Влияние экскурсий на развитие ребенка
Роль экскурсии в развитии личности ребёнка
Прищепенок Наталья Сергеевна, методист
муниципального образовательного
автономного учреждения дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
г. Киров
Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста — среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.
История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце 18 – начале 19 вв. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег».
Экскурсия как метод диагностики личности
Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются). Кстати, опыт и практика проведения многочисленных экскурсий показывают, что эта проблема отсутствует в группах детей, занимающихся дополнительным образованием: хореографических и театральных коллективах, гимнастических и футбольных секциях — везде, где детей учат чувствовать партнёра по сцене, спортивному залу, игровому полю. Вывод — дополнительное образование, в тех моментах, которые касаются развития личности, пожалуй, должно быть основным.
Примеров тому, увы, сотни. Экскурсия — это, в первую очередь, информация. Но: дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.
Ещё одна часто встречающаяся проблема, созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно. Такие дети кричат всегда и везде, мешая окружающим. Возможно, это недоработка взрослых? Поняв своё бессилие в данном вопросе, они он уже просто не замечают хаоса вокруг себя. Хочется порекомендовать педагогам, которые узнали в описании этих детей своих. Не отчаивайтесь! Всё можно скорректировать. Например, используя игровые технологии. Играйте с детьми! Несмотря на загруженность учебным материалом, несмотря на новые ФГОСы, несмотря ни на что! Так вы поможете детям стать немного более воспитанными. Да и самим будет гораздо легче работать не в хаосе и постоянном шуме, а в нормальном воспитанном и интеллигентном детском коллективе. Поверьте, всё это вполне реально. Тогда мы перестанем говорить о так называемом профессиональном выгорании педагога. Работа будет нравиться и приносить удовольствие. Поверьте, вы даже перестанете уставать!
Экскурсия для педагога: отдых или работа?
Но — вернёмся к нашей любимой форме работы, которую многие педагоги, к сожалению, часто воспринимают как возможность отдохнуть вместе с детьми, ничего не делая. Очень рекомендую ни на минуту не забывать, что это тоже часть образовательного процесса, так как экскурсиям просто можно писать оды, настолько полно они охватывают развитие разных сторон личности человека. Наверняка, в жизни любого человека есть воспоминания о таких экскурсиях, которые многое перевернули в его жизни…
Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.
Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.
Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед её началом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели!) должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.
К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем. Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.
Для чего ходить на фабрику?
Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после посещения предприятия им предстоит осмыслить ещё раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса. В каких формам это сделать? Можно провести конкурс рисунка, рассказов, стихов по теме экскурсии. Сделать с помощью родителей компьютерную презентацию.
Уже в дошкольном возрасте, лет с шести, детей обязательно надо водить на производственные экскурсии. Чем раньше мы сформируем у ребёнка интерес к различным профессиям, уважение к труду работников фабрик, разных других учреждений, тем больше вероятность, что окончив основное обучение, ребёнок выберет для себя рабочую профессию.
Так, в процессе производственной экскурсии, например, на кировскую фабрику игрушек «Весна», дети могут запомнить названия профессий работников фабрики, уточнив, кто из них какой вклад вносит в создание кукол. Таким образом, решается задача профессиональной ориентации. Производство куклы — процесс очень сложный. Чтобы кукла принесла ребёнку радость, в создании этой радости участвуют люди 95 профессий: художники, дизайнеры, химики-технологи, литейщики, прессовщики, швеи, разрисовщики, лакировщики, оформители, сборщики, упаковщики…
Производственная экскурсия на фабрику игрушек важна не только в профориентационном, но и в эмоциональном плане, в процессе посещения фабрики у детей развивается эмпатия, формируется чувство прекрасного, уважение к труду людей, создающих красивые, яркие, качественные изделия. Дети знакомятся не только с процессом производства игрушек, но с тем, как достигается качество продукции. Рассказ экскурсовода об ответственности производителя за качество выпускаемых для маленьких потребителей изделий, о социальной ответственности бизнеса помогает формированию этого важного качества и в юных экскурсантах.
Проведение производственных экскурсий важно и в краеведческом плане. В частности, побывав на фабрике игрушек, дети проникаются гордостью за свой город, за свою страну: фабрика начала свою работу в военном 1942 году, когда в город были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. В тяжелейшее время взрослые думали о детях, о том, чтобы их детство стало немного счастливее. Предприятие росло и развивалось, менялись технологии, но всегда оставалась основная идея: дарить радость детям своей качественной продукцией. Современные успехи предприятия также формируют в детях гордость за свою малую родину, желание продолжать образование и дальнейшую трудовую деятельность в родном регионе.
Помимо формирования и развития таких необходимых ребёнку качеств, экскурсия на фабрику игрушек – ещё и пример позитивного в нашей жизни, это, по-настоящему, встреча с красотой и добром. Фабрика — уже само по себе волшебное место. В день с конвейера сходит примерно три тысячи кукол 40-50 наименований. А теперь представьте, что вы — ребёнок, который попал в эту сказку – в цех, где одновременно собрались все эти куклы! Одна девочка шести лет так и сказала, выйдя после экскурсии из здания фабрики: «Это — рай!».
Куклы добрые, потому что их делают позитивные люди. Одна из работниц – оформитель игрушек, проработавшая на фабрике более 45 лет, сказала: «Детство у меня было трудное, игрушек не было, зато теперь я уже вон сколько лет в куклы играю! Посмотрите, какую красоту мы создаём своими руками!». В ходе экскурсии дети могут взять у работников импровизированные мини-интервью, оформив их потом в альбомы, презентации, сочинения по теме экскурсии.
Главное, оставить след в душах
Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим. Когда видишь, как делаются куклы, не покидает ощущение сказки. Люди, делающие кукол, напоминают волшебников — в их руках кукла становится практически живой, красивой, начинает ходить, разговаривать. Видя пример того, что труд действительно приносит радость и тем, кто трудится, и тем, для кого производится продукция предприятия, дети, прошедшие через производственную экскурсию на фабрику, лучше начинают понимать, зачем и почему надо трудиться.
Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.
Материал на конкурс «Лучшая авторская публикация»
Автор: Прищепенок Наталья Сергеевна
Методист
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
г. Киров.
Источник
Москаленко Татьяна
Консультация для родителей «Роль экскурсии в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»
Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста – среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.
Экскурсия как метод диагностики личности.
Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).
Экскурсия — это, в первую очередь, информация.
Дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.
Ещё одна часто встречающаяся проблема,созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно, в этом поможет экскурсия.
Экскурсия для воспитателя: отдых или работа?
Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.
Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.
Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед еёначалом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели)должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству, он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.
К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем.Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.
Главное, оставить след в душах
Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим.
Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.
Экскурсия – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсийстимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); воображения и творческих способностей.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Источник
Роль экскурсий в воспитании детей
старшего дошкольного возраста
Современный взгляд на воспитательную и образовательную работу с детьми дошкольного возраста предполагает развитие лучших качеств личности ребенка. Поэтому реализация задачи формирования разносторонней и полноценной личности в дошкольном образовательном учреждении требует поисков новых подходов к организации образовательного процесса.
Должны появляться новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей. Они должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейшей жизни, его успешной социализации и развития творческих способностей.
Становление личностной культуры предполагает, что ребенок приобщается к непреходящим человеческим ценностям – красоте, добру, гармонии, а также постигает способы активного взаимодействия с миром.
Одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является ясное понимание необходимости воспитание патриотизма у дошкольников.
Патриотизм – это любовь к Родине, а понятие «Родина» включает в себя и территорию, и природу, и организацию общественной жизни, и особенности языка и быта. Необходимо научить ребенка ощущать себя частью народа, привить ему любовь к своему языку, истории и культуре.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста предполагает формирование у них системных знаний по истории родного края, и на их основе, чувства гордости за свое Отечество. Для этого необходимо проводить работу по нескольким направлениям:
– формирование самоосознания, понимания своего места в природе и в обществе;
– развитие общей культуры, а также культуры общения;
– воспитание любознательности, чувство красоты;
– изучение обычаев и традиций своего народа;
– формирование гуманного отношение ко всему живому;
– умение воспринимать дома, предметы быта, названия улиц как элементы истории родного края.
Для формирования у детей любви к Родине необходим социальный опыт, опыт взаимоотношений с людьми, приобщение к культуре родного края.
С чего начинается Родина? А начинается она с малой Родины – места, где человек родился, которое он должен знать и любить.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».
И это верно именно потому, что формирование мировоззрения у ребенка начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает в первые годы жизни. Вначале через взрослых вокруг себя и общение с ними, а затем самостоятельно ребенок познает окружающий мир.
Одним из основных организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, является прогулка-экскурсия. В процессе тематических экскурсий, прогулок ребенок получает первые представления о своей стране, изучает ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».
Совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях Выполнение различных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности.
Организовать хорошую экскурсию непросто, она нуждается в тщательной подготовке. Поэтому при планировании мероприятия воспитатель должен:
– определить тему и цель экскурсии;
– продумать формы и приемы ее проведения, при необходимости подобрать информационный материал, задания для детей;
– выбрать дорогу до места с учетом времени года, погоды и расстояния, физических возможностей детей;
– провести подготовку (беседу, занятие) к экскурсии, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят;
– в рамках подготовительной беседы необходимо рассказать (напомнить) детям правила и меры безопасности: правила дорожного движения, порядок движения, как себя вести на улице и во время экскурсии;
– согласовать с экскурсоводом тему экскурсии и форму изложения материала;
– после проведения экскурсии необходимо провести занятие по закреплению новой информации. Полезно провести не просто беседу, а дополнить его продуктивным занятием по лепке, аппликации, рисованию и т.д. по теме проведенной экскурсии.
С учетом вышеизложенного было принято решение разработать проект по реализации цикла тематических экскурсий, объединенных одной макротемой, как формы образовательно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста для формирования патриотического мировоззрения.
При разработке проекта решено руководствоваться следующими принципами:
– принцип доступности и наглядности;
– принцип системного и последовательного тематического планирования;
– принцип интегративности;
– принцип комплексного подхода при проведении экскурсий.
Принцип доступности и наглядности предполагает соответствие получаемой детьми информации уровню их развития. Информация должна доводиться не только в словесной форме, но и с использованием зрительных образов, предметов, эмоций. По возможности рекомендуется применять игровые элементы.
Принцип системного и последовательного тематического планирования является особенностью данного проекта. Он предполагает планирование не просто набора экскурсий, а взаимосвязанных и взаимодополняемых мероприятий, объединенных одной темой. Темы таких экскурсии являются своего рода дидактическими единицами программы патриотического воспитания.
Интегративный принцип организации освоения предлагаемого в новых федеральных требованиях образовательного содержания, призван с одной стороны, сохранять целостность каждой из областей знаний, а с другой – существенно их взаимообогащать, способствовать их смысловому углублению, расширять ассоциативное информационное поле для детей, что активизирует у них собственную интерпретацию разных явлений как вербальными так и невербальными средствами.
Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с родителями, библиотекой, краеведческим музеем; а также в включении краеведческого материала в базовую программу дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом историко-культурных особенностей родного города.
Принцип комплексного подхода предполагает, что при проведении экскурсий реализуется не только информационная составляющая. Они также способствуют развитию кругозора, социальной активности детей, их речи и словарного запаса, развивает чувство ответственности, они благотворно сказываются на физическом развитии дошкольников, способствуют повышению работоспособности, учит взаимопомощи, развивают чувство прекрасного.
Наш детский сад находится в городе Пушкин. Можно сказать, что мы живем в городе-музее, городе-памятнике, что дает благодатную почву для выбора тем экскурсий. После обсуждений в кругу педагогов, с учетом мнения родителей (было проведено анкетирование и личные беседы с большинством из них) было принято решение использовать в качестве общей темы Екатерининский дворец.
Был запланирован цикл из семи экскурсий с учетом того, что предмет экскурсии должен быть прост и понятен для детского восприятия, наглядным и образным. Тема одной экскурсии должна содержать один или два близко связанных изучаемых предмета. Определены следующие темы экскурсий:
- Екатерининский дворец. Обзорная экскурсия.
- Изделия из бронзы.
- Фарфор и сервизы.
- Янтарная комната.
- Камины и печи. Паркет.
- Часы.
- Паркет.
Чтобы обеспечить возможность проведения запланированных мероприятий, проведена работа по согласованию возможности реализации указанной тематики для дошкольников с руководством и экскурсоводами музея.
На родительском собрании достигнута договоренность с родителями детей об активном участии семьи в подготовке ребенка к экскурсии (предварительное ознакомление с материалом) и об участии одного из родителей непосредственно в экскурсии согласно определенному графику.
Определены правила и меры безопасности для экскурсий данного цикла с учетом их особенностей и времени года, определены обязательные моменты, которые следует напоминать детям в виде беседы и (или) игрового опроса перед выходом группы за пределы детского сада.
Перед каждым походом проводилось занятие для ознакомления с предметом предстоящей экскурсии с демонстрацией фотографий и учебных видеофильмов.
При передвижении к месту проведения экскурсии дети получали попутные задачи: наблюдение за облаками, цветами, деревьями; определение названий встречающихся птиц и цветов, сбор листьев и шишек, веточек для поделок (на обратной дороге).
По прибытии во дворец проводились экскурсии в соответствии с темой. Благодаря высокому профессионализму экскурсоводов и их ориентации на уровень детей-дошкольников все мероприятия проходили интересно, нескучно и познавательно, для детей время проходило практически незаметно. Во время экскурсии один из взрослых проводил фотосъемку мероприятия, детей, их реакции, объектов экспозиции.
На следующий день обязательно проводились беседы в виде совместных воспоминаний и опроса для закрепления полученной информации, а также совместно с детьми принималось решение, какого рода поделки можно сделать по этой теме. Соответственно определялось индивидуальное задание для каждого, которое и реализовывалось на следующий день на занятии по продуктивной деятельности.
По окончании цикла экскурсий была подготовлена комплексная презентация ее итогов, состоящая из выставки работ, причем представленные работы были и рисунками, и аппликациями, и изделиями из пластилина и природных материалов, и презентации в среде PowerPoint, отражающей основные моменты проекта. Особый энтузиазм презентация вызвала у детей, узнающих знакомые места, предметы, самих себя.
По практическим результатам апробации проекта были подведены следующие итоги:
- В результате тематического цикла экскурсий дети получили обширное представление об одном из интереснейших и красивейших мест нашего края и всей страны – Екатерининском дворце. Благодаря тому, что каждая последующая экскурсия, не смотря на другую тему, фактически проводилась в тех же местах, что и предыдущие, дети невольно вспоминали то, что им рассказывалось раньше, что в значительной мере способствовало запоминанию и усвоению материала.
- Дети усвоили, что все, что они видели – неотъемлемая часть своей страны и ее истории, что является неотъемлемым элементом патриотического воспитания.
- Проведенный цикл способствовал развитию у детей любознательности и кругозора.
- Повысился уровень развития общей культуры и культуры общения дошкольников.
- Повысился уровень социализации детей, качество отношений в коллективе.
- Активные прогулки на свежем воздухе способствовали подержанию и улучшению здоровья детей.
- Общение с новыми людьми способствовало развитию речи и существенному увеличению понятийного и словарного запаса.
- Проведенный цикл способствовал развитию у детей внимания и памяти.
- Темы экскурсий фактически являются темами для изучения окружающего предметного мира, таким образом цикл экскурсий способствовал реализации планов НОД, причем на высоком уровне благодаря эмоциональности и наглядности преподносимого материала.
- Занятия по изготовления поделок по результатам экскурсий, с одной стороны, служили средством закрепления полученной информации, а с другой являлись самостоятельными занятиями по продуктивной деятельности. Такое сочетание оказало благотворное влияние на мотивацию детей на занятиях.
- Существенно повысился уровень знаний по правилам дорожного движения и правилам поведения на улице.
Выражаем надежду, что на примере нашего опыта педагоги дошкольных образовательных учреждений смогу создавать и развивать новые формы обучения дошкольников, воспитывать новое поколение полноценными гражданами своей страны.
Литература
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. / Моск. психол.-социальн. ин-т. – М.: Ин-т. практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 64 с.
Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С.П., Дошкольная педагогика. –М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993.-128 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997.
Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. – Народная асвета, 1974. – 64 с.
Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» – М., 2000 г.
Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»», 2010
Прогулки и экскурсии в режиме группы продлённого дня /авт.-сост. И.В. Курбенко. – Волгоград: Учитель,2013.
Источник