Влияние игрушки на развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Влияние игрушки на развитие ребенка младшего дошкольного возраста thumbnail

РОЛЬ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ   ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка – неизменный спутник ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета. Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.                                         В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко,- “материальная основа” игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.                                                                                                Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребёнка. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность. Любимые игрушки учат ребёнка доброте, сопереживанию. Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша.        Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.                                Современная индустрия игрушек оснащена новыми материалами и технологиями. Постоянно наращивается и ассортимент игрушек. Игрушки служат игре, поэтому их видовой состав и ассортимент должны соответствовать потребности ребёнка в различных видах игр с учётом их специфики в различные периоды детства.                                К игрушкам предъявляется целый ряд требований. Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье “Об игрушках для дошколят”: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может.                                                Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре.                        При оценке игрушки с педагогической точки зрения нужно иметь в виду, что её содержание обязательно должно вызывать у ребёнка радостное чувство, активизировать его интерес к сюжету игры. Некоторые игрушки по своему содержанию напоминают ребёнку предметы, которые он уже видел, другие же знакомят его с новыми, неизвестными ему до сих пор вещами и явлениями. Это могут быть звери, различные по величине, по-разному одетые куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, транспортные и технические игрушки и т.д.                                                Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми. Чем младше ребёнок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка.                                        Игрушка забавляет, радует ребёнка, в тоже время воспитывает его и развивает. Она учит ребёнка жить и действовать; в игре ребёнок отражает и творчески перерабатывает свой жизненный опыт. Совершенно необходимы для детей игрушки, вызывающие смех, незамысловатые по тематике, но веселящие ребёнка, воспитывающие чувство юмора.                                                        Е.А. Коссаковская отмечала что, современная игрушка должна отвечать требованиям гигиены и безопасности. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Угрозу для здоровья ребёнка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их “эксплуатации”. Необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Все игрушки нужно время от времени чистить и мыть, чтобы предупредить перенесение инфекций. Поэтому игрушки нужно делать такими, чтобы их можно было легко стирать, мыть, гладить, дезинфицировать и т. д., чтобы они были всегда чистыми.                                                Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используется. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно применять в разных играх. Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.                        Задача сюжетных игрушек – побуждать детей к сюжетным играм. Сюжетные игрушки являются имитацией действительных предметов, отражают жизнь, культуру и технику общества, в котором живёт ребёнок. Такие игрушки развивают фантазию детей, помогают им творчески воспроизводить действительность в сюжетной игре. Сюжетные игрушки имеют ещё одно название – образные игрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолёты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт. Цель сюжетной игрушки – обогащать и развивать сюжетную игру.                                                                Дидактические игрушки это игрушки предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи, воображения, воли и пр. Организуется, прежде всего, по инициативе взрослого, который знакомит ребёнка с условиями использования игрушек и правилами игры. В дальнейшем ребёнок использует игры и игрушки самостоятельно.                                                Игрушки–забавы, “весёлые игрушки”, по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей. Давних предшественников современных игрушек–забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек–забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё это будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки – забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.                Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность.                                                                Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.                Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.                Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.                                Игрушки–самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. В основе изготовления игрушек – самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребёнок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.                                        Игрушка издавна лучший друг ребёнка и неотъемлемая часть его игр. Поэтому нужно оценивать её значение в неразрывной связи с самой детской игрой, которую она органически дополняет и обогащает. В.С. Мухина выделяет две стороны личности, на которые игрушка оказывает наибольшее влияние: познавательную и эмоционально-нравственную. Согласно этой точки зрения, развитие познавательной сферы зависит от действий ребёнка с дидактическими (обучающими) и автодидактическими игрушками (пирамидками, игрушками-вкладышами, уменьшенными копиями орудий труда и т.п.), а развитие эмоционально-нравственной – от действий с куклами и, особенно, мягкими игрушками. Когда ребёнок играет с игрушкой, он совершает много движений, содействующих его физическому развитию. Если игрушки изображают настоящие предметы, дети могут выполнять с ними действия, которые они наблюдают в окружающей их среде. Так, они осваивают различные действия, координацию движений и ловкость рук.                Игрушка как материальный центр игры в значительной степени способствует умственному развитию ребёнка. Игрушка отражает и воспроизводит ребёнку мир в уменьшительной форме. Если ребёнок ежедневно играет с игрушкой, он лучше и обстоятельней знакомится с нею. Тем самым он получает основные представления о предметах и явлениях действительной жизни. Ребёнок знакомится с предметами-игрушками и включает их в свои игры, где наделяет их по собственному усмотрению и в соответствии с требованиями игры определённой функцией. При этом он узнаёт их особенности, цвет, форму, отдельные части и учится анализировать. Ребёнок не только осознаёт свойства своих игрушек, но сравнивает их с настоящими предметами, которые они изображают.

Игрушка имеет большое значение для развития речи ребёнка: первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками. Большую часть своего времени ребёнок играет. Игры для него являются областью, в которой он применяет и расширяет свои знания, личные отношения и чувства.        В игре ребёнок воспроизводит, в силу своих возможностей и способностей, свои действительные впечатления. Игрушка, следовательно, выступает в качестве объекта, к которому устремляются и на который распространяются эмоции ребёнка.                С эмоциональным воспитанием в дошкольном возрасте тесно связано нравственное воспитание. Немалое значение имеет игрушка и для воспитания чувства коллективизма. В большинстве случаев игрушка активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения.                                                                                Ценность игры и игрушки заключается не только в том, что знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне.                                                                                                Решающим критерием при выборе игрушек должен быть возраст ребёнка. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки. Большую роль игрушки в жизни детей подчёркивала Н.К. Крупская. В статье “Об игрушках для дошколят” она писала: ” Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребёнку и что ему нужно”.        Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребёнка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечёт за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала.                        Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.                                                                                Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических процессов, личности ребёнка.

Источник

В дошкольном возрасте первые шесть-семь лет
являются ответственным периодом для
психического развития ребенка т. к. в это время
закладываются основы всех психических свойств и
качеств личности, познавательных процессов и
видов деятельности.

Большую роль в психическом развитии ребенка
играют его деятельность и его общение с другими
людьми. Воспитание и обучение ребенка в этом
возрасте связано с его ведущей деятельностью –
игрой. Разный вид деятельности ребенка имеет
свою цель. В дошкольном возрасте – это его
всестороннее развитие.

Главным средством в игре ребенка-дошкольника
является игрушка, которая отвечает потребности
ребенка в активной деятельности, помогает
осуществить свой замысел, войти в роль, делает
его действия реальными.  Происходит
непосредственное развитие во всех психических
процессах: в воображении, мышлении, внимании,
восприятии и памяти, так как все полученные
ребенком образы он впоследствии пытается
воссоздать в реальной жизни, действуя или с
игрушкой, предметом, или играя с товарищем в
различные игры. Изучением проблемы влияния
игрушки на психику ребенка занимались многие
педагоги и психологи. Главная задача взрослых –
научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка
помогает воспитанию у детей интереса к труду,
способствует формированию любознательности.

Таким образом, ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте является игровая, как особая
форма передачи и освоения культурного опыта,
отражающая специфику жизни детей в обществе.
Игрушка – особое психологическое средство, в
котором опредмечены задачи психологического и
личностного развития в каждый возрастной период.
Она имеет важное значение, как для развития
психических функций и познавательных процессов,
так и для становления личности ребенка.
Существуют различные классификации игрушек: по
тематике и видам игр. Сюжетные или образные
игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют
сюжет игры, в этом их основное назначение. Это
развивает творчество, расширяет кругозор
ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек
особое место занимает кукла, которая является
источником разнообразных переживаний малыша.
Технические игрушки вводят детей в мир техники,
знакомят с внешним видом технических предметов
(машины, механизмы, транспортные средства), с
характерными для них действиями. К ним относятся
игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные
трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские
швейные машины и т. д. Строительные и
конструктивные материалы рассчитаны на детское
конструирование. Они представляют комплекты
деталей разных форм для сооружений и построек.
Большими развивающими возможностями обладают
конструкторы. Дидактические игрушки – это игрушки,
направленные на развитие психических процессов,
которые содержат в себе развивающую задачу,
соответствующую возрасту. Это могут быть задачи
на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди
них много народных игрушек: матрешки, пирамидки,
разноцветные шары. Игрушки для подвижных и
спортивных игр предназначены для физического
воспитания. Они очень разнообразны и направлены
на укрепление мышц, развитие координации
движений. Театрализованные игрушки – это куклы
(театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок
для разыгрывания сценок по сказкам.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть
представлена во всем ее разнообразии. Необходимо
отбирать их целенаправленно, в соответствии с
возрастными особенностями детей. Игрушки должны
способствовать развитию разных видов игр,
удовлетворять индивидуальные потребности и
интересы детей и вместе с тем побуждать их к
коллективным играм. Подбор игрушек должен
содействовать физическому, умственному,
нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Все виды игрушек должны отвечать всем
требованиям, а также возрастным особенностям
детей. Взрослый является главной фигурой для
ребенка при ознакомлении с окружающими его
пре6дметами.

Итак, на протяжении всего дошкольного возраста
общение ребенка направлено на познание
окружающего мира. Игрушка является важным
предметом в общении ребенка. Дети общаются в
игре. Игрушка для ребенка – это инструмент
познания мира и в то же время существенная часть
этого самого мира, а игра – способ его познания.
Манипулируя доступными ему предметами
(игрушками), малыш познает мир, мыслит,
развивается. И от того, что именно будет ему
предложено для этих самых манипуляций, зависит,
как и в каком направлении будет развиваться его
мышление. К концу раннего возраста ребенок
стремится сочинять собственные сказки, рассказы,
действуя с предметами, обыгрывая тут же эти
истории. Возникновение воображения имеет
большое значение для умственного развития, тому
же способствуют правильно подобранные игрушки.

Таким образом, велико воздействие игрушек на
развитие способностей. Но разностороннее
влияние может оказать не каждая отдельная
игрушка, а их совокупность, соответствующий их
подбор с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей каждого ребенка. Игрушка – средство
воздействия на эмоционально-нравственную
сторону личности ребенка в раннем дошкольном
возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке
переносится и на предметы, людей, изображенных в
игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей
заботливое, бережное отношение, внимательность и
нежность, помогают накопить опыт положительных
нравственных переживаний. Решающую роль в
психическом развитии ребенка играют его
деятельность и его общение с другими людьми.
Игрушка – непременный спутник детства и
важнейший инструмент игры. Главное – соблюдать
требования по отбору современных игрушек.
Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на
развитие познавательных процессов. Манипулируя
с предметами, ребенок познает свойства предмета,
мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или
иную ситуацию, подражает взрослым. При игре
активизируются все познавательные процессы:
воображение, внимание, память, мышление. Игрушки
должны подбираться соответственно возрасту
детей. Они оказывают также большое влияние на
личностное развитие ребенка и его способностей.
Взрослые должны обращать внимание на
предпочтения ребенком той или иной игры или
игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у
ребенка многие способности. Игрушки оказывают
огромное влияние на эмоционально-нравственную
сферу ребенка. Важно знать четко различие между
так называемыми полезными и вредными игрушками.
Недопустимым является наличие в игрушке качеств,
побуждающих чувства насилия, жестокость,
агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман,
Человек-паук – эти игрушки способствуют
накоплению агрессивных фантазий ребенка,
которые могут реализоваться в жизни по отношению
к более слабым – животным и маленьким детям.
Полезная игрушка ставит перед собой благородную
воспитательную задачу – учит добру и красоте,
пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в
душу ребенка понятия добра и зла. Любое
проигранное действие способно воспроизводить
себя в реальности, а игрушка программирует
поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на
эмоционально-нравственную сферу, является кукла.
Она может быть другом, партнером, слугой и т.д.
Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои
эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в
дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки
и игры предпочитают мальчики, а какие девочки,
что является первым признаком отождествления
ребенком себя с конкретным полом.

Важное значение в жизни ребенка-дошкольника
имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую
игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с
горечью рассказывают, что с детской игрушкой им
пришлось расстаться. Почему так важна для
ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную
роль.

Во-первых, она является для него идеальным
Другом, принимает и любит его таким, какой он
есть. Игрушка готова слушать его и никому не
расскажет об этом. Она может быть такой, какой
хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку
компенсирует дефицит общения со взрослыми или
сверстниками, учится жалеть другого, заботиться,
сопереживать.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для
него самого. На нее ребенок проецирует свои
желания. Она может быть сильной и красивой и
делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому,
при расставании с любимой игрушкой, ребенок
испытывает боль, поскольку при этом теряется
значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к
внутреннему миру ребенка. Через нее он
выстраивает свой мир, подвластный ему. Во
взрослом мире от ребенка ничего не зависит,
потому что он мал. А в мире игрушек он большой и
сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что
игрушка способствует формированию личностной
автономии ребенка, развитию его самосознания.
Поэтому взрослым необходимо уважительно
относиться к игрушкам детей и быть внимательными
к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие
или жестокость к игрушкам. Это может говорить о
его внутреннем неблагополучии.

Итак, игра является ведущей деятельностью
дошкольника, и именно в ней должны формироваться
важнейшие новообразования. Необходимо обращать
внимание на творческий характер игры, ее
содействие развитию воображения, мышлению, речи
ребенка. Можно также сказать о том, что игра
является действенной формой самопомощи ребенка.
В ней он может проигрывать беспокоящие его
фантазии, ситуации, переживания, в том числе
трудности во взаимопонимании с родными. Главным
средством в игре ребенка-дошкольника является
игрушка, которая помогает осуществить свой
замысел, войти в роль, делает его действия
реальными. Игрушки открывают возможность для
творческой, осмысленной активности самого
ребенка. Они несут в себе огромное
психологическое и педагогическое значение, учат
добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На
это стоит обращать особое внимание как
педагогам, психологам, так и родителям, ведь
большую часть жизни ребенок проводит именно в
игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об
уровне развития ребенка в целом.

Источник