Влияние экологического воспитания на развитие ребенка
Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка»
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».
В.Сухомлинский
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе
чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,
бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной
ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы – это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», – писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» и уникальностью – вот наша задача.
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми, дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.
Основой работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:
– системность;
– интеграция;
– учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
– обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;
– уважение личности каждого ребенка;
– преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы. Имеется соответствующий материал для поисково-исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.
Для реализации задач экологического воспитания через духовно-нравственное состояние ребёнка использую следующие методы, формы и методические приёмы обучения.
Формирование экологических понятий у дошкольников лучше осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую и духовно-нравственную направленность. Такие задания как экологические карты раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого дошкольники чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
В экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми . Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников, они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических и духовно-нравственных чувств.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения ” Найди по описанию”, “Что, где растёт?”, “Узнай и назови”, “Вершки – корешки”, “Чудесный мешочек”, “Угадай животное”, “Отгадай и нарисуй”, “Когда это бывает? “, “Загадки о животных” на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных . Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром “Султанчики”, ” Разноцветные ленточки”. Через игры они научились определять силу и направление ветра.
Часто на занятиях по формированию экологических представлений используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: “А его кто-нибудь спасёт?”, “А они не замёрзнут?”, “А почему ему никто не помог?” В этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник» заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или нет.
Сказка «Подснежник»
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.
Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой.
Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и
мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:
первая – экологическое сознание,
– вторая – экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется в непосредственной образовательной деятельности , а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Экологическое воспитание – составная часть духовно- нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Таким образом, духовно- нравственное и экологическое воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
Список использованной литературы
1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.
2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982
3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.
4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985.
Источник
Автор: Горовенко Анжелика Германовна
Доклад «Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка»
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».
В.Сухомлинский
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе
чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,
бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной
ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы – это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», – писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» и уникальностью – вот наша задача.
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми, дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.
Основой работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:
– системность;
– интеграция;
– учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
– обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;
– уважение личности каждого ребенка;
– преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы. Имеется соответствующий материал для поисково-исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.
Для реализации задач экологического воспитания через духовно-нравственное состояние ребёнка использую следующие методы, формы и методические приёмы обучения.
Формирование экологических понятий у дошкольников лучше осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую и духовно-нравственную направленность. Такие задания как экологические карты раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого дошкольники чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
В экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми . Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников, они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических и духовно-нравственных чувств.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения ” Найди по описанию”, “Что, где растёт?”, “Узнай и назови”, “Вершки – корешки”, “Чудесный мешочек”, “Угадай животное”, “Отгадай и нарисуй”, “Когда это бывает? “, “Загадки о животных” на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных . Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром “Султанчики”, ” Разноцветные ленточки”. Через игры они научились определять силу и направление ветра.
Часто на занятиях по формированию экологических представлений используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: “А его кто-нибудь спасёт?”, “А они не замёрзнут?”, “А почему ему никто не помог?” В этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник» заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или нет.
Сказка «Подснежник»
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.
Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой.
Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и
мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:
первая – экологическое сознание,
– вторая – экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется в непосредственной образовательной деятельности , а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Экологическое воспитание – составная часть духовно- нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Таким образом, духовно- нравственное и экологическое воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
Список использованной литературы
1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.
2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982
3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.
4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985.
comments powered by HyperComments
Источник