Влияние хореографии на развитие личности ребенка

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Занимая особое место в социальной жизни общества, как на ранних этапахразвития человечества, так и в настоящее время, хореография является одним из своеобразных институтов социализации людей, в первую очередь молодого поколения – детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.Задачами хореографического образования детей является не только развитие творческого потенциала ребенка и формирование профессионального мастерства, но и воспитание всесторонне развитой личности.

Выбирая профессию, связанную с хореографическим искусством, необходимо понимать, все сложности, которые требует от тебя профессиональная педагогика и этика.

Станиславский считал, что учебно-воспитательская работа должна строиться в двух направлениях, которые можно рассматривать только в тесном единстве. Одно – воспитание идейных и моральных качеств у каждого члена коллектива, другое – совершенствование профессионально-технических навыков.

Формы воспитания и обучения теснейшим образом переплетаются в единый комплекс, способствующий гармоническому развитию исполнителей.

Воспитание гармонически развитой личности реализуется в его составных сторонах: умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Эти стороны воспитания тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом; все они направлены на формирование целостной личности.

В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Знакомство с историей и культурой – есть воспитание в самом широком смысле. На основе любви к своему искусству рождаются патриотические чувства, расширяется кругозор. Процесс этот творческий, активный, не лишённый самотворчества, не подменяющий инициативу указаниями.

Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.Состояние тела, организма, особенности внешности, фигуры влияют на мироощущение ребенка. Поэтому одной из задач педагога-хореографа является укрепление чувства безопасности и обеспечения телесного комфорта, поддержанию оптимального телесного сознания на занятиях хореографией.

Следует отметить, хореография как вид искусства направлена не на массы, а обращена к личности, к субъекту, что во многом определяет силу его эмоционального воздействия на личность. Пластическая выразительность движений в танце, с одной стороны, отражает качество эмоционального проживания, смыслового наполнения движений, а с другой, – это способность ребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы. Включаясь «всем телом» в творческий процесс, ребенок импровизирует, обретает внутреннюю свободу.

Кроме физического развития также растет культура поведения: дети становятся более вежливыми, начинают относиться внимательней к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни. «Движения – это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустое … Умение встать – тоже много значит» (А.С. Макаренко).

Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, анализировать и делать выводы.

Человек, посвятивший себя педагогической, воспитательной деятельности, должен обладать многими качествами. А так как хореография имеет свою специфику, то она, естественно, и определяет особенность педагога-хореографа.

От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральные и этические принципы его учеников.

Для детей очень важно всё, что делает педагог, с первого до последнего занятия, каждое слово и действие. Даже внешний облик – подтянутость, опрятность, аккуратность, хорошие манеры, походка – производит впечатление на учеников.

Немаловажным аспектом в деле воспитания детей является и такое качество, как выдержка, умение управлять своими эмоциями и чувствами, не терять чувство контроля над своим поведением в любой ситуации и в любое время.

Входя в класс, он должен за дверью оставить свои личные переживания, какими бы сильными они ни были. Ибо это настроение тут же передаётся ученикам. И наоборот, войдя в класс с приветливой улыбкой, педагог задаёт необходимый тон занятию, возникает прекрасная атмосфера для успешного проведения урока, в котором физические усилия всегда сочетаются с большой затратой нервной энергии.

Немаловажным моментом в деле воспитания коллектива в целом и каждого участника в частности является репертуар. Богатство высокохудожественного репертуара и его доступность в освоении создает основу формирования художественного вкуса ребенка, раскрывает его творческий потенциал. При этом с одной стороны, педагог получает информацию о внутреннем мире ребенка, с другой, – проектирует вариации и трансформации образов, позитивно воздействующих на эмоционально-духовную сферу ребенка. От содержательности репертуара во многом зависит идейное, эстетическое и художественное воспитание не только коллектива, но и зрителя.

Для того чтобы создать единый сплочённый коллектив, педагог должен учитывать возможности каждого ребёнка и уметь организовывать учебный процесс на каждом этапе его развития.

Поступая в средние специальные и высшие учебные заведения, молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве – независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Исходя из целей любых программ по хореографии, основными задачами являются:

1.Укрепление здоровья:

– Способствование росту и развитию опорно-двигательного аппарата.

Читайте также:  Картинки одежды для развития ребенка

– Формирование правильной осанки.

– Развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2.Совершенствование психомоторных способностей:

– Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации, силовых способностей.

– Содействие развитию чувств ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовать движения с музыкой.

– Формирование навыков пластичности, выразительности, грациозности танцевальных движений.

3.Развитие творческих и созидательных способностей детей:

– Развитие мышления и воображения.

– Расширение кругозора.

– Воспитание эмоционального выражения, раскрепощенности, уверенности в себе.

– Развитие инициативы, творческой активности, чувства товарищества, взаимопомощи, умения работать в коллективе.

Таким образом, хореографический коллектив должен стать хорошей школой общения, где закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда. Руководителю, работающему с детьми, необходимо понимать, что воспитательная функция танца обладает большой силой эмоционального воздействия и эффективна тем, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства человека, поэтому занятия танцем являются органической частью всей системы художественного образования и формирования ребёнка как личности.

Литература:

  1. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. Дубна, 1997г.

  2. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос, 2003г.

  3. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991г.

  4. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000г.

  5. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000г. №2.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«СТАРТ+»

Влияние занятий хореографией

на формирование личности ребенка

Педагог дополнительного образования

Вербецкая Оксана Валерьевна

Санкт-Петербург

2016

Будущее любой страны во многом зависит от того, каким воспитано  подрастающее поколение. В России в последние годы много делается для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно,  росли полноценными и достойными гражданами страны. И в вопросе личностного формирования  дополнительное образование детей может и должно сыграть весомую роль. Занятия в домах творчества,  творческих  центрах, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс как раз в рамках дополнительного образования детей – одна из важнейших составляющих создания нашего будущего. Они не только участвуют в конструировании единого образовательного пространства, которое многократно повышает эффективность воспитания личности.  В процессе этих занятий раскрываются творческие способности и  таланты юного поколения, происходит нравственное и физическое формирование личности, ее социальная адаптация в обществе, включая  профессиональную ориентацию.

Одним из таких центров, активно участвующих в работе по формированию подрастающего поколения является Центр детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга. В нем действуют многочисленные творческие объединения четырех различных направленностей: художественной, технической, социально-педагогической и физкультурно-спортивной.  У детей есть возможность выбрать занятия по своим интересам и потребностям. Теперь же хочется остановиться на теме, особенно мне близкой: роль и возможности хореографии для гармоничного развития ребенка.

Детство – это период жизни, в котором человек легко поддается воспитательным воздействиям и влияниям.  Именно в этот период закладывается основа, на которой базируется не только последующее обучение и воспитание, но практически вся последующая жизнь. 

Воздействие обучения хореографии на формирование личности ребенка может быть глубоким и крайне разнообразным, спектр личностных параметров, которые активно развиваются в этом процессе, широк и зачастую неожидан для неискушенного взгляда. В результате многие родители неадекватно оценивают перспективу и результативность обучения их ребенка танцам, хореографии. Достаточно широко бытует мнение, что обучать детей хореографии имеет смысл лишь в том случае, когда поставлена цель сделать танцы профессией, делом жизни. Но в то, что из девочки вырастет прима-балерина Большого, или хотя бы Мариинского театра, практически никто не верит (этих прим – единицы, а в кружках обучаются тысячи, а то и больше); стать средненькой танцовщицей – такой судьбы никто из родителей в здравом уме своей дочери не пожелает (хотя немного странно: инженер-середнячок, средненький учитель из тех, что с маленькой буквы «у» – такая перспектива часто почему-то представляется нормальной, вполне респектабельной). Я уже не говорю о сложившемся мнении о, мягко говоря, неупорядоченной, «богемной» жизни людей искусства вообще и танцоров, в частности.

Так что в лучшем случае родители девочки, которая просится на занятия в студию хореографии, разрешают ей, но как-то несерьезно: очень хочется – ну, пойди, потанцуй, скоро сама бросишь.

А теперь посмотрим непредвзято: чем будут полезны занятия хореографией, танцами для детей?

  1. Укрепление здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух». Те, кто регулярно и серьезно занимается хореографией, в значительной степени укрепляют свое здоровье: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая системы, мышечный корсет укрепляются, препятствуя возникновению заболеваний на годы вперед; регулярные физические нагрузки дают необходимый выплеск эмоциональной энергии, способствуют формированию ровного характера.
  2. Ритмичность. Танец без ритма невозможен, и в процессе занятий постоянно улучшается чувство ритма, весьма полезное не только в танцах. Хорошо известно, что любая работа, деятельность, выполняемая в определенном ритме, получается лучше, результативнее. Жизненные ритмы не менее сложны, чем танцевальные. Занятия хореографией развивают умение ощутить, уловить ритм и следовать ему, как в танце.
  3. Пластика. Развитая пластика полезна не только для физического здоровья, но и для общения, для социальной коммуникации. Все знают, как трудно и порой неприятно общение с человеком, который постоянно «дергается» и «дергает», такого общения мы стараемся избегать. Но мало кому приходит на ум, что плавность и пластичность, которой обучаются дети на занятиях хореографией, и комфортность в общении с «недерганым», «плавным» человеком, по сути – разные проявления той самой пластики.
  4. Формирование характера, его «закалка». Для того, чтобы хорошо освоить любое действие, нужно его многократно повторить. Это же справедливо и по отношению к обучению хореографии: для достижения цели как в танцах, так и в любом деле, требуется упорство. Умение не отступить, понять причину неудачи, исправить то, что нуждается в исправлении и все равно достичь цели – это важно в любой жизненной сфере, и занятия хореографией воспитывают это умение.
  5. Точность выполнения поставленной задачи. Исполнение  движения, связки, танца красиво, когда оно точно. Сначала педагог ставит задачу и бдительно следит за точностью ее выполнения; затем и сам обучающийся начинает ставить себе задачи и стремится выполнить их с такой же точностью. Не правда ли, крайне полезный для жизни навык?
  6. Обязательность. Представьте себе, что несколько участников творческого коллектива забыли про важную репетицию или выступление, перепутали время, увлеклись чем-то крайне интересным и не пришли на эту репетицию или выступление. Понятно, что мероприятие будет по меньшей мере подпорчено, а отношение пришедших вовремя участников к «прогульщикам» будет весьма негативным. Так вот: описанная ситуация для танцевального, хореографического коллектива – вопиющая редкость. И обязательность не только производит хорошее впечатление на окружающих, она также очень помогает и в достижении социальных целей.
  7.  Психологическая устойчивость, внимательность,  сосредоточенность. Как во время занятий, так и на выступлениях всегда присутствуют внешние раздражители, стрессовые ситуации, факторы, отвлекающие от исполнения танца или его элементов, вызывающие сильное волнение. Все эти моменты мешают выполнению поставленной задачи. Не умея абстрагироваться, «отключаться» от постороннего, невозможно качественно сделать дело, которым ты занят. В процессе же обучения хореографии формируется та самая психологическая устойчивость, необходимая практически во всех сферах деятельности.
  8. Настойчивость в достижении цели. Говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. Пройти путь от освоения азов танца, хореографии до исполнения танцевальной композиции, да еще на публике – это труд, упорный труд. Настойчиво идти к цели – это навык, который прочно нарабатывается при постоянных занятиях хореографией в течение нескольких лет. И этот навык весьма востребован в жизни.
Читайте также:  Индивидуальный план развития ребенка младшего возраста

Необходимо отметить: опыт занятий хореографией и ее преподавания показывает, что для достижения устойчивых результатов, о которых шла речь выше, необходимы регулярные занятия в течение 3-4 лет. Тот же опыт говорит о том, что 5-7 лет занятий дают фактически «необратимый» воспитательный и развивающий эффект, полученные навыки сохраняются на всю жизнь, а некоторые после этого связывают свой профессиональный путь с миром танцев.

Вывод из вышесказанного весьма очевиден: вне зависимости от того, какой профессиональный путь изберут дети, занимающиеся хореографией, в будущем, эти занятия активно способствуют формированию личностных качеств, необходимых для полноценной и успешной социальной жизни в дальнейшем. И если ваш ребенок захотел заниматься хореографией, отнеситесь к этому серьезно, поддержите его желание, потому что эти занятия необходимо воспитают волевые качества, дадут отличный задел постоянному здоровому образу жизни, поспособствуют формированию и росту личности, которая сможет жить и работать в обществе завтрашнего дня эффективно и с удовольствием. Уверена, что этого желают своим детям все родители.

Источник

    Влияние хореографии на развитие личности дошкольника.

      Для чего учить танцевать детей в дошкольном возрасте? Ответ на этот вопрос мы находим у знаменитого педагога- хореографа К.Я. Голейзовского, который говорил о танце, что “гармония и красота внешнего, физического облика всегда тождественна в этой системе, внутренней гармонии, красоте духа».

      На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

      Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

     Изучению частных вопросов влияния занятий хореографией на гармоничное развитие ребенка посвящены исследования многих ученых, а именно: И.А. Баднин, И.И. Бахрах, Б.В. Шавров – рассматривали вопросы физического совершенствования человеческого тела по средствам обучения хореографии; Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов в своих работах отмечали, что занятия танцами прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе; Ю.А. Бахрушин, В.М. Красовская, С.Б. Смирнов, В.И. Уральская, Н.И. Эльяш – говорили, что занятия хореографией дают детям представления об актерском мастерстве расширяют круг знаний в области балетного театра; Н.Г. Александрова, Д.И. Кабалевский отмечали, что хореографические занятия ближе знакомят детей с музыкой и, безусловно, дают благодатную почву для развития детского творчества. Успехи же детского художественно-эстетического творчества определяются, как полагают Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, богатством и глубиной их духовной жизни, развитостью художественного чутья, эстетической восприимчивости и эстетических переживаний.

      Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.

Читайте также:  Норма и патология в социальном развитии ребенка

      Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии?”

       Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

       Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности.

       По наблюдению воспитателей заметные изменения происходят в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов  происходит между девочками и мальчиками, появляется  общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы.

       Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появляется больше самостоятельных решений; в движениях и позах  проявляется характер музыки; позы становятся выразительными.

       Воспитанники с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.

       Воспитанники старшего дошкольного возраста с удовольствием комбинируют сложные пространственные перестроения.

      Меняется уровень общекультурного развития воспитанников. По наблюдениям воспитателей средней, старшей, подготовительной групп положительные изменения происходят во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей. Расширяется  кругозор воспитанников.

       Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

        Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада; призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня.

     Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, как воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

      Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.

      Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

       Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. 

      Следовательно, говоря о занятии хореографией в дошкольном возрасте, основная цель педагогической деятельности – эстетическое развитие качеств личности ребенка по средствам изучения хореографического искусства. Для достижения чего мы видим необходимым решать следующие задачи:    
1. Прививать интерес к хореографическому искусству, по средствам применения разнообразных форм и методов работы (проведение занятий в специально оборудованном зале; просмотр балетных спектаклей, представлений, концертов как на профессиональных театральных сценах, так и по средствам использования технических средств обучения.

2. Развивать эстетическое восприятие, представление; способствовать формированию музыкального, художественного вкуса, посредствам подбора интересного музыкального материала; проведении интегрированных занятий по хореографии, включающих использование таких видов художественно-творческой деятельности как музыка, литература.

3. Воспитывать естественное побуждение и творческий подход к деятельности, по средствам развития интереса и применения разнообразных игровых приемов и способов обучения, по средствам совместного с детьми и родителями создания красочных костюмов для выступлений.
4. Обучать основам грамотного  выполнения хореографических упражнений, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

5. Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и профессионального проведения занятий, основанного на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и методов воспитания дошкольников.

Источник