Влияние информационного пространства на развитие ребенка
Алина Пудеева
Медиапространство и его влияние на развитие дошкольников
Сегодня медиа в значительной степени определяют образ жизни и личность дошкольника. Ребенок с раннего детства включается в медиапространство, знакомится с различными медиа: телевидением, радио, компьютерными технологиями, кинематографом, периодикой, осваивает электронные устройства и информационные ресурсы, становится зрителем, слушателем, пользователем, читателем. Просмотр мультфильмов, телепередач, электронные игры и Интернет являются важной составляющей культуры повседневности медийного поколения.
Итак, медиапространство (или информационное) – телевидение, компьютер, сеть Интернет – оказывает значительное влияние на формирующуюся личность уже на этапе дошкольного возраста. Современные дети успешно осваивают медиапространство. Дошкольники способны самостоятельно выбирать телевизионные передачи и программы («Спокойной ночи малыши», «Телепузики», «Фиксики», мультипликационные фильмы и др.). Педагоги и родители отмечают, что малыши демонстрируют высокие темпы освоения компьютера, ресурсов Интернет и социальных сетей.
Возрастают требования к вопросам медиабезопасности дошкольников в работе с информационными ресурсами. Актуализируется вопрос перегрузки детей в работе с электронными образовательными ресурсами (ЭОР).
Действующие «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» устанавливают порядок организации информационного пространства для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семейного воспитания.
В своем исследовании Саввина М. П. и Григорьева И. В. отмечают особую роль семьи в освоении медиапространства, формирующийся особый стиль и тип отношений современных родителей с детьми [3, с. 159].
Сегодня мы констатируем значительную роль медиаобразования в развитии детей дошкольного возраста, особенно в социализации детей, что бесспорно актуализирует вопрос конструирования медиапространства для детей дошкольного возраста и возможности повышения качества дошкольного образования посредством освоения ресурсов медиапространства.
Именно поэтому особым направлением деятельности современной ДОУ, и, прежде всего, в области формирования основ социальной культуры личности ребенка-дошкольника, становится конструирование медиапространства для детей дошкольного возраста.
Итак, в медиапространстве дошкольники могут создавать визуальную и звуковую среду, воздействующую на реальное пространство.
В настоящее время медиапространство дошкольногоучреждения представлено следующими техническими средствами:
• Интерактивная доска;
• Мультимедийный проектор;
• Телевизор;
• Видеомагнитофон;
• Магнитофон;
• Компьютер;
• Фотоаппарат;
• Сотовый телефон.
Непосредственно, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования, создание развивающейся организации дошкольного образования должно обеспечивать образовательный потенциал учреждения, материалы, оборудование и много другого для развития дошкольников.
Создание информационного общества и развитие открытого информационного пространства усилили роль и влияние медиа на развитие детей дошкольного возраста с рождения. Эта тенденция привела к тому, что образовательная политика в последние годы повысила качество образования за счет расширения медиапространства. Сегодня медиапространство играет важную роль в подготовке дошкольников к обучению и развития. Текущие исследования показывают, что дошкольники являются активными пользователями медиа в возрасте от 2 лет, что у них есть постоянные предпочтения в выборе мультфильмов в три года, и что в 5 лет дошкольники и их родители начинают изучать компьютер и сеть Интернет. Следует отметить, что заблаговременное информирование детей об онлайн-медиа и процессе онлайн-медиаобразования в семье формирует новый тип отношений с развитым медиапространством. В этом контексте особенно важно, чтобы дети в детском саду могли противостоять информационной «перегрузке», осуществлять медиатизированное взаимодействие, уметь на элементарном уровне пользоваться медиа для удовлетворения своих познавательных интересов [5, с. 411].
Вследствие чего медиаобразованию детей дошкольного возраста в семье, одному из аспектов реализации дошкольного образования, принадлежит значимая роль.
Считаю, что цель дошкольного медийного пространства заключается в содействии всестороннему развитию личности ребенка с помощью средств медиаобразования. Результатом обучения дошкольников является, на мой взгляд, медиаграмотность, значимое качество личности дошкольника.
Это проявляется в способности понимать сюжет и действие, различать выразительные средства массовой информации (в зависимости от возраста и обосновывать свое отношение выбора и оценки качества потребляемой медиа-информации. Обучение дошкольников также позволяет поддерживать развитие и развитие определенного количества качеств,которые составляют существенные характеристики этой информации в возрастной период: любопытство, наблюдение и поиск автономных ответов. Благодаря этому стало актуальным – создание условий для разностороннего развития дошкольников и формирования информационной компетентности через средства медиатворчества (медиатека, комплекс игр, игровых заданий и атрибутов к ним, информационные сообщения для родителей, медиаоборудование) [5, с. 413].
В большинстве случаев речь идет об ущербе, причиненном видеоиграми, неконтролируемой трансляцией телевизионных передач детьми или другими негативными последствиями источников информации. Но мы забываем, что гаджеты, созданные человечеством, могут эффективно использоваться для полноценного развития личности дошкольника. Нужно только взять на себя ответственность за воспитание и образование ребенка в целом.
Важно информировать родителей о данной проблеме. Поскольку многие из нас позволяют ребенку «играть в телефоне», потому что это очень удобно, ребенок не беспокоит, нажимая кнопки. Но что происходит, когда тот же самый ребенок потом уже плачет и кричит, чтобы ему отдали игрушку (телефон?
Таким образом, применение медиапространства в работе ДОУ, игровых заданий, медиатворчествана разных уровнях образовательного пространства имеет ряд преимуществ:
• быстрое формирование навыков усвоения информации;
• развитие речи и других психических процессов;
• профилактика медиазависимости;
• раскрытие творческих способностей дошкольников;
• и самое важное – дает возможность для формирования медиаграмотности, что является первостепенной защитой от негативного воздействия информационного потока.
Исходя из новых условий развития общества, очевидно, что роль медиапространства, а вместе с ним сетевых медиа в процессе медиаобразования детей дошкольного возраста высока.
Список используемых источников и литературы
1. Бардецкий, С. С. Воздействие медиа-информации на сознание и поведение младших школьников в контексте проблематики педагогики / С. С. Бардецкий //В сборнике: Наука и инновации – современные концепции сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. 2019. С. 21-28.
2. Плахтий, И. С. Развитие медиапространства в современном обществе / И. С. Плахтий. —Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. – № 17 (151). – С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42922/ (дата обращения: 20.05.2020).
3. Саввина, М. П. Мультимедиа-технологии в образовательном пространстве ДОУ как среда позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста / М. П. Саввина //В сборнике: Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи. Материалы VI региональной научной конференции молодых ученых. 2020. С. 158-162.
4. Шариков, А. В. Цели медиаобразования: мнения экспертов [Электронный ресурс] / А. В. Шариков. – URL: https://moluch.ru/archive/151/42922/ (дата обращения: 20.05.2020).
5. Шевченко, М. Г. Формирование личности ребенка-дошкольника в медиапространстве ДОУ / М. Г. Шевченко //В сборнике:Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной к 85-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». 2017. С. 411-418.
Источник
“Влияние информационного пространства на развитие ребёнка дошкольного возраста.”
Эта проблема широко и глубоко затронута многими педагогами и работниками дошкольного образования. Информационный поток , который обрушился на нас со всех сторон очень сильно влияет прежде всего на наших детей и все подрастающее поколение. Несмотря на то количество реклам , которое затмевает все наше жизненное пространство, так еще льется с экрана телевизоров. Влияние информации огромно на сознание человека, но если взрослый может отвести глаза в сторону , отвлечься , то ребенок как завороженный пристально наблюдает за действиями несущимися на экране. Реклама на это и рассчитана. Быстро передвигающиеся объекты притягивают взгляд малыша своей яркостью, пестростью и энергичностью. Ребенок сосредоточен на просмотре и не может оторваться в этот момент взрослый должен быть на чеку и не дать малышу акцентировать свое внимание на экране. Ведь взрослые сразу должны задуматься, а почему мой ребенок у экрана в это время, ведь реклама идет во время просмотра взрослых фильмов, сериалов, передач для взрослых, значит я долго уже у телевизора и ребенок мой предоставлен сам себе. Если ответственный родитель задумывается над этим , то он никогда не даст малышу «тупо» просматривать все подряд.
Есть передачи специально предназначенные для детей-это первое, а второе –есть регламентированное время просмотра . Детский организм еще настолько слаб и если взрослые не будут своему малышу помогать, и ответственно относиться к своим родительским обязанностям, то у ребенка начнутся проблемы.
Воспринимая беспорядочную информацию с экрана малыш загружает свое сознание ненужными знаниями, учитывая ,что большую часть из того что он видит он не понимает, но так как это смотрят взрослые он считает что это и ему полезно. Как же я буду в стороне ,если мама с папой смотрят. Но взрослые часто не понимают той силы экрана, которую он несет. У взрослых организм крепче и сильней, а малыш еще хрупок и уязвим ,поэтому все что попадает в поле его зрения требует строгой коррекции.
Задача педагогов и специалистов дошкольного образования правильно преподнести родителям , а самое главное донести до сознания родителей влияние отрицательной информации с экрана. Конечно очень удобно если ребенок не мешает и не пристает со своими проблемами, но результат всего поглощаемого даст о себе знать, при чем не сразу, а постепенно, медленно разлогая психику ребенка и делая его уязвимым .
Прежде всего имея неустойчивую нервную систему и находясь в стадии развития организм ребенка еще очень слаб к восприятию стрессов ,тем более борьбе с ним. Зрительно воспринимая и запоминая яркие моменты, ребенок стремится подражать увиденному, от этого и идут непонятные игры , беспорядочная игра руками. Дети перестали говорить . Они только слушают и смотрят . У ребенка 3-х лет запас слов должен превышать более тысячи слов, а что сейчас. Идя в школу дошкольник не может составить рассказ, не может описать картину, не может внятно выразить свои мысли , если он даже хочет играть с товарищами. Прямо можно кричать : «Взрослые оторвитесь от своих телевизоров, телефонов, планшетов и просто поговорите с ребенком и поймете как много вы можете ему дать , а он готов взять.»
Источник
Доклад на конференции для родителей
(доклад сопровождается презентацией
см. дополнительный материал)
Подготовила: воспитатель
Высшей квалификационной категории
З.З. Низамова
«Дошкольник в современном информационном пространстве»
Здоровье – важнейшая ценность для каждого человека. Это тот фундамент, на котором строится вся жизнь. Только здоровый человек способен полноценно жить и реализовывать себя в обществе. Но мы живем в современном мире нанотехнологий. И жизнь без компьютера на сегодня не представляется возможным.
Практически в каждой семье есть компьютеры, планшеты, смартфоны и родители часто разрешают своим детям играть в компьютерные игры. Так, ребенок играет и не мешает родителям заниматься своими делами.
Сейчас я расскажу вам о влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей.
Влияние компьютерных игр на физическое здоровье детей
Во-первых, долгое сидение перед компьютером в одной позе способствует искривлению еще неокрепшего позвоночника детей. Также, неизбежна гиподинамия.
Во-вторых, при частом использовании мышки происходит однообразная нагрузка на кисть руки, что способствует сдавливанию нервов.
В-третьих, пагубное влияние на зрение, так как дети, следя за ходом игр, не отрывают взгляд от монитора.
В-четвертых, частые и длительные игры на компьютере перегружают нервную систему ребенка, что способствует появлению головных болей.
Также следует отметить, что дети часто, играя в компьютерные игры, используют наушники, чтобы не мешать родителям. Это не только негативно влияет на слуховые органы, но и является причиной перегруженности нервной системы, и как следствие, появлению головных болей.
Сколько времени детям можно проводить за компьютером?
Без ущерба для здоровья дети могут непрерывно работать за компьютером всего 15 минут! По истечении этого времени желательно делать перерыв на профилактическую гимнастику, куда будет входить и гимнастика для глаз.
Давайте вместе с вами попробуем расслабить наши глаза.
- На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.
- Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
- Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
В детском саду наши детки выполняют гимнастику для глаз во время занятий, используя интерактивную доску. Посмотрите.
Демонстрация гимнастики для глаз на интерактивной доске.
Обустройство места для компьютера или домик для электронного друга
- Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны.
- При установке компьютера родителям следует подумать и о вредном электромагнитном излучении. Не нужно размещать технику в спальне малыша. Если же в квартире нет свободного места, где бы поместился бы компьютер, то прибор следует на ночь выключать от сети полностью.
- В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
- До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
- Считается, что наши зеленые друзья – кактусы – тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
- Стул должен быть обязательно со спинкой.
- Расположение монитора должно быть строго параллельно глазам ребенка. Чадо должно смотреть прямо, а не сверху вниз или снизу вверх. При этом расстояние от глаз до экрана должно составлять более 45 см.
Если учитывать, все описанные выше подводные камни, вред от компьютера для ребенка будет минимальным.
Источник
Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.
Фереферова Ольга Олеговна
МБДОУ детский сад №58 г. Иркутска
Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга дошкольников, телевидение по-прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей.
На базе МДОУ детского сада комбинированного вида №58 г. Иркутска нами была проведена диагностика по изучению места информационных (компьютерных) технологий в структуре досуга детей дошкольного возраста. С этой целью мы опросили родителей и детей по заранее разработанной анкете. В анкете для родителей затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволяют охарактеризовать особенности отношения детей к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга дошкольника, значимость телевидения как источника полезной информации, влияние регулярного пользования компьютером на психо-эмоциональное здоровье детей, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка. Анализ проведенного анкетирования родителей и интервьюирования, беседы с дошкольниками позволил выявить тот факт, что большинство детей в группе посвящают свое свободное время игре в компьютер или просмотру телевизора.
Так, например, мы выяснили, что из 15 опрашиваемых детей 86% имеют компьютер. Также мы выяснили, сколько времени в среднем дошкольники проводят за компьютером. Оказалось, что 46% детей проводят за компьютером большую часть своего свободного времени (а имеено более 2 часов в день), 33% дошкольников – уделяют «общению» с компьютером не более 1 часа в день; 21% детей дошкольного возраста- до 2 часов в день. Таким образом, дети отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями (сверстниками) или другими видами досуговой деятельности.
В ходе обработки и интерпретации результатов диагностики детей и взрослых (их родителей) нам удалось выяснить, что в основном дети используют компьютер с игровой целью или с целью просмотра фильмов, мультфильмов и пр.. Значительно реже компьютер используется детьми с целью прослушивания музыки.
Анализ результатов наблюдения за поведением детей в группе позволил выявить неадекватные эмоциональные реакции в поведении дошкольников, иногда агрессию по отношению к сверстникам, низкий уровень эмпатийности (неспособности к сопереживанию), подражание детей героям компьютерных игр (в поступках, действиях, движениях, речи и пр.). Подобные поведенческие реакции дошкольников препятствуют полноценному эмоциональному развитию.
Определяя место телевидения в жизнедеятельности детей дошкольного возраста, нами были получены следующие результаты: более 40% детей проводят свое свободное время за просмотром телевизора более 2 часов в день.
Мальчиков более всего привлекают передачи развлекательного характера и музыкального направления. Небольшой процент также смотрит телесериалы, которые среди девочек являются наиболее популярными.
Из этого следует, что большинство детей отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным.
Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие фильмы наиболее интересуют наших детей. Большинство мальчиков в группе (80%) любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики в отличие от девочек, 70% которых нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилия и жестокости в фильмах, у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса (их привлекают сцены дружбы, романтики).
Изучая отношение родителей к свободному времяпрепровождению своих детей, мы установили, что 85% родителей не ограничивают время игры за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные могут свидетельствовать о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых.
Полученные в ходе диагностики родителей и их детей данные позволяют полной уверенностью судить об актуальности рассматриваемой нами проблемы увлеченности детей современными информационными технологиями, а также поиске путей ее разрешения.
Поэтому исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: изучение характера влияния современных информационных технологий на психо-эмоциональное развитие дошкольника. Разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости дошкольников от информационных технологий.
Объектом исследования явилась увлеченность детей современными информационными технологиями (телевидение, компьютерные игры и пр.).
Предметом исследования мы определили организацию досуга детей с целью предупреждения зависимости от информационных технологий, и, как следствие, дефицита общения с родителями и сверстниками (нарушений в системе отношений ребенок-родитель, взрослый). А также коррекцию эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что такие проявления эмоционального неблагополучия, как агрессия, замкнутость, оппозиционное поведение, которые появляются у детей дошкольного возраста, связаны преимущественно с их увлеченностью современными компьютерными технологиями (компьютерными играми). В свою очередь развитие аффективно-волевой сферы ребенка и рациональная организация досуга детей в семье будет способствовать улучшению (укреплению) детско-родительских взаимоотношений.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические предпосылки исследования характера влияния информационных технологий на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить место информационных (компьютерных) технологий в структуре досуга детей дошкольного возраста.
3. Определить место телевидения в жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
4. Составить комплекс воспитательных мероприятий по профилактике (предупреждению) зависимости от информационных технологий среди детей дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации для родителей по профилактике зависимости дошкольников от информационных технологий и укреплению, гармонизации детско-родительских отношений.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- Эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование);
- Психологическое исследование, включающее 3 этапа: констатирующее, формирующее, контрольное.
- Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологической основой работы послужила мысль, высказывание Л.С. Выготского. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием, направленным на логизированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса мероприятий по профилактике зависимости дошкольников от современных информационных технологий, которые могут быть использованы в образовательном учреждении. Методический материал и необходимые рекомендации к нему могут быть использованы воспитателями и родителями, психологами и логопедами в целях совершенствования методов коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста.
Поэтому единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от современных информационных технологий (в том числе и компьютерных) – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему организму, что существует масса интересных способов свободного времяпрепровождения помимо телевизора и компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психо-эмоциональное состояние ребенка. И задача педагога – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и от компьютера. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
Источник