере, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во-первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.

Читайте также:  Задержка развития мозга у ребенка

Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:

  • – мать как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласка, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;
  • – мать как источник удовлетворения потребностей ребенка (в пище, желаемых предметах);
  • – мать как посредник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая или реже интенсифицирующая их воздействие.

L.J. Yarrow указывает на значительную взаимосвязь между раздражителями, исходящими от матери, и одновременным развитием ребенка в период младенчества. При этом прогресс в развитии он определял по тесту Кетелла для детей в возрасте 6 месяцев. Четыре фактора материнского ухода имеют высокую степень корреляции с результатами тестов развития: стимуляция развития, адаптация к раздражителям, масштабы физического контакта[8, с.92].

Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать–дитя зависимостью младенца от матери. Этологическая концепция на передний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейся врожденной мотивационной системой. В соответствии с этим пониманием и мать и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери — импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» посредством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи). Возможно, что корни этого заложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери. Запечатление (импринтинг),происшедшее у плода, связывают с материнскими сердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца — травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровень эмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца, которые при ее приближении снова хорошо слышны, — источники чувства безопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннего напряжения. В формировании материнского чувства критический период — 24 часа после рождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на рукаху матери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. На ранней стадии возникновения привязанности между матерью и ребенком особое значение имеет тесный телесный контакт между ними. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное впечатление — любовь. Если все-таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать нечувствительной к потребностям малыша. Мать может решить, что он благополучен. В этом случае она не обеспечит ему всего необходимого для формирования привязанности.

С 6-го месяца телесный контакт заменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образ родительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физический контакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Устрашающая ситуация еще вызывает у него потребность в физическом контакте, однако порог такой реакции повышается с возрастом. Таким образом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороны стремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успевает выполнять их желания. Этологи видят усилия матери и ребенка в том, чтобы находиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительно беспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды[9, с.106].

Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца:

  • 1) здоровые отношения между матерью и ребенком;
  • 2) качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию;
  • 3) положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;
  • 4) реципрокность и синхрония отношений «мать–дитя» как основной элемент положительного характера привязанности между ними;
  • 5) несменяемость первичного воспитателя младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов);
  • 6) снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития.

Источник

Влияние эмоционального общения матери с ребенком на его развитие

Моя первая статья будет посвящена эмоциональной близости между родителями и детьми. Вторая статья будет об эмоциональной близости в отношениях.

Ко мне как к детскому и семейному психологу часто обращаются с подобными запросами. Как наладить общение с детьми?  Или супруги, по какой либо причине, начали чаще ссориться. Это как раз о потери эмоциональной близости. Эмоциональная близость  – это умение понимать, настраиваться друг на друга, отдавать и получать эмоции и чувства. Это, прежде всего открытость, доверие, свобода мыслей и чувств.

Эмоциональная близость важна в любом возрасте для ребенка. Как от рождения, так и до периода, когда ребенок уже сам имеет своих детей. Нет основных возрастных этапов, на которых дети не нуждаются в эмоциональном контакте с родителями. Просто, в какие то моменты – эта потребность больше, в какие то меньше. Первый и основной возрастной этап, на котором, дети больше всего нуждаются в получение эмоциональной близости – это новорождённые малыши. В этот период формируется связь между родителем и ребенком. Родители выступает посредником, между ребенком и внешним миром. Новорожденный малыш  благодаря маме и папе, учится понимать и изучать этот мир. Он нуждается в защите и понимании его. При нормальном эмоциональном контакте с родителями – у ребенка формируется чувство безопасности и защищённости, а также  принятии его в этом мире. Если же, эмоциональная связь между родителями и детьми нарушена,  у  ребенка развивается чувство страха, неуверенности. Ребенок становиться, очень, пуглив, с опаской относится к посторонним людям, прячется за маму, с ревностью относится к знакомым, воспринимая их как угрозу. Может начать конкурировать с отцом за любовь мамы или, наоборот, с мамой за любовь отца.  Появляются частые истерики, демонстративное поведение, для привлечения внимания родителей. Дети, не получившие достаточно эмоциональной близости от родителей в детстве, в подростковом и старшем возрасте относятся к родителям отчужденно либо потребительски. Рассматривая их как некий инструмент получения материальной выгоды. Становятся эмоционально отстраненными от родителей.

Читайте также:  Примерные ориентиры нормального развития ребенка

Проявление эмоциональной близости важно на любых этапах формирования личности ребенка. А как быть, если кажется, что время упущено и наладить связь не возможно. Могу сказать с уверенностью, что всё реально. Но при условии, что  вы готовы работать над собой и над своими отношениями в семье. Если вы сможете брать на себя ответственность за свои действия, искать компромиссы и пути решения проблем, то всегда можно наладить отношения и сделать их лучше. И в первую очередь полагаться на себя и быть готовым к изменениям. Важно понять, что не один психолог и не одна рекомендация не будет работать, если вы не будете менять, что – то в жизни и вкладывать в свои отношения с детьми и в семье.

А для тех кто хочет начать работать над своими взаимоотношениями в семье, хочу дать немного рекомендаций для налаживания эмоционального контакта с детьми (можно делать в любом возрасте).

  1. Тактильный контакт (для ребенка в любом возрасте важна тактильная поддержка родителей). Чаще обнимайте своих детей, берите за руку, целуйте.
  2. Совместное время препровождения (вместе с ребенком и всей семьей чаще проводить время вместе). Играйте в любые игры: подвижные, настольные.  Делайте семейные дни, когда вы со своей семьей проводите вместе время – это может быть совместное посещение театров, кинотеатров, развлекательных центров, кафе, походы, отдых на природе. Найдите то, что вам всем будет нравиться и приносить удовольствие.
  3. Показывайте ребенку свои чувства. Если вы проявляете при детях свои чувства и эмоции и при этом объясняете их, ваши дети учатся понимать и различать свои собственные – это называется эмоциональный интеллект. Например, если вы плачете, не прячьте от ребёнка свои слёзы, не говорите, что всё нормально. Скажите, что вы на самом деле чувствуете –  горечь, обиду, боль. Дети не понимают, почему, кто –  то плачет и при этом говорит, что всё нормально. Как они научаться понимать, где нормально, а где нет?
  4. Не запрещайте ребенку проявлять свои чувства и эмоции. И отрицательные тоже. Главное нужно говорить о них и учить выражать конструктивно (в этом могут помочь консультации психолога, книги, семинары, тренинги для родителей и детей по данным темам).
  5. Не решайте все за своих детей. Разрешайте проявлять им свою самостоятельность. Давайте возможность ошибаться. На ошибках учатся. И детям также нужно набивать свои шишки, от всех опасностей не уберечь. Но и не забываем о правилах безопасности.
  6. Проявляйте интерес к занятиям и увлечениям своих детей. Чаще спрашивайте, что им нравится, и чего они хотят. Включайтесь в жизнь своих детей. Им важно знать, что родители ими интересуются.

Это всего лишь общие рекомендации для того чтобы сделать первые шаги, для улучшения взаимоотношений с детьми. Если хотите продолжать работать над пониманием своих детей, можно обратиться за помощью к специалистам и  вместе найти индивидуальные пути решения и техники налаживания эмоционального контакта в семье.

И в подарок всем техника налаживания эмоциональной связи с детьми. Делать можно с того  возраста, когда ребенок может неподвижно сидеть от 5 минут.

Техника «Я твоя опора»

Данная техника помогает настроиться на ребенка и даёт возможность детям почувствовать поддержку родителей. Желательно, проводить данное упражнение в тишине, чтобы не было отвлекающих факторов, чтобы была возможность, лучше почувствовать друг друга. Предложите ребенку поиграть с вами. Ваша задача, дать максимальную опору и поддержку  для него. Итак, преступим.  Сядьте, так как вам будет удобно, друг напротив друга, чтобы ничего не мешало и не отвлекало. Протяните ребенку руки, ладошками вверх, а он в свою очередь накрывает ваши ладошки своими. Важно, чтобы ваш ребенок ощутил поддержку от ваших рук. Скажите ему, что он может опереться на вас, так как ему хочется, что вы будете удерживать его руки, и он может расслабиться. В начале, можно поиграть, и настроиться друг на друга. Можно пробовать различные варианты с нажатиями на ваши руки, делать разные движения, «потанцевать» руками, вам нужно почувствовать и настроиться на него, подвигаться в такт. Игра ладошками вверх, вниз, делать нажатия сильнее, слабее. Когда вы почувствуете, что ребенок вам доверился, предложите ему расслабиться, закрыть глаза и опереться на вас. Возьмите его руки, дайте ему опору, дайте ему возможность почувствовать вас. Важно чтобы вы почувствовали его расслабление, далее попробуйте так посидеть 5 минут. Каждый день, увеличивая время с 5 до 15 минут.

В следующей моей статье рассмотрим эмоциональную близость в отношениях с партнёрами.

 Всем добра и взаимопонимания!

Источник