Влияние игры на развитие ребенка курсовая
Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.
Подобные документы
Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.
курсовая работа, добавлен 26.01.2013
Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.
курсовая работа, добавлен 16.04.2012
Исторические предпосылки возникновения игры. Влияние игры на формирование личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Значение игры для психического развития дошкольника. Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени.
курсовая работа, добавлен 23.06.2020
Происхождение и сущность игры. Сюжетно-ролевые игры и их классификация. Театрализованные, творческие, дидактические и музыкально-дидактические игры. Влияние игры на развитие ребенка. Образцы для решения новых задач, возникающих в познании, труде.
контрольная работа, добавлен 13.02.2012
Классификация и характеристики видов игры. Исследование их влияния на формирование и развитие личности ребенка, творчества, психического здоровья. Использование игры как средства воспитания. Нынешнее состояние игровой деятельности с дошкольниками.
курсовая работа, добавлен 14.01.2014
Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.
курсовая работа, добавлен 10.02.2014
Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.
дипломная работа, добавлен 11.03.2014
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние игры на развитие познавательных интересов младших школьников. Экспериментальное исследование ресурсов игры и изучение условий ее эффективного воздействия на развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 03.02.2016
Детская игра как психолого-педагогическое явление. Особенности классификации игры. Методика организации игровой деятельности, ее значение для развития личности ребенка. Экспериментальное изучение влияния игры на развитие личности младшего школьника.
курсовая работа, добавлен 10.09.2017
Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Роль в развитии и воспитании ребенка игры как важнейшего вида детской деятельности.
статья, добавлен 27.02.2019
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Игра имеет то же значение для ребенка, что для взрослого – профессиональная и трудовая деятельность. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу (А.С.Макаренко)[2].
Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника. Предметы, которые ребенок использует в вымышленном пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни, именно они становятся опорой для мышления. Постепенно ребенок перестает опираться на предметы-заместители и начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра стимулирует развитие образного мышления. Благодаря тому, что в игре ребенок берет себе разные социальные роли, у него развивается важнейшая мыслительная способность – видеть игровой предмет с разных сторон, становиться на разные точки зрения, представлять другой взгляд, отличный от своего личного.
Игра развивает речь. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов (от элементарных до самых сложных). В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше всего и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что именно этот момент часто выдвигается на первый план при рассмотрении игры как инстинктивного источника наслаждения. Интересно, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.
Ученые, изучавшие игровую деятельность детей, заметили, что ребенок в игре может взять и исполнить роль другого человека только в том случае, если у данного персонажа можно выделить характерные признаки, правила и способы поведения, присущие только ему. Беря на себя роль взрослого, ребенок следует определенному, понятному для него способу поведения, присущему этому взрослому. При этом он добровольно принимает жесткую необходимость выполнять определенные действия в определенной последовательности, по собственной воле подчиняется некому очень важному закону, нарушение которого вызывает у ребенка бурный протест и может даже разрушить игру. Ребенок протестует, например, если в игру ввести элемент условности и сделать так, чтобы учитель лечил людей, а врач учил людей. Подчиняясь правилу в игре, ребенок отказывается от того, что ему сиюминутно хочется, но именно это обстоятельство доставляет ребенку максимальное удовольствие. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает: “Мамы так не делают”, “ Суп после второго не подают”.
Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Л.С. Выготский[3] полагал, что игра дает ребенку “новую форму желания”. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре и радоваться как играющий.
Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении всего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети выполняют различные функции взрослых людей, моделируют их деятельность и отношения между ними. Поэтому именно игровая роль удовлетворяет потребность ребенка быть как взрослый и воплощает в себе его связь с обществом. В игре ребенка больше всего привлекает возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку, например, предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.
Кроме того, ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации, реальные предметы используются в качестве других, воображаемых, ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
На сегодняшний день педагоги и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, учителя, шофера, повара), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что наши дошкольники все больше отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей, не имеют хороших образцов для подражания личных отношений между взрослыми людьми, чрезмерно много времени проводят у телевизора и мало общаются со сверстниками. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игр.
Психологи считают, что игра может выступать как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов. В понимании ребенка игра принадлежит миру неисчерпаемых возможностей. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их.
В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализироватъ игру, превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные навыки. Само по себе любое занятие с ребенком полезно, однако нельзя, чтобы из детства исчезала игра. Необходимо предоставить дошкольнику все возможности для развития сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр.
[1] Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
[2] Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.
[3] Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006
Источник
Äåòñêàÿ èãðà êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå ÿâëåíèå. Îñîáåííîñòè êëàññèôèêàöèè èãðû. Ìåòîäèêà îðãàíèçàöèè èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, åå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå âëèÿíèÿ èãðû íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 10.09.2017 |
Ðàçìåð ôàéëà | 2,3 M |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
47
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- 1. Àíàëèç ëèòåðàòóðû ïî ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà ïîñðåäñòâîì èãðû
- 1.1 Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü äåòåé â ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé òåîðèè
- 1.1.1 Äåòñêàÿ èãðà êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå ÿâëåíèå
- 1.1.2 Êëàññèôèêàöèÿ èãð
- 1.2 Ìåòîäèêà îðãàíèçàöèè èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè
- 1.3 Çíà÷åíèå èãðû äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà
- 2. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå âëèÿíèÿ èãðû íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà
- 2.1 Îïèñàíèå õîäà ýêñïåðèìåíòà
- 2.2 Äèàãíîñòèêà óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ íà êîíñòàòèðóþùåì ýòàïå ýêñïåðèìåíòà
- 2.3 Îïèñàíèå ôîðìèðóþùåãî ýòàïà ýêñïåðèìåíòà
- 2.4 Àíàëèç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû:
- Ïðèëîæåíèÿ
èãðà ìëàäøèé øêîëüíèê ëè÷íîñòü
Ìåòîäèêà1 | Ìåòîäèêà2 | |||||||||
Î÷. âûñîêèéóðîâåíü | Âûñîêèéóðîâåíü | Ñðåäíèéóðîâåíü | Íèçêèéóðîâåíü | Î÷. íèçêèéóðîâåíü | Î÷. âûñîêèéóðîâåíü | Âûñîêèéóðîâåíü | Ñðåäíèéóðîâåíü | Íèçêèéóðîâåíü | Î÷. íèçêèéóðîâåíü | |
Àíòîíîâà Èííà | + | + | ||||||||
Àðõèïîâ Ñåðãåé | + | + | ||||||||
Áîíäàðü Åêàòåðèíà | + | + | ||||||||
Âàñèëüåâà Þëèÿ | + | + | ||||||||
Ãîëóáü Âåðîíèêà | + | + | ||||||||
Äóäêî Ñâåòëàíà | + | + | ||||||||
Çèí÷åíêî Åâãåíèé | + | + | ||||||||
Çóáîâà Èííà | + | + | ||||||||
Êóëèê Ñåðãåé | + | + | ||||||||
Êîñòèí Àíòîí | + | + | ||||||||
Êóëåâè÷ Ñâåòëàíà | + | + | ||||||||
Ëèñèí Àðòåì | + | + | ||||||||
Ìåëüíèê Ìàêñèì | + | + | ||||||||
Íîñ Âàëåðèé | + | + | ||||||||
Íåëèïîâè÷ Ìàêñèì | + | + | ||||||||
Ïàí÷åíêî Ñâåòëàíà | + | + | ||||||||
Ïåòðîâñêèé Àíäðåé | + | + | ||||||||
Ïîðòíîâà Ìàðèíà | + | + | ||||||||
Ðîùèíà Àíàñòàñèÿ | + | + | ||||||||
Ñìîëÿêîâà Òàòüÿíà | + | + | ||||||||
Ñòîëÿðîâà Þëèÿ | + | + | ||||||||
Ñèëþê Ìàðèíà | + | + | ||||||||
Òðîöþê Âèêòîðèÿ | + | + | ||||||||
Ôîìèí Âëàäèìèð | + | + | ||||||||
ÈÒÎÃÎ: | 3 | 8 | 8 | 4 | 1 | 8 | 14 | 1 | 1 | |
% | 12,5 | 33,3 | 33,3 | 16,7 | 4,2 | – | 33,3 | 58,3 | 4,2 | 4,2 |
Òàáëèöà2. Êîíòðîëüíàÿãðóïïà “À“
Ìåòîäèêà1 | Ìåòîäèêà2 | |||||||||
Î÷. âûñîêèéóðîâåíü | Âûñîêèéóðîâåíü | Ñðåäíèéóðîâåíü | Íèçêèéóðîâåíü | Î÷. íèçêèéóðîâåíü | Î÷. âûñîêèéóðîâåíü | Âûñîêèéóðîâåíü | Ñðåäíèéóðîâåíü | Íèçêèéóðîâåíü | Î÷. íèçêèéóðîâåíü | |
Áàëèåâè÷ Âåðîíèêà | + | + | ||||||||
Âåðêååâ Àíäðåé | + | + | ||||||||
Ãàëþøèê Äàðüÿ | + | + | ||||||||
Ãè÷êî Îëåã | + | + | ||||||||
Ãîäóí Äàíèèë | + | + | ||||||||
Ãóçèíåö Êàðèíà | + | + | ||||||||
Äåì÷óê Åêàòåðèíà | + | + | ||||||||
Åðìîõèíà Æàííà | + | + | ||||||||
Êîçåë Èííà | + | + | ||||||||
Êîðíåëþê Ìàêñèì | + | + | ||||||||
Êóëåø Åãîð | + | + | ||||||||
Ëåñíåâè÷ Àííà | + | + | ||||||||
Ëèòâèíîâà Òàèñèÿ | + | + | ||||||||
Ëþêåâè÷ Ëîëèòà | + | + | ||||||||
Ìîðîçîâà Àðèíà | + | + | ||||||||
Íîâèê Âèòàëèé | + | + | ||||||||
Ðîâåíñêèé Ñåðãåé | + | + | ||||||||
Ñàõàð÷óê Ìèõàèë | + | + | ||||||||
Ñêîâîðîäà Ïîëèíà | + | + | ||||||||
Õèëü Àëåêñàíäðà | + | + | ||||||||
Õîìè÷óê Íèêèòà | + | + | ||||||||
Øàâëèíñêàÿ Èðèíà | + | + | ||||||||
Øòàð Èãîðü | + | + | ||||||||
ßâîðñêèé Ñåðãåé | + | + | ||||||||
ÈÒÎÃÎ: | 2 | 9 | 12 | 1 | 1 | 6 | 11 | 5 | 1 | |
% | 8,3 | 37,5 | 50 | 4,2 | – | 4,2 | 25 | 45,8 | 20,8 | 4,2 |
Ïî ðåçóëüòàòàì äâóõ ìåòîäèê ìû ïîëó÷èëè ñðåäíèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ïî ãðóïïàì, ïðèâåäåííûé â ñâîäíîé òàáëèöå:
Òàáëèöà3. Ñâîäíàÿòàáëèöàïîðåçóëüòàòàìäâóõìåòîäèê (êîíñòàòèðóþùèéýòàï):
Î÷. âûñîêèé | Âûñîêèé | Ñðåäíèé | Íèçêèé | Î÷. íèçêèé | |
Êîíòðîëüíàÿ ãðóïïà “À“ | 6,3% | 31,2% | 47,9% | 12,5% | 2,1% |
Ýêñïåðèìåíò. ãðóïïà “Á“ | 6,3% | 33,3% | 45,8% | 10,4% | 4,2% |
Èòàê, èç òàáëèö ìû âèäèì, ÷òî äåòè èìåþò ðàçíûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ çðèòåëüíîé ïàìÿòè è íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ – îò î÷åíü âûñîêîãî äî î÷åíü íèçêîãî; íàèáîëüøåå êîëè÷åñòâî øêîëüíèêîâ èìåþò ñðåäíèé è âûñîêèé óðîâíè ðàçâèòèÿ.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Çíà÷åíèå èãðû äëÿ âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. Îñîáåííîñòè èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå óðîâíÿ ñôîðìèðîâàííîñòè èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ ñ íàðóøåíèåì èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [22,2 K], äîáàâëåí 21.11.2006
Èãðà è å¸ ðîëü â ðàçâèòèè ðåáåíêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Èãðà: ÿâëåíèå è ïîíÿòèå, êëàññèôèêàöèÿ, ïðîáëåìû èãðû. Ñâîáîäíàÿ âðåìÿ è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Ìåñòî è ðîëü èãðîâîãî ôåíîìåíà â êóëüòóðå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [59,5 K], äîáàâëåí 07.09.2002
Âçàèìîäåéñòâèå èãðû è îáó÷åíèÿ â øêîëüíîì âîçðàñòå. Êëàññèôèêàöèÿ èãð, èõ îñîáåííîñòè. Ìåòîäèêà îðãàíèçàöèè óðîêà ìàòåìàòèêè ñ èñïîëüçîâàíèåì äèäàêòè÷åñêèõ èãð. Ïðåèìóùåñòâà èñïîëüçîâàíèÿ èãð êàê ôàêòîðà è óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [348,4 K], äîáàâëåí 10.07.2015
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîëü èãðû â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Ðàçâèòèå âíèìàíèÿ ïîñðåäñòâîì èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè íà óðîêå õîðåîãðàôèè. Ýìîöèîíàëüíî-ïñèõè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, óãëóáëÿþùèå ïîçíàíèå äîøêîëüíèêîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [48,5 K], äîáàâëåí 19.12.2014
Ñóùíîñòü è çíà÷åíèå èãðû äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Îñîáåííîñòè õóäîæåñòâåííîé èãðû. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè äîøêîëüíèêîâ â õóäîæåñòâåííîé èãðå êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [21,4 K], äîáàâëåí 06.11.2002
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
2017 | |
ГБДОУ №50 Воспитатель: Дьячкова Светлана Владимировна |
[ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА] |
Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста
Общая характеристика игры
Игра является ведущей деятельностью на протяжении всего периода дошкольного детства. Элементы ролевой игры начинают возникать уже в раннем детстве. В ролевой игре, дети удовлетворяют свое стремление к совместной со взрослыми жизни, и в особой – игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
В дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – а потому что, игра вызывает качественные изменения в психики ребенка.
Игровое действие носит знаковый (символический) характер, именно в игре ярко обнаруживается знаковая функция сознания ребенка.
Игровые действия, заместители дают возможность действовать с ними так, как с замещенным предметом. Поэтому – давая свое название предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые свойства предмета-заместителя. При выборе таких предметов, дошкольник исходит из реальных отношений предметов.
В игровой деятельности, дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с ней.
В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой, бытовой деятельности, их права и обязанности.
Роль игры в психическом развитии ребенка
В игровой деятельности наиболее интенсивно развиваются и формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются различные виды деятельности, которые в дальнейшем приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.
Так, у ребенка начинает формироваться произвольные внимание и память. В условиях игры
дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем в других условиях (в других видах деятельности).
Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной
деятельности ребенка. Так как в игре дошкольник учится действовать с предметами-заместителями, а потом в свою очередь, становится основой для мышления. На этой основе ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сворачиваются, и ребенок научается мыслить о предмете и действовать с ним в умственном плане.
Таким образом, игра, в большей мере, способствует тому, что дошкольник постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя, – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Игра также оказывает влияние на эстетическое воспитание. Яркие красивые игрушки привлекают детей и вызывают художественно-оформленное желание играть с ними.
Влияние игры на развитие речи ребенка
Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи ребенка. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребенка, определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции сверстников, он будет мешать остальным детям, в результате чего может исключаться из игры, а в дальнейшем и вовсе не приниматься в неё. Именно необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие словаря и связной речи ребенка.
Игра, как ведущая деятельность, имеет особое значение для развития знаковой функции речи. Она пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всей психических функций. В игре ее развитие осуществляется за счет замещения одних предметов, другими – предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности. Название одним и тем же словом отсутствующего предмета и предмета-заместителя концентрирует ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысленных через замещение. Тем самым, открывается еще один путь познания. Кроме того, заместитель опосредует связь отсутствующего предмета и слова, и по-новому трансформирует словесное содержание.
В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначенным предметом, иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближенны к предмету. Индивидуальные условные знаки и игре берут на себя функции отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, способствует отработке знаковой функции речи. Существует взаимосвязь: “предмет” “его знак” “его наименование” обогащает смысловую сторону слова как знака.
Действия замещения, способствует, кроме того, развитию у детей свободного обращения с предметами и использованию их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, можно использовать как бинт, или заменить им летнюю шапочку).
Также с предметами, используемыми в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего, они легко воспринимаются и запоминаются, так как каждый предмет имеет свое название и характерному действию с ним присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого видно то, как важно стимулировать их речь за счет хорошо продуманной игровой обстановки, предоставить детям игрушки, предметы, всевозможные трудовые орудия, которые будут поддерживать, и развивать игровую деятельность а, следовательно, и обогащать запас слов и речи ребенка. Большую роль в развитии речи играют взрослые. Воспитатель не только организует обстановку для самостоятельных игр, но и должен проявлять интерес к процессу игры, давать детям новые пособия, расширять их словарный запас за счет введения в речь, новых слов и выражений, связанных с данной ситуацией, а также разговаривать с детьми об их играх, влиять на их речь.
Играющий ребенок постоянно говорит, даже в том случае, когда играет один, даже с теми предметами, которые не стимулирую к разговору (например, при манипуляции с предметами).
Особого внимания требуют подвижные игры. Они подразумевают выполнение, и соблюдение детьми определенных правил, которые составляют для них определенную трудность, особенно для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Основной путь к развитию языка, здесь лежит через доступное объяснение и повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий её проведения.
Подвижные игры создают положительный эмоциональный настрой. Двигательная активность стимулирует работу головного мозга.
Хорошо подводить детей старшего дошкольного возраста, к тому, чтобы они сами рассказывали правила игры. Следует также предлагать всем присутствующим детям, рассказать о том, как проводились игры, обсуждать их содержание и результаты.
Игра осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок, эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет, и обогащает их.
В подвижных играх проявляются положительные черты характера: товарищество, отзывчивость, честность.
Дидактические и развивающие игры – это игры познавательного характера, направленные на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитывают познавательные интересы и развивают познавательные способности, развивают сенсорные способности, т.к. процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Они также развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют связную речь и умение правильно излагать свои мысли. Таки образом, дидактические и развивающие игры выступают как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Усвоение опыта происходит через развитие у детей: самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков.
В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует проявление в детской среде лидеров, а также специфическое доведение застенчивых, малообщительных детей.
Таким образом, игра – это универсальное средство развития психики и личности ребенка в целом. Игра, являясь ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, оказывает положительное влияние на физическое, психическое, сенсорное и эмоциональное развитие ребенка. Она также способствует формированию познавательных процессов психики, развитию трудовой, бытовой и учебной деятельности, сознательности и произвольности большинства психических процессов: памяти, внимании, восприятия. В игре происходит зарождение и формирование волевых качеств личности и нравственности. Игра оказывает благотворное влияние на развитие функций речи, а также её грамматического строя и, конечно же, формирование словаря, – расширяя, углубляя и уточняя его за счет названия предметов, их качеств и свойств, способа действия с ними. Игра для дошкольника – это способ познания окружающего мира во всех его проявлениях.
Источник