Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка

Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию «Берёзка»

Доклад

«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка

 (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»

Составитель: Е.Ю. Уйменова,

                                                         педагог-психолог

2013 г.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей, возрастает просветительская роль искусства.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина считают, что необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Так же нужно учитывать  влияния искусства на формирование мозга ребенка и, соответственно, на его развитие. Как известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие отвечает за логическое мышление и аналитические процессы. Обычно при обучении в школе это чтение, математика и естественные науки. Правое полушарие мозга отвечает за интуицию, эмоциональное восприятие и творческий потенциал. Когда человек принимает участие в творческой деятельности при создании произведений искусства используется именно правое полушарие мозга. То есть в школе это такие предметы как ИЗО и музыка. Эту часть мозга в школе обычно меньше всего тренируется. Но для эффективной работы мозга оба полушария должны работать вместе одновременно. Поэтому необходимо стимулировать развитие и правого полушария. Дети должны подвергаться воздействию искусства, таким образом, укрепляя связь между полушариями.

Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:

  • Ребёнок учится мыслить творчески.
  • Ребёнок учится наблюдать и описывать, анализировать и интерпретировать.
  • Ребёнок учится выражать свои чувства словами или без слов.
  • Ребёнок узнает, что может существовать более одного правильного ответа и несколько точек зрения.
  • Искусство знакомит детей с культурами всего мира.
  • Ребёнок может успешно заниматься творческими занятиями и приобщаться к искусству, даже если у него физические, эмоциональные или психические проблемы.
  • Каждый ребёнок может почувствовать гордость за свои оригинальные художественные произведения.

Источник

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 26

Советского района  г.Волгограда

Влияние художественных материалов

на развитие психологических

процессов дошкольников.

Педагог-психолог:

Зубкова

Марина Владимировна

Волгоград – 2014

Давайте вначале дадим определение понятия психологического влияния.

Наиболее близкое по смыслу определение психологического влияния будет звучать и выглядеть так:

Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств.

Для  ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, мы поможем ребенку научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создадим возможность для самовыражения. Что в свою очередь поможет ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни в современном обществе.

Педагоги всегда  в поиске новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья обучающихся. Арт-терапия является одним из таких волшебных методов. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, развивает основные познавательные процессы, такие как внимание, восприятие, воображение, память, мышление.  

Читайте также:  Карта развития ребенка в детском доме

Развитие эмоциональной сферы дошкольников, формирование у них способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью средств арт-терапии.

Решаются следующие задачи:

– развитие творческого мышления, воображения;

-создание условий для самопознания и самовыражения;

-снятие психоэмоционального напряжения;

-развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

-развитие навыков рефлексии. 

1.Развивается мелкая моторика. Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Чтобы ребёнок научился правильно держать ручку нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше, походит работа с мелким материалом, который используется на занятиях. Вследствие этого развивается мелкая моторика пальцев рук у детей.

2.Развивается творчество и воображение. Содержание и методика проведения занятий по продуктивной деятельности прежде всего направлены на развитие творчества у детей. Для этого используется художественное слово, а также музыка.

3.Создание эмоционально – положительного настроя у детей. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок преодолевает робость, страх перед тем, что у него ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

4.Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

В нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных является художественно – эстетическое направление, и одним из методических приемом мы используем ознакомление с искусством для того, чтобы с успехом развить дошкольника и включить в работу все его органы чувств.

Произведения искусства неизменно вызывают у ребенка радость от их восприятия, стремление любоваться произведениями изобразительного искусства, живописью, скульптурой, внимательно вслушиваться в музыку, поэзию.

Чтобы подвести ребенка к постижению красоты, наши педагоги стараются вложить в эту работу свои знания, свое сердце, суметь передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе.

Знакомя детей с деревьями, птицами, животными, солнцем, морем и т. д. педагоги подводят детей к сравнению, подбирая произведения искусства изобразительного и музыкального, в которых присутствует образность, сравнение и олицетворение. Поэтому подбору произведений искусства для интегрированных занятий уделяем особое внимание, чтобы они были яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.

Искусство несет в себе огромный опыт отношения человека с окружающим миром, другими людьми. Неоценимое значение в этом играет театрализованная деятельность. Она представляет собой синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним.

Художественные материалы и способы работы с ними в процессе арт-терапии с обучающимися могут быть весьма разнообразными. Так, дети могут создавать оформленную художественную продукцию. Работая с пластическими материалами, дети также могут размазывать их по различным поверхностям или лепить из глины, пластилина.

Наряду с различными изобразительными материалами и способами работы с ними, в процессе арт-терапевтических занятий, с учетом психофизических особенностей обучающихся, могут применяться иные искусства и формы творческого самовыражения, связанные с элементами музыкальной терапии, драмотерапией и т. д. Подобные формы арт-терапевтической работы нередко называют интегративным направлением в арт-терапии или мультимодальной арт-терапией.

Так, в ходе занятий нами нередко используются элементы пассивной и активной музыкотерапии. Музыка воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик. Если обучающийся выразит свои чувства, слушая музыку, или реализует их с помощью инструмента, этим он снимет внутреннее напряжение, и измененные вибрации организма помогут ему разрешить все его проблемы.

Музыка способствует активизации воображения и вызывает эмоциональный отклик. Во многих случаях звучание музыки во время занятий ребенка изодеятельностью помогает снять напряжение и позволяет достичь большей спонтанности и свободы самовыражения. Педагог предлагает ребенку выбрать и включить музыку. Обучающийся также сам определяет, нужно ему музыкальное сопровождение или нет.

В процессе арт-терапевтических занятий может применяться различный повествовательный материал — сказки, истории, стихотворения.

По мере подготовки к спектаклю, дети проходят путь от рождения замысла до его творческой реализации. Мы даем детям возможность побывать в роли драматурга, музыканта, художника, костюмера, кукловода, актера.

С помощью театрализованной деятельности воспитатели развивают эмоциональную сферу ребенка, учат сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. В мимике, жестах, интонации дети передают свои чувства и учатся «читать» настроения и чувства героя, ставят себя на его место в различных ситуациях.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка в полгода

Дети приобретают способность эмоционально откликаться на чужую боль и радость, сопереживать – это важнейший душевный труд.

Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, мы формируем представления обучающихся о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно – прикладного искусства. С этой целью планируем воспитательно-образовательную работу в системе, выстраивая её в циклы. На занятиях используем русские народные сказки, былины, потешки, народные игрушки, народную музыку.

Чтение сказки или стихотворения до начала изобразительной деятельности также помогает оживить воображение и придать творческой активности ребенка определенную направленность. Иногда на занятии ребенку предлагается после прослушивания сказки «проиграть» ее с помощью маленьких игрушек.

Элементы песочной терапии. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов естественной творческой активности ребенка. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Данное направление работы с детьми может включать в себя пересыпание песка, создание хаотичных композиций из песка и предметов или создание своего песочного мира.

Нередко разные емкости, используемые в ходе арт-терапевтических занятий, несут для ребенка определенную смысловую нагрузку и вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Так, «ванночка» может ассоциироваться с телесным и эмоциональным контактом ребенка с родителем. Для ребенка это особенно важно, так как в процессе арт-терапевтической деятельности подобная емкость с песком дает ему дополнительное чувство защиты и теплоты.

Яркими проявлениями творчества детей явились поделки в стиле пластелинографии. Сначала появились отдельные образы, а затем и целые картины из пластилина, выполненные детьми совместно со взрослыми. На этих занятиях у детей развивается мелкая моторика рук, зрительные анализаторы, словарь детей обогащается новой терминологией.

Известно, что детям свойственно стремление рисовать. Рисование – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов.

Нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Многие виды нетрадиционных техник способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционных техник работы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Результат работы:

У детей возрос интерес к нетрадиционным техникам работы. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. «Шедевры» живут, дышат, улыбаются. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. У детей прослеживается динамика развития мелкой моторики рук. Дети стали меньше выходить за контуры при закрашивании, линии стали четкие, нажим карандаша стал нормальным, пробелов практически не наблюдается. Это прослеживается при анализе работ детей.

Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения, самостоятельности и мышления.

Мы считаем, что наша работа дала свои результаты. Систематическая и планомерная работа помогла поднять на более высокий уровень их интеллектуальное, культурное и эмоционально-волевое развитие, о чём говорят результаты диагностики.

Мы создали условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имеет возможность самостоятельно проявлять свои творческие способности.

О возможностях арт – терапии, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

Алябьева Е. А. “Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста”

Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. ” Чудеса не песке. Песочная игротерапия”

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”

Давыдова Г. Н. ” Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть I и II.”

Жукова О. Г, Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Киселёва М. В. ” Арт- терапия в работе с детьми

Ковалец И. В. ” Азбука эмоций”

Лебедева Л. Д. ” Практика арт-терапии: подходы, диагностики, система занятий”

Читайте также:  Нормативы развития ребенка до года

Лыкова Е. ” Изобразительная деятельность в детском саду”

Малахова А. Н. ” Небесное путешествие”

Никифорова Л. А. ” Вкус и запах радости”

Сакович Н. А. ” Практика сказкотерапии”

Утробина К. К., Утробин Г. Ф «Увлекательное рисование методом тычка»

Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

Источник

Роль искусства в воспитании

«Искусство создает хороших людей,
формирует человеческую душу»
— П.И. Чайковский

Наряду с развивающими методиками, такими как методика Глена Домана, Марии Монтессори, воспитание по методу Макото Шичиды, использование элементов ТРИЗ-педагогики,  стало модным приобщение детей к истории искусства, изучению живописи, раннее знакомство с музыкой.  Востребованность и популярность таких методов у родителей объясняется тем, что современное общество предъявляет все больше требований к человеку как к личности. Быть образованным уже недостаточно. Важно уметь мыслить творчески и решать нестандартные задачи легко и непринужденно. Быть разносторонней личностью, имеющей широкий кругозор и собственное мнение.

По мере взросления ребенок все больше проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост. Важной составляющей роста и развития является эффективная работа мозга, которая обеспечивается тесным взаимодействием правого и левого полушария.

Американский нейропсихолог Р. Сперри в своих работах отмечал, что каждое полушарие отвечает за особый специфический способ познания мира и в большинстве случаев действует как самостоятельный мозг. Таким образом, для эффективного  функционирования головного мозга, необходимо активное взаимодействие полушарий. Левое и правое полушарие должны быть хорошо развиты в одинаковой мере и работать слаженно.

Положительное влияние искусства на развитие детей

В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие.  Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.

Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания,  как элемент культуры,  оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.

А именно:

  • Происходит формирование личности
  • Благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал
  • Способствует формированию социально-приемлемых нравственных ориентиров
  • Помогает ребенку учиться мыслить творчески
  • Занятия творчеством способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе
  • В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать
  • Учится переводить язык чувств и эмоций в словесную форму
  • Развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание
  • Искусство, как элемент культуры помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира
  • Искусство — хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем

Как сделать искусство частью жизни ребенка?

  • Пусть искусство будет доступно для ребенка. Слушайте музыку, танцуйте, рисуйте, пойте.
  • Занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами.
  • Организуйте зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы, цветная бумага, клей, пластилин, масса для лепки.
  • Выделите полку для книг, связанных с искусством и повествующих о нем.
  • Читайте книги о художниках, музыкантах, архитекторах, скульпторах и предметах искусства.
  • Рассматривайте репродукции. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять.
  • Посещайте музеи, театры, выставки, концерты. Обращайте внимание ребенка на уличное творчество.
  • Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.
  • Заведите специальную папку (подойдет папка с файлами на кольцах) или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
  • Сделайте традиционными домашние спектакли, мюзиклы, музыкальнее концерты.
  • Если вы заметили, что ребенок интересуется определенным видом искусства, запишите его в тематический кружок, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки.

Заключение

Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.

Гармоничного развития Вам и Вашим детям!

Интересно, а какие виды искусства и каким образом включены в жизнь вашего ребенка? Поделитесь в комментариях!

Автор: Алла Нагинайло, психолог

Источник