Влияние икт на развитие личности ребенка

Влияние икт на развитие личности ребенка thumbnail

ВЛИЯНИЕ ИКТ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым годом все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения [3]. В последнее десятилетие неотъемлемым компонентом образовательного процесса стало использование ИКТ в начальной школе. Является ли это средством развития личности учащихся или только затрудняет процесс формирования знаний, умений и навыков? Данные вопросы актуальны и вызывают у педагогов неоднозначные мнения. В статье рассмотрим этот аспект подробнее.

По мнению психолога Н.С.Лейтеса, младший школьный возраст – это особый этап в жизни ребенка. Он характеризуется активным познавательным интересом и внутренней мотивацией к изучению всего, что находится вокруг [2]. А что окружает современных детей? Ещё до прихода в школу они знакомятся с компьютером, узнают, что такое интернет и овладевают простейшими способами поиска необходимой информации, особенно если умеют читать и пользоваться клавиатурой. Поэтому, одной из основных задач начальной школы является формирование грамотной информационной компетентности младшего школьника. Особая роль в данном процессе отводится учителю, поскольку именно он является организатором учебной деятельности.

Работа в этом направлении, учитывая все требования ФГОС НОО, продолжается с первого по четвертый класс. Одними из метапредметных результатов освоения образовательной программы по государственному стандарту должны стать: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения учебно-познавательных задач; владение различными способами поиска, в том числе и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет; умение обрабатывать, компрессировать, анализировать, передавать и интерпретировать информацию, представлять её в виде диаграмм, схем, таблиц в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации) [4]. Исходя из данных положений государственного стандарта, следует, что помимо познавательных УУД (работа с информацией) у учащихся через использование ИКТ формируются умения и навыки практического характера, посредством которых развиваются эстетические чувства, что немаловажно для современного человека.

Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка. Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс, но и повышает мотивацию в обучении. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; развитие коммуникативных способностей;  формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения). Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, повышают возможность применения проектного метода обучения, а, следовательно, и развитие у учащихся регулятивных УУД. Учителю необходимо помнить, что
внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику преподавания предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.

Для того чтобы использование информационных и коммуникационных технологий давало положительный результат, педагог должен соблюдать определенные условия.

Во-первых, необходима правильная организация работы учебного процесса:

– компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания;

– учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

– учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут.

Во-вторых, при разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

– какие темы и дидактические задачи стоит «поддерживать» компьютерными заданиями;

– какие програмные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

– какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

– какие уроки целесообразно делать компьютерными;

– как организовать компьютерные занятия [1].

В противном случае использования ИКТ отрицательно отражается на здоровье младших школьников (зрении, осанке); развивает зависимость от информационного пространства сети Интернет; способствует формированию шаблонного мышления, безынициативного отношения к учебно-познавательной деятельности; препятствует формированию коммуникативных умений, а именно непосредственного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Таким образом, влияние ИКТ на развитие личности младшего школьника может быть как положительным, так и отрицательным. Многие факторы зависят от учителя, поэтому формировать информационную компетентность учащихся нужно грамотно, дозировано и поэтапно.

Список литературы:

  1. Боголюбов, В. И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. [Текст] / В.И.Боголюбов. – Москва: Просвещение, 2005. – 159 с.

  2. Лейтес, Н. С. Вопросы психологии. [Текст] / Н.С.Лейтес. – Москва : Просвещение, 2010. – 123 с.

  3. Полат, Е. С. Новые информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. – Москва: Просвещение, 2003. – 272 с.

  4. ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения 23.04.2015)

Источник

Анна Степанова
Влияние информационных технологий на детей дошкольного возраста

Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) для повышения эффективности образовательного процесса.

Объектом исследования явилась увлеченность детей современными информационными технологиями (телевидение, компьютерные игры и пр.).

Виртуальный мир и интернет небезопасен для всех, и родителям просто необходимо защитить своих детей от потенциальных угроз. В настоящее время дети начинают свое знакомство с компьютером практически с пеленок, и, просиживая часами перед монитором, подвергаются высокому риску.

Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников.

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат.

Игра – это упрощенная имитация реальность. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальны.

Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Так же кроме зависимости от компьютерных игр существует и зависимость от мультфильмов. Телевизор выступает как источник информации. Ее выбор производится ребенком субъективно, в соответствии с его потребностями. А потребности зависят от ценностных ориентаций ребенка, сформированности у него нравственных убеждений. Добавим к этому возрастные особенности ребенка дошкольного возраста и можем построить формулу восприятия и освоения телевизионной информации ребенком.

Для примера приведем описание особенностей восприятия младшего школьника. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира.

Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Восприятие связано с индивидуальными проявлениями человека. Есть люди, которые мало придают значение восприятию деталей, они больше заняты целостным явлением, другие же, наоборот ориентированы именно на детали. Такие особенности можно найти в характере принимаемой информации.

Если мы посмотрим на отражение полученной информации,то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип ориентированы на фактический материал. То есть такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть.

Навязчивый просмотр мультфильмов, порой одних и тех же – это своеобразная форма детской зависимости. По статистическим данным малыши от двух до шести лет смотрят телевизор в среднем больше 3-ех часов в день. Принято считать, что зависимость от мультиков появляется у детей, лишенных родительского внимания. Но в результате опросов выяснилось, что дети, остающиеся дома с мамами смотрят телевизор чаще, чем их ровесники, чьи мамы работают. Можно сделать вывод, что дети наследуют привычку смотреть телевизор у взрослых.

Такое чрезмерное увлечение телевизором очень вредно не только для зрения ребенка, но кроме того, учеными доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше он читает. Если с самого раннего детства приучить его к мультикам, в последствии будет очень сложно привить ребенку любовь к чтению. Ребенок привыкает к динамичной картинке, постоянной смене кадров, и книга кажется ему слишком статичной, скучной, ведь для ее восприятия необходимо богатое воображение, которое практически атрофируется у пассивного зрителя.

Со временем такое пассивное отношение или восприятие переносится и на реальную жизнь. Ребенку становится сложно сосредоточиться над выполнением заданий, на уроках. Ребенок привыкает пользоваться готовыми решениями и все реже мыслит творчески. Такие дети не могут сами себя занять, не могут придумывать игры, фантазировать. Просмотр телевизора и мультиков отбирает у детейвремя на другие занятия: рисование, чтение, лепку, занятия спортом и т. д.

Если говорить о позитивной роли телевидения, то, безусловно, у ребенка появляется возможность сформировать свой культурный потенциал, поскольку широта представляемой информации намного опережает содержание прочитанных книг, посещение музеев и выставок. А если ребенок не живет в большом мегаполисе, то телевидение является для него практически единственным источником ознакомления с культурой не только своей страны и края, а и с мировой. Причем телевизионные передачи максимально приближают зрителя к реальности демонстрируемых сфер. Зритель становится практически участником интересных и красочно представленных событий.

Много западных мультфильмов несут мощный заряд негативного восприятия, как по форме, так и по содержанию. Огромное скопище телевизионных монстров обрушивается на неокрепшую психику ребенка. Причем, отметим, что в мультфильмах западного производства и отрицательные, и положительные герои агрессивны и жаждут крови. С одной лишь разницей, что положительные герои жаждут крови отрицательных героев. Ребенок каждый вечер является практически участником этого карнавала монстров.

Очень много зависит от того, какие именно мультики смотрит ваш ребенок. Это, во-первых. А во-вторых, время и доля просмотра. Ребенку, наоборот полезно смотреть мультфильмы, поскольку эта деятельность для него желанна, и он усваивает правила, демонстрируемые в них. К тому же мультики, как правило, красочно оформлены, в них герои говорят друг с другом, что тоже, несомненно, полезно для развития ребенка. Безусловно, речь идет о качественных мультфильмах, где представлены мировые и отечественные разработки нравственных коллизий для маленьких детей. Ну, и конечно, что самое главное — время, которое мы можем выделить для просмотра фильмов. Это — не более 15 минут одновременно и не более двух раз в день.

Ребенок растет, а вместе с ним растет и жажда зрелищ. Контроль над просмотром телевизионных программ со стороны родителей должен быть постоянным. Иначе пострадает не только нравственная сфера личности ребенка, но и физическая.

Таким образом, не воспринимайте телевизор ни как друга, ни как врага. Старайтесь смотреть на него как на источник приобретения ребенком нового социального опыта. Но такое приобретение должно проходить под вашим неусыпным вниманием и руководством. Поэтому единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от современных информационных технологий – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему организму, что существует масса интересных способов свободного времяпрепровождения помимо телевизора и компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психо-эмоциональное состояние ребенка. И задача педагога и родителей – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и от компьютера. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как

физическом, так и психологическом.

От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Чтобы не развивался сколиоз, нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.

Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Компьютерные игры отнимают большую часть детского времени,того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит,если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:

Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит

Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.

Проводить с ребенком гимнастику глаз.

Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие се

нсорику и внимательность.

Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.

Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).

Источник

Влияние ИКТ на психическое здоровье дошкольников: положительные и отрицательные аспекты

Детский возраст является важным периодом наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Задачей взрослых на данном этапе развития ребенка является реализация всех способностей и возможностей, которые ему даны.

Дошкольный возраст является первым периодом психологического развития ребенка и поэтому является самый ответственным.

В дошкольном возрасте, внутренний мир ребенка еще только складывается, поэтому психика ребенка в этом возрасте наиболее подвержена влиянием окружающего мира.

Современное образовательное пространство формируется на наших глазах: в последние годы произошло стремительное развитие информационно-компьютерных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека.

По воле взрослых информационные технологии входят в жизнь детей подчас впервые месяцы жизни:современный ребенок очень рано знакомится с компьютером, ребенок с легкостью обращается с телефоном и игровым планшетом.

С ростом ребенка влияние ИКТ расширяется и становится все более устойчивым.

Всё, что смотрят и воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

До сих пор существуют разногласия относительно влияния информационно-компьютерных технологий на психическое здоровье дошкольников.  

Специалисты по раннему и дошкольному детству зачастую склоняютсяк тому, что информационно-коммуникационные технологиинапрямую угрожают здоровью и благополучию детей дошкольного возраста.

В ряду основных проблем со здоровьем, которые может доставлять информационно-компьютерные технологии дошкольникам – большая нагрузка на зрение. Длительное зрительное переутомление приводит к снижению остроты зрения, а поскольку глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу сказывается на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, столь необходимое для последующего чтения и письма.

Другая опасность заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость от использования ИКТ.

Особенно опасны, в плане приобретения зависимости, компьютерные игры, где ребенок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры. Так ребенок в виртуальном мире может вести себя как бесстрашный герой, которому все по плечу, а в реальности, не все так красочно. Так ребенок замыкается в себе, стремится к виртуальному миру, где ему наиболеекомфортно.

Следует понимать тот факт, что чем дольше ребенок сидит за компьютером, тем быстрее и глубже он погружается в виртуальную реальность. Просиживая за компьютером, игровым планшетом, у ребенка исключается двигательная активность, которая необходима для полноценного развития детей, достигнуть которую можно лишь в активных играх со сверстниками.

Играя в компьютерные игры, ребёнок не проживает свою жизнь реально, не включён в деятельность – работает только его мозг, в то время как сам он сидит в одной позе и напряжённо смотрит на экран компьютера, по сути будучи отключённым от реального мира. Именно поэтому вытеснение «живых», сюжетно-ролевых игр компьютерными часто вредит психическому развитию ребёнка.

И если время данных увлечений можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам. По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со взрослыми и сверстниками гораздо меньше, чем с компьютером.  Но это общение – одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, дети не могут научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли.

В последнее время, и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

При просмотре телевизора или игре за компьютером ребёнок не участвует в вербальной коммуникации – сотни или тысячи слов не произносятся и следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются, диалог отсутствует. Вследствие информатизации общества, не у всех детей сейчас развиты навыки коммуникативного общения.

Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками, что свидетельствует о том, что информационно-коммуникационные технологии не могут заменить полноценного общения со взрослыми и сверстниками.  

В последнее время распространен такой синдром, как «синдромдефицита внимания  и гиперактивности».

Детей с подобным синдромом в дошкольных образовательных учреждениях становится с каждым годом всё больше.

Многие считают, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания.

Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана.

Однако, многие ученые считают, что информационно-компьютерные технологии обладают удивительными возможностями при условии, что мы знаем, как сохранить  здоровье и обеспечить развитие детей.Как говорил американский философ Джон Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Информационно-коммпьютерные технологии вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша.

Информационно-коммуникационные технологии являются средством интерактивного обучения, которое, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Одним из очевидных достоинств проведения занятий с использованием ИКТ является усиление наглядности: обучающий эффект занятий с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Подобные интерактивные иллюстрации, сопровождающиеся звуками, вопросами сказочных героев, требующими от детей самостоятельных решений и ответов, в процессе которых появляются яркие, позитивные эмоции, создают основу для развития интереса к познанию, способствуют, как закреплению уже изученных тем, так и к познанию нового материала. Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством для развития интереса к познанию, а также воспитания, развития творческих способностей, формирования личности.

Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.

В настоящее время существует огромное количество компьютерныхразвивающихигр для детей разного возраста. Дети с помощью них учатся узнавать формы и цвета, запоминать буквы и цифры, у них развивается способность логически мыслить, воображать. Дошкольники, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире. Изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным, так как ребенок не прилагает при этом особых усилий, у него начинает функционировать наглядно-образная память.

Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Дошкольник учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисованием.

Играя в развивающие компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий.

При игре на компьютере, воспитанники начинают думать прежде, чем делать.Все это означает начало овладения детьми основами теоретического мышления, что является важным  условием при подготовке детей к обучению школе.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что в значительной мере стимулирует самого ребенка на достижение успехов.

Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, степень напряжения зависит от того, чем именно занимается дошкольник.

Так, например, игры требуют гораздо большей самоотдачи, нежели спокойные логические задачи. Поэтому взрослым довольно просто нивелировать негативное влияние на психику. Необходимо помнить хотя бы два основных способа. Первый: ребенок должен каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв в работе, независимо от того, чем именно он занимается. Второй: контроль со стороны взрослых за содержательной стороной игр.

В заключение, следует отметить, что в современном мире отказываться от информационно-компьютерных технологий в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Информационно-компьютерные технологии являются эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольников, однако информационно-компьютерные технологии не могут заменить педагога, его живого и эмоционального общения с детьми. Признавая, что ИКТ – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что их использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.

При соблюдении всех рекомендаций работа за компьютером не принесёт вреда здоровью ребёнка, компьютер будет верным другом и помощником и ребёнку, и педагогу.

ИКТ технологии открывают путь ребенку в интересный и увлекательный мир. Однако идти по этому пути ребенку необходимо совместно со взрослыми.

Источник