Влияние игрушки на развитие ребенка раннего возраста
Роль игрушки в психическом развитии ребенка раннего возраста
Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности и умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, они не заметны на фоне белого потолка. Так же игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне «удобны», комфортны – они успокаивают, не беспокоят – и только…
Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. веси его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
В младенческом возрасте современный ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок взирает на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка – гремит, колокольчик – звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взглядом игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движениями игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность – ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие.
Для того, чтобы ребенок развивался, не следует его бодрствующего оставлять в кроватке без игрушки. Трехмесячный ребенок уже не только смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка.
Родителям следует тщательно подбирать игрушки для своего малыша. В наборе для младенца должны быть, прежде всего, легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные. В качестве предметов для игры можно дать младенцу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет под детскими пальчиками форму, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки доставляют подросшему малышу четырех-пяти месяцев большую радость – он складывает и раскладывает развороты, вместе со взрослым смотрит на рисунки и тычет пальчиком в разноцветные картинки. Если он при этом стремится взять книжку в рот, взрослый должен переключить его внимание.
Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать действует с игрушками. Теперь и он сможет повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками.
Манипулирование с погремушкой дает возможность ребенку уловить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ребенка воспроизведению одних и тех же действий, что и приводит к их освоению. Таким образом, погремушки способствуют развитию зрения, двигательной координации.
Помимо действий, функционально заложенных в погремушке, ребенок шести-семи месяцев начинает производить с ней все действия, которые он усвоил в манипулировании многими предметами: он размахивает, стучит, лижет, трогает пальчиком отдельные детали погремушки или элементы рисунков в книжке. От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняется. В семь – восемь месяцев ребенок уже по – разному манипулирует разными игрушками.
Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же он ведет себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое: например на знакомую куклу надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение нового персонажа, подолгу рассматривает его, прежде чем протягивает к нему руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Он собирает информацию о ней доступными для него средствами. Как правило, ребенок не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета: взяв его в руки, действует решительно – стучит им, переворачивает его, ударяет ладонью по поверхности, тянет в рот.
Основополагающую роль в познании окружающей среды играют действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета (игрушки).
Первые действия можно назвать пробующими, малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если он вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование проходит успешно и у ребенка не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям – уже познавательного характера.
Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.
Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженник, потому, что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.
Между одним и полуторами годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью. Или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с кастрюлями, а не с кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли.
Ближе к 2-м годам ребенку становится все интереснее подражать взрослым и старшим. Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например, подметает пол, моет посуду или бреется.
После 2 лет воображение ребенка становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью. С грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим – это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности.
Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах наводят на мысль играть в «школу».
Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и популярная игрушка. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя ее осуществлять все свои мысли и желания.
Мальчики и девочки 2-3 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, кормят.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трехлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского, девочек, «голышей», целесообразно также ввести куклу – маму, папу, воспитательницу. Ее исследованиями установлено, что фактура материала из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и радость. Важное значение имеет соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.
Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка.
Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья.
Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку, она должна быть эстетически приемлемой.
Список литературы
Воспитание в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979.
Игрушка в жизни ребенка /под ред. Коссаковсой Е.А. – М.: Просвещение, 1980.
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка /Вопросы психологии, 1988.
Источник
В дошкольном возрасте первые шесть-семь лет
являются ответственным периодом для
психического развития ребенка т. к. в это время
закладываются основы всех психических свойств и
качеств личности, познавательных процессов и
видов деятельности.
Большую роль в психическом развитии ребенка
играют его деятельность и его общение с другими
людьми. Воспитание и обучение ребенка в этом
возрасте связано с его ведущей деятельностью –
игрой. Разный вид деятельности ребенка имеет
свою цель. В дошкольном возрасте – это его
всестороннее развитие.
Главным средством в игре ребенка-дошкольника
является игрушка, которая отвечает потребности
ребенка в активной деятельности, помогает
осуществить свой замысел, войти в роль, делает
его действия реальными. Происходит
непосредственное развитие во всех психических
процессах: в воображении, мышлении, внимании,
восприятии и памяти, так как все полученные
ребенком образы он впоследствии пытается
воссоздать в реальной жизни, действуя или с
игрушкой, предметом, или играя с товарищем в
различные игры. Изучением проблемы влияния
игрушки на психику ребенка занимались многие
педагоги и психологи. Главная задача взрослых –
научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка
помогает воспитанию у детей интереса к труду,
способствует формированию любознательности.
Таким образом, ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте является игровая, как особая
форма передачи и освоения культурного опыта,
отражающая специфику жизни детей в обществе.
Игрушка – особое психологическое средство, в
котором опредмечены задачи психологического и
личностного развития в каждый возрастной период.
Она имеет важное значение, как для развития
психических функций и познавательных процессов,
так и для становления личности ребенка.
Существуют различные классификации игрушек: по
тематике и видам игр. Сюжетные или образные
игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют
сюжет игры, в этом их основное назначение. Это
развивает творчество, расширяет кругозор
ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек
особое место занимает кукла, которая является
источником разнообразных переживаний малыша.
Технические игрушки вводят детей в мир техники,
знакомят с внешним видом технических предметов
(машины, механизмы, транспортные средства), с
характерными для них действиями. К ним относятся
игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные
трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские
швейные машины и т. д. Строительные и
конструктивные материалы рассчитаны на детское
конструирование. Они представляют комплекты
деталей разных форм для сооружений и построек.
Большими развивающими возможностями обладают
конструкторы. Дидактические игрушки – это игрушки,
направленные на развитие психических процессов,
которые содержат в себе развивающую задачу,
соответствующую возрасту. Это могут быть задачи
на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди
них много народных игрушек: матрешки, пирамидки,
разноцветные шары. Игрушки для подвижных и
спортивных игр предназначены для физического
воспитания. Они очень разнообразны и направлены
на укрепление мышц, развитие координации
движений. Театрализованные игрушки – это куклы
(театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок
для разыгрывания сценок по сказкам.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть
представлена во всем ее разнообразии. Необходимо
отбирать их целенаправленно, в соответствии с
возрастными особенностями детей. Игрушки должны
способствовать развитию разных видов игр,
удовлетворять индивидуальные потребности и
интересы детей и вместе с тем побуждать их к
коллективным играм. Подбор игрушек должен
содействовать физическому, умственному,
нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Все виды игрушек должны отвечать всем
требованиям, а также возрастным особенностям
детей. Взрослый является главной фигурой для
ребенка при ознакомлении с окружающими его
пре6дметами.
Итак, на протяжении всего дошкольного возраста
общение ребенка направлено на познание
окружающего мира. Игрушка является важным
предметом в общении ребенка. Дети общаются в
игре. Игрушка для ребенка – это инструмент
познания мира и в то же время существенная часть
этого самого мира, а игра – способ его познания.
Манипулируя доступными ему предметами
(игрушками), малыш познает мир, мыслит,
развивается. И от того, что именно будет ему
предложено для этих самых манипуляций, зависит,
как и в каком направлении будет развиваться его
мышление. К концу раннего возраста ребенок
стремится сочинять собственные сказки, рассказы,
действуя с предметами, обыгрывая тут же эти
истории. Возникновение воображения имеет
большое значение для умственного развития, тому
же способствуют правильно подобранные игрушки.
Таким образом, велико воздействие игрушек на
развитие способностей. Но разностороннее
влияние может оказать не каждая отдельная
игрушка, а их совокупность, соответствующий их
подбор с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей каждого ребенка. Игрушка – средство
воздействия на эмоционально-нравственную
сторону личности ребенка в раннем дошкольном
возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке
переносится и на предметы, людей, изображенных в
игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей
заботливое, бережное отношение, внимательность и
нежность, помогают накопить опыт положительных
нравственных переживаний. Решающую роль в
психическом развитии ребенка играют его
деятельность и его общение с другими людьми.
Игрушка – непременный спутник детства и
важнейший инструмент игры. Главное – соблюдать
требования по отбору современных игрушек.
Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на
развитие познавательных процессов. Манипулируя
с предметами, ребенок познает свойства предмета,
мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или
иную ситуацию, подражает взрослым. При игре
активизируются все познавательные процессы:
воображение, внимание, память, мышление. Игрушки
должны подбираться соответственно возрасту
детей. Они оказывают также большое влияние на
личностное развитие ребенка и его способностей.
Взрослые должны обращать внимание на
предпочтения ребенком той или иной игры или
игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у
ребенка многие способности. Игрушки оказывают
огромное влияние на эмоционально-нравственную
сферу ребенка. Важно знать четко различие между
так называемыми полезными и вредными игрушками.
Недопустимым является наличие в игрушке качеств,
побуждающих чувства насилия, жестокость,
агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман,
Человек-паук – эти игрушки способствуют
накоплению агрессивных фантазий ребенка,
которые могут реализоваться в жизни по отношению
к более слабым – животным и маленьким детям.
Полезная игрушка ставит перед собой благородную
воспитательную задачу – учит добру и красоте,
пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в
душу ребенка понятия добра и зла. Любое
проигранное действие способно воспроизводить
себя в реальности, а игрушка программирует
поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на
эмоционально-нравственную сферу, является кукла.
Она может быть другом, партнером, слугой и т.д.
Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои
эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в
дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки
и игры предпочитают мальчики, а какие девочки,
что является первым признаком отождествления
ребенком себя с конкретным полом.
Важное значение в жизни ребенка-дошкольника
имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую
игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с
горечью рассказывают, что с детской игрушкой им
пришлось расстаться. Почему так важна для
ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную
роль.
Во-первых, она является для него идеальным
Другом, принимает и любит его таким, какой он
есть. Игрушка готова слушать его и никому не
расскажет об этом. Она может быть такой, какой
хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку
компенсирует дефицит общения со взрослыми или
сверстниками, учится жалеть другого, заботиться,
сопереживать.
Во-вторых, игрушка является идеальным Я для
него самого. На нее ребенок проецирует свои
желания. Она может быть сильной и красивой и
делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому,
при расставании с любимой игрушкой, ребенок
испытывает боль, поскольку при этом теряется
значимая часть самого себя.
В-третьих, игрушка – это символический ключ к
внутреннему миру ребенка. Через нее он
выстраивает свой мир, подвластный ему. Во
взрослом мире от ребенка ничего не зависит,
потому что он мал. А в мире игрушек он большой и
сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что
игрушка способствует формированию личностной
автономии ребенка, развитию его самосознания.
Поэтому взрослым необходимо уважительно
относиться к игрушкам детей и быть внимательными
к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие
или жестокость к игрушкам. Это может говорить о
его внутреннем неблагополучии.
Итак, игра является ведущей деятельностью
дошкольника, и именно в ней должны формироваться
важнейшие новообразования. Необходимо обращать
внимание на творческий характер игры, ее
содействие развитию воображения, мышлению, речи
ребенка. Можно также сказать о том, что игра
является действенной формой самопомощи ребенка.
В ней он может проигрывать беспокоящие его
фантазии, ситуации, переживания, в том числе
трудности во взаимопонимании с родными. Главным
средством в игре ребенка-дошкольника является
игрушка, которая помогает осуществить свой
замысел, войти в роль, делает его действия
реальными. Игрушки открывают возможность для
творческой, осмысленной активности самого
ребенка. Они несут в себе огромное
психологическое и педагогическое значение, учат
добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На
это стоит обращать особое внимание как
педагогам, психологам, так и родителям, ведь
большую часть жизни ребенок проводит именно в
игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об
уровне развития ребенка в целом.
Источник