Влияние игрушки на психическое развитие ребенка дошкольника

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка дошкольника thumbnail

Мария Пичугина
Консультация «Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста»

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

2. Виды игрушек и требования к ним

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.

Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.

В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.

Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.

Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития:

1) 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т. д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

2) 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.

3) 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

2. Виды игрушек и требования к ним

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка – игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.

Виды игрушек:

1. Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т. д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.

2. Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т. п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.

3. Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т. п. Обладают большими развивающими возможностями.

4. Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозайки и т. д.).Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т. п. (направлены, на развитие психических процессов).

5. Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т. д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.

6. Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).

7. Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т. д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).

8. Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.

Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.

Требования к подбору игрушки:

1. Игрушка должна быть безопасна.

2. Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.

3. Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.

4. Не нести в себе угрозу или насилие.

5. Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.

6. Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возрастапринято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:

1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а так же при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.

2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах.

Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.

3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности – пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т. д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.

4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т. д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.

5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т. д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.

Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Источник

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.

Читайте также:  Чем заниматься с ребенком для развития мальчик 3 года

Замечание 1

Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Оно предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.

В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.

Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.
Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития:

  • 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т.д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
  • 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.
  • 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

Виды игрушек и требования к ним

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка – игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.

Виды игрушек:

  • Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т.д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.
  • Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т.п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.
  • Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т.п. Обладают большими развивающими возможностями.
  • Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозаики и т.д.). Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т.п. (направлены, на развитие психических процессов).
  • Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т.д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.
  • Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).
  • Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т.д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).
  • Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.

Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.

Требования к подбору игрушки:

  • Игрушка должна быть безопасна.
  • Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.
  • Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.
  • Не нести в себе угрозу или насилие.
  • Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.
  • Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

Значение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:

  1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а также при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.
  2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах. Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.
  3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности – пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т.д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.
  4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т.д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.
  5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т.д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.

Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Источник

Анна Зацепина
Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Первые шесть-семь лет жизни – наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, – это превращение беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка по месяцам таблица

Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наслед-ственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанных с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя.

Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т. д.

Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.

Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.

Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.

Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Известный психолог Урунтаева Г. А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? задумываются ли они нам тем, что игрушка – это не просто забава?

В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Объект исследования: психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игрушка как средство психического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить и описать влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Описать сущность влияния игрушки на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Изучить краткую историю возникновения игрушки.

Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.

Изучить роль игрушки в процессе психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

Источник

В дошкольном возрасте первые шесть-семь лет
являются ответственным периодом для
психического развития ребенка т. к. в это время
закладываются основы всех психических свойств и
качеств личности, познавательных процессов и
видов деятельности.

Большую роль в психическом развитии ребенка
играют его деятельность и его общение с другими
людьми. Воспитание и обучение ребенка в этом
возрасте связано с его ведущей деятельностью –
игрой. Разный вид деятельности ребенка имеет
свою цель. В дошкольном возрасте – это его
всестороннее развитие.

Главным средством в игре ребенка-дошкольника
является игрушка, которая отвечает потребности
ребенка в активной деятельности, помогает
осуществить свой замысел, войти в роль, делает
его действия реальными.  Происходит
непосредственное развитие во всех психических
процессах: в воображении, мышлении, внимании,
восприятии и памяти, так как все полученные
ребенком образы он впоследствии пытается
воссоздать в реальной жизни, действуя или с
игрушкой, предметом, или играя с товарищем в
различные игры. Изучением проблемы влияния
игрушки на психику ребенка занимались многие
педагоги и психологи. Главная задача взрослых –
научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка
помогает воспитанию у детей интереса к труду,
способствует формированию любознательности.

Таким образом, ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте является игровая, как особая
форма передачи и освоения культурного опыта,
отражающая специфику жизни детей в обществе.
Игрушка – особое психологическое средство, в
котором опредмечены задачи психологического и
личностного развития в каждый возрастной период.
Она имеет важное значение, как для развития
психических функций и познавательных процессов,
так и для становления личности ребенка.
Существуют различные классификации игрушек: по
тематике и видам игр. Сюжетные или образные
игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют
сюжет игры, в этом их основное назначение. Это
развивает творчество, расширяет кругозор
ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек
особое место занимает кукла, которая является
источником разнообразных переживаний малыша.
Технические игрушки вводят детей в мир техники,
знакомят с внешним видом технических предметов
(машины, механизмы, транспортные средства), с
характерными для них действиями. К ним относятся
игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные
трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские
швейные машины и т. д. Строительные и
конструктивные материалы рассчитаны на детское
конструирование. Они представляют комплекты
деталей разных форм для сооружений и построек.
Большими развивающими возможностями обладают
конструкторы. Дидактические игрушки – это игрушки,
направленные на развитие психических процессов,
которые содержат в себе развивающую задачу,
соответствующую возрасту. Это могут быть задачи
на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди
них много народных игрушек: матрешки, пирамидки,
разноцветные шары. Игрушки для подвижных и
спортивных игр предназначены для физического
воспитания. Они очень разнообразны и направлены
на укрепление мышц, развитие координации
движений. Театрализованные игрушки – это куклы
(театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок
для разыгрывания сценок по сказкам.

Читайте также:  Новорожденный ребенок 2 недели развитие

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть
представлена во всем ее разнообразии. Необходимо
отбирать их целенаправленно, в соответствии с
возрастными особенностями детей. Игрушки должны
способствовать развитию разных видов игр,
удовлетворять индивидуальные потребности и
интересы детей и вместе с тем побуждать их к
коллективным играм. Подбор игрушек должен
содействовать физическому, умственному,
нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Все виды игрушек должны отвечать всем
требованиям, а также возрастным особенностям
детей. Взрослый является главной фигурой для
ребенка при ознакомлении с окружающими его
пре6дметами.

Итак, на протяжении всего дошкольного возраста
общение ребенка направлено на познание
окружающего мира. Игрушка является важным
предметом в общении ребенка. Дети общаются в
игре. Игрушка для ребенка – это инструмент
познания мира и в то же время существенная часть
этого самого мира, а игра – способ его познания.
Манипулируя доступными ему предметами
(игрушками), малыш познает мир, мыслит,
развивается. И от того, что именно будет ему
предложено для этих самых манипуляций, зависит,
как и в каком направлении будет развиваться его
мышление. К концу раннего возраста ребенок
стремится сочинять собственные сказки, рассказы,
действуя с предметами, обыгрывая тут же эти
истории. Возникновение воображения имеет
большое значение для умственного развития, тому
же способствуют правильно подобранные игрушки.

Таким образом, велико воздействие игрушек на
развитие способностей. Но разностороннее
влияние может оказать не каждая отдельная
игрушка, а их совокупность, соответствующий их
подбор с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей каждого ребенка. Игрушка – средство
воздействия на эмоционально-нравственную
сторону личности ребенка в раннем дошкольном
возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке
переносится и на предметы, людей, изображенных в
игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей
заботливое, бережное отношение, внимательность и
нежность, помогают накопить опыт положительных
нравственных переживаний. Решающую роль в
психическом развитии ребенка играют его
деятельность и его общение с другими людьми.
Игрушка – непременный спутник детства и
важнейший инструмент игры. Главное – соблюдать
требования по отбору современных игрушек.
Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на
развитие познавательных процессов. Манипулируя
с предметами, ребенок познает свойства предмета,
мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или
иную ситуацию, подражает взрослым. При игре
активизируются все познавательные процессы:
воображение, внимание, память, мышление. Игрушки
должны подбираться соответственно возрасту
детей. Они оказывают также большое влияние на
личностное развитие ребенка и его способностей.
Взрослые должны обращать внимание на
предпочтения ребенком той или иной игры или
игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у
ребенка многие способности. Игрушки оказывают
огромное влияние на эмоционально-нравственную
сферу ребенка. Важно знать четко различие между
так называемыми полезными и вредными игрушками.
Недопустимым является наличие в игрушке качеств,
побуждающих чувства насилия, жестокость,
агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман,
Человек-паук – эти игрушки способствуют
накоплению агрессивных фантазий ребенка,
которые могут реализоваться в жизни по отношению
к более слабым – животным и маленьким детям.
Полезная игрушка ставит перед собой благородную
воспитательную задачу – учит добру и красоте,
пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в
душу ребенка понятия добра и зла. Любое
проигранное действие способно воспроизводить
себя в реальности, а игрушка программирует
поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на
эмоционально-нравственную сферу, является кукла.
Она может быть другом, партнером, слугой и т.д.
Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои
эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в
дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки
и игры предпочитают мальчики, а какие девочки,
что является первым признаком отождествления
ребенком себя с конкретным полом.

Важное значение в жизни ребенка-дошкольника
имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую
игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с
горечью рассказывают, что с детской игрушкой им
пришлось расстаться. Почему так важна для
ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную
роль.

Во-первых, она является для него идеальным
Другом, принимает и любит его таким, какой он
есть. Игрушка готова слушать его и никому не
расскажет об этом. Она может быть такой, какой
хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку
компенсирует дефицит общения со взрослыми или
сверстниками, учится жалеть другого, заботиться,
сопереживать.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для
него самого. На нее ребенок проецирует свои
желания. Она может быть сильной и красивой и
делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому,
при расставании с любимой игрушкой, ребенок
испытывает боль, поскольку при этом теряется
значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к
внутреннему миру ребенка. Через нее он
выстраивает свой мир, подвластный ему. Во
взрослом мире от ребенка ничего не зависит,
потому что он мал. А в мире игрушек он большой и
сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что
игрушка способствует формированию личностной
автономии ребенка, развитию его самосознания.
Поэтому взрослым необходимо уважительно
относиться к игрушкам детей и быть внимательными
к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие
или жестокость к игрушкам. Это может говорить о
его внутреннем неблагополучии.

Итак, игра является ведущей деятельностью
дошкольника, и именно в ней должны формироваться
важнейшие новообразования. Необходимо обращать
внимание на творческий характер игры, ее
содействие развитию воображения, мышлению, речи
ребенка. Можно также сказать о том, что игра
является действенной формой самопомощи ребенка.
В ней он может проигрывать беспокоящие его
фантазии, ситуации, переживания, в том числе
трудности во взаимопонимании с родными. Главным
средством в игре ребенка-дошкольника является
игрушка, которая помогает осуществить свой
замысел, войти в роль, делает его действия
реальными. Игрушки открывают возможность для
творческой, осмысленной активности самого
ребенка. Они несут в себе огромное
психологическое и педагогическое значение, учат
добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На
это стоит обращать особое внимание как
педагогам, психологам, так и родителям, ведь
большую часть жизни ребенок проводит именно в
игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об
уровне развития ребенка в целом.

Источник