Влияние игры на нравственное развитие ребенка

ДОКЛАД

«Влияние игровой деятельности на социально – нравственное развитие дошкольника.»

Подготовила:

Пичугова Ольга Николаевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад №21»

Так уж устроен человек, что эмоционально окрашенные впечатления он бережно хранит всю жизнь. Среди них не последнее место занимают воспоминания о детстве. Каждый из нас готов подписаться под словами Л.Н.Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…»

Вспоминается то, как обретали мы друзей, сначала в игре, а потом в жизни; как, послушав, а позже, прочитав книгу, мы перевоплощались в ее героев и, играя, долго жили ее образами; то, как, увидев вокруг интересное, старались продлить впечатления, материализовать их в игре.

Игра! Именно благодаря ей, расширившей, обогатившей наши представления о мире, преподавшей первые уроки нравственности и подарившей нам друзей, из взрослого «далека» детство помнится нам таким светлым. И опять на память приходят слова Л.Н.Толстого «А игры не будет, что же тогда останется?»

В воспитании и развитии ребенка – дошкольника ведущая роль, конечно, принадлежит игре. Игра – неизменный спутник детства. Дошкольник не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности. В А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного ни умственного, ни физического развития».

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Игра радует ребенка, доставляет ему удовольствие. Игра дает возможность организовать, прежде всего, жизнь самих детей, их собственную активность, самостоятельность. Не случайно К.Д.Ушинский заметил, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть.

Черпая часто свои впечатления из одних и тех же источников, дети играют по-разному. В игре обнаруживаются даже еле приметные оттенки проявления личности. Игра – это деятельность самого ребенка. И эту деятельность, милую детскому сердцу, можно при правильном руководстве сделать средством воспитания. Сочетая ее с другими средствами воспитания, можно осуществлять развитие у ребенка положительных нравственных качеств, интересов и способностей.

Ни для кого не секрет, что, играя с ребенком, мы стараемся не просто разнообразить его досуг, но и научить чему-то полезному и нужному. Развивать способности детей, конечно, надо, и игра – самое лучшее средство для этого. Однако, особенности детской психики таковы, что мгновенных результатов от своих игровых занятий с ребенком можно и не увидеть. Дети по своей природе – «накопители», нередки случаи, когда ребенок, несмотря на все старания, никак не может запомнить самых простых вещей. Многие знания накапливаются постепенно и со временем приводят к определенным изменениям. Конечно, бывает и иначе: какие-то из усилий не дали результатов вообще. И за это на ребенка обижаться не стоит: не надо сбрасывать со счетов, что ребенок – личность, у которой есть свои предпочтения, свои желания, свои способности.

Играя с ребенком, нужно забыть о педагогических целях. Конечно, они будут в любой игре, но главное, ради чего играем с детьми – это именно игра. Все остальное, как говорится, приложится. Не стоит ждать от ребенка быстрой отдачи, и будет легче общаться с ним.

Мы хотим, чтобы у детей все получалось, как можно лучше, осознаем, что, играя, дети учатся, и нам хочется, чтобы учеба эта оказалась для них успешной. Однако вновь сталкиваемся с благим намерением, которое, доведенное до крайности, не приведет ни к чему хорошему. Я имею в виду – подсказки в игре. Ребенок не всегда хорошо ориентируется в игровой ситуации. Иной раз ему действительно стоит помочь советом, подсказать иное игровое решение. Однако делать это каждый раз не стоит, особенно, если ребенку самому по силам справиться с игровой задачей. Все воспитание ребенка строится на рискованной балансировке между двумя крайностями, и нам приходится руководствоваться чувством меры.

Ребенок, подрастая и развиваясь, учится очень многому. То, что нам, взрослым, может показаться простым, для ребенка может представлять сложности, поскольку он не умеет еще или не научился в полной мере делать то, что требует от него игра. Игровая деятельность ребенка претерпевает изменения вместе с его ростом и развитием. Игра должна быть доступна для ребенка, но в то же время, содержать в себе элемент нового.

Для психологических игр очень важно не просто дать ребенку новую пищу «для ума и сердца», но и помочь ему облегчить процесс включения во взрослую жизнь. Конечно, все дети разные: кто-то активный, «боевой», непокорный, громкий, а кто-то, наоборот, тихий, усидчивый. К счастью, игры тоже разные: одни из них шумные и подвижные, другие – тихие и спокойные.

В идеале ребенок должен играть и в те и в другие. Воспитание ребенка должно быть всесторонним, а это означает, что, воспитывая ребенка, мы должны развивать его физически, умственно, нравственно, эстетически. Игры и помогают осуществить всесторонность воспитания. Однако, соотношение игр разных типов должно быть неодинаковым применительно к детям с разными характерами. Если ребенок активен, не может усидеть на месте и контролировать себя, следует обратить пристальное внимание на формирование у него волевых качеств. Существует ряд игр, которые учат ребенка самоконтролю. Разумеется, это вовсе не значит, что мы должны играть с ребенком только в такие игры, но вот взять их на вооружение надо, иначе впоследствии у ребенка могут возникнуть проблемы с усидчивостью в школе.

Если ребенок пассивен, боится оказаться в центре внимания и переживает из-за возможности провала стоит уделить внимание играм, провоцирующим ребенка на активность. Ненавязчиво нужно отвести ему в игре роль, которая поможет ему выдвинуться без риска неудачи. Следует хвалить ребенка, наверняка, очень скоро он будет доволен тем, как мы радуемся его успехам, и начнет играть с удовольствием.

Подбирая игры для ребенка, нужно учитывать индивидуальные особенности его характера, стараться играть в те игры, которые позволят скорректировать его черты характера, нуждающиеся в таком ненавязчивом исправлении.

Играя с ребенком, нужно не забывать, ради чего мы это делаем. Игра в первую очередь должна быть интересной, только тогда ребенок воспримет все то, что хотели донести до него в игровой форме. Детям важно в игре давать возможность оставаться свободным. Наше желание участвовать в играх вместе с ребенком необходимо ему: мы для него источник знаний, к которым он тянется, ведь столько в мире для него пока еще остается непонятным, непознанным. И в то же время нам придется провести грань, за которую мы не имеем права переступать. Грань эта отделяет совместные игры с ребенком от его самостоятельных игр. Конечно, эта свобода будет относительной, так как на деле ребенок все еще во многом зависит от нас.

Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовке к участию в жизни общества. Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. В.А.Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам.

Хотелось бы напомнить замечательные слова А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Использованная литература:

1. Богуславская З., Смирнова Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

2. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. / Под редакцией Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. М., 2000.

3. Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. Спб., 1996.

4. Хромова С., Игровые уроки общения для детей. М., 2008.

Источник

Татьяна Волкова
Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение.

Ребёнок должен понять,что есть три вещи: можно, нельзя и надо»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее

время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой

отношений между людьми, которые определяются социальной

справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество

обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее

собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению

установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность

стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и

правила в силу собственного понимания их необходимости.

Формирование нравственности – важное условие всестороннего

воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в

нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе,

но и формирование в дальнейшем его жизненной позиции.

Одним из самых важных и распространенных средств нравственного

воспитания детей дошкольного возраста является игровая деятельность, как

ведущий вид деятельности у детей данного возраста. Именно через игру

ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли

своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и

взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей. Игра основана на

восприятии представленных норм и правил, тем самым ориентирует ребёнка на

соблюдение определённых норм и правил взрослой жизни.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.

К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности

ребенка как показатель его нравственного развития.

Ключевые слова: мораль; нравственность; нравственное воспитание;

игровая деятельность.

Воспитание нравственных качеств ребенка является той необходимой

основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты

личности ребенка.

Определение проблемы и актуальности данной темы позволяет

сформулировать цель исследования: выявить влияние игровой деятельности в

формировании нравственного воспитания старших дошкольников.

Нравственное формирование личности ребенка является одной из

важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития

личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление

требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов

детских учреждений и школы.

В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича нравственность

(мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих

отношение людей в обществе на основе общественного мнения,

стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. [16]

Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две

взаимосвязанные задачи:

– выработка нравственных требований, которые находят отражение и

получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм,

принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла;

– внедрение этих требований и связанных с ними представлений в

сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия,

а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения,

т. е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.

Термин «нравственность» употребляется как синоним термина «мораль».

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в

прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. В зависимости от того,

как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои

убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами,

можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность –

это личностная характеристика. [10]

По мнению Г. Н. Эйсмонт-Швыдкой, отечественная педагогика

рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный

процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек,

нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [20]

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных

норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и

их неуклонное соблюдение», – пишет И. Ф. Харламов. [19, с. 344]

К. Д. Ушинский отмечал зависимость содержания детских игр от

социального окружения. Он считал, что существует зависимость содержания

детских игр от социального окружения, так как игры не проходят для ребенка

бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо,

а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Дошкольник может прекрасно

знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки

помочь человеку, попавшему в беду. Знать, что лгать стыдно, но говорить

неправду и т. д. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в

нравственных поступках в доступной ему деятельности. [18]

Именно в игровой деятельности дошкольникнаиболее самостоятелен:

сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и

своей фантазией, устанавливает доброжелательные взаимоотношения со

сверстниками.

Игровая деятельность – это своеобразный материальный этап. Он

моделирует сферу человеческих взаимоотношений, которые определяют

развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны

своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются

нравственными нормами.

По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь нравственного

воспитания в игре – это влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие

сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через

определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать

моральные и социальные чувства дошкольников. Сюжетно-ролевые игры детей

построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где

правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми

из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной

жизни дети первоначально овладевают именно в изобретательных ими играх,

разумеется, по-своему, преломляя их с учетом современного общества. [11,

с. 79].

В своих исследованиях Р. И. Жуковская обращает внимание на

нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует

развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным

и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей.

В старшем дошкольном возрасте особое место занимают игры, которые

создаются самими детьми: творческие или сюжетно-ролевые. В этих играх

дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни

и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность

ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,

справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои

собственные.

Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих

на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанные на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Воспитывать детей на

лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих

формированию положительных чувств и побуждений.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед

коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы,

согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо

разрешать спорные вопросы.

Нравственность является сложной, многоуровневой личностной

характеристикой, охватывающей такие личностные структуры как разум,

чувства, воля. Нравственное воспитание старших дошкольников – это

совокупность воспитания нравственных чувств, облика, нравственной позиции

и нравственного поведения.

Игра – школа морали в действии, школа произвольного поведения.

Именно в игре определяется поведение и характер человека в обществе. В игре

все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства,

организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их

играми, отражающими взаимоотношения людей в обществе.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сосредоточить внимание

играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанных на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Вопросы нравственного воспитания подрастающей личности на

протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом

рассмотрения в философии, педагогике, психологии.

Проблема нравственного воспитания дошкольников в настоящее время

актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном

обществе. Возникший ценностный вакуум, отчуждение человека от культуры

как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации

понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед

опасностью моральной деградации.

Дошкольное детство – пора открытий.

Поэтому, взрослые должны помочь ребенку делать открытия, наполнив их

воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у

него нравственных чувств.

Литература

1. Буре Р. С.Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников /Р. С. Буре. М.:

Просвещение, 2006.141 с.

2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная Общеобразовательная Программа

Дошкольного Образования От рождения до школы /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А/ Васильева. 4-е

изд. М.: Мозаика – Синтез, 2017. 368 с.

3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Программа Развитие/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Новая школа, 1994.

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. 1966.№6 62-76 с.

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: старшая группа / Н. Ф. Губанова. М.:Мозаика – Синтез,

2014.160 с.

6. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре/ Р. И. Жуковская. М.:АПН РСФСР, 1963.320 с. pedagogic.ru

7. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка/ А. В. Запорожец. Дошкольное образование, 1964. 351 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб.

заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2003. 176 с.

9. Лихачев Б. Т. Педагогика.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей,

1998. 457 с.  

10. Логинова В. И., Лейкина Б. С. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И.

Логиновой, П. Г.Саморуковой: 2-е изд., исп. и доп. М.: Просвещение, 1998. 167 с. OCR Detskiysad.Ru

11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. М.: Просвещение, 1982. 128 с.

12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду/ Н. Я.

Михайленко, Н. А. Короткова. М.:Гном, 2000.96 с.

13. Мухина В. С. Психология дошкольника: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ В. С. Мухина.

М.: Академия, 1975. 239 с

14. Ольшанский Д. В. Новая педагогическая психология/ Д. В. Ольшанский. М.: 2002. 127с.

15. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под. ред.

М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.

16. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь/ Е. С. Рапацевич. Минск.:Соврем. слово, 2006. 928 с.

17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ под ред. А. В. Запорожца. М.:Просвещение, 1976.96 с.

18. Ушинский К. Д. Сочинения/ К. Д. Ушинский. М.:Лениздат,1950. т. 8. 234 с. revolution.allbest.ru

19. Харламов И. Ф. Педагогика/ И. Ф.Харламов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Высшая школа, 1990. 576с.

20. Эйсмонт-Швыдкая Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников/ под ред. Г. Н. Эйсмонт-Швыдкая. М.:

Просвещение, 1969.

Источник