Влияние изучения иностранных языков на развитие психики ребенка

Влияние изучения иностранных языков на развитие психики ребенка thumbnail

В современном
мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и
социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие
требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном
языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем
восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к
обучению. Существует мнение, что раннее
обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного
образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако
исследования показали, что изучение иностранных языков, при
правильной организации занятий, развивает детей, повышает их
образовательный и культурный уровень.

Уже доказано, что
раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс
формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также
положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что
под ранним обучением иностранного языка понимается обучение,
осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с
момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой
пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие
потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от
воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо
начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под
руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что
самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому
научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность
овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется
уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких
языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него
(искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям
постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в
том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном
языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а
уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить,
застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в
среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение
иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения
больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок,
который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано
начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит
учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и
скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Следует упомянуть полемику на тему:
«способствует ли изучение иностранных языков улучшению
произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды,
психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для
разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо
заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке
ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае
нарушении речи следует отложить изучение другого языка.

Доказано, что лучше всего дети
запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них
эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое
значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью.
На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно
создается художественная среда. Театральная, музыкальная,
литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному
языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к
обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их
личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В.
Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие
родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному
языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным
языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило
положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей,
на выработку у них способов адекватного поведения в различных
жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее
благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам
психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список
положительных результатов раннего изучения иностранного языка.
Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении
является его гуманистическая направленность.

Существует
множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ
обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и
действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в
игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой
деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для
ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной
сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий;
средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность
оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления,
во­ображения [7].

Итак, игра
является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную
деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится
привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать,
что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания
иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на
начальном этапе занимались Г.В. Ро­гова и И.Н. Верещагина, Е.И.
Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и
психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и
старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В.
Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена
проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой
деятельности на раз­лич­ных этапах обучения –
начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности
учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических
особенностей учащихся.

Например, при обучении
иностранному языку маленьких де­тей необходимо принимать во
внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также,
важно пом­нить, что им трудно в течение длительного времени
удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их
деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально
насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель
обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при
оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой дети овладевают к
третьему году жизни, знакомятся с че­ловеческими отношениями,
открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение
и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И
это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В
результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те
формируется готовность к учению.

Игры можно использовать при
введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков
устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия
для естественного общения детей.

Итак, следует выделить следующее:

– игру можно включать в том или
ином виде в занятия по иностранному языку;

– проведение игр на уроках
иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели
обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и
культуре поведения вообще;

– разработка и внедрение игр в
процессе обучения способствует более успешному решению основных задач
обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Так же очень часто на уроках
иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
используют проектные методики. В европейских
языках слово “проект” заимствовано из латыни: причастие
projectus означает “выброшенный вперед”, “выступающий”,
“бросающийся в глаза”. Применительно к уроку иностранного
языка, проект – это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием
творческого продукта. Таким образом, метод проектов – это
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать
ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с
обязательной презентацией результатов. Ниже
приведены
несколько
примеров проектной методики, с
помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь
сразу нескольких целей – расширить словарный запас учащихся,
закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке
праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными
работами детей.

№1. My
Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из
журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В
течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и
рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т.
д.)

№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать
картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.

№3. Washing
Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем
развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Работу
над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально.
Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность
работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять
ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.

Таким образом, использование
разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей
направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс
обучения иностранному языку более эффективным.

Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного
языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с
полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка
не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка.
Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно
говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие
детей.

И цель педагога в данной ситуации
сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего
обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за
инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями,
родителями, осознающими значение образования и развития своих детей.
И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу
своих юных граждан, а значит своего будущего.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические
особенности усвоения второго языка младшими школьниками //
Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении
иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях
эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования
в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- №
2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли
дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, №
6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н.
Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном
обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- №
6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В.
Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание
человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№
2.-С.42-50.

6. Уланова О.Б. Английский для
дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия»,
1998.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, обучение, раннее обучение, родной язык, раннее изучение, устная речь.

Источник

Павловская Елена Владимировна,

Лапо Анна Анатольевна,

Ефимова Валерия Геннадиевна

МАДОУ детский сад №73 «Мишутка»

Белгородская область, г. Старый Оскол

Влияние раннего обучения английскому языку на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В настоящее время в связи с укреплением международных связей повысился интерес к раннему обучению детей иностранным языкам. Среди иностранных языков мира главное место занимает английский язык – а все потому, что он стал признанным международным языком.

        Не редко родители задаются вопросом, о том стоит ли обучать ребенка английскому языку, а особенно с раннего возраста. Бытует мнение, что раннее обучение английскому языку усложняет содержание дошкольного образования, а также негативно сказывается на развитии родного языка. Однако еще Л.С. Выготский доказал что изучение второго языка оказывает благоприятное влияние на развитие родной речи. Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, подтвердило «благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у детей способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом».

Обучение иностранному языку предполагает развитие у дошкольников творческой самостоятельности, умения трудиться в коллективе, формирование навыков межличностного общения, навыков самоконтроля, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности.

Какой возраст наиболее благоприятен для начала занятий? Есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга». Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Самый благоприятный возраст 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.

При организации занятий по английскому языку формы обучения должны быть направлены на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя, а не на усвоение как можно большего количества английской лексики. Для того чтобы дошкольник мог использовать лексику осмысленно, необходимо уделять особое внимание качеству владения материалом.

Создание доброжелательной атмосферы в группе детей, умение их бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание – необходимое условие успешного выполнения любого задания в процессе обучения. Доброе, внимательное отношение взрослого избавит его от многих огорчений и ненужных переживаний, избежать стрессов.

Подводя итоги вышесказанного, можно утверждать, что изучение иностранного языка не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка, а наоборот способствует его психическому и речевому развитию.

Если стараться организовывать детям эмоциональное восприятие явлений, помогать осознавать полученные впечатления, то процесс обучения английскому языку принесет им радость, будет способствовать формированию любви к обучению, своему дому, краю, всему живому.

Источник

Ранее обучение иностранным языкам является приоритетным направлением в образовательной политике, как Российской Федерации, так и западноевропейских стран. Иностранный язык стал в настоящее время одной из составных частей жизни современного ребенка. Наши дети слышат иностранную речь по телевизору, радио, просматривая видеофильмы, играя на разных гаджетах, играя с игрушками, путешествуя за границу. Изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем, отсюда и подходы к обучению должны измениться. Так теперь уже практически никто не сомневается в необходимости раннего обучения детей иностранным языкам. Уже доказано, что это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и в свою очередь положительно влияет на общее развитие ребенка.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие возможности развития. А реализация способностей ребенка зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Таким образом, развивать ребенка необходимо начинать с первых дней жизни и развитие это может иметь самые разные направления.

Такие психические особенности ребенка, как быстрое и легкое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера способствуют изучению иностранного языка в дошкольном возрасте. Дети-дошкольники очень пытливы и любознательны, им свойственна и необходима неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях и поэтому необходимо использовать психофизиологические особенности при обучении.

Другим очень важным преимуществом дошкольного возраста является игровая мотивация. Игра позволяет естественно и эффективно организовать обучение любого иностранного языка. С помощью специальным образом организованной игры в учебном процессе можно сделать коммуникативно ценными любые языковые единицы.

Большинство исследователей (А.А. Леонтьев, Е.А. Аркин, Е.И. Негневицкая, И.Л. Шолпо и др.) отмечают, что обучение иностранному языку в дошкольном возрасте благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке. Совершенствуются все стороны родной речи: словарный запас, речевой слух, диалогическая и монологическая речь ребенка. Более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.

Как в отечественной (Л.С. Выготский, С.Н. Рубинштейн), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер, Р. Робертс) доказано, что ребенку изучение иностранного языка дается легче, чем взрослому. Маленькие дети быстрее запоминают, они неординарны в мышлении и поведении, очень любопытны, а потому проще принимают правила «новой игры».

Кроме того, замечено, что дети, которые рано начали изучать иностранный язык, если продолжают эти занятия, любят учиться, легко занимаются сами и никогда не мучаются от скуки без дела. Изучение иностранного языка полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей. Единственное – у ребенка не должно быть проблем с родным языком. Но реальный опыт показывает, что если заниматься речевым аппаратом – он разрабатывается. И чем больше звуков освоит ребенок, тем лучше, а не хуже. А проблемы возникают от недостатка стимулирования ребенка к произнесению различных звуков, а не от его избытка.

Обучение иностранным языкам дошкольников призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения выступает развитие личности ребенка средствами предмета. Следует отметить также, что через обучение иностранному языку ребенок получает:

  1. Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания, комфортности в общении и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;
  2. Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование положительного отношения к ним; осознание и сравнение детьми родной культуры через знакомство с иностранной;
  3. Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, которая принадлежит к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;
  4. Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, работать в группах, находить и устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности.

Помимо образовательных задач преподавания иностранного языка реализуются также и воспитательно-развивающие цели, которые состоят в следующем:

  • формирование у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к истории и культуре народа, говорящего на этом языке;
  • воспитание нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности, коллективизма, терпимости и уважения друг к другу.

Формы обучения направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка, использовать их ситуативно, и осмысленно.

Содержание обучения должно давать возможность органично интегрировать в учебный процесс по иностранному языку различные виды деятельности, типичные для детей дошкольного возраста: игровую, изобразительную, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование и другие, и тем самым создавать условия для гармоничного развития личности ребенка.

Главным критерием в обучении дошкольников иностранному языку является не усвоение как можно большего количества лексических единиц, а умение выразить себя через развитие коммуникативных навыков ребенка. Наблюдения показывают, укрепляя уверенность ребенка в себе, повышается его самооценка. Следовательно, появятся успехи.

Объединяя мыслительные, эмоциональные и двигательные сферы при обучении иностранному языку, мы развиваем целостную личность в единстве ее природных задатков и социального опыта.

Итак, изучение языков положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, расширяет кругозор, позволяет познавать через язык страну, ее народ и культуру. Таким образом, мы можем рассматривать раннее изучение иностранного языка как средство развития личности дошкольника.

Источник