Влияние художественной литературы на развитие ребенка

Влияние художественной литературы на развитие ребенка thumbnail



В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей и воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста по привлечению ребенка к книгам и способствующие развитию речи детей.

Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи.

Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год назван «Годом литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, а особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка.

Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему истории о добрых волшебниках и злых колдунах, королях и королевах, богатырях и разбойниках. Это повлияло на Пушкина в будущем, он вырос и сам стал сочинять волшебные сказки, основой которых послужили рассказы его няни.

Такие всеми любимые и простые в запоминании стихи Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок качается», помогают с раннего детства пробудить у детей светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность и заботливое отношение к живому. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. [5, с. 22]

Воздействие этих произведений длительно. Ярко воспринятые и пережитые нами картины и образы проходят вместе с нами через всю жизнь. Мы не перечитываем каждый месяц Пушкина или Толстого, Маяковского или Горького. Не ходим каждую неделю в «Третьяковку», чтобы насладиться живописью Репина или Сурикова, Пластова или Грекова. Не часто посещаем консерваторию, чтобы услышать творения Бородина или Мусоргского, Шостаковича или Прокофьева. Но образы их произведений живут в нас и оказывают влияние на наш духовный мир. Они сами — частица этого мира.

Писатели раскрывают в детстве истоки становления населения земли, попадают во внутренний мир малыша, постигая сложность и глубину нрава молодого жителя нашей планеты, раскрывают, как складывается персона в противоборстве ясных и темных начал, как она улавливает удовлетворенность и горечь мира, его гармонию и противоречия. Главное, что характеризует творчество лучших писателей, — доверие к детству, уважение к подрастающему человеку, умение видеть в нем потенциальные возможности и задатки, перспективы развития. [2, с. 47]

Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.

В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. [3, с. 84]

Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент. Выразительность языка раскрывается для детей в народных сказках; точность слова и последовательность отражается в рассказах; в стихах улавливается музыкальность речи. Лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение будет соответствовать интересам малыша, запросам и т. д.

По мере взросления детей продолжают знакомить с образной литературой. Это знакомство будет опираться на ранее заложенный материал в дошкольном возрасте. В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих детей стала примером в жизни. В процессе чтения, как это уже давно установлено отечественными психологами, у детей возникает первое и самое сильное впечатление от прочитанной книги. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус. Недооценивать чтение — значит лишать ребенка радости познания и наслаждения прекрасным, обеднять его нравственно-эстетическое развитие! [2, с. 63].

К сожалению в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг. Чтобы привлечь любовь к книге нужно: во-первых, понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стишки, показывать яркие иллюстрации. Во-вторых, показать личный пример. Очень часто дети хотят быть похожими на родителей. Тем самым происходит мотивация. В-третьих, следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли.

Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время. [4, с. 67]

Роль родителей в этом процессе немаловажна. С детства дети окружены любовью и заботой родителей. На кого как не на них им ровняться. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Читая и разбирая все прочитанное вместе с ним у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, а следовательно сформированными как личность».

Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания. Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка. Пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. [5, с. 188]

Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие. [5, с. 190]

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайна разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.

Литература:

  1. М.М. Рубинштейн, Воспитание читательских интересов у школьников, Учпедгиз, М., 1950, с. 89
  2. А.М. Докусова, Эстетическое воспитание, Учпедгиз, М., 1963, с. 58
  3. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.:Педагогика, 1979. — с. 192
  4. С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67
  5. В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, дошкольный возраст, формирование личности ребенка, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Источник

Наталья С
Роль художественной литературы в развитии дошкольников

Сигаева Н. Н. воспитатель МБДОУ детский сад №44 «Белоснежка»,

г. Тамбов

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Аннотация: художественная литература открывает и объясняет дошкольнику жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоции. Также велико ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка. Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения. В своей статье рассматриваю вопросы влияния художественной литературы на всестороннее развитие ребенка. Затронула различные возрастные группы и предложила литературу, которую можно использовать для чтения с детьми.

Ключевые слова: художественная литература, развитие, ознакомление, дошкольный возраст, всесторонне развитие, чтение, художественное произведение, дошкольник.

«Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя»

В. Сухомлинский.

Привлечение детей к чтению в настоящее время становится большой проблемой. С появлением высокоразвитых технологий и большим количеством источников информации все реже можно увидеть человека, увлеченного чтением. Взрослые не только сами потеряли интерес к литературе, но и не прививают любовь к книге своим детям – это привело к тому, что многие дети не знают сказок и былин своего народа, знаменитых русских и зарубежных писателей. Дети отдают предпочтение современным гаджетам, и героями для них становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольников, а это в свою очередь, никак не благоприятствует нравственному и социальному воспитанию, и развитию ребёнка.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе способствует развитию гармоничной, всесторонне развитой личности, которая воспитывает любовь к родному языку, родине, пробуждает воображение.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский и О. Никифорова) утверждают, что дошкольный возраст является первой ступенью в развитии будущего читательского таланта, но при этом дошкольники не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей.

Художественная литература — одно из важнейших средств, помогающих всесторонне гармоничного развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка так, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание.

Дети с раннего возраста способны научиться воспринимать художественное произведение. При чтении сказок педагог отражает характер персонажа интонацией и мимикой, передает их особенности, пользуется эмоциональными и выразительными средствами языка. В свою очередь дошкольники, при прослушивании художественной литературы обучаются сострадать героям, учатся ощущать внутренний мир человека, и взаимоотношения в окружающем мире. Поэтому осознание, наряду с содержанием элементов художественной выразительности. Необходимо развивать у ребёнка умение активно слушать, и вслушиваться в художественную речь. Эти умения помогут сформировать красивую, образную, грамотную речь, наполненную эпитетами, сравнениями, и помогут развить поэтический слух.

Ещё с младенчества происходит ознакомление детей с художественной литературой, оно начинается с детских попевок, песенок, потешек. Малые фольклорные формы благоприятствуют развитию образного мышления, дают возможность приобщить детей к культурному наследию своего народа, так как для детей младшего дошкольного возраста проще, доступней, и интересней для понимания и восприятия устное народное творчество.

У младших дошкольников вызывает интерес небольшие стихотворения, отличающиеся четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому предлагаются такие рассказы, как А. Барто «Мишка», «Зайка», Ю. Васнецова «Дон-дон», «Водичка-водичка». При систематическом чтении дети усваивают смысл, увеличивая этим самым свой словарный запас. Чаще всего взрослые используют потешки при формировании культурно-гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, многократно проговаривая с группой детей, или индивидуально с каждым ребёнком, у детей в памяти остается не только потешка, но и правильная последовательность действий.

В среднем дошкольном возрасте замечаются некоторые перемены в восприятии литературных произведений, в связи с увеличением его личного жизненного опыта, познаний и представлений, увеличивается читательский опыт.

Как показывают исследования (А. В. Запорожец, Т. И. Титоренко, О. О. Хоменко) дети лучше чувствуют границы между сказочными и реалистичными жанрами, ощущают законы сказочной фантастики. В связи с этим на данном этапе формируются первые познания о некоторых особенностях жанра. В данный возрастной период хорошо развито воображение, оно становится независимым, что помогает понятию авторского замысла, создает правильное виденье героев и событий, воспитывает эстетические чувства. Для восприятия произведения ребёнку уже не требуются иллюстрации к каждому сюжету, как это было необходимо на предыдущем этапе.

Многие исследователи (А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Н. Х. Швачкин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношений детей к языковым явлениям – ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. [3, 6]

В старшем дошкольном возрасте появляется стабильный интерес к книгам, готовность к прослушиванию чтения. Дети в этом возрасте осознанно воспринимают смысл произведения, действия героев, мотивацию их поведения, обращают внимание на особенности языка, образность речи, могут правильно судить о поступках героя, ссылаясь на свои понимания о нормах поведения и личный опыт. На данном этапе становится популярны у детей произведения, полные приключений и путешествий («Волшебник изумрудного города» А. Волкова); русские народные сказки, полные фантастичности, конфликта и препятствий («Морозко»). Все эти произведения распахивают дверь в мир фантазии, дают «пищу» для размышления о сложном мире, в котором сталкиваются непримиримые силы добра и зла, где добро непременно должно победить. В этом возрасте ребёнок способен воспринимать текст без иллюстрации, она начинает играть вспомогательную роль, уточняя появляющиеся восприятия, облегчая понятие смысла художественного произведения.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Источник