Влияние хореографического искусства на развитие ребенка

Влияние хореографического искусства на развитие ребенка thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Занимая особое место в социальной жизни общества, как на ранних этапахразвития человечества, так и в настоящее время, хореография является одним из своеобразных институтов социализации людей, в первую очередь молодого поколения – детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.Задачами хореографического образования детей является не только развитие творческого потенциала ребенка и формирование профессионального мастерства, но и воспитание всесторонне развитой личности.

Выбирая профессию, связанную с хореографическим искусством, необходимо понимать, все сложности, которые требует от тебя профессиональная педагогика и этика.

Станиславский считал, что учебно-воспитательская работа должна строиться в двух направлениях, которые можно рассматривать только в тесном единстве. Одно – воспитание идейных и моральных качеств у каждого члена коллектива, другое – совершенствование профессионально-технических навыков.

Формы воспитания и обучения теснейшим образом переплетаются в единый комплекс, способствующий гармоническому развитию исполнителей.

Воспитание гармонически развитой личности реализуется в его составных сторонах: умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Эти стороны воспитания тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом; все они направлены на формирование целостной личности.

В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Знакомство с историей и культурой – есть воспитание в самом широком смысле. На основе любви к своему искусству рождаются патриотические чувства, расширяется кругозор. Процесс этот творческий, активный, не лишённый самотворчества, не подменяющий инициативу указаниями.

Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.Состояние тела, организма, особенности внешности, фигуры влияют на мироощущение ребенка. Поэтому одной из задач педагога-хореографа является укрепление чувства безопасности и обеспечения телесного комфорта, поддержанию оптимального телесного сознания на занятиях хореографией.

Следует отметить, хореография как вид искусства направлена не на массы, а обращена к личности, к субъекту, что во многом определяет силу его эмоционального воздействия на личность. Пластическая выразительность движений в танце, с одной стороны, отражает качество эмоционального проживания, смыслового наполнения движений, а с другой, – это способность ребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы. Включаясь «всем телом» в творческий процесс, ребенок импровизирует, обретает внутреннюю свободу.

Кроме физического развития также растет культура поведения: дети становятся более вежливыми, начинают относиться внимательней к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни. «Движения – это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустое … Умение встать – тоже много значит» (А.С. Макаренко).

Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, анализировать и делать выводы.

Человек, посвятивший себя педагогической, воспитательной деятельности, должен обладать многими качествами. А так как хореография имеет свою специфику, то она, естественно, и определяет особенность педагога-хореографа.

От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральные и этические принципы его учеников.

Для детей очень важно всё, что делает педагог, с первого до последнего занятия, каждое слово и действие. Даже внешний облик – подтянутость, опрятность, аккуратность, хорошие манеры, походка – производит впечатление на учеников.

Немаловажным аспектом в деле воспитания детей является и такое качество, как выдержка, умение управлять своими эмоциями и чувствами, не терять чувство контроля над своим поведением в любой ситуации и в любое время.

Входя в класс, он должен за дверью оставить свои личные переживания, какими бы сильными они ни были. Ибо это настроение тут же передаётся ученикам. И наоборот, войдя в класс с приветливой улыбкой, педагог задаёт необходимый тон занятию, возникает прекрасная атмосфера для успешного проведения урока, в котором физические усилия всегда сочетаются с большой затратой нервной энергии.

Немаловажным моментом в деле воспитания коллектива в целом и каждого участника в частности является репертуар. Богатство высокохудожественного репертуара и его доступность в освоении создает основу формирования художественного вкуса ребенка, раскрывает его творческий потенциал. При этом с одной стороны, педагог получает информацию о внутреннем мире ребенка, с другой, – проектирует вариации и трансформации образов, позитивно воздействующих на эмоционально-духовную сферу ребенка. От содержательности репертуара во многом зависит идейное, эстетическое и художественное воспитание не только коллектива, но и зрителя.

Для того чтобы создать единый сплочённый коллектив, педагог должен учитывать возможности каждого ребёнка и уметь организовывать учебный процесс на каждом этапе его развития.

Поступая в средние специальные и высшие учебные заведения, молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве – независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Исходя из целей любых программ по хореографии, основными задачами являются:

Читайте также:  Значение изобразительной деятельности в развитии личности ребенка

1.Укрепление здоровья:

– Способствование росту и развитию опорно-двигательного аппарата.

– Формирование правильной осанки.

– Развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2.Совершенствование психомоторных способностей:

– Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации, силовых способностей.

– Содействие развитию чувств ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовать движения с музыкой.

– Формирование навыков пластичности, выразительности, грациозности танцевальных движений.

3.Развитие творческих и созидательных способностей детей:

– Развитие мышления и воображения.

– Расширение кругозора.

– Воспитание эмоционального выражения, раскрепощенности, уверенности в себе.

– Развитие инициативы, творческой активности, чувства товарищества, взаимопомощи, умения работать в коллективе.

Таким образом, хореографический коллектив должен стать хорошей школой общения, где закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда. Руководителю, работающему с детьми, необходимо понимать, что воспитательная функция танца обладает большой силой эмоционального воздействия и эффективна тем, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства человека, поэтому занятия танцем являются органической частью всей системы художественного образования и формирования ребёнка как личности.

Литература:

  1. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. Дубна, 1997г.

  2. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос, 2003г.

  3. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991г.

  4. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000г.

  5. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000г. №2.

Источник

Родительское собрание на тему:

«Влияние хореографии на гармоничное развитие ребёнка»

Аннотация

Гармоничное разностороннее развитие личности ребенка является ведущей целью в образовательном процессе. Универсальным средством воспитания является хореографическое искусство. Цель разработки родительского собрания: способствовать пониманию у родителей и их осмыслению сущности занятий искусством хореографии и их социальной значимости в развитии личности ребенка. Данная разработка рекомендована для использования руководителям хореографических ансамблей, кружков и секций в учреждениях дополнительного образования и школах.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Именно хореография, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Внимание и забота о других – необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

Занятия хореографией придадут уверенности в себе и в своих силах вашему ребёнку, что позволит с лёгкостью достигать поставленных целей. Хореография у детей развивает музыкальный слух, чувство ритма. А это в свою очередь приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, и как следствие, ребенок способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен. Самовыражение ребёнка в танце, используя импровизацию, способствует умственному развитию. Занятия хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.

Занятия хореографией для детей с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, все человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определённых высот дают профессионализм в исполнении. И будьте уверены, родители, что ваш ребёнок от занятий хореографией станет ещё здоровее и сильнее физически, а значит – физиология всего организма будет активизирована на все сто. Уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстро схватывают всё налету. Они переполнены энергией, оптимистичны. В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия детей в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребёнка.

Читайте также:  Роль языка и общения в развитии ребенка

Советы родителям.

Совет первый:
Родители всегда должны интересоваться, чем ребёнок занимается на занятиях. Тогда у него точно будет успех в начинаниях. Когда ребёнок приходит с занятия, нужно попросить его рассказать и показать чему он научился сегодня. И обязательно говорить ребёнку, что он молодец, что у него сегодня получается лучше, чем вчера.
Родители должны понимать, что педагог не может каждый раз хвалить ребёнка – роста не будет, нужны замечания. А родители должны поддерживать ребенка.
Совет второй:
Выступление – это экзамен. Чтобы его сдать, надо подготовиться не только физически, но и психологически. Для ребёнка важен психологический настрой. А настроить и подготовить к выступлению, во-первых должны родители. Ребёнок должен понимать, что выступление это праздник, но в то же время и ответственная работа.
Совет третий:
Бывают такие ситуации, когда учителя в школе выступают против дополнительных занятий, считая, что они причина плохой учёбы. Но это совершенно не правильно. Пусть ребёнок в школе учится на тройки. Но, если он бросит заниматься танцами, поверьте, он не будет учиться лучше. Появившееся свободное время он просто будет использовать не туда. И, когда в школе начинают давить на родителя, что ребёнок скатился на тройки только из-за того, что он занимается чем то, это неправильно.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Тем самым способствуют гармоничному разностороннему развитию личности ребенка.

Анкета для родителей

  1. Желание заниматься хореографией – это обоюдное решение родителя с ребенком?

  2. Каков темперамент вашего ребенка?

  3. Как ребенка ласково зовут дома?

  4. Есть ли у вашего ребенка проблемы в общении с другими детьми?

  5. Ваш ребенок лидер?

  6. Посещали ли вы детский сад?

  7. Кто после занятий будет встречать вашего ребенка?

  8. Ф.И.О ребенка и родителей, ваш адрес и телефоны.

Источник

    Влияние хореографии на развитие личности дошкольника.

      Для чего учить танцевать детей в дошкольном возрасте? Ответ на этот вопрос мы находим у знаменитого педагога- хореографа К.Я. Голейзовского, который говорил о танце, что “гармония и красота внешнего, физического облика всегда тождественна в этой системе, внутренней гармонии, красоте духа».

      На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

      Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

     Изучению частных вопросов влияния занятий хореографией на гармоничное развитие ребенка посвящены исследования многих ученых, а именно: И.А. Баднин, И.И. Бахрах, Б.В. Шавров – рассматривали вопросы физического совершенствования человеческого тела по средствам обучения хореографии; Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов в своих работах отмечали, что занятия танцами прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе; Ю.А. Бахрушин, В.М. Красовская, С.Б. Смирнов, В.И. Уральская, Н.И. Эльяш – говорили, что занятия хореографией дают детям представления об актерском мастерстве расширяют круг знаний в области балетного театра; Н.Г. Александрова, Д.И. Кабалевский отмечали, что хореографические занятия ближе знакомят детей с музыкой и, безусловно, дают благодатную почву для развития детского творчества. Успехи же детского художественно-эстетического творчества определяются, как полагают Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, богатством и глубиной их духовной жизни, развитостью художественного чутья, эстетической восприимчивости и эстетических переживаний.

      Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка социокультурный подход

      Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии?”

       Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

       Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности.

       По наблюдению воспитателей заметные изменения происходят в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов  происходит между девочками и мальчиками, появляется  общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы.

       Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появляется больше самостоятельных решений; в движениях и позах  проявляется характер музыки; позы становятся выразительными.

       Воспитанники с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.

       Воспитанники старшего дошкольного возраста с удовольствием комбинируют сложные пространственные перестроения.

      Меняется уровень общекультурного развития воспитанников. По наблюдениям воспитателей средней, старшей, подготовительной групп положительные изменения происходят во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей. Расширяется  кругозор воспитанников.

       Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

        Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада; призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня.

     Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, как воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

      Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.

      Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

       Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. 

      Следовательно, говоря о занятии хореографией в дошкольном возрасте, основная цель педагогической деятельности – эстетическое развитие качеств личности ребенка по средствам изучения хореографического искусства. Для достижения чего мы видим необходимым решать следующие задачи:    
1. Прививать интерес к хореографическому искусству, по средствам применения разнообразных форм и методов работы (проведение занятий в специально оборудованном зале; просмотр балетных спектаклей, представлений, концертов как на профессиональных театральных сценах, так и по средствам использования технических средств обучения.

2. Развивать эстетическое восприятие, представление; способствовать формированию музыкального, художественного вкуса, посредствам подбора интересного музыкального материала; проведении интегрированных занятий по хореографии, включающих использование таких видов художественно-творческой деятельности как музыка, литература.

3. Воспитывать естественное побуждение и творческий подход к деятельности, по средствам развития интереса и применения разнообразных игровых приемов и способов обучения, по средствам совместного с детьми и родителями создания красочных костюмов для выступлений.
4. Обучать основам грамотного  выполнения хореографических упражнений, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

5. Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и профессионального проведения занятий, основанного на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и методов воспитания дошкольников.

Источник