Влияние интернета на развитие личности ребенка

Влияние интернета на развитие личности ребенка thumbnail

Переведенцева Анна Николаевна г. Саратов

Ребёнок и интернет: влияние на личностное развитие.

В наше время интернет стал неотъемлемым фактором существования современного общества. Объём полезной информации сталкивается с массой таящихся опасностей для незрелой психики ребёнка.

Конечно, не следует говорить о тотально одностороннем негативном влиянии интернета на психику ребёнка. Ведь дело даже не в самом интернете, а в том, как и в ущерб чему дети «проводят» в нём своё время. В большей степени нам следует говорить о негативном влиянии «свободного плавания» по паутинной сети ребёнка на фоне дефицита реального внутрисемейного общения, физического, коммуникативного, социального развития.

Зрелая личность заходит в интернет, имея определённые цели, основанные на его потребностях, интересах, ведущих мотивах с основным постулатом взаимодействия с окружающим миром – поддержание гомеостаза – внутреннего равновесия, приспособления к реальности.

Интернет – часть нашей реальности. Но может ли сам ребёнок адаптироваться к ней? Ответ однозначно отрицательный.

Бесконтрольное использование ресурсов сети негативно влияет на целостное развитие психики ребёнка.

Наша задача, задача окружающих ребёнка родителей, значимых взрослых и общества в целом обеспечить детям гармоничное взаимодействие с информационной магистралью, воспитав у ребёнка культуру общения с ней со своими нормами, правилами и ограничениями.

Ребёнку необходимо пройти длинный путь социализации, дабы воспитать в себе те качества, которые позволят ему гармонично вписать в свою общую деятельность современные достижения, не приведя себя к состоянию дезадаптации, общему нарушению взаимодействия с реальностью в виде ухода, игнорирования её, путем искусственного изменения своего психического состояния, формируя зависимое поведение.

Каждый родитель хочет видеть в своём ребёнке гармоничную адаптивную личность с выработанной волевой регуляцией поведения, нравственными основаниями и мировоззренческими установками, социальным интересом, потребностью принадлежать к определённой социальной группе, удовлетворяя свои потребности высшего уровня – принятие, уважение, самоактуализация.

Основную роль в формировании черт характера, личности в целом, стилей поведения играют формы и методы воспитания, эмоциональный контакт родителей и детей, обеспечивающие равномерность развития, темпа созревания психических и физических функций у ребёнка.

Но, что же, происходит с развитием личности ребёнка, если мы отпускаем его в «свободное плавание» по паутинной сети, предоставляя ему бесконтрольное временное пространство и информационное поле?

Мы теряем своё влияние на формирование личности ребёнка. И уже неконтролируемая нами информация несет в себе воспитательный эффект.

Рассмотрим негативный путь развития личности ребёнка в котором формируется зависимое поведение, нарушение социального функционирования.

Ребёнок погружается в информационное пространство, необходимость выхода сопровождается эмоциональными срывами, компьютер и интернет становятся основными комфортными, доставляющими ему удовольствие видами деятельности.

У ребёнка не развивается широта потребностной сферы, которая формируется посредством общения. Отсутствуют интересы к другим видам деятельности, требующими собственной активности, волевого аспекта поведения. Не нарабатываются разнообразные коппинг – стратегии (формы совладания со стрессами: спорт, эмоциональное общение с родителями, игра с животными, рисование, прослушивание музыкальных произведений, общение с природой).

Реальность представляется скучной, однообразной, не вызывающей глубины эмоциональных переживаний. Значительно снижается активность ребёнка и подростка в обыденной жизни – семья, учёба, которые наполнены ожиданиями, требованиями, границами, необходимостью установления компетентных межличностных отношений с наработкой навыков урегулирования конфликтов.

У ребёнка формируются черты зависимости, тревожности, избегающее поведения, стремление уходить от ответственности, скрытый комплекс неполноценности на фоне отсутствия компетентности в других видах деятельности (реальное общение, спорт, учёба). Снижается переносимость трудностей в повседневной жизни.

Виртуальное общение, игровая деятельность становится некой коробкой, которая реализует чувство безопасности.

У ребёнка не формируются саморегулирующие механизмы – ведь отсутствует сама деятельность, которая помогает им контролировать эмоции, общаясь с окружающими.

Более того, ограничение реальной коммуникации, акцент на интеллектуальном развитии ребёнка формирует эмоционально – неустойчивый рисунок поведенческого реагирования на внешние (мешающие реализации зависимого поведения) ситуации.

Преждевременная информативная нагрузка на ещё недостаточно функционально развитое левое полушарие приводит к быстрому утомлению и компенсаторно – реактивному эмотивному типу поведения. Возрастает аффективность в виде обидчивости, недовольства, капризности, истерик.

Не развивается эмоциональная компетентность детей – выражены низкие коммуникативные навыки, недостаточны чувство эмпатии, умение самостоятельно решать свои проблемы, адаптация к стрессам.

Кроме того, вне специально организованных условиях блокируется развитие воображения, не развивается функция созерцания. Нет зоны для проявления творческой активности.

Где таятся корни этих нарушений? Скорее всего, их можно найти в характере детско – родительских отношений. «Удобство», невозможность противостояния детской напористости оправдывают бесконтрольные отношения своего ребёнка с информационной системой.

Конечно, чтобы ежедневно повышать уровень эмоционального, личностного развития ребёнка необходимы собственные родителей усилия, направленные на изменение структуры свободного времени ребёнка, планирование совместного времяпровождения. Это настольные игры, лыжи, коньки, игра в мяч, поездки на велосипедах, лошадях, выезды на природу, совместные семейные культурные мероприятия – театры, музеи, картинные галереи, консерватория, совместное исследование компьютерных технологий. В этом надо отдавать себе отчет.

Через совместное общение – реальное и виртуальное – ребёнок выработает определённое мировоззрение, иерархию ценностей, нравственные приоритеты, чувство ответственности. Его поступки будут наполняться личностным смыслом, совершаемые действия иметь свои причины, появится сознательная избирательность в выборе деятельности, в контактах с окружающими как реальными, так и виртуальными.

Подводя итог, хочется сказать, что на родителя накладывается высшая гомеостатическая функция – помощь ребёнку на стадии прогноза, планирования данного вида деятельности, определения основных целей посещения сети, выполнения внешнего мониторинга, то есть та функция, которая незрелой личности не по силам. Правильно организованное родителями время пребывания ребёнка в информационной сети будет иметь развивающее действие. В обратном случае можно ожидать только негативных последствий.

Интернет – реальность, которую не нужно избегать, игнорировать, но к которой необходимо сознательно приспосабливать ребёнка, гармонично включая сеть в его деятельность, вырабатывая нормы и правила взаимодействия с ней, зорко следя за тем, чтобы она не изолировала его от реального существования в обществе.

Возрастные аспекты взаимодействия ребёнка с интернетом.

Дошкольный возраст – первые шаги на пути нового исследования. Все действия должны осуществлять исключительно совместно с взрослым – проводником в мир непознанного. Демонстрация основных возможностей общения с компьютером. Исследование детских сайтов под контролем взрослого. Время пребывания 20 минут.

Младший школьный возраст – хочу знать больше, зарождение интереса к запретной информации. Интернет под контролем взрослого сохраняется. Обучение ребёнка навыкам получения информации и работы с компьютером, способствующих интеллектуальному, эмоциональному развитию. Время пребывания максимум 40 минут.

Старший школьный возраст – желание самостоятельности, независимости, чувство «взрослого». Выработка чётких правил взаимодействия с интернетом, с договорённостью по времени, ограничениями по сайтам, контролем (отчёты о деятельности подростка в интернете). Время пребывания максимум два часа в день целенаправленной подготовки школьных проектов и заданий. Не подразумевается досуговая деятельность.

Литература:

  1. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1998.

  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

  3. Семенович А.В. Введение в нейпропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Генезис, 2008.

  4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. – Новосибирск: Изд.НГПУ,2003.

  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988.

  6. Шапиро Л. Как воспитать ребёнка с высоким коэффициентом эмоционального развития. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Источник

Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.

Ребёнок в виртуальном мире

К сожалению, наука и практика все ещё находятся в поиске ответов. Под сомнением пока даже само понимание такого феномена как «интернет-компьютерная зависимость». Зависимость или аддикция, с точки зрения медицины, это все-таки биохимический процесс, проходящий в мозге человека. Глубоких теоретико-эмпирических исследований на эту тему пока недостаточно, ввиду новизны наблюдаемого явления. Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу.

Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия».

Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе». Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне.

Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей. Дискуссии на эту тему не утихают.

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступит в силу лишь 1 января 2022 года. Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы» . Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нем нет ни слова.

Влияет ли Интернет на психику детей?

На мой взгляд, влияет. Особенно подвержены этому влиянию дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка. В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни. Поколение назад примерно ту же роль выполняли книги и хобби.

Когда я консультирую родителей, я всегда обращаю внимание на то, что так называемая «зависимость» может быть симптом другой, более серьезной проблемы, без решения которой «симптоматическое лечение» будет бессмысленным. Степень и характер влияния компьютерных игр и интернета в таком случае имеют прямую зависимость от трудностей в реальном мире.

Почему в младшем возрасте дети увлекаются компьютерными играми, а, становясь старше, уходят в социальные сети? В этом отражается естественный процесс взросления и становления личности.

Возраст ребёнка от 3 до 9 лет

Дошкольников и младших школьников (3 — 9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?». Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде. Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков.

Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость. Опасность возникает только в том случае, если доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет.

Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр и экспериментов, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы.

Возраст ребёнка от 10 до 15 лет

Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.

Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.

Возраст ребёнка от 12 до 15 лет

В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту

Возраст ребёнка от 16 лет

Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»

Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.

Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе, постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.

Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаю. Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным. Именно об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками.

Как контролировать экранное время подростка

Может, стоит просто запретить там сидеть и оградить ребенка от влияния компьютера и интернета?

Нет! Компьютер, интернет и социальные сети – многофункциональный инструмент, решающий огромное количество задач. Не вина инструмента в том, что им «забивают гвозди». Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека и будут играть ещё большую роль в будущем наших детей. Поэтому запреты не имеют смысла. Необходимо формировать навык работы в цифровом мире, как естественный навык поколения, которому в этом мире жить.

Расширение интересов в реальной жизни, установление ограничений на пребывание перед экраном, постепенное, в сопровождении взрослого, исследование цифрового мира и поэтапное формирование самоконтроля – в этом я вижу выход. Спорт, искусство, живое общение, развлечения всей семьей – все это должно вернуться не только в жизнь ребенка, но и в жизнь взрослых. Ведь дети учатся, подражая и наблюдая за нами. А значит, необходимо подавать пример активной жизни в реальности!

Ответьте себе на вопросы: Каким видом спорта вы увлекаетесь? Когда в последний раз ходили в театр или на выставку? Как давно выезжали на пикник с друзьями или играли в настольные игры с детьми? Есть ли у вас дело, которым вы увлечены? И последнее, откройте приложение «экранное время» на своем телефоне/планшете и посмотрите, сколько часов в день вы проводите перед экраном? Это именно то время, которое вы готовы позволить своему ребенку?

В среднем, «экранное время» должно варьироваться от полутора до четырех часов в день в зависимости от возраста ребенка. Это время включает общение в социальных сетях, игры и выполнение домашнего задания на любых носителях (телефон, планшет, компьютер, телевизор). Это ограничение должно быть твердым, поддерживаться всеми членами семьи и не изменяться в выходные или праздничные дни.

Любые изменения начинаются с себя, а работа над собой – это самое сложное, что может делать человек, но только так мы можем менять окружающий нас мир и формировать осознанный взгляд на реальную жизнь у наших детей.

P.S. Привыкание к экрану у ребёнка наступает очень быстро – он начинает скандалить и требовать мультики или компьютер, возмущаться попыткам родителей установить правила и ограничения.

Что же с этим делать узнайте из моего семинара «ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

Автор статьи моя коллега Наталья Барложецкая.

Поделитесь в комментариях:
– Считаете ли вы, что ограничивать время пребывания ребенка в сети Интернет необходимо?
– Сколько времени ваш ребенок проводит перед экраном информационных устройств?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу бесплатный онлайн-курс «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

Источник