Влияние игры на развитие ребенка 3 4 лет

Анастасия Яковлева
Консультация для родителей «Роль развивающих игр, для детей 3–4 лет»

Консультации для родителей

«Роль развивающих игр для детей 3 – 4 лет»

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Три года – это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача – помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника – главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно – неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы, но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия,помните три правила:

Правило первое:

– не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.

Правило второе:

– во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье:

– пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую – и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Так играйте же вместе с малышом, проводите с ним лучшие минуты вашей жизни!

Источник

Игра в жизни ребенка 3-4 лет

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.  ( А.С. Макаренко)

Игра в дошкольном  возрасте является  ведущей деятельностью, и имеет большое значение для умственного, физического, нравственного развития малыша. В игре ребенок учится понимать мир, знакомится с взаимоотношениями между людьми, их эмоциями, и желаниями. В результате этого формируется и внутренний мир самого малыша. В игре ребенок учится мыслить, рассуждать логически, понимать своего собеседника, решать вопросы и многое другое. В игре ребенок приобретает навыки  необходимые ему для общения со сверстниками. Очень большое значение игра оказывает на развитие речи. Любая игра требует от ребенка речевого общения, что способствует формированию связной речи. Существует огромное количество различных игр: подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, игры с правилами и т д. Все игры оказывают огромное воздействие на развитие психических процессов и на формирование личности в целом.

Многие малыши не способны сами организовать себе игру, именно поэтому совместные игры детей с родителями очень важны.  В игре проходит почти вся жизнь малыша, он готов играть почти целый день. Огромную радость доставляют малышу игры с родителями, ведь это так прекрасно, когда можно поиграть не только с другими детьми, но с мамой и папой, бабушкой и дедушкой.  С помощью взрослого ребенок способен перенести какое-либо действие из жизни в игру. В совместной игре малыш учится сотрудничеству, ответственности, взаимопомощи, учится выполнять правила, идти к цели общими усилиями.

Многие родители задаются вопросом, во что и как надо играть с ребенком. Вот самые простые правила, которые с легкостью может выполнить любой родитель.

–  Нужно увлечь ребенка игрой, или вступить в уже готовую игру, заставлять играть нельзя.

– Старайтесь постоянно озвучивать свои действия. Игра не должна проходить в тишине.

– Не диктуйте  малышу свои правила, а принимайте позицию малыша, будьте с ним на равных.

– Не ругайте малыша, если у него что-то  не получается.

– Помните, что малыш не может долго играть в одну игру, играйте не более 15 минут, но старайтесь всегда доводить начатую игру до конца.

– Не забывайте постоянно усложнять игру.

Виды игр.

Сюжетно-ролевые – это игры, которые придумывают сами дети. В игре ребенок воспроизводит какую либо сферу деятельности и общения взрослого человека. (магазин, школа, библиотека, семья и т д).

Дидактические игры – один из методов активного обучения, организуемый в виде учебной игры. Эти игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей ребенка.( лото, чудо мешочек, что лишнее)

Театральные игры – это игры представления, в которой разыгрывается  литературное представление (сказка, рассказ, басня и т д).  Эти игры знакомят детей с устным народным творчеством, помогают понять идею произведения, развивают выразительную речь,  творческие способности.

Подвижные игры – это активная деятельность ребенка, основанная на различных движениях, связанных общими правилами для всех игроков. Эти игры  укрепляют физическое здоровье, развивают ловкость, быстроту, выносливость, сообразительность, смекалку. (совушка, космонавты, зайка)

Строительные игры – это игры со специальным строительным материалом, развивают у детей конструктивные способности.

Таким образом, выбирая какую либо игру необходимо помнить, что она должна соответствовать возрасту ребенка, его возможностям, интересам. И тогда все ваши игры, будут проходить с пользой, и способствовать эффективному развитию малыша. Игра делает жизнь детей жизнерадостной и веселой. Старайтесь ежедневно находить время для игры, а так же позаботьтесь  об игрушках необходимых вашему малышу для организации игр.

Детям 3-4 лет необходимы куклы с одеждой на разное время года, посуда, мебель, мягкие игрушки, изображающие персонажей сказок, машинки, различный транспорт, механические игрушки. Так же необходимо приобрести различные виды конструктора, различный инструмент (молоток, отвертка), музыкальные инструменты, мячи, развивающие игры (лото, мозаика).

Приобретая игрушки так же  необходимо помнить, что их не должно быть слишком много иначе малышу будет трудно выбрать с чем поиграть.

Удачи вам в совместных играх.

Источник

Стафеева Наталья
Консультация для родителей «Влияние игрушки на развитие ребенка 3–4 лет»

Сегодня на нашей консультации поговорим о влиянии игрушки на развитие ребенка.

Какое детство может быть без игрушек? В сегодняшнем мире это невозможно. Ребенку просто необходимы игрушки! Дети с удовольствием играют на протяжении всего дошкольного возраста, т. к. именно с помощью игры ребенок полноценно развивается. Когда ребенок берет брусок из конструктора и начинает водить им по голове, представляя, что это расческа, он осваивает идею символа- понимает, что одно (брусок) может заменять другое.

От игрушки зависит детское развитие, игрушки служат той средой, которая позволяет детям выражать свои чувства, исследовать окружающий мир. К тому же игрушки учат ребенка общаться и познавать себя!

Как дети выбирают игрушки? У каждого ребенка должна быть своя особенная игрушка-друг. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. Такая игрушка будет болеть с Вашим ребенком и пить вместе с ним горькие невкусные лекарства. На любимые игрушки дети порой сердятся, наказывают их и даже ломают, забрасывая в дальний угол, и это нормально. Потому что эти игрушки дети вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, ремонтируют, просят пришить ушки, хвостик, сшить новое платье. По совету психологов нельзя заставлять ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки. Для ребенка этот символы его развития, с каждой игрушкой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.

Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, ребенок постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить один и два. Игра в этом – главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть.

Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Ребенок видит, как кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих. Когда ребенок играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в

них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.

-Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. Ни игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

-Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным- пусть ребенок проявит фантазию.

В период от 2 до 5 лет дети, как правило, начинают подражать поведению взрослых или играть в кого- либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает ребенку выяснить их отношение к его различным поступкам. Поэтому необходимо обогащать постоянно ребенка новыми впечатлениями и новыми знаниями об окружающем мире.

В начале прошлого века появились первые квалификации детских игрушек. Ученые стали выделять основные параметры, которыми должна обладать хорошая игрушка. По их мнению игрушка должна:

-соответствовать развитию ребенка, его возрасту;

-предоставлять возможность изучать окружающий мир;

-иметь прототип в реальной жизни, т. е. соответствовать какому-нибудь существующему предмету;

-по возможности изготавливаться самим ребенком;

-способствовать развитию специальных навыков и умений. Психологи выделяют ряд «игрушечных» групп,вот некоторые из них:

-игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик, утварь и т. д.

-игрушки для выплеска агрессии. (солдатики, оружие, спортивный инвентарь)

игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это конструкторы, кубики, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.

Сейчас, как никогда, становится очень ответственным и важным вопрос выбора игрушек. Новые игрушки в этот период для ребенка обязательны. Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи, парикмахера и представителей

других профессий. Пользу принесут различные движущиеся игрушки (автомобили, поезда). Для подготовки ребенка к школе (развитие мелкой моторики рук) и развития творческих способностей приобретите ребенку цветную и белую бумагу (пусть учится пользоваться ножницами под вашим наблюдением, мелки, карандаши, краски, фломастеры, клей.

Доступные для его восприятия настольные игры помогут обрести первые познания в логике и научат мыслить. Домино, игры с фишками, часы с вашей помощью обучат ребенка счету.

Для эстетического развития, развития речи, воображения –служат театральные игрушки. К 4-5 годам особое значение имеют предметы дополняющие игру (шапочки, сумочки, халат, накидки). В этом возрасте развитие игры идет уже не от игрушки, а от смысла.

И еще,немаловажная игрушка-это так называемые отрицательные игрушки То, что ребят привлекает отрицательная игрушка, по мнению психологов, связано с эмоциональной агрессивностью. Случается, что склонность к сверхвооруженности обусловлена с обостренной потребностью в защите от внешнего мира. Ребенок, владеющий чудовищами, получает шанс в игре (но не в жизни) ощутить себя могущественным. Такие игрушки, по мнению педагогов, оказывают сильное влияние на формирование личности, эмоциональную и нравственную сферу детей. В роли военного или бандита ребенок идентифицирует себя с героем, приписывает себе его характеристики, что может не всегда хорошо отразиться на детской психике. К положительным свойствам и характеристикам военных игрушек относили их направленность на развитие моторики, двигательную активность. Список игрушек можно продолжать до бесконечности.

Но самое главное, мы должны понять, что ребенка нужно учить играть, нужно обогащать его детский игровой опыт (купив ему новую игрушку, поиграйте с ней вместе с ребенком: покажите, как надо играть, придумайте сюжет игры и т. д.) ,

давать ему возможность играть с другими детьми. Какими бы замечательными не были игрушки у вашего ребенка, помните, что ничто не сможет заменить ему маму и папу – самых главных людей в жизни каждого человека. А из последних исследований известно, что современные родители тратят в среднем на воспитание ребенка 17 минут в день, так пусть же эти минуты,проведенные вами вместе с ребенком, будут насыщенными и интересными.

Источник

Консультация для родителей «Влияние игрушки на развитие ребенка 3–4 лет»

.

Какое детство может быть без игрушек? В сегодняшнем мире это невозможно. Ребенку просто необходимы игрушки! Дети с удовольствием играют на протяжении всего дошкольного возраста, т. к. именно с помощью игры ребенок полноценно развивается. Когда ребенок берет брусок из конструктора и начинает водить им по голове, представляя, что это расческа, он осваивает идею символа- понимает, что одно (брусок) может заменять другое.

От игрушки зависит детское развитие, игрушки служат той средой, которая позволяет детям выражать свои чувства, исследовать окружающий мир. К тому же игрушки учат ребенка общаться и познавать себя!

Как дети выбирают игрушки? У каждого ребенка должна быть своя особенная игрушка-друг. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. Такая игрушка будет болеть с Вашим ребенком и пить вместе с ним горькие невкусные лекарства. На любимые игрушки дети порой сердятся, наказывают их и даже ломают, забрасывая в дальний угол, и это нормально. Потому что эти игрушки дети вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, ремонтируют, просят пришить ушки, хвостик, сшить новое платье. По совету психологов нельзя заставлять ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки. Для ребенка этот символы его развития, с каждой игрушкой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.

Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, ребенок постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить один и два. Игра в этом – главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть.

Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Ребенок видит, как кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих. Когда ребенок играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в

них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.

-Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. Ни игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

-Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным- пусть ребенок проявит фантазию.

В период от 2 до 5 лет дети, как правило, начинают подражать поведению взрослых или играть в кого- либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает ребенку выяснить их отношение к его различным поступкам. Поэтому необходимо обогащать постоянно ребенка новыми впечатлениями и новыми знаниями об окружающем мире.

В начале прошлого века появились первые квалификации детских игрушек. Ученые стали выделять основные параметры, которыми должна обладать хорошая игрушка. По их мнению игрушка должна:

-соответствовать развитию ребенка, его возрасту;

-предоставлять возможность изучать окружающий мир;

-иметь прототип в реальной жизни, т. е. соответствовать какому-нибудь существующему предмету;

-по возможности изготавливаться самим ребенком;

-способствовать развитию специальных навыков и умений. Психологи выделяют ряд «игрушечных» групп,вот некоторые из них:

-игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик, утварь и т. д.

-игрушки для выплеска агрессии. (солдатики, оружие, спортивный инвентарь)

– игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это конструкторы, кубики, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.

Сейчас, как никогда, становится очень ответственным и важным вопрос выбора игрушек. Новые игрушки в этот период для ребенка обязательны. Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи, парикмахера и представителей

других профессий. Пользу принесут различные движущиеся игрушки (автомобили, поезда). Для подготовки ребенка к школе (развитие мелкой моторики рук) и развития творческих способностей приобретите ребенку цветную и белую бумагу (пусть учится пользоваться ножницами под вашим наблюдением, мелки, карандаши, краски, фломастеры, клей.

Доступные для его восприятия настольные игры помогут обрести первые познания в логике и научат мыслить. Домино, игры с фишками, часы с вашей помощью обучат ребенка счету.

Для эстетического развития, развития речи, воображения –служат театральные игрушки. К 4-5 годам особое значение имеют предметы дополняющие игру (шапочки, сумочки, халат, накидки). В этом возрасте развитие игры идет уже не от игрушки, а от смысла.

И еще,немаловажная игрушка-это так называемые отрицательные игрушки То, что ребят привлекает отрицательная игрушка, по мнению психологов, связано с эмоциональной агрессивностью. Случается, что склонность к сверхвооруженности обусловлена с обостренной потребностью в защите от внешнего мира. Ребенок, владеющий чудовищами, получает шанс в игре (но не в жизни) ощутить себя могущественным. Такие игрушки, по мнению педагогов, оказывают сильное влияние на формирование личности, эмоциональную и нравственную сферу детей. В роли военного или бандита ребенок идентифицирует себя с героем, приписывает себе его характеристики, что может не всегда хорошо отразиться на детской психике. К положительным свойствам и характеристикам военных игрушек относили их направленность на развитие моторики, двигательную активность. Список игрушек можно продолжать до бесконечности.

Но самое главное, мы должны понять, что ребенка нужно учить играть, нужно обогащать его детский игровой опыт (купив ему новую игрушку, поиграйте с ней вместе с ребенком: покажите, как надо играть, придумайте сюжет игры и т. д.) ,

давать ему возможность играть с другими детьми. Какими бы замечательными не были игрушки у вашего ребенка, помните, что ничто не сможет заменить ему маму и папу – самых главных людей в жизни каждого человека. А из последних исследований известно, что современные родители тратят в среднем на воспитание ребенка 17 минут в день, так пусть же эти минуты,проведенные вами вместе с ребенком, будут насыщенными и интересными.

Источник