Влияние художественного слова на развитие ребенка
Влияние художественного слова на развитие дошкольников. Консультация для воспитателей
Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна
Должность и место работы: воспитатель МБДОУ г. Мценска “Детский сад № 10”.
Описание: материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования.
“Влияние художественного слова на развитие дошкольников.” (Консультация для воспитателей).
Воспитание средствами художественной литературы процесс сложный. Его нельзя свести лишь к развитию внешних чувств ребёнка, хотя и это важно. Литература прежде всего включает детей в ту ситуацию, которая вызывает у них определённые эмоциональные переживания, заставляет трепетно относиться к красоте и ощущать потребность в глубоких художественных впечатлениях.
Давно известно, что в детские годы почти все дети лепят, рисуют, поют, танцуют, любят стихи, рассказы и сказки, у них наблюдается заметная потребность во впечатлениях эстетического характера. Так от чего же позже у многих ребят эти способности воспринимать прекрасное исчезают и вместо них развивается эстетическая глухота и слепота? Социологические исследования наглядно показывают, что уже в школьном возрасте значительная часть читателей интересуется книгой с одной-единственной целью – получить информацию. Подростки нередко теряют художественную восприимчивость, читая исключительно научно-популярную, научно-фантастическую и детективную литературу. Их не интересует поэзия, психологическая проза, они потеряли интерес к нравственному смыслу поступков героев, к эстетической ценности литературных образов.
В чём же причина подобной эстетической незрелости? Психологи склонны объяснить её возрастными особенностями отрочества, когда человек во всём стремится к рационализму и динамике. Но только ли в этом дело? Не расплачивается ли отрочество за детство, которое прошло без глубоких впечатлений эстетического характера и не оставило в душе ребёнка стремления к красоте? И виноваты в этом часто мы, взрослые. Так, с книгой дети сталкиваются очень рано, с первых дней жизни, но не все книги, прочитанные в детские годы, способствуют эстетическому развитию личности. Происходит это потому, что в погоне за количеством усвоенных ребёнком писательских имён и книжных названий взрослые порой забывают об эстетической значимости произведения. А ведь можно с помощью даже самой маленькой библиотеки избранных книг воспитать в детях чувство прекрасного.
Планировать работу необходимо с учётом возрастных особенностей детей, подбирать произведения, соответствующие программе воспитания, доступные по содержанию и исполнению. Наши дети – слушатели, а не читатели. Поэтому эстетическое воздействие на них художественного произведения во многом зависит от того, как доносит его педагог. И тут важно уяснить идейное содержание произведения, правильно понять авторский замысел, выразительно прочитать текст. Необходимо работать над овладением техническими приёмами выразительного чтения, включающими дыхание, дикцию, правильность ударения. Выразительность чтения способствует полноценному восприятию произведения.
Чтобы углубить понимание, усилить активность восприятия детьми прочитанного, следует широко использовать беседы по тексту произведений. Такими беседами направляется внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка. Затем дети сами характеризуют образы, мотивированно оценивают их, настраиваются на сопереживание с героями произведений.
В развитии эстетических чувств и представлений особенно велика роль сказки. Она источник мудрости, выражение жизненного опыта многих поколений. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.
Художественная литература о природе имеет первостепенное значение для эстетического воспитания. Природа и книги о ней доставляют детям чувство радости, воспитывают понимание прекрасного, обостряют восприятие и пробуждают творческие способности.
Современные детские писатели каждый по своему учат юных читателей видеть всё многообразие красок и форм жизни, слышать всю полифонию звуков, чувствовать всю красоту живой природы. В их книгах дети встречают приход весны, проживают лето, любуются разноцветьем осеннего леса, по-новому, более зорко вглядываются в глушь зимнего леса в сказочном серебряном убранстве, глубже понимают эстетику природы.
В детской литературе книг о природе особенно много. Читая их, ребята проходят своеобразную школу эстетического вкуса, учатся по-новому видеть разнообразные сочетания цветов в природе и различать многочисленные оттенки одного цвета. Они заметят, что волк на мартовском снегу зелёный, утки на закате алые, что снег может быть и голубым, и серым, и розовым, а птица, летящая со скоростью семьдесят километров в час,- чёрной…
Только научившись понимать и любить природу, ребёнок сможет постигнуть высоко – нравственное чувство любви к Родине. До боли знакомая тропинка в лесу, родная деревня, маленькая речушка, в которой научился плавать, – это с годами прорастает в душе человека крепкими ростками любви к родной стране. В воспитании этого чувства важное место отводится произведениям современной психологической прозы. «Вот Моя деревня», «Чиж Королевич» Владимира Арро, «Откуда идут тучи?» Радия Погодина, рассказы Б. Заходера, С. Баруздина, как и многие другие произведения современных прозаиков. Решают по-своему задачи эстетического воспитания дошкольников: учат видеть и замечать красоту человеческих отношений в обществе, помогают постигнуть смысл высоких нравственных понятий. Главное из которых – «Родина».
Вводя ребят в мир прекрасного, авторы многих детских книг понимают серьёзные эстетические проблемы, используют философские размышления о соотношении красоты и пользы, красоты и добра, красоты и счастья.
Первыми показателями эстетического развития детей являются образность речи, умение выразительно рассказывать сказки, читать стихотворения. Всему этому необходимо уделять большое внимание, как на занятиях, так и в свободное время. Детям надо давать задания, способствующие активизации поэтического слуха, т.е. способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием. Это отгадывание и загадывание загадок. Чтение наизусть пословиц, поговорок, потешек.
Особое, действенное начало таит в себе эстетика поэзии. Красота стиха, его ритм и музыкальность овладевают всеми чувствами, сознанием и волей дошкольника. Поддаваясь силе эстетического воздействия поэзии, ребёнок чувствует желание самому участвовать в творчестве и создавать прекрасное.
Основоположники детской поэзии, не только заботились о глубине мыслей, содержания стихотворения и полезной информации, но и ревностно следили за красотой звучащего слова, оттачивали мастерство стихосложения, размышляли о гармонии содержания и формы стиха. Их творческие усилия, вдохновенный труд и смелое новаторство были направлены на духовное развитие маленького гражданина нашей страны, подчинены задаче интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания детей.
В стихах лучших современных детских поэтов – Сергея Михалкова, Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского, Александра Крестинского и др. эстетическое воздействие на ребёнка оказывают поэтический образ, ритм, рифма и всё интонационное богатство стихотворной речи.
Эстетическая оценка социальных явлений – важная часть мировоззрения человека, и по мере роста его духовных запросов роль верных эстетических критериев будет вырастать.
Об эстетическом воздействии литературы можно говорить только тогда, когда её герои вызывают к себе определённое отношение детей, волнуют их, когда возникают яркие эмоциональные образы. Для достижения этого необходимо проводить рассматривание и сравнение иллюстраций. Чтобы иллюстрации усиливали эстетическое воздействие текста, строить работу следует по определённому плану. На одних занятиях дети рассматривают картинки, сравнение которых поможет им увидеть различные позы, движения, жесты. Другие занятия направляют на восприятие детьми художественных средств, передающих настроение героев через мимику. На следующих занятиях сравнивают иллюстрации, контрастные по цвету.
Таким образом, целенаправленная работа над иллюстрациями развивает способность понимать художественный образ через восприятие выразительных средств, повышает интерес к книге, глубже раскрывает её идею.
Большое значение в эстетическом воспитании детей имеют звукозаписи произведений, исполняемых мастерами искусств. При пересказе дети стараются подражать голосам героев сказки. Такое прослушивание развивает и обогащает речь детей, так же способствует лучшему эстетическому восприятию произведения.
Роль детской литературы в эстетическом воспитании дошкольников неизмеримо велика. Детская литература развивает художественный вкус ребёнка, эстетическое восприятие действительности, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни человека.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическое пособие для дошкольников
Особенности развития детей дошкольного возраста
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Общение детей дошкольного возраста со сверстниками
Похожие статьи:
Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет
Развитие мелкой моторики у детей
Как научить ребёнка считать
Современные подходы к дошкольному образованию
Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников
Источник
Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста.
В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.
Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.
Писатели – природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира. Произведения М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, Н.И.Сладкова и других не только дают детям полезные знания, но и учат их тонкой наблюдательности, материалистическому пониманию явлений природы, воспитывают гуманное отношение к животным.
Произведения детской художественной литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.
Маленький ребенок верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, сам как бы становится участником передаваемых событий, сочувствует добру, осуждает зло. Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерные для сказки торжество справедливости, победа добра над злом вызывают сочувствие ребенка. Таковы любимые детьми сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «Крошечка – Хаврошечка», «Царевна-лягушка» и многие другие. В сказке ребенок видит убедительные примеры подлинной дружбы («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» и др.).
Поучительны и народные песенки, которые слышит ребенок с самых ранних лет.
В течении многих веков сказка и песенка любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Доступные детям произведения классиков пользуются любовью детей и не утратили своего большого воспитательного воздействия. Рассматривая иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке», ребенок, увидев старуху, сидящую у разбитого корыта, говорит: «Так тебе и надо, жадная!». Рассказы Л.Н.Толстого «Лев и собачка», «Филиппок» и другие до сего времени составляют золотой фонд литературы для детей.
Замечательная книга К.Д.Ушинского «Родное слово» воспитала не одно поколение русских людей.
Книги советских писателей – В.В.Маяковского, К.И.Чуковского, А.П.Гайдара, С.В.Михалкова и многих других, пронизанные гуманизмом, говорят детям о любви к Родине, о честности, героизме, дружбе.
Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи, чувствует красоту поэтической метафоры:
– Туча по небу идет… (А.С.Пушкин)
– Елка плакала сначала
От домашнего тепла… (С.Я.Маршак)
– К нам на длинной, мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке… (З.Н.Александрова).
Любовь к художественному слову нужно воспитывать в раннем детстве; с ней ребенок перейдет из детского сада в школу и в дальнейшем будет любить родную литературу.
Проблемы:
Говорите правильно.
Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.
Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоциональной речью.
Вот почему будущему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. Это нелегкая задача. Но главная проблема в том, что не все воспитатели хотят эту проблему решать. Или считают, что проблемы вообще нет. « Как умею читать, так и читаю» – думают они. А ведь, умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки дикции и голоса.
В статье Н.Мироновой (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методики преподавания литературы, МПГУ), говорится о том, как овладеть навыком выразительного чтения и уметь применять его при работе с дошкольниками. ДВ №6,2006.
Конечно, хорошо, если воспитатель знает и любит литературу, но ему еще нужно уметь «заразить» этой любовью детей. Богатые возможности для формирования этого умения предоставляет практика. ДВ №5, 2006.
Источник
Валентина Беляева
Роль художественного слова в эстетическом развитии дошкольников
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, именно в это время закладываются черты его характера и начинается становление личности. В наше время дошкольномудетству уделяется большое внимание: внедряют разнообразные программы, проводят научные исследования, в детских садах работает психологическая служба, детей водят в музеи. Но, процесс формирования культурного человека не может быть только публичным.
Наоборот, чем более он интимный, личностный, тем более он значим для ребёнка и тем больший след оставляет в его душе. Всем нам давно известна постоянная потребность ребёнка в общении.Ему важно знать: где и у кого он найдёт ответы на все свои «почему?», «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». Постоянный неторопливый поиск ответов на эти вопросы, раздумье над ними, пусть детское, даже парадоксальное, формируют в ребенке нравственно-волевые качества, помогают развивать чувства и эмоции.
Особую роль в этом процессе играет художественное слово. Именно книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка – память сердца. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам – нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека.
Художественная литература обладает рядом особенностей,которые делают ее незаменимым средством нравственного воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого. Кроме того, художественное произведение создает условия для обобщениям и в итоге — отрыва от конкретной ситуации.
Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Оно помогает ему осознать свое поведение и строить его на качественно новой основе — понимании правил и норм морали.
При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно,его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка.
Стихотворения помогают установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения,которые в них содержатся: “Теплую водичку льем на нашу птичку”, “Сердце бьется шибко. Ах ты, моя рыбка! До чего же дорога мне твоя улыбка!” (Благинина “Аленушка”).
Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью. И в более старшем возрасте ласковые обращения, создавая эмоциональный настрой, помогают ребенку преодолеть трудности. С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создается воображаемая ситуация и умывание, одевание,прием пищи приобретают сходство с игрой: воду для купания принес Егорка (И. Токмакова “Тили- тили”); помогают одеваться бычок, сверчок, собачка, козленок, синичка (В. Бардадым “Как Галю одевали”); собачка ест в плошке, а дочурка с ложки (Г. Лагздынь “Ешь, собачка!”).
Конечно, нельзя превращать прием пищи, умывание, одевание в игру, которая вызывает слишком бурную эмоциональную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение должно не противоречить действиям, которые совершает ребенок, а органично включаться в контекст режимной процедуры. Например, во время еды не просто “превратить” пирожок в румяный теплоход, а заставить его действовать соответствующим образом — он плывет прямо в рот. (Р. Куликова “Румяный теплоход”). Укладывая спать, рассказать малышу в стихотворной форме про усни-траву (И. Токмакова “Усни-трава”, серого сонного слона, который заслоняет ночью окно (И. Токмакова “Сонный слон”). Тогда ребенок настраивается именно на то действие, которое ждет от него взрослый.
Пусть с помощью художественного слова малыш каждый день делает небольшие, но очень важные для него открытия. Тогда каждый день будет приносить ему что-то новое, а малыш с радостью и нетерпением будет его ждать. Стихи помогут ребенку по-другому взглянуть на мир, увидеть его многообразие и красоту, заметить необычное в повседневном. Так постепенно формируется поэтически внимательный взгляд на мир и на такие обыденные бытовые процессы, появляется чувство сопричастности ко всему происходящему вокруг. Интерес ребенка к этим режимным процессам, которые повторяются ежедневно и по нескольку раз в день, поддерживаются через открытие в них нового содержания с помощью стихотворений. Так, они привлекают внимание малыша к частям его тела,уточняя и расширяя тем самым его представление о самом себе: “Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки” (Г, Лагздынь “Ладушки”); “Носик, носик! Где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик?. ” (Г, Лагздынь “Умываемся”).
С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают. Например, малышу трех лет, конечно, интересно будет узнать, что каша “сделана” из гречки, которая варилась в печке (3. Александрова “Вкусная каша”). Художественное слово помогает удовлетворять растущую познавательную потребность ребенка, устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства предметов. Причем стихотворения рассказывают об этом легко, непринужденно, создавая игровую воображаемую ситуацию, что близко малышу и поэтому легко запоминается. Здесь же расширяются представления ребенка о предметах. Они выступают в многообразии своих свойств, качеств и признаков, Например, “мыло душистое, белое, мылкое” (Я. Аким “Мыло”); водичка булькает и пенится (С. Капутикян”Хлюп-хлюп”). Стихотворное описание бытового процесса может содержать логическую задачу, решение которой вызывает интерес. Например, почему быстро “худеет” мыло, если каждый день мыть руки (Р. Сеф “Мыло”). Таким образом, художественная литература уточняет, обогащает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, с социальным окружением.
С ее помощью решается и другая задача — выдвижение требований и их обоснование. С опорой на художественное слово ребенку легче принять и выполнить требование взрослого, например “вымой руки”, подчинить ему свое поведение, так как стихотворение снимает открытый дидактизм этого требования. Произведение создает у малыша установку на предстоящее действие, то есть готовность его выполнить. Вот Жучка тявкает во сне — ей, наверное, что-то снится, — у ножки стула спит серенький котенок, бабушка заснула в мягком кресле, зевает мишка. И на ласковый вопрос взрослого, содержащий в себе скрытое, косвенное требование, которое является как бы итогом,выводом из ситуации: “Не пора ли Маше спать?” (С. Капутикян “Все спят”, ребенок отвечает утвердительно. Таким образом, с помощью стихотворения можно создать не только эмоциональный настрой, но и вызвать само предстоящее действие. И делает это художественное слово тактично, ненавязчиво, не подавляя самостоятельность ребенка, а открывая простор для его собственной инициативы. Так стихотворение внушает малышу скрытое требование. А он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.
Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, играх-драматизациях.
Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев. Также дети с увлечением лепят по мотивам любимых произведений.
Таким образом, литературное произведение даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у них формируется способность правильно оценивать всё то, о чём они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово мы осуществляем нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием. Ведь нужно еще научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни, а многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство во всех его проявлениях, в том числе и искусство художественного слова.
Во все времена известен интерес детей к сказкам. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Сказка открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»);Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»);Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», Заюшкина избушка»). Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь»предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Тематика их широка и разнообразна. По праву завоевали любовь детей рассказы В. Осеевой – цикл рассказов «Волшебное слово». Эти рассказы-притчи учат детей вежливости, честности, формируют высокие моральные качества – заботливость, уважение к людям, трудолюбие. А рассказы Н. Калининой «Помощники», «Как Сашу обожгла крапива» учат детей смелости и послушанию, заботливости и внимательности, учат ребят быть честными, правдивыми, отзывчивыми и добрыми. Ее же рассказ «Разве так играют?» помогают воспитывать у детей умение дружно играть, быть внимательным к товарищам.
Для детей старшего дошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтому именно в этот период жизни детей, необходимо воспитывать у них любовь к животному миру.Через рассказы о животных: К. Паустовского «Кот-ворюга», «Заячьи лапы» и М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Золотой луг», дети проникаются любовью к родной природе, родному краю; учатся доброте, тому,что о животных нужно заботиться: кормить, беречь, ухаживать за ними. Рассказы о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле.
Конечно, ничто не сравнится с волшебным миром поэзии, которая обогащает душу ребёнка красотой и гармонией. Поэзия способствует пробуждению чувства прекрасного, радости и оптимизма. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты! В душе ребёнка, умеющего радоваться, наслаждаться красотой природы не остаётся места обидам, зависти, злобе. Певучие и лиричные стихотворения классиков русской литературы, воспевающие красоту природы – И. Бунина «Листопад», Ф. Тютчева «В небе тают облака», «Зима недаром злится», А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Вот север, тучи нагоняя», «Зимнее утро», учат детей любить природу, понимать её красоту и доброту, быть неравнодушным к природе; воспитывают наблюдательность, глубокую и искреннюю любовь к Родине, своей отчизне
С. Я.Маршак говорил: «Литературе нужны не только талантливые писатели, но и талантливые умные читатели». Читатель в ребенке просыпается раньше, чем он научиться читать. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Слушая рассказ, стихотворение, сказку, они ясно представляют в своём воображении описываемые явления, события, людей, предметы. При этом дети испытывают разнообразные чувства, выражают своё отношение к героям, их поведению, поступкам, сочувствуют одним и осуждают других, переживают радости и неудачи.
Источник