Влияние игры на эмоциональное развитие ребенка

Влияние игры на формирование эмоционально – экспрессивной сферы детей.

Особую роль в обыденном общении играют ситуации, когда люди выражают свои чувства друг другу. Эти ситуации возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать.

Каждое действие человека как-то связано с его внутренним состоянием. Следы этих состояний, проглядывающие сквозь канву действий, могут быть замечены другими.

Оценочное отношение к собственным эмоциональным переживаниям и к чувствам других людей может иметь определённые негативные последствия. Контроль над внешними проявлениями эмоций может стать причиной ограниченности чувственных переживаний, их недостаточного осознания. Если человек не хочет в будущем испытывать те или иные чувства, он может попытаться изменить стиль своего поведения или внешнюю ситуацию, своё место в ней, таким образом, чтобы в жизни, в отношениях с другими вызывала у него иную эмоциональную реакцию, отличную от той, которая была у него ранее.

Самым частым и одним из самых главных источников эмоциональных переживаний человека являются: актуальное состояние его отношений с другими, воспоминания о прошлых связях, мысли об отношениях, которые сложатся в будущем. Возможность выражать эти чувства в присутствии людей, с которыми они так или иначе связаны, может стать важным фактором укрепления взаимоотношений. Глубина и искренность в отношениях между людьми в значительной степени зависит от того, насколько эти люди могут выражать свои чувства в присутствии друг друга.

Многочисленные научные работы, посвящённые дошкольному возрасту, постоянно подчёркивают то большое значение, которое имеет для развития личности ребёнка его общение с окружающими, сколь значительную роль играют контакты со сверстниками для эмоционально – экспрессивного развития. Обсуждаются трудности, возникающие в ходе общения детей друг с другом в различных видах деятельности. А так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то с помощью нее можно проследить формирование  эмоционально – экспрессивных отношений детей. Поэтому изучение влияния целенаправленно организованных детских игр на формирование эмоционально – экспрессивных отношений детей является важной задачей в работе детского сада. Ведь игра выступает как эффективное средство и условие формирования эмоционально – экспрессивных отношений детей при условии целенаправленного руководства воспитателем сферой детских отношений.

Работая над этой проблемой, мы опирались на труды учёных – педагогов и психологов В.Т.Лисовского, А.Г.Ковалёва, Г.А.Урунтаевой, А.В.Петровского, П.В.Симонова, Б.И.Доронова, В.А.Пронникова, И.Д.Ладонова.

В дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В игре он отражает свои интересы, свой первый жизненный опыт и знания.

Для хорошо организованной жизни детей в детском саду необходимо разнообразие игр, так как только при этих условиях будет обеспечена детям возможность жить интересной и содержательной жизнью.

Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления, социальных навыков, эмоций и так далее.

В игре у ребёнка формируются его ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Она является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Через игру легче всего проникнуть в мир ребёнка, повлиять на него. В игре развиваются: детская любознательность, способность к эксперименту, наблюдательность и воля, способность к морально этическим оценкам себя и других. Эстетические вкусы и предпочтения, индивидуальная инициатива и готовность к коллективным действиям. В игре. Как во всякой творческой деятельности, проявляется индивидуальность ребёнка, его осведомлённость, личные отношения, вкусы, интересы.

Игра – это, прежде всего, общение, преподнесение нового в приемлемой для ребёнка форме, способ установить новые связи с миром. Это область «воображаемого», где решаются проблемы реальности. Игра оказывается своеобразным способом размышления ребёнка о действительности. В ней, экспериментируя, он строит свой, в чём – то новый образ мира.

Дети, находясь в сложных отношениях, в которых переплетены симпатия, конкуренция, стремление взять реванш, возможность играть и, наконец, радость общения. В играх потребность в признании каждого ребёнка сталкивается с теми же потребностями остальных детей. Притязания на значимое место среди сверстников нормальны. Для того чтобы реализовать эти  свои желания, ребёнок должен научиться чувствовать и верно оценивать других детей, он должен научиться рефлексии.

В игре ребёнок творец и субъект собственной деятельности, собственных эмоций. В процессе игровой деятельности он контролирует процесс и моделирует себя таким, каким хотел бы быть. В процессе игры резко обостряются все эмоции, ребёнок переживает не только содержание, но и отношение к себе, он переживает деятельность, и, поскольку он включается, он перевоплощается, у него актуализируются, совершенствуются знания, подходы и формируется деятельность на более высоком уровне. Эмоциональное состояние, возникшее у ребёнка в игре, задерживается, продляется на длительный промежуток времени, так как дети внутренне ещё раз переживают эту игру.

Наиболее типичное состояние нормального ребёнка – радость жизни, переполненность весёлой энергией, бьющие через край эмоции. Это состояние проявляется в радостном, игривом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьёзного отношения. Однако ребёнок не играет. Он выполняет то или иное задание с требуемым результатом и вместе с тем переполнен игривостью. Необходимые действия, составляющие ту или иную серьёзную деятельность, дополняются игровыми действиями, не имеющими отношения к основной деятельности, но придающие ей особую окраску, особый колорит.

Во всех ситуациях реальные события воспринимаются ребёнком сквозь призму воображаемых отношений. В итоге рождается доброе отношение к себе и другим; он смотрит на себя как бы со стороны и видит собственную персону в самых разных воображаемых ситуациях. Игровой мир постепенно оказывает всё больше влияния не только на восприятие и осмысление реального мира, реальных событий – прошлых, настоящих, будущих, но и на отношение к этому реальному миру. Иными словами, шутливый мир создаёт у детей соответствующую позицию, которая определяет взгляд на реальный окружающий мир, делая его более весёлым, шутливым, добрым.

В ходе формирования игровой позиции у ребёнка под влиянием взрослого постепенно возникает понимание: в отношении ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых вариантов обыгрывания. Более того, у детей появляется всё возрастающий интерес к процессу. Вот это обстоятельство и создаёт благодатную основу для широкого развёртывания детского творчества – формируется способность находить неожиданные выходы из самых разных жизненных положений, развивается социальное мышление, обогащается индивидуальный опыт. По мере расширения и углубления творческого процесса ребёнок всё чаще и успешнее использует сформированные умения в реальной жизни, которые, в свою очередь, способствуют установлению и развитию личности. В этом процессе интенсивно формируется важное качество личности ребёнка – психологическая готовность к различным вариантам развития событий.  Это позволяет более стойко переносить неблагоприятный момент, даёт энергию для активного поиска из создавшегося положения.

Детское творчество имеет свои законы. Если по тем или иным причинам внутренний мир ребёнка приобретает иную тональность, строится по другим правилам – более суровым, это обстоятельство отрицательно сказывается на его общем психическом развитии, развитии его личности. Только оптимистический характер внутреннего мира создаёт у ребёнка определённый угол зрения на реальный мир, формируя у него определённую жизненную позицию, что значительно повышает у ребёнка гибкость, подвижность целей, мотивов деятельности, ведёт к их взаимозаменяемости; существенно расширяет сферу ожидаемого результата. Это позволяет адекватно оценивать расхождение между своими намерениями и реальным положением дел; оказывает прямое влияние на развитие личности, на развитие всех сфер психики: интеллектуальной, мотивационно – эмоциональной, волевой. Всё это устраняет или резко снижает стрессовые неблагоприятные ситуации, повышает общий положительный эмоциональный тонус.

Формирование игрового отношения к жизни у детей –  прежде всего, формирование их особого внутреннего мира; это формирование особого строя личности ребёнка, его оптимистического мировоззрения, которое позволяет ему подняться над личными ситуациями и не только приобрести устойчивость к неблагоприятному варианту развития событий, но и находить всё новые творческие решения в сложных ситуациях.

Свободная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластность ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней все, как будто, «понарошку». Ребёнок может забивать воображаемые гвозди; может включиться в такое волнующее событие, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Всё это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт. В игре, прежде всего, развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: сначала с игрушками, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия. Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

Игра, независимо от темы, в своём наиболее простом виде может строиться как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющие способы построения игры требуют от детей и всё более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребёнка представлены все способы построения игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразное тематическое содержание может он в неё включать и тем больше у него свободы к самореализации. Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передаётся людьми, которые уже владеют ею.

Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, заботливости, уважения к окружающим дают творческие сюжетно – ролевые игры. В них отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребёнка.

На протяжении всего дошкольного возраста дети играют в семью. В этой ролевой игре отражается опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства, сочувствие, благородство, деликатность. Игры помогают детям приобрести очень важное нравственное качество – умение считаться с интересами близких людей, чутко относиться к ним.

Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развёртывания собственно игровых действий, развития сюжета.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух аспектах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определённого содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребёнка в игре:

– развитие эмоционального отношения ребёнка к игре как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;  

– развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами куклами;                                                                                                    – развитие эмоциональных отношений к сверстникам в процессе игр.

Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей игровой деятельности и развития эмоциональной сферы детей, педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть конкретными приёмами организации игры.

Эмоциональное отношение ребёнка к игровому персонажу важно для воспитания у него нравственных качеств личности. Воспроизводя в игре отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения, дошкольник активно овладевает нравственными нормами поведения, проникается благородными чувствами и стремлениями.

Наблюдение за игрой даёт возможность определить, как складываются отношения со сверстниками: рады дети совместной игре или нет, принимает партнёр инициативу своего товарища или сопротивляется ей, какие конкретно эмоции при этом испытывает ребёнок.

Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребёнка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру. Раскрывая разнообразное содержание, способы и приёмы ведения игры, воспитатель тем самым устраняет почву, на которой возникают конфликты, непонимание.

Однако  большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя определённую роль, взрослый косвенно управляет игрой, незаметно выводя детей из конфликтных ситуаций и предупреждая их.

Таким образом, игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и так далее. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Источник

Бобина Татьяна
Влияние игровой деятельности на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Исключительное значение эмоций в развитии личности ребенка отмечали П. К. Анохин, З. М. Богуславская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович, С. Л. Рубинштейн и др., которые подчеркивали, что эмоциональная сфера ребенка, является одной из базовых предпосылок общего психического развития, фундаментальным внутренним фактором, определяющим психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Однако, по данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20% дошкольников отличаются эмоциональной неустойчивостью, а к концу первого класса их количество увеличивается до 60-70%. Следовательно, развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу его социализации, становлению отношений во взрослом и детском сообществах, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,если его участники не способны: во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить».Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В

игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде содержит в себе как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития.

Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Игровая деятельность детей может быть использована в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника. Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений,в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присуще ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т. д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы дошкольников является сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи – всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого появляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Педагогическая работа по руководству игройотражается в перспективных планах в некоторых аспектах:

• приемы педагогического влияния на содержание игр;

• помощь детям при реализации сюжета игры;

• развитие сюжета;

формирование взаимоотношений между участниками игры;

• создание предметно-игровой среды.

Перед знакомством с новой игроймы проводим предварительную работу:

• чтение с обсуждением;

• экскурсии;

• показ наглядного материала;

• изготовление атрибутов к игре.

Особое значение в планировании игры мы уделяем постоянному анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы практикуем взаимопосещения педагогов с целью просмотра игр с последующим анализом, так воспитатели получают возможность поделиться опытом.

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии социальной сферы чрезвычайно велика. При организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем индивидуальному подходу к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

От успешной игры ребенок получает большое удовольствие, он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость.

Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторение игры, обрастающей все новыми подробностями.

Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.

Театрализованная игра тоже является эффективным средством для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Вместе с тем, сегодня в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках.

С развитием ребенка развивается и усложняется игра: в ясельной группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных, птиц, затем игры – импровизации, инсценировки, драматизации и режиссерская игра. Дети старших групп с удовольствием показывают театрализованные представления своим младшим друзьям.

Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную сферу дошкольников через образы, краски звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они имеют определенную цель, то есть эта игра направлена на получение конкретного результата.Цель имеет два аспекта:

• познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;

• воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила, которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Но социально-эмоциональная направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не только в совместной деятельности, но и занятия выстраиваем в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные игры, позволяющие детям расслабиться. Занятия – игры помогут сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий – игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.

Источник