Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности ребенка

Наталья Асютина
Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника»

«Центр развития ребёнка – детский сад «Калинка»

СТАТЬЯ

Тема: “Влияние изобразительного искусства на развитие творческой

личности дошкольника“.

Асютина Наталья Валерьевна

Специальность: педагог дополнительного образования

Первая категория

Абакан

2017 год

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Изобразительная деятельность детей

2.2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника.

2.3. Методы и приемы в ИЗО, направленные на развитие творческих способностей дошкольника (Программа “Детство”).

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5.Приложения:

– таблица №1

– таблица №2

Введение

Основной целью современного образования является воспитание творческой,

самостоятельной, свободной личности. Именно человек определяет прогресс человечества. За

последние пятьдесят лет в мире произошли большие изменения, имеющие положительный

характер. В медицине, в искусстве, винформационных технологиях, в образовании

человечество достигло положительных результатов и сделало много открытий. Наше время –

время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей,

которые будут направлять свою энергию на благо человечества.

Поэтому развитие творческой личности – это одна из основных целей образовательного

процесса в дошкольных и школьных учреждениях. Определение детского творчества одной из

первых дала известный советский педагог, учёный Е. А.Флерина: “Детское изобразительное

творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей

действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на

работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им

через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а

перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому“. Е. А.

Флерина выделяла проблему творческого развития из многих других и писала оее

актуальности ещё в середине 20-го столетия.Автор излагает следующее: “О ценности и

значении творческой деятельности советских людей свидетельствуют ежедневные успехи в

труде, достижения в разных областях науки и искусства. Инициативный, творческий труд в

Советском государстве ценится высоко, почитается и поощряется. Несомненно, что активной

творческой деятельности подрастающее поколение должно учиться с ранних лет; для этого

имеются все возможности и богатый пример взрослых”. Дальнейшие исследования детского творчества ещё более уточнили это определение. Н. П. Саккулина рассматривает

изобразительную деятельность ребёнка как способность к изображению, то есть умению

правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к

нему рисующего. Эта способность выражается и является показателем детского творческого начала.

Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно, для становления процесса

восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для

творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит

творческое развитие ребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого

развития являются игра и изобразительная деятельность. Именно в них проявляются разные

стороны развития ребёнка.

Г. А.Кузьмина добавляет: ” Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и

приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста – один из

признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала“.

Итак, цель работы- показать, какое влияние оказывает изобразительное искусство на ребёнка

дошкольного возраста и как помогает развитию его творческих способностей.

Основная часть.

1. Изобразительная деятельность детей.

Изобразительнаядеятельность детей изучается психологами с разных сторон:

как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ

процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а так же связи между

личностью ребёнка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский

рисунок с точки зрения его психологической значимости, ещё недостаточно изучен. С этим

связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу

детских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый

биологический смысл. Детство – период интенсивного становления физиологических и

психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения

программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, а также

сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребёнок переходит к

усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,

появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании

зрительных образов, помогая овладеть формами, координировать перцептивные и моторные

акты.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности

межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное

мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также

абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важна связь

рисования с мышлением ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем

накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в

образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотряна нехватку слов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование-это один из видов

аналитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими

психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и

мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и

связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания,

оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чем наблюдательнее ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже

при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие

предметы и явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к

изображаемому.

Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой

оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь

передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и

красками.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребёнка и хотят помочь

ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует.

Увлекаясь рисованием, даже самые непоседливые дети способны на час или два просидеть за

рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то бормоча себе под нос, быстро заполняя

большие листы бумаги изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев. Рисуют

дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих

их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большая

смелость. Ребёнок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и

воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.

Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, виденные в жизни, а для мечтателя

– образы сказок, образы воображения.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне,

что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется,

это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не

только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он

может усовершенствоваться в работе над рисунком.

2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника.

Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка:

доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте

двух лет. Первые каракули – это обычно случайные метки. В это время ребёнка интересует не

изображение, а сам карандаш. Больше того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш,

когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с

рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой карандашом. В этот период

ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом

возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после

начала стадии каракулей, у ребёнка возникает возможность зрительного контроля над

рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период

рисуют с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля

важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это

время ребёнок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Часто, стадию каракулей или стадию «мараний» (какой понятный, почти житейский термин,

сравнивают с младенческимгулением, возникающим задолго до появления речи, когда,

порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребёнок

стремительно овладевает «звуковой материей». Каракули заканчиваются в тот момент, когда

появляется замкнутый контур – «круг».

Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур даёт форму. У ребёнка ещё

нет чёткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного

мира. До трёх лет ребёнок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему

дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них «вот такие», показав

зелёный квадрат, то ребёнок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно

квадраты.

Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от

Предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает

давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого

ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если раньше ребёнок получал удовольствие

от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим

внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребёнку создавать линии и

Источник

Влияние  изобразительной деятельности на развитие ребенка

Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем  умнее ребенок.

                                                                                                                                                                                         В.А.Сухомлинский

              Содержание педагогического процесса во многом определяется социальным заказом. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи.

               Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, – необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века. Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем  сформированности  основных компонентов  творческого мышления на более ранних этапах формирования личности.

                В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления (обнаружение разного рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего будущего;  выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме.

          Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинать её развитие с дошкольного возраста. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития.

         В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

            Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: я, прежде всего, стараюсь обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

           Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

             Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

             При организации восприятия предметов и явлений обращаю внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

            Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности не возможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

             На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

          Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

         Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и  развитию наглядно–образного  мышления.

              Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

               Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

                Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участию ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

        Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

           Как показывает опыт практической работы, для успешной организации занятий по художественной деятельности необходимо создание продуманной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Я придерживаюсь следующей системы условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников:

  1. развитие интереса к изучению изобразительного искусства;        
  1. сочетание систематического контроля над изобразительной деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;
  1. воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
  1. последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
  1. целенаправленное, систематизированное  использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  1. отбор  произведений изобразительного искусства для изучения;
  1. использование на занятиях изобразительным искусством технических  средств обучения, особенно видео – и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
  1. активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно – прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
  1. введение  в  урок творческих и импровизационных задач;
  1. применение разнообразных художественных материалов и техник работы  ими;
  1. смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика,  живопись,  лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
  1. сочетание  индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;
  1. введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр;  использование элементов соревнования;
  1. систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета “Изобразительное искусство”, между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе
  1. Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео – и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я. А. Каменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах  многих выдающихся педагогов – И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение  наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др.

               На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие и импровизированные задачи. Одно из главных требований при этом – предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях можно обратить внимание дошкольников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, можно показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к  пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенок постепенно подводится к  их самостоятельному выбору.

            Основной задачей занятий изобразительным искусством с детьми является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, жизни людей. Занятия искусством имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь — накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира.

Источник