Влияние игровой развивающей среды на развитие ребенка
Анна Гончарова
Влияние предметно-развивающей среды на развитие способностей у детей дошкольников (из опыта работы)
В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.
Предметно-развивающая среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для развития способностей каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни.
Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.
При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.
Нельзя забывать о праве каждого ребенка на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.
Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.
В своей группе мы постоянно совершенствуем организацию предметно- развивающей среды и воспитательно-образовательный процесс в целом, стремясь к тому, чтобы предметно-пространственная среда в группе и на участке соответствовала возрасту детей.
В нашей группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно- печатного материала, способствующего социальному и эмоциональному воспитанию, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, карточки для определения эмоций и чувств человека. Хорошо оформлены речевой центр, в котором есть дидактические и настольные игры, центр художественно- продуктивной деятельности, центр чтения художественной литературы, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых и драматической игры/ театр. Оформление «центров» и занятия в них стимулируют познавательные интересы, формируют интеллектуальные и сенсорные способности детей, способствуют развитию у детей логического мышления, творческого воображения. Необходимо помнить, что игровое поведение – один из фундаментальных видов инстинктивного поведения.
Предметно-развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Произведения народного, декоративно- прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетического вкуса. Совместно с детьми и родителями мы собрали вещи, предметы старины и народного искусства. И теперь в нашей группе появился уголок «Народного искусства». Где ребята могут рассмотреть и потрогать предметы старины.
Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки. В нашей группе мы продолжаем знакомить ребят с куклами разных театров, приучаем слушать музыку, и пробуем импровизировать с музыкальными инструментами. А еще наши дети очень любят играть в кукольный театр «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. Особенно им нравится перевоплощаться в разных героев. Театральная деятельность помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом.
Не меньшее значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в нашей группе мобильна и динамична. В организации среды мы учитываем не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.
А ведь предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности. У ребенка вырабатывается положительное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам. Зарядка после сна, босохождение по массажным дорожкам помогает дошкольникам постепенно проснуться и активизировать биологически активные точки стопы.Различные материалы: мелки, краски, кисти, карандаши, фломастеры, солёное тесто, ватман, ткань, позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира. Чтобы дети могли учитывать чувства и интересы других, мы учим их сопереживать самым близким людям – родителям, сверстникам, понимать их настроение. С этой целью у нас в группе есть альбом с картинками, фотографиями людей разного возраста, пола, в разных эмоциональных состояниях.
Предметно-развивающая среда в нашей группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы. Пространство группы позволяет ребятам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Среда даёт возможности девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автобус».
Создавая предметно-развивающую среду,мы ставим перед собой следующие задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников. Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. В своей группе мы меняем элементы интерьера, приносим в группу что-то новое, выставляем в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение.
Мебель и оборудование в нашей группе расположено так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Дошкольники имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Мебель, полки надёжно закреплены и безопасны для детей. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Дети приучаются отвечать за использование, хранение и бережное отношение к материалам и оборудованию.
Пространство нашей группой комнаты условно поделено на центры. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, дошкольникипроизводят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают (игры «Отгадай, какая цифра спряталась», «Посади бабочку на цветок», «Собери бусы», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке?»). Здесь же собраны игры, сделанные своими руками из подручного материала. «Ёжики» – игра с прищепками и разные геометрические фигуры для творческого преобразования их с помощью прищепок в предметы и объекты (круг – солнышко, треугольник – ракета, морковка, овал – жучок и т. д.). Игра «Узнай на ощупь, какой на ощупь» – это чудо-коробочка с разными по весу и твёрдости шарики; длинные и короткие ленты; большие и маленькие пуговицы. Мозаика, шнуровки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук.
Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.
Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Большинство ребят в нашей группе любят рисовать. Девочки предпочитают рисовать кукол, а мальчики – машины. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, тем самым обогащая свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.
Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, театр масок). Театр – это всегда игра, а игра ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Дети сами разыгрывают несложные сказки «Теремок», «Репку», «Колобок», сопровождают движения простой песенкой. Рядом расположен уголок ряженья. Можно нарядиться и проявить свои артистические способности в игре.
Книжный уголок вызывает у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении. Наши ребята сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают такие журналы, как «Непоседа», «Тридевятое царство», «Маленькие академики». Мы часто читаем познавательную литературу «Динозавры», «Кто в море живет», «Морские сказки», рассматриваем книги вместе. Еще они приносят много своих книг из дома,например: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Смешные рассказы для детей», «Приключения Незнайки и его друзей», которые мы с удовольствием читаем.
Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья.
В группе создан “Центр математического развития” помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в “Центре математического развития” доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детейсвоей занимательностью: “Сложи узор”, “Сложи квадрат”, “Кубики для всех”, “Геометрическая мозаика”, “Лего”, пазловые мозаики, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры,сделанные своими руками: “Назови фигуру”, “Узнай на ощупь”, “Веселый счет”, “Собери картинку”, “Сложи фигуру”, и так далее. Дети совершенствуют умственные действия,выполняя задания с формулировкой: “Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду”, “Найди лишнюю фигуру”, “Что изменилось”, “Чем похожи? Чем отличаются?” и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.
В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в «Центре математического развития» также помещен методический материал. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше, чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.
Таким образом, особое внимание надо уделять предметно-развивающей среде. При организации предметно-развивающей среды мы должны учитывать образовательные задачи для детей разного возраста. Главная задача обеспечить детям эмоционально положительное самочувствие, поощрять самостоятельность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.
Источник
Библиографическое описание:
Галич, Т. Н. Влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста / Т. Н. Галич, А. Г. Цветкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3386/ (дата обращения: 18.09.2020).
В статье рассматривается влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: предметно-игровая среда, развитие, дошкольник.
Созданию предметно-игровой среды в современном ДОУ на сегодняшний день уделяется огромное внимание. Воспитатели стараются применять современные комбинации и основы воздействия предметно-игрового пространства, так как группа д/с для множества детей считается их вторым домом, где они находятся больше времени. В д/с дети играют, рисуют, лепят, кушают, спят, общаются с ровесниками и старшими. Подтверждено, тем что, в какой мере уютно оборудована предметно-игровая среда в группе, в зависимости какие показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, степень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние. Развивая предметно-игровую среду в ДОУ (в групповой комнате), нужно предусмотреть все без исключения аспекты воздействия на среду и развитие ребенка от яркого дизайна помещений вплоть до выбора игрового оборудования (игрушек). При оформлении группового помещения важно не забывать о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, по этой причине следует, для того, чтобы яркое оформление формирования в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его разработки возраста детей. В оформлении детского помещения нужна не пестрота, а тональные различные цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой палитры. Нужно помнить, что смена цветоощущений проявляет, стимулирует и угнетающе воздействует. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОУ выполнял значительную роль, помогал дошкольникам, там самым, чтобы отыскать нужное место или зону в помещении [1;16].
Наиболее важное значение предметно-пространственная развивающая среда влияет на состояние здоровья дошкольников, как физическое, так и психологическое. По этой причине следует формировать предметно-пространственную среду, что поспособствовала самосохранению и укреплению здоровья воспитанников. В нормативных правовых актах, стабилизирующих работу в ДОУ прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников.
Предметно-развивающая среда составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён навык, познания, вкусы, способности и потребности множество поколений. Посредством через предмет дошкольник познает себя, свой индивидуум. Дошкольник обретает свою вторую жизнь в предметах подкультуры, в виде отношений социума друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). С этого, в каких-либо взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом перемен, совершающихся в среде, обуславливается динамика развития, высококачественных психологических процессов. Педагогические возможности среды многоаспектен: это-и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базисным ценностям, усвоение социального навыка, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это-и способ информации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Следовательно, среда-это общественно культурная деятельность, образ жизни, область передачи и закрепления глубоко общесоциального навыка, культуры и подкультуры, развития творчества. Среда формируется только лишь в следствии данной работы, а осваивание её субъектом воплощается при помощи эстетического, познавательного, оценочного и других видов отношений и взаимодействий. Воспитательно-образовательная система д/с содержит в себе и формирование обширных интересов и форм деятельности детей. Простые формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с подключением простых трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия согласно ознакомлению с окружающим явлениями природы ребенка и социума, разные формы эстетической деятельности, простые формы учебной деятельности согласно усвоение чтения, письма, арифметики и в конечном итоге, ролевая игра [2;65].
Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, подразумевает целостность общественных и предметных методов обеспечения различных видов деятельности детей. Данный эффективный способ формирования специфических детских видов деятельности в дошкольном детстве, имеет непреходящую ценность, в период жизни ребенка [3;23].
Предметный мир, воспринимаемый детьми, без исключения наиболее углубляется для него. В данный мир вступают предметы, с какими способен функционировать и функционирует непосредственно дошкольник, тем самым и др. окружающие вокруг него предметы. Предметно развивающая среда в любой возрастной группе д/с обязана обладать характерными признаками, а непосредственно: для третьего года жизни -это довольно огромное место для самореализации в быстром темпе детей среднего дошкольного возраста важно учесть интерес в игре с одногодками и особенность уединяться в старшей группе весьма немаловажно рекомендовать детям игры, психологические процессы развивающие такие как: восприятие, память, внимание и т. д. Согласно взросления детей предметно-развивающая среда обуславливается сперва лично педагогом с учетом заинтересованности детей младшего возраста, со средней группы формируется воспитателем совместно с детьми, старшие дети сами формируют и изменяют её с позиции детских интересов [4;87].
Литература:
- Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. — 2-е изд. — Волгоград: Учитель, 2014. — 16 с.
- Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.. — Справочник старшего воспитателя -№ 8. Просвещение, 2014. — 65 с
- Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов.. — Владимир: ВГПУ, 2015. — 23 с..
- Епачинцева Н. Д.. Организация развивающей среды в ДОУ. — Белгород: БГУ, 2014. — 87 с
Основные термины (генерируются автоматически): предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда, дошкольник, дошкольное детство, дошкольный возраст, предмет, развивающая среда, ребенок.
Похожие статьи
ребенок, предметно–развивающая среда, развивающая среда…
Предметно–развивающая среда-составная часть развивающей среды дошкольного детства.
детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно–игровая среда…
Развивающая предметно-пространственная среда как средство…
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.
Значение предметно-пространственной развивающей среды…
Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.
ребенок, предметно–развивающая среда, развивающая среда…
Создание предметно–развивающей среды для детей… ребенок, предметно–развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды…
Предметно–развивающая среда дошкольной образовательной…
Предметно–развивающая среда дошкольной образовательной… детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение, Омутнинский…
Создание предметно–развивающей среды для детей…
предметно–развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната, детский сад, младший возраст, коммуникативная функция, групповое пространство.
Проектирование развивающей среды для самостоятельной…
Особенное влияние предметно–развивающая среда способствует развитию самостоятельности у ребенка дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Предметно–развивающая среда в ДОУ как пространство для…
Предметно–игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Организация игровой деятельности детей раннего возраста…
Мы стараемся сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Источник