Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности ребенка

Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности ребенка thumbnail

Влияние экологического воспитания

на духовное развитие личности учащихся

 МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи

имени Добробабиной А.П. города Белово»

Дорофеевой Ирины Ивановны

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там — лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.

В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Актуальность вопроса в том, что практическая природоохранная деятельность приводит к осознанному пониманию современных задач экологии потребности личного участия в решении экологических проблем. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (№ 236 от 04.02.1994 г.) и современной экологической доктриной Российской Федерации – экологическое обучение, воспитание, просвещение признано одним из важнейших направлений государственной политике в области экологии. Экологическое воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В процессе работы видно, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Я, как педагог дополнительного образования детского объединения «Зоопочемучки» использую разнообразные методы исследования окружающей среды. Осуществляю общественно полезную деятельность учащихся по охране объектов и комплексов природы, дети участвуют в различных практических экологических акциях. Примером таких акций стали Дни защиты Кузбасса от экологической опасности, различные природоохранные операции: «Сохраним елочку», «Чистый воздух», «Посади дерево», «Муравейник». В своей работе использую многообразные формы по воспитанию экологической культуры:

– экологические беседы: «Мы – друзья природы», «»Как мы помогаем природе?», «О культуре поведения в природе», «Зеленая аптека»;

-конкурс загадок о природе;

– экологические игры: «По тропе Берендея», «Тайны лесной тропинки»;

– экскурсии: «Музей природы»;

– составление и отгадывание ребусов о природе;

– игра-путешествие «По заповедным уголкам мира».

В процессе экскурсий в природу дети наблюдают за насекомыми, птицами, животными, учатся быть внимательными и знают, что нельзя топтать и рвать цветы, ломать деревья, уничтожать муравейники, разорять птичьи гнезда.

И если они этому следуют, это их небольшой, но значимый вклад в охране природных богатств родного края.

На втором году обучения планируем с ребятами разработать экологическую тропу, это одна из интересных форм овладения правилами грамотного поведения в природе.

Данные мероприятия позволяют выявить знания учащихся, внести свой посильный вклад в создание здоровой окружающей среды.

   Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью

  Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Литература

  1. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст]/Т.Я.Ашихмина.-М.: Рандеву, 2000.- 385 с.

  2. Алиева, Н.А. Всероссийская конференция, посвященная 90-летию системы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности [Текст] /Н.А.Алиева// Юннатский вестник.- 2008-№ 3.-8-13.

  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]/С.Н.Николаева.-М.:АСАДЕМА,2002.-с110-114.

  4. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей [Текст] :учебное пособие /О.Е.Лебедев, М.В.Катунова, Н.Ф.Трубицын.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-256 с.

Источник

Автор: Горовенко Анжелика Германовна

Доклад «Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка»

 «Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир

                                                                  природы с безграничным богатством явлений,
                                                                           с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
                                источник детского разума».

В.Сухомлинский

       Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе.      Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе

чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,

бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной

ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы  – это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.

      Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», – писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом»  и уникальностью – вот наша задача.

      Природа  и  человек   взаимосвязаны  друг  с  другом.  Хорошо  понимая важность  экологических  проблем,  необходимо  учить  ребят  правильному образу  жизни,  милосердию,  ощущению  себя  частичкой  природы.

        Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми,  дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

      Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Читайте также:  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в 2 года

     “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.  В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.

       Основой работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:  

  – системность;

  – интеграция;

  – учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;                            

  – обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;                

  – уважение  личности каждого ребенка;

  – преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

      В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы. Имеется соответствующий  материал  для поисково-исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей  природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.

       Для реализации задач экологического воспитания через  духовно-нравственное состояние ребёнка  использую  следующие методы, формы и методические приёмы обучения.

Формирование экологических понятий у  дошкольников лучше  осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую и духовно-нравственную направленность. Такие задания как экологические карты  раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого дошкольники  чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

       В  экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

      Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному  воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми . Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников, они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических  и духовно-нравственных чувств.

      Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения ” Найди по описанию”, “Что, где растёт?”, “Узнай и назови”, “Вершки – корешки”, “Чудесный мешочек”, “Угадай животное”, “Отгадай и нарисуй”, “Когда это бывает? “, “Загадки о животных” на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных .  Детям очень нравится  играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром “Султанчики”, ” Разноцветные ленточки”. Через игры они научились определять силу и направление ветра.

Читайте также:  Нарисовать для развития ребенка до года

      Часто на занятиях  по формированию экологических представлений используется  художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: “А его кто-нибудь спасёт?”, “А они не замёрзнут?”, “А почему ему никто не помог?” В этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник» заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или нет.

Сказка «Подснежник»

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых  цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.

      Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах  о необходимости  жить в гармонии с природой.

Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и

мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании  экологического мировоззрения выявляются две стороны:

первая – экологическое сознание,

– вторая – экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется в непосредственной образовательной деятельности , а экологическое поведение формируется  годами в практической деятельности. Экологическое воспитание – составная часть духовно- нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

      Таким образом, духовно- нравственное и экологическое  воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

Список использованной литературы

1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.

2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982

3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.

4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985.

comments powered by HyperComments

Источник