Влияние игрушек на развитие ребенка пример из литературы

                           Влияние игрушек на формирование личности ребенка

Игрушка – это инструмент психологического, эмоционального и физического развития ребенка. Она помогает ребенку подготовиться ко взрослой жизни через игровую деятельность, используя игрушки. В процессе игры активно развивается воображение, память, мышление, коммуникабельность, усидчивость, оттачивается речевая функция, моторика, способность концентрации внимания и многое другое.

Нельзя недооценивать влияние игрушек на формирование личности ребенка. 

Если родители воспринимают окружающий мир враждебным, опасным, то и их дети будут так же его воспринимать, они будут видеть то же, что и их родители, но по-детски. Посмотрите, какую часть игрушек у Вашего ребенка составляют автоматы, пистолеты, пушки, ножи, мечи и так далее. Если их количество переваливает за 30%, то необходимо понимать, что Вы готовите бойца, формируете в своем ребенке негативное мировосприятие, идею о том, что агрессия и нападение вот главные атрибуты современного взрослого человека. С детских лет через такие игрушки Вы внушаете ему, что надо стрелять, защищаться, нападать, что надо кого-то убивать. Грубо, но так и есть. Причем, оружие есть не только у мальчиков, но и у девочек, хотя конечно реже. Часто родители недооценивают влияние таких игрушек на формирование личности ребенка.

Как научить ребенка быть дружелюбным? 
Только через себя. Если Вы родители большую часть времени испытываете негативные эмоции, такие как: агрессия, чувство одиночества, комплексы неполноценности, обиду, претензии тогда Ваши дети будут испытывать то же самое. Вы можете тысячу раз сказать своему малышу: «Андрей, надо быть дружелюбным», но если Вы не такие, то он никогда не будет дружелюбным, потому что Вы недружелюбны, а он Ваш ребенок. Необходимо научить ребенка ценить себя, своих близких и друзей. Он научится этому при одном условии – если Вы сами этому следуете. Необходимо показывать, как Вы любите своих родителей, как безвозмездно дарите им свое внимание, не рассчитывая при этом получить что-то материальное. Если родители часто общаются с кем-то и берут своего малыша с собой когда идут в гости, то и он впитает это как правило жизни. «Друзья, это для меня, потому что это было для родителей и я это видел, и я это слышал». Учите своего ребенка любить Вас не за игрушки, а за то, что Вы рядом, что именно Вы его родители.

Дружелюбие, позитивное мировосприятие, любовь, заботу можно развить при помощи игрушек. Желательно покупать своему малышу яркие, интересные, позитивные игрушки. Иногда ребенок выбирает в магазине на Ваш взгляд темноватую, возможно даже некрасивую игрушку и говорит: «Эту хочу». Ваша задача не сказать сразу: «Нет», а понять чем могла привлечь его игрушка. Возможно это глаза игрушки или текстура, либо общий фон игрушки. Такую игрушку стоит купить, обязательно предложить дать ей имя (если это мягкая игрушка, либо кукла) и уже дома попробовать поговорить о том, какая она эта игрушка. Предложить на выбор следующие характеристики игрушки: добрая, злая, сердитая, упрямая, красивая, вежливая, послушная и так далее. Эта игра позволит ребенку развить навыки общения и воображение, ведь чтобы определить какими свойствами обладает новая игрушка необходимо задуматься и увидеть ее не только внешнюю сторону, но и внутреннюю. 

Возможно, на каком-то этапе эта игрушка будет лучшим другом для Вашего ребенка. Он возьмет игрушку в детский сад, на прогулку, пойдет с ней к врачу, будет говорить с ней так ласково, как говорит с ним его мама. Он знает, что есть тот, кто не обидит, кто не уйдет, кто никогда не скажет: «Иди в угол, ты наказан». Посмотрите, как ребенок играет с игрушкой, и Вы увидите свои взаимоотношения с ребенком, где малыш играет Вашу роль (родитель), а игрушка это он (ребенок). Это позволит Вам взглянуть со стороны на Ваши взаимоотношения с ребенком, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.

Как правильно покупать игрушки своему ребенку?
Прежде чем идти с ним в магазин необходимо обсудить какую игрушку ребенок хочет получить. Это должна быть запланированная покупка, никаких дополнительных игрушек. Обсудить цену, то есть сказать ему: «Если игрушка будет очень дорогой, надо будет выбрать другую, чтобы мы могли ее купить. Договорились?» Говорить малышу: «…денег нет!» не стоит, так Вы программируете и себя и своего ребенка на то, что в семье нет денег. То есть привлечете ситуацию, когда действительно денег не будет. Лучше сказать: «В наши планы входила покупка игрушки на такую сумму. Эта игрушка дороже, поэтому выбирай другую». Если ребенок пришел в магазин и просит уже другую игрушку, можно ему уступить, но с условием, что на этой неделе, или в этом месяце покупать другие игрушки не будем. И самое главное, что после этих слов необходимо быть настойчивыми, то есть дали слово – держите. Если Вы не будете сдерживать данных ребенку обещаний, тогда он также не будет сдерживать данных Вам обещаний. Вы учите его через себя, важно об этом помнить.

Чем более разноплановые игрушки у Вашего ребенка, тем более гармоничной будет личность Вашего ребенка. От машинки до коляски, не должно быть деления игрушек только для мальчиков или только для девочек. Понятно, что машинок и пистолетов больше у мальчиков, лошадок и кукол больше у девочек, но это только потому, что родители навязывают ребенку, что он должен носить, любить, что ему должно нравиться.

Если подпитывать интерес ребенка только к машинкам, тогда мы получим личность у которой будет узкое мировосприятие. Ему в жизни нужна будет только машина, он ее купит, он будет в ней отлично разбираться, он сможет даже реализовать себя в профессии, где главным звеном будет машина. При этом, семейная жизнь, дружба, взаимоотношения с родственниками и знакомыми могут не приносить удовлетворения на все 100%. Узкое восприятие дает обратный эффект, в одном направлении плюс, в других направлениях минус. Поэтому задача каждого родителя развивать в ребенке понятие того, что жизнь это вечная ценность, что человек всегда выше денег, что взаимоотношения это главное богатство каждого из нас, что игрушка для ребенка, а не ребенок для игрушки. Понятно, что стремится к благополучию это важно, что наш мир материален и хочется комфорта, но забывать об общении, о влиянии друг на друга никогда нельзя. 

Покупайте пазлы, книги, коляски, лошадей, динозавров, развивающие коврики, мячики, шарики, игрушки для купания, краски, альбомы, карандаши, пластилин, бисер и многое другое, одним словом все то, что разнообразит Вашу жизнь и жизнь Вашего ребенка. Обучение не только вглубь но и вширь, чтобы у Вашего ребенка было право выбора что любить, чем интересоваться, к чему стремится. Позволяйте делать ребенку выбор уже тут в детском магазине, причем не все подряд, а только то, что запланировано, то о чем он говорилось раннее. Учите выбирать не только игрушки, но и одежду, обувь, шапку. Интересуйтесь: «Тебе нравится? Ты доволен». Когда ребенок в детстве делает выбор сам, то во взрослой жизни ему это будет даваться легко и просто, он не будет тревожиться, нервничать, переживать, спрашивать совета, он будет делать выбор, выгодный для себя.

Не обязательно чтобы игрушка была супердорогой, важно чтобы она была куплена не из чувства долга, а из любви к своему ребенку. Не потому что так положено, а потому что хочется доставить радость своему малышу. Я от всей души желаю Вам приятных покупок и много радости в Вашей жизни.

Источник

Оглавление

Введение

2

1. Возникновение и историческое развитие игрушки

2

1.1 Игрушка – элемент культуры

2

1.2 Народная игрушка

3

1.3 Современная игрушка

4

2. Исследования о влиянии игрушки на развитие личности ребёнка

5

Заключение

7

Список использованной литературы

8

Приложение

9

ВВЕДЕНИЕ

Игрушка – неизменный спутник каждого ребенка с первых дней рождения. Игрушка  помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Актуальность темы: интересно, умеют ли дети правильно действовать с игрушками, то есть играть? Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.

В своей работе я поставила цель: выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Предмет исследования: роль игрушки в психическом развитии ребенка.

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.

Задачи исследования:

  1.  Изучить краткую историю возникновения игрушки.
  2. Определить виды и назначение игрушек.
  3. Провести  исследования влияния игрушки на развитие личности ребёнка

Предмет исследования. Предметом исследования является влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка.

Объект исследования. Объектом исследования является игрушка как элемент культуры.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСОКЕ РАЗВИТИЕ ИГРУШКИ

1.1 Игрушка – элемент культуры

Игрушка – предмет культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Можно сказать что, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии.

Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, содействовать формированию личности ребенка.

В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к образам, отражающим злодеев. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.

То ли дело – дымковская или богородская резная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человека своему бытию.

1.2 Народная игрушка

Народная игрушка, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица.

Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов.

С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло.

Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет.

Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник «Свистунья» или «Свистопляска». Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились.

Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму.

Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Через неё  передается любовь и ласка, веселость и смех. В такой игрушки  много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении.

1.3 Современная игрушка

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 30–40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений.

У   каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные тайны. Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие родственники, педагоги).

Игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.

Игрушки можно разделить на следующие группы:

  • Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и прочие); куклы со всевозможной  кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма помогающие принять и удержать игровую роль (халат и шапочка врач, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд, машинка).
  • Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и прочие.
  • Игрушки способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.

Значительная  часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей. Многие  современные игрушки для детей для мальчиков, девочек совершенно не развивают личность и становятся не интересными и не востребованными. Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и «укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.

Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем.
Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции. И чем современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае, разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри.

Все это и обусловило направление нашего исследования, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ О ВЛИЯНИИ ИГРУШКИ НВ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЧТИ РЕБЕНКА

В исследовании приняли участие 75 испытуемых, из них 24 ребенка возраста 5-7 лет, 36 учащихся 8-9 лет и родители в количестве 26 человек. В качестве стимульного материала для организации эксперимента использовалось два комплекта игрушек, формируемых и по признаку половой принадлежности, и учитывающие единство предпочтений у детей разного пола. В комплект игрушек для мальчиков вошли: мяч, машина (Джип), пистолет, мягкая игрушка «Кот «Барсик», Бэтмэн. В комплект игрушек для девочек вошли: мяч, обезьянка, классическая кукла, кукла Барби, пупс (классический), мягкая игрушка «Кот Барсик».

Ребенку  предлагали поиграть в «Магазин», где он имел возможность «купить» понравившуюся ему больше всего игрушку из предложенного экспериментатором набора. Определившись с выбором игрушки, ребенок мог поиграть с ней некоторое время.

Анализ детских предпочтений показал, что первое место в выборе игрушки у девочек первое место – мягкая игрушка «Кот Барсик». Второе место занимает кукла «Барби», на третьем месте классический пупс. У мальчиков самые высокие показатели обнаружены по игрушке «Робот»; второе место по частоте встречаемости выбора – у игрушки «машина»; третье место – игрушка «пистолет».

Проведенные наши психологические исследования подтвердили, что игры, в которые играли родители и современные дети отличаются.

Так 39% родителей ответили, что любимой игрой в детстве была резиночка, скакалочка, лапта и игры в мяч. Современные дети на первое место поставили компьютерные игры. – 46%. Хотя 69% учащихся знают подвижные игры типа догонялок, пряток, но правила игры самое главное, её смысловой стержень сформулировать смогли лишь некоторые.

23% родителей с удовольствием играли в «Дочки-матери». Мои сверстники предпочитают играть с интерактивными игрушками – это 30%. 19 % родителей играли в «Казаки-разбойники» и столько же процентов родителей играли в куклы. Из детей только 24% играют в куклы.

Второй вопрос нашего анкетирования для родителей и детей звучал так «Любимая твоя игрушка?» Кукла – ответили 35% родителей. Мои  одноклассники на первое место поставили мягкую игрушку, типа медведь Тедди, кот «Барсик». Лишь   у 15% родителей мягкие игрушки были любимые в детстве. А 19%  ребят на второе место поставили интерактивные игрушки типа Фёрби, Беби Бёрна. На третьем месте у родителей оказались машинки, солдатики, железная дорога. Дети на на последнее место поставили конструктор, пазлы.

Диаграмма 1  Сравнение игр между родителями и детьми

Можно сделать вывод, что современные дети предпочитают компьютерные игры, интерактивные игры, подвижным играм. Это приводит к неумению дружить со сверстниками, проблемам со здоровьем и эмоциональным нарушением.

Так же можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (диаграмма 1).

Диаграмма 2 Выбор игрушек между мальчиками и девочками

Так же можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (диаграмма 2).

В целом исследование показало, что многие современные игрушки актуализируют у детей неблагополучные тенденции в эмоциональной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • В связи с этим вполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологический, культурный смысл они несут детской психике. Современные Барби очень похожи друг на друга. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей  фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Интересно и то, что девочки всё меньше играют в обычные куклы и пупсы – они также предпочитают, чтобы им покупали куклы Барби, Братц и т.д..  В результате у материнский инстинкт у девочек не формируется, формируется искаженно. 
  • Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков: «дочки-матери», «школа», «больница», и т.д. Для мальчиков – машинки и конструкторы, когда они что-то строят совместно.

Список использованной литературы

Приложения

Источник